Решение №АК/3618/21 заключение от 26 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFФедеральное государственное унитарное
предприятие
«Приборостроительный завод»
ул. Заречная, 13, г. Трехгорный, 456080
Тел.: 8 (35191) 5-72-98
E-mail: mokrushin@imf.ru
psz@imf.ru
ООО «Прогресс»
117218, г. Москва,
ул. Большая Черемушкинская,
д. 25, строение 97, этаж 3, офис 322
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков
№ 074/10/00-771/2021
24 марта 2021 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> – руководитель управления Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; <…> – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение ФГУП «ПСЗ» вх. № 3801-ЭП/21 от 16.03.2021 о включении сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Прогресс», в связи с уклонением от заключения договора по результатам открытого аукциона в электронной форме на поставку установки компрессорной винтовой для нужд ФГУП «ПСЗ» (извещение № 32009829573),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило обращение ФГУП «ПСЗ» вх. № 3801-ЭП/21 от 16.03.2021 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Прогресс», в связи с уклонением от заключения договора по результатам открытого аукциона в электронной форме на поставку установки компрессорной винтовой для нужд ФГУП «ПСЗ» (извещение № 32009829573),
Поводом к обращению послужили следующие обстоятельства.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме и аукционная документация опубликованы ФГУП «ПСЗ» 22.12.2020 на официальном сайте Российской Федерации для размещении заказов http://www.zakupki.gov.ru за № 32009829573. Дата подведения итогов аукциона: 28 января 2020 года. Площадка, где размещен проект договора для подписания: https://roseltorg.ru, который ООО «Прогресс» отказалось подписать.
Представитель ФГУП «ПСЗ» в ходе рассмотрении жалобы пояснил следующее.
Согласно пункту 8 извещения форма и все условия проекта договора являются обязательными. Встречные предложения участников по проекту договора не допускаются. При этом не считаются встречными предложения по формулировкам условий договора, направленным на исправление грамматических и технических ошибок, если таковые выявлены участником в проекте договора.
Согласно пункту 18 извещения Заказчик в течение 7 (семи) рабочих дней со дня размещения итогового протокола на официальном сайте и ЭТП, направляет с использованием функционала ЭТП лицу, с которым заключается договор (победителю закупки или единственному участнику закупки), проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных лицом, с которым заключается договор, в заявке на участие в закупке в исходный проект договора, прилагаемый к закупочной документации.
ООО «Прогресс» во второй части заявки представило график поставки товара, где указало срок 1 этапа доставки оборудования и передачи его Заказчику 15.04.2021, тогда как Заказчик в проекте договора определил более поздний срок 30.04.2021. Заказчик после подведения итогов аукциона учел, указанный в заявке ООО «Прогресс» срок 1 этапа доставки и включил его в проект договора для подписания участником, заменив срок 30.04.2021 на 15.04.2021.
ООО «Прогресс» в письменных возражениях указало следующее.
ООО «Прогресс» приняло участие в проведенном ФГУП «Приборостроительный завод» открытом аукционе на закупку компрессорного оборудования со сроком поставки не позже 30 апреля 2021 года и было признано победителем торгов.
По мнению ООО «Прогресс», после объявления результатов аукциона 12 февраля 2021 года Заказчик в одностороннем изменил существенные условия договора (сокращен срок поставки с 30.04.2021 до 15.04.2021). Изменение Заказчиком в одностороннем порядке срока поставки после окончания аукциона позволяет считать условия закупки измененными в одностороннем порядке, а существенные условия договора, из которых стороны исходили на момент подачи заявки изменившимися настолько, что зная о них заранее, ООО «Прогресс» не подавало бы заявку, так как не могло бы выполнить поставку в ожидаемые сроки. ООО «Прогресс» не может подписать договор поставки компрессора в связи с изменением существенных условий договора, а также сложившейся ситуацией на рынке.
Представитель ООО «Прогресс» в ходе рассмотрении жалобы пояснил следующее.
Общество готово было поставить оборудование, являющееся предметом аукциона, поскольку производство расположено как в Италии, так и в Китае. Однако сроки поставки оборудования, произведенного в Китае по итальянской технологии и произведенного непосредственно в самой Италии, отличаются. С марта в Италии объявлен локдаун, о чем общество не могло знать на стадии подачи заявки. Данное обстоятельство лишило общество возможности поставить оборудование в планируемые сроки. Общество в протоколе разногласий предложило изменить страну происхождения товара – «Италия» на страну происхождения товара «Китай» со сроком исполнения обязательств по 1 этапу до 15.04.2021, однако Заказчик не согласился.
