Решение №1759//09 В Челябинское УФАС России 05.02.2019 поступила жалоба ИП Кор... от 15 февраля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ГКУ Челябинской области

«Центр организации закупок в сфере здравоохранения»

454087, г. Челябинск, ул. Кузнецова, 2а

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная клиническая больница № 3»

454021, г. Челябинск, пр. Победы, 287

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса

Шевченко, д. 23А

ИП

Исх.1759//09

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 67-ж/2019

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 12.02.2019

В полном объеме решение изготовлено 15.02.2019

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ИП Коровина Д.В., в присутствии: 

- представителя ГКУ Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» действующего на основании доверенности № 33 от 08.10.2018,

- представителя ГКУ Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» действующего на основании доверенности № 09 от 01.02.2019,

- представителя ГКУ Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» действующего на основании доверенности № 02 от 09.01.2019,

- представителя ГКУ Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» действующего на основании доверенности № 07 от 01.02.2019,

- представителя ГБУЗ «Областная клиническая больница № 3» действующего на основании доверенности № 5 от 09.01.2019,

- представителя ГБУЗ «Областная клиническая больница № 3» действующего на основании доверенности № 13 от 08.02.2019,

- представителя ИП, действующего на основании доверенности от 11.02.2019,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 05.02.2019 поступила жалоба ИП Коровина Д.В. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку кавафильтров для профилактики тромбоэмболии легочных артерий (изв. №0869200000219000002) (далее – аукцион).

Согласно представленным документам 28.01.2019 ГКУ Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» объявило о проведении аукциона.

Заказчиком выступило Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная клиническая больница № 3».

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 000 000 ,00 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 05.02.2019 в 10:00.

На момент рассмотрения жалобы ИП Коровина Д.В. контракт не заключен.

В жалобе заявителя указано, что в документации об аукционе установлена характеристика кавафильтров для профилактики тромбоэмболии легочных артерий в части наличия ножек различной длины, которая соответствует только одному производителю ALN (Франция), что может привести к ограничению количества участников закупки.

Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали, что техническим характеристикам, установленным в документации о закупке, соответствуют несколько производителей оборудования - CookMedical, Bard, ALN, Simon, что подтверждается письменными пояснениями заказчика.

Кроме того, заказчик пояснил, что обоснование необходимости наличия ножек различной длины содержится в документации о закупке и соответствует требованиям действующего законодательства.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупки.

Как следует из извещения и документации о закупке объектом закупки является поставка кавафильтров для профилактики тромбоэмболии легочных артерий, характеристики которых отражены в техническом задании документации о закупке.

Из письменных и устных пояснений заказчика следует, что характеристикам кавафильтров в части наличия двухуровневой системы и наличия ножек различной длины, соответствуют модели кавафильтров CookMedical, Bard, ALN, Simon, что подтверждается иллюстрациями указанного оборудования.

Кроме того, из информации, представленной заказчиком, в ходе обоснования начальной (максимальной) цены контракта три хозяйствующих субъекта – ООО «МедТрог», ООО «МАГНУСМЕДИКАЛ», ООО «КАРДИОСИСТЕМЫ» предложили к поставке кавафильтры производства ALN (Франция). Вместе с тем, данные источники, положенные в обоснование начальной цены контракта не могут быть приняты во внимание, так как запрос, направленный заказчиком указанным хозяйствующим субъектам, не содержал все характеристики, указанные в техническом задании, являющимся приложением к документации о закупке.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Вместе с тем, заявитель не предоставил документального подтверждения доводов жалобы, а именно доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об установлении в документации о закупке характеристик кавафильтра, ограничивающих количество участников закупки.

Так, в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Челябинского УФАС России заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие что характеристикам кавафильтров, указанным в документации о закупке, соответствуют кавафильтры производства ALN, в том числе не представлены сведения о моделях (марках) оборудовании, которое обладает функциональными и потребительскими свойствами, способными удовлетворить потребность заказчика.

С учетом изложенного, антимонопольный орган не усматривает нарушения в действиях заказчика в части установления характеристик, ограничивающих количество участников закупки.

