Предупреждение б/н Предупреждение № 04-07/23 от 21 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация Златоустовского городского округа

ул. Таганайская, д. 1, г. Златоуст, 456200

zlat-go@mail.ru

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 04-07/2023

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«21» февраля 2023 года                                                                                    г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59

Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России), рассмотрев обращение Златоустовской городской общественной организации помощи бездомным животным «Подари жизнь» (далее – ЗГООПБЖ «Подари жизнь», Заявитель) на действия органа местного самоуправления Златоустовского городского округа, выразившиеся в создании преимущественных условий осуществления деятельности приюта для животных без владельцев отдельному хозяйствующему субъекту – ИП <…> путем проведения отбора претендентов на получение субсидии на организацию мероприятий при осуществлении такой деятельности, сообщает следующее.

Администрацией указано, что отлов безнадзорных животных на территории Челябинской области, в том числе Златоустовского городского округа регламентируется положениями Закона Челябинской области от 28.03.2013 № 469-ЗО, Законом Челябинской области от 28.03.2013 № 478-ЗО, а также Приказом Министерства сельского хозяйства Челябинской области от 27.04.2016 № 317, согласно которым органы местного самоуправления наделены полномочиями проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Вместе с тем, Челябинское УФАС России отмечает, что указанные нормативные акты утратили силу с 01.01.2020.

Так, отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулируются Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 498-ФЗ).

Согласно частям 1, 2, 3, 4 статьи 16 Закона № 498-ФЗ приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными. Владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица.

Частью 6 статьи 16 Закона № 498-ФЗ установлено, что в отношении животных, находящихся в приютах для животных, владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица несут обязанности как владельцы животных.

Требования к владельцам приютов для животных по содержанию животных определены частью 8 статьи 16 Закона № 498-ФЗ.

Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев определены частью 1 статьи 18 Закона № 498-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Закона № 498-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относится установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них.

Порядок организации деятельности приютов для животных на территории Челябинской области и нормы содержания животных в них утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Челябинской области от 28.02.2020 № 146 (далее - Приказ).

В соответствии с пунктом 1.2 Приказа под приютами для животных (далее - приюты) понимаются государственные или муниципальные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались, во владении или пользовании которых находятся отдельно расположенные и предназначенные для содержания животных здания, строения и сооружения.

Пунктом 1.3 Приказа установлено, что органы местного самоуправления муниципального района или городского округа Челябинской области (далее - органы местного самоуправления), наделенные отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в качестве исполнителей, осуществляющих мероприятия, проводимые в приютах для животных в соответствии с Законом № 498-ФЗ за счет средств бюджета, привлекают специализированные организации, выбранные в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1.4 Приказа приюты создаются для осуществления деятельности по содержанию животных в целях, установленных пунктом 1 статьи 17 Закона № 498-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Постановлением Администрации от 20.10.2022 № 444/АДМ утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - Порядок).

Порядок разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ и определяет правила предоставления из бюджета Златоустовского городского округа субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - субсидии), за исключением затрат на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (пункт 1 Порядка).

Согласно пункту 2 Порядка целью предоставления субсидий является создание благоприятной среды для безопасных и комфортных условий проживания населения Златоустовского городского округа путем обеспечения деятельности приюта для животных, в том числе животных без владельцев.

Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг определены Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492 (далее – Общие требования).

Согласно подпункту «б» пункта 3 Общих требований в целях определения общих положений о предоставлении субсидий в правовом акте указываются цели предоставления субсидий исходя из наименования национального проекта (программы), в том числе федерального проекта, входящего в состав соответствующего национального проекта (программы), или регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, государственной (муниципальной) программы, в случае если субсидии предоставляются в целях реализации соответствующих проектов, программ.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 Порядка субсидии предоставляются в рамках муниципальной программы Златоустовского городского округа «Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения, дорожной деятельности и транспорта Златоустовского городского округа», утвержденной постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 18.12.2020 № 545-П/АДМ (далее – муниципальная программа)».

Подпунктом 20 пункта 4 раздела III муниципальной программы (в ред. постановления Администрации от 10.11.2022 № 485-П/АДМ0) определен результат муниципальной программы – организация приюта для животных без владельцев на территории Златоустовского городского округа (1 ед.).

Согласно пункту 24 Порядка результатом предоставления субсидии в текущем финансовом году является организация приюта для животных без владельцев на территории Златоустовского городского округа. Результат предоставления субсидии должен соответствовать результатам муниципальной программы, указанной в пункте 2 Порядка.

Тем самым, положения Порядка фактически направлены на возмещение из местного бюджета хозяйствующему субъекту стоимости создания приюта для животных без владельцев.

К мероприятиям при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев не могут быть отнесены работы по созданию приюта, поскольку фактически указанный приют на момент предоставления субсидии не функционирует.

Антимонопольный орган отмечает, что действующим законодательством на органы местного самоуправления возлагается обязанность принять меры по созданию муниципальных приютов для животных без владельцев, либо по использованию частных приютов, владельцами которых являются индивидуальные предприниматели или юридические лица.

Тогда как, органом местного самоуправления Златоустовского городского округа возмещаются затраты на создание частного приюта для животных без владельцев хозяйствующим субъектам, при условии, что действующим законодательством предусмотрено также действие муниципальных приютов.