Из-за невозможности повлиять на изменение условий договора в данной части
обществом было принято решение об отказе в подписании договора ввиду экономической нецелесообразности на текущий момент.
Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте.
В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках.
Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров даёт соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков.
Обращение ФГУП «ПСЗ» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о ООО «Прогресс» направлено в антимонопольный орган в сроки и в порядке, предусмотренные Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1211.
Из анализа положений Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков является инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Включение сведений о лице в РНП по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О).
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков
В ходе рассмотрения обращения Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу об отсутствии вины ООО «Прогресс» в не заключении договора с ФГУП «ПСЗ» по следующим основаниям.
Согласно извещению форма и способ процедуры закупки - открытый аукцион в электронной форме.
Предмет закупки: право заключения договора на поставку установки компрессорной винтовой.
Исполнение обязательств Поставщика по договору осуществляется в два этапа:
- первый этап включает: доставку оборудования в место поставки и передачу его Покупателю с подписанием товарной накладной либо универсального передаточного документа, акта приема-передачи оборудования. Покупателю также передаются счет-фактура и документация, подтверждающая соблюдение условий, указанных в пунктах 1.5. и 1.6. договора. Срок исполнения обязательств по первому этапу - до 30.04.2021;
- второй этап включает: выполнение пусконаладочных работ, а также подготовку оборудования к испытаниям, проверку параметров, проведение инструктажа персонала Покупателя, обеспечение, подписание акта пусконаладочных работ. Срок исполнения обязательств по второму этапу – до 31.07.2021.
Согласно пункту 8 извещения форма и все условия проекта договора (являются обязательными. Встречные предложения участников по проекту договора не допускаются.
Согласно пункту 13 извещения при проведении закупки, в случае предоставления приоритета, будет указана страна происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор.
Проект договора, размещенный с аукционной документацией, включал пункт 1.7.1. в следующей редакции:
Первый этап включает: доставку оборудования в место поставки и передачу его Покупателю с подписанием товарной накладной либо универсального передаточного документа, акта приема-передачи оборудования (приложение № 3). Покупателю также передаются счет-фактура и документация, подтверждающая соблюдение условий, указанных в пунктах 1.5. и 1.6. договора. Срок исполнения обязательств по первому этапу - до 30.04.2021.
Пункт 1.8. в следующей редакции: Страна происхождения товара указать.
В заявке в форме 1.1. «Техническое предложение» ООО «Прогресс» указало наименование изготовителя и страны происхождения товара – COMARO Италия.
Также в заявке в форме 3 «График поставки товара» ООО «Прогресс» указало срок 1 этапа доставки оборудования и передачи его заказчику 15.04.2021.
Проект договора в новой редакции, предлагаемый Заказчиком к подписанию ООО «Прогресс», включал пункт 1.7.1. в следующей редакции:
1.7.1. первый этап включает: доставку оборудования в место поставки и передачу его Покупателю с подписанием универсального передаточного документа, акта приема-передачи оборудования (приложение № 3). Покупателю также передается документация, подтверждающая соблюдение условий, указанных в пунктах 1.5. и 1.6. договора. Срок исполнения обязательств по первому этапу -до 15.04.2021.
Пункт 1.8. в следующей редакции: Страна происхождения товара - Италия.
Согласно пункту 41 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) нарушение участником закупки своих обязательств, при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения, не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Из пояснений и документов, представленных ООО «Прогресс», усматривается, что в силу изменившейся ситуации на рынке, в частности ужесточении ограничения из-за COVID-19 в Милане и Турине с 1 марта 2021 года, поставить товар итальянского производства в сроки, указанные в заявке, общество не могло.
ООО «Прогресс» приняло меры, направило протокол разногласий, в котором просило изменить страну происхождения – Италия на страну происхождения – Китай, который могло бы поставить в срок, указанный в заявке 15.04.2021. Однако получило отказ Заказчика.
В связи с этим Комиссия не приходит к выводу о намерении ООО «Прогресс» уклониться от заключения договора с ФГУП «ПСЗ», нарушению участником закупки своих обязательств способствовал рост заболеваемости COVID-19 в Италии в период февраль-март 2021 года и принимаемые жесткие ограничительные меры в данной стране, влияющие на поставку товаров итальянского производства за пределы страны.
Принимая во внимание пояснения, представленные доказательства, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о невозможности принятия решения о включении ООО «Прогресс» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь положениями Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, положениями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках»,
РЕШИЛА:
Направить в Федеральную антимонопольную службу заключение об отсутствии оснований для включения ООО «Прогресс» (ИНН 5003124268) в реестр недобросовестных поставщиков.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>