2. Согласно части 4 статьи 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила № 145) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В пункте 5 Правил № 145 указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно пункту 6 Правил № 145 в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Более того, согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о размещении заказов документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, в том числе указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться с учетом фактической потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

В извещении о закупке объект закупки отнесен к коду КТРУ - 32.50.13.190-06779 кава-фильтр, что свидетельствует о необходимости описания объекта закупки в соответствии со сведениями, указанными по данной позиции КТРУ.

Согласно указанной позиции КТРУ, размещенному в единой информационной системе в сфере закупок, установлены следующие характеристики товара:

- длина интродъюсера - > 700 и ≤ 900;

- длина фильтра - > 50 и ≤ 60;

- максимальный диаметр фильтра - > 30 и ≤ 35;

- тип доступа – универсальный;

- тип установки – временный;

Кроме того, по данной позиции КТРУ указано следующее: изделие для сердечно-сосудистой системы, предназначенное для чрескожной имплантации в нижнюю полую вену для предотвращения легочной эмболии; изделие может быть извлечено по истечении определенного времени или оставлено в качестве постоянного имплантата. Достигая своего диаметра после развертывания в нижней полой вене, изделие создает радиальную силу, направленную наружу к поверхности сосуда, обеспечивая таким образом надлежащее положение и устойчивость. Изделие разработано для улавливания кровяного сгустка и поддержания проходимости вены. Изготавливается из металлических сплавов [например, нержавеющей стали, титана (Ti), никель-титанового сплава (Нитинола)], различных саморасширяющихся проволочных конструкций (например, конической, в виде корзинки). Это изделие для одноразового использования. Имплантируемое для постоянного использования изделие для сердечно-сосудистой системы, предназначенное для чрескожного размещения в нижней полой вене для предотвращения легочной эмболии. Достигая своего диаметра после развертывания в нижней полой вене, изделие создает радиальную силу, направленную наружу к поверхности сосуда, обеспечивая таким образом надлежащее положение и устойчивость. Изделие разработано для улавливания кровяного сгустка и поддержания проходимости вены. Изготавливается из металлических сплавов [например, нержавеющей стали, титана (Ti), никель-титанового сплава (Нитинола)], различных саморасширяющихся проволочных конструкций (например, конической, в виде корзинки).

Как установлено на заседании Комиссии в пункте 1.9 технического задания указано на наличие у кава-фильтра двухуровневой системы. Первый уровень должен состоять из не менее 6 фиксирующих ножек с крючками. Ножки должны иметь различную длину, что предотвращает сцепление ножек внутри доставляющей системы. Второй уровень должен состоять из не менее 3 ножек, обеспечивающих центровку фильтра в просвете нижней полой вены, то есть данные характеристики товара отсутствует в КТРУ, в связи с чем заказчик в силу пунктов 5,6 Правил № 145 должен указать обоснование необходимости данных показателей, то есть раскрыть необходимости их наличия с точки зрения целей приобретения указанного оборудования в рамках оказания медицинской помощи.

Вместе с тем, в пункте 1.9 технического задания в графе «обоснование включения показателя в описание объекта закупки» указано, что двухуровневая система фиксации обеспечивает стабильную позицию фильтра в просвете вены и его точное аксимальное позиционирование.

Так, в техническом задании отсутствует обоснование необходимости наличия у кава-фильтров ножек различной длины, а также количества ножек на каждом уровне, что свидетельствует о несоблюдении заказчиком пунктов 5,6 Правил № 145 в части описания данных характеристик оборудования.

При этом из письменных пояснений заказчика следует, что двухуровневая система кава-фильтров и наличие ножек различной длины являются разными характеристиками оборудования, имеющими различное функциональное назначение, в связи с чем в документации о закупке должно находить отражение обоснование каждой характеристики кава-фильтра, отсутствующей в КТРУ.

Таким образом, в документации о закупке отсутствует обоснование необходимости наличия ножек различной длины, а также количества ножек на каждом уровне, в нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил № 145,части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями законодательства о контрактной системе в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ИП Коровина Д.В. на действия заказчика необоснованными ввиду недоказанности.

2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил № 145,части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, уполномоченному учреждению, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке «реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний» - поиск по № извещения – № жалобы - вкладка «документы»

Связанные организации

Связанные организации не указаны