Решение №АК/3618/21 заключение от 26 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральное государственное унитарное

предприятие

«Приборостроительный завод»

ул. Заречная, 13, г. Трехгорный, 456080

Тел.: 8 (35191) 5-72-98

E-mail: mokrushin@imf.ru

psz@imf.ru

ООО «Прогресс»

117218, г. Москва,

ул. Большая Черемушкинская,

д. 25, строение 97, этаж 3, офис 322

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков

№ 074/10/00-771/2021

24 марта 2021 года                                                                                       г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – руководитель управления Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

<…> – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение ФГУП «ПСЗ» вх. № 3801-ЭП/21 от 16.03.2021 о включении сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Прогресс», в связи с уклонением от заключения договора по результатам открытого аукциона в электронной форме на поставку установки компрессорной винтовой для нужд ФГУП «ПСЗ» (извещение № 32009829573),

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило обращение ФГУП «ПСЗ» вх. № 3801-ЭП/21 от 16.03.2021 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Прогресс», в связи с уклонением от заключения договора по результатам открытого аукциона в электронной форме на поставку установки компрессорной винтовой для нужд ФГУП «ПСЗ» (извещение № 32009829573),

Поводом к обращению послужили следующие обстоятельства.

Извещение о проведении аукциона в электронной форме и аукционная документация опубликованы ФГУП «ПСЗ» 22.12.2020 на официальном сайте Российской Федерации для размещении заказов http://www.zakupki.gov.ru за № 32009829573. Дата подведения итогов аукциона: 28 января 2020 года. Площадка, где размещен проект договора для подписания: https://roseltorg.ru, который ООО «Прогресс» отказалось подписать.

Представитель ФГУП «ПСЗ» в ходе рассмотрении жалобы пояснил следующее.

Согласно пункту 8 извещения форма и все условия проекта договора являются обязательными. Встречные предложения участников по проекту договора не допускаются. При этом не считаются встречными предложения по формулировкам условий договора, направленным на исправление грамматических и технических ошибок, если таковые выявлены участником в проекте договора.

Согласно пункту 18 извещения Заказчик в течение 7 (семи) рабочих дней со дня размещения итогового протокола на официальном сайте и ЭТП, направляет с использованием функционала ЭТП лицу, с которым заключается договор (победителю закупки или единственному участнику закупки), проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных лицом, с которым заключается договор, в заявке на участие в закупке в исходный проект договора, прилагаемый к закупочной документации.

ООО «Прогресс» во второй части заявки представило график поставки товара, где указало срок 1 этапа доставки оборудования и передачи его Заказчику 15.04.2021, тогда как Заказчик в проекте договора определил более поздний срок 30.04.2021. Заказчик после подведения итогов аукциона учел, указанный в заявке ООО «Прогресс» срок 1 этапа доставки и включил его в проект договора для подписания участником, заменив срок 30.04.2021 на 15.04.2021.

ООО «Прогресс» в письменных возражениях указало следующее.

ООО «Прогресс» приняло участие в проведенном ФГУП «Приборостроительный завод» открытом аукционе на закупку компрессорного оборудования со сроком поставки не позже 30 апреля 2021 года и было признано победителем торгов.

По мнению ООО «Прогресс», после объявления результатов аукциона 12 февраля 2021 года Заказчик в одностороннем изменил существенные условия договора (сокращен срок поставки с 30.04.2021 до 15.04.2021). Изменение Заказчиком в одностороннем порядке срока поставки после окончания аукциона позволяет считать условия закупки измененными в одностороннем порядке, а существенные условия договора, из которых стороны исходили на момент подачи заявки изменившимися настолько, что зная о них заранее, ООО «Прогресс» не подавало бы заявку, так как не могло бы выполнить поставку в ожидаемые сроки. ООО «Прогресс» не может подписать договор поставки компрессора в связи с изменением существенных условий договора, а также сложившейся ситуацией на рынке.

Представитель ООО «Прогресс» в ходе рассмотрении жалобы пояснил следующее.

Общество готово было поставить оборудование, являющееся предметом аукциона, поскольку производство расположено как в Италии, так и в Китае. Однако сроки поставки оборудования, произведенного в Китае по итальянской технологии и произведенного непосредственно в самой Италии, отличаются. С марта в Италии объявлен локдаун, о чем общество не могло знать на стадии подачи заявки. Данное обстоятельство лишило общество возможности поставить оборудование в планируемые сроки. Общество в протоколе разногласий предложило изменить страну происхождения товара – «Италия» на страну происхождения товара «Китай» со сроком исполнения обязательств по 1 этапу до 15.04.2021, однако Заказчик не согласился.

