Решение №АК/3312/23 Решение ИП Клайн от 16 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/05/5-365/2023

Резолютивная часть оглашена 14 марта 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 16 марта 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее — Комиссия) в составе : 

А.А. Козловой – руководителя Челябинского УФАС России;

М.А. Заводской – начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

Л.Е. Дубровиной – специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 074/05/5-365/2023, возбужденное по факту размещения конструкции с информацией следующего содержания: «8 КРУГЛЫХ доставка суши МЫ ПРИПУДРИЛИ НОСЫ! А ТЫ?! Сет «ПРИПУДРИ НОСИК» 1249р 1 кг (32 шт.) Закажи 8KRU.RU 8(922)700-00-28» по адресу: г. Магнитогорск, пр. К. Маркса, 159, с признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»), к участию в котором привлечены:

заявитель — Администрация г. Магнитогорска (далее — заявитель),

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства — ИП Клайн Ксения Натановна (ОГРНИП 321745600082466, ИНН 744500002287) (далее — ИП Клайн К.Н.). в  отсутствие указанных лиц,

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) рассмотрено заявление Администрации г. Магнитогорска (вх. № 16519/22 от 14.12.2022) по факту размещения конструкции с информацией следующего содержания: «8 КРУГЛЫХ доставка суши МЫ ПРИПУДРИЛИ НОСЫ! А ТЫ?! Сет «ПРИПУДРИ НОСИК» 1249р 1 кг (32 шт.) Закажи 8KRU.RU 8(922)700-00-28» по адресу: г. Магнитогорск, пр. К. Маркса, 159.

Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен переход по адресу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», указанному в рекламе, в связи с чем составлен Акт осмотра № 7-2023 от 11.01.2023. Указанная реклама вынесена на обсуждение членами Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Челябинском УФАС России. Перед членами Экспертного совета поставлены вопросы: «Считаете ли Вы указанную информацию рекламой?», «Считаете ли Вы, что в указанной рекламе присутствуют непристойные образы, сравнения и выражения?», «Вызывает ли данная информация ассоциации с наркотическими веществами?». По полученным результатам установлено, что большинство опрошенных дали положительный ответ на все вопросы. Челябинским УФАС России направлен запрос в Администрацию г. Магнитогорска о предоставлении сведений о лице, являющемся владельцем данной рекламной конструкции. В ответ на запрос поступила информация о том, что собственником указанной рекламной конструкции является ИП Герадотова Екатерина Вячеславовна на основании договора от 21.03.2019 № 09-2019. Челябинским УФАС России установлено, что указанная информация распространялась ИП Клайн К.Н., что также подтверждается информацией на сайте, указанной в рекламе, что было зафиксировано в акте осмотра № 7-2023 от 11.01.2023. Рассмотрев материалы дела, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. По адресу: г. Магнитогорск, пр. К. Маркса, 159 размещена рекламная конструкция с информацией следующего содержания: «8 КРУГЛЫХ доставка суши МЫ ПРИПУДРИЛИ НОСЫ! А ТЫ?! Сет «ПРИПУДРИ НОСИК» 1249р 1 кг (32 шт.) Закажи 8KRU.RU 8(922)700-00-28» с признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В силу части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Согласно позиции ФАС России, к бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления; к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Слово «непристойный» в соответствии с Толковым словарем русского языка О. означает «неприличный, бесстыдный» (ссылка https://slovarozhegova.ru/word.php? wordid=16821). Слово «Бесстыдный», согласно вышеуказанному словарю, означает «лишенный чувства стыда, противоречащий общественной морали, непристойный» (https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=1611). «Неприличный» - противоречащий правилам приличия (https:// slovarozhegova.ru/word.php?wordid=16814). «Приличие» - правило поведения, вежливость, благопристойность (https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=23855).

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

Кроме того, согласно позиции ФАС России, при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям части 6 статьи 5 Закона о рекламе такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения (например, место расположения рекламной конструкции с учетом близости к учреждениям культуры, объектам культа, кладбищам и т.п.).

Данная реклама размещена наружно, вблизи общественных мест, реклама доступна широкому кругу потребителей, в том числе и детям. По итогам проведения Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Челябинском УФАС России установлено, что данная реклама содержит непристойные образы, сравнения и выражения, а также вызывает ассоциацию с наркотическими веществами. При переходе на сайт, указанный в рекламе, обнаруживаются названия непристойного содержания, вызывающие ассоциацию с наркотическими веществами. Так, выражение «припудрили носы» вызывает ассоциацию с употреблением наркотических средств, а названия продуктов «PLANтация», «Золотой дождь» содержат непристойные сравнения и выражения. Таким образом, данная реклама создает определенный эмоциональный фон для потребителя рекламы, придает непристойный смысл словами и фразам, которые при ином контексте были бы обыденно восприняты обычным потребителем. С учетом изложенного, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы. Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Клайн К.Н. Согласно представленным ИП Клайн К.Н. пояснениям распространение указанной рекламы прекращено 31.12.2022. Принимая во внимание факт добровольного прекращения распространения ненадлежащей рекламы со стороны ИП Клайн К.Н., Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи ИП Клайн К.Н. предписания о прекращении нарушения требований законодательства о рекламе. Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ИП Клайн К.Н. (ОГРНИП 321745600082466, ИНН 744500002287) путем размещения конструкции с информацией следующего содержания: «8 КРУГЛЫХ доставка суши МЫ ПРИПУДРИЛИ НОСЫ! А ТЫ?! Сет «ПРИПУДРИ НОСИК» 1249р 1 кг (32 шт.) Закажи 8KRU.RU 8(922)700-00-28» по адресу: г. Магнитогорск, пр. К. Маркса, 159, поскольку при ее распространении нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской 2023-3681 5 Федерации о рекламе ИП Клайн К.Н. не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП Клайн К.Н.. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Связанные организации

Связанные организации не указаны