На официальном сайте Администрации в сети «Интернет» 15.11.2022 размещено объявление о проведении отбора претендентов на получение субсидии в соответствии с Порядком (далее - Отбор).

Сроки подачи заявок на участие в Отборе с 16.11.2022 по 25.11.2022, дата проведения Отбора – 25.11.2022.

Пунктом 5 Порядка установлено, что отбор получателей субсидии проводится способом запроса предложений в соответствии с пунктом 7 Порядка.

В соответствии с пунктом 7 Порядка отбор получателей субсидий проводит Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Златоустовского городского округа (далее - Управление) способом запроса предложений на основании заявок, направленных участниками отбора для участия в отборе, исходя из соответствия участника отбора.

Согласно абзацам 1, 2, 3 подпункта «д» пункта 10 Порядка к заявке на предоставление субсидии прилагается расчет размера субсидии, необходимой участнику отбора, с приложением:

- плана мероприятий по организации и обеспечению деятельности приюта для животных;

- копии проектной (при наличии) и (или) сметной документации на работы и услуги, выполнение которых необходимо для по организации и обеспечения деятельности приюта для животных;

- копии заключений экспертизы проектной (при наличии) и (или) сметной документации на работы и услуги, выполнение которых необходимо для организации и обеспечения деятельности приюта для животных.

В соответствии с пунктом 17 Порядка субсидия предоставляется участнику отбора, по которому принято решение о предоставлении субсидии.

Размер предоставляемой субсидии (Ci) для i-го Получателя субсидии определяется по формуле: Сi = Аобщ * Рi / ∑Рi, где:

Аобщ - предельный объем бюджетных ассигнований, предусмотренный Управлению на предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, рублей;

Рi – сумма превышения фактической стоимости работ по организации и обеспечению деятельности приюта над стоимостью собственных вложений i-го Получателя, в соответствии с документами, указанными в подпункте «д» пункта 10 Порядка, рублей;

∑Рi - суммарная величина превышения фактической стоимости работ по организации и обеспечению деятельности приюта над стоимостью собственных вложений всех Получателей, в соответствии с документами, указанными в подпункте «д» пункта 10 Порядка, рублей.

На участие в Отборе поступила заявка ИП <…>.

В составе заявки на участие в отборе ИП <…> представлен расчет субсидии на организацию и обеспечение деятельности приюта для животных, из которого следует, что для обеспечения организации и деятельности приюта, необходимо проведение следующих видов работ и приобретение материалов:

1) проведение электросетей к месту размещения приюта для животных;

2) расчистка территории для размещения приюта для животных;

3) проведение работ согласно имеющейся сметной документации:

- доставка материалов для изготовления модульных конструкций;

- погрузочно-разгрузочные работы;

- разработка грунта с погрузкой на автомобили самосвалы;

- разработка грунта вручную в траншеях;

- бурение скважин;

- монтаж конструкций сварных;

- облицовка стальным профильным листом;

- поставка профильного листа;

- поставка профильной трубы;

- бетонные работы;

- поставка плит теплоизоляционных;

- поставка и установка дверей металлических;

- поставка блоков ПВХ и их установка;

- устройство бетонных фундаментов;

- монтаж стальных и деревянных конструкций.

В план мероприятий по организации и обеспечению деятельности приюта ИП <…> также входят данные виды работ.

В составе заявки на участие в Отборе ИП <…> представлен договор подряда на организацию приюта для бездомных животных от 01.09.2022, заключенный с ООО «Оникс», сроком выполнения работ не более 4 месяца с даты его подписания. Смета на выполнение строительных работ, к договору не приложена.

Заявленный размер субсидии ИП <…> составляет 4 005 459,92 руб.

Таким образом, исходя из содержания планируемых мероприятиях ИИ <…>, предусмотренных его заявкой на участие в Отборе, можно сделать вывод о необходимости возмещения стоимости расходов, понесенных данным хозяйствующим субъектом на создание (строительство) приюта для животных без владельцев из местного бюджета.

Тогда как пунктом 18 Порядка прямо запрещено направление расходов:

- на приобретение материально-технических ресурсов (строительных материалов, в том числе модульных конструкций для создания специализированных помещений для содержания животных, тепло и электроэнергии, нефтепродуктов всех видов, используемых на технологические цели, запасных частей, расходных материалов, ветеринарного и специализированного оборудования для содержания животных);

- оплату работ, услуг, в том числе транспортных, погрузочно-разгрузочных, пуско-наладочных работ, работ по монтажу оборудования и техники, связанных с организацией и обеспечением деятельности приюта для животных;

- оплата работ по обеспечению приюта водоснабжением и электроснабжением, в том числе услуг по техническому присоединению к сетям.

Согласно пункту 14 Порядка по результатам рассмотрения заявок участников отбора Управление принимает одно из следующих решений, которое оформляется по форме согласно приложению № 2 к Порядку:

1) о принятии заявки и предоставлении субсидии;

2) об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии.

Из содержания заключения Управления от 07.12.2022 по итогам проверки соблюдения сроков подачи заявки ИП <…>, комплектности и достоверности представленных документов и информации на предоставление субсидии следует:

- к заявке на участие в Отборе не приложена копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 74:25:0303701:451;

- к договору подряда на организацию приюта от 01.09.2022 не приложена смета на выполнение строительных работ с ООО «Оникс». Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.12.2022 генеральным директором ООО «Оникс» является <…>, в связи с