Из-за невозможности повлиять на изменение условий договора в данной части

обществом было принято решение об отказе в подписании договора ввиду экономической нецелесообразности на текущий момент.

 

Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте.

В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках.

Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров даёт соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков.

Обращение ФГУП «ПСЗ» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о ООО «Прогресс» направлено в антимонопольный орган в сроки и в порядке, предусмотренные Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1211.

Из анализа положений Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков является инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Включение сведений о лице в РНП по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О).

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков

В ходе рассмотрения обращения Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу об отсутствии вины ООО «Прогресс» в не заключении договора с ФГУП «ПСЗ» по следующим основаниям.

Согласно извещению форма и способ процедуры закупки - открытый аукцион в электронной форме.

Предмет закупки: право заключения договора на поставку установки компрессорной винтовой.

Исполнение обязательств Поставщика по договору осуществляется в два этапа:

- первый этап включает: доставку оборудования в место поставки и передачу его Покупателю с подписанием товарной накладной либо универсального передаточного документа, акта приема-передачи оборудования. Покупателю также передаются счет-фактура и документация, подтверждающая соблюдение условий, указанных в пунктах 1.5. и 1.6. договора. Срок исполнения обязательств по первому этапу - до 30.04.2021;

- второй этап включает: выполнение пусконаладочных работ, а также подготовку оборудования к испытаниям, проверку параметров, проведение инструктажа персонала Покупателя, обеспечение, подписание акта пусконаладочных работ. Срок исполнения обязательств по второму этапу – до 31.07.2021.

Согласно пункту 8 извещения форма и все условия проекта договора (являются обязательными. Встречные предложения участников по проекту договора не допускаются.

Согласно пункту 13 извещения при проведении закупки, в случае предоставления приоритета, будет указана страна происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор.

Проект договора, размещенный с аукционной документацией, включал пункт 1.7.1. в следующей редакции:

Первый этап включает: доставку оборудования в место поставки и передачу его Покупателю с подписанием товарной накладной либо универсального передаточного документа, акта приема-передачи оборудования (приложение № 3). Покупателю также передаются счет-фактура и документация, подтверждающая соблюдение условий, указанных в пунктах 1.5. и 1.6. договора. Срок исполнения обязательств по первому этапу - до 30.04.2021.

Пункт 1.8. в следующей редакции: Страна происхождения товара указать.

В заявке в форме 1.1. «Техническое предложение» ООО «Прогресс» указало наименование изготовителя и страны происхождения товара – COMARO Италия.

Также в заявке в форме 3 «График поставки товара» ООО «Прогресс» указало срок 1 этапа доставки оборудования и передачи его заказчику 15.04.2021.

 

Проект договора в новой редакции, предлагаемый Заказчиком к подписанию ООО «Прогресс», включал пункт 1.7.1. в следующей редакции:

1.7.1. первый этап включает: доставку оборудования в место поставки и передачу его Покупателю с подписанием универсального передаточного документа, акта приема-передачи оборудования (приложение № 3). Покупателю также передается документация, подтверждающая соблюдение условий, указанных в пунктах 1.5. и 1.6. договора. Срок исполнения обязательств по первому этапу -до 15.04.2021.

Пункт 1.8. в следующей редакции: Страна происхождения товара - Италия.

Согласно пункту 41 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) нарушение участником закупки своих обязательств, при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения, не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.

Из пояснений и документов, представленных ООО «Прогресс», усматривается, что в силу изменившейся ситуации на рынке, в частности ужесточении ограничения из-за COVID-19 в Милане и Турине с 1 марта 2021 года, поставить товар итальянского производства в сроки, указанные в заявке, общество не могло.

ООО «Прогресс» приняло меры, направило протокол разногласий, в котором просило изменить страну происхождения – Италия на страну происхождения – Китай, который могло бы поставить в срок, указанный в заявке 15.04.2021. Однако получило отказ Заказчика.

В связи с этим Комиссия не приходит к выводу о намерении ООО «Прогресс» уклониться от заключения договора с ФГУП «ПСЗ», нарушению участником закупки своих обязательств способствовал рост заболеваемости COVID-19 в Италии в период февраль-март 2021 года и принимаемые жесткие ограничительные меры в данной стране, влияющие на поставку товаров итальянского производства за пределы страны.

Принимая во внимание пояснения, представленные доказательства, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о невозможности принятия решения о включении ООО «Прогресс» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь положениями Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, положениями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках»,

РЕШИЛА:

Направить в Федеральную антимонопольную службу заключение об отсутствии оснований для включения ООО «Прогресс» (ИНН 5003124268) в реестр недобросовестных поставщиков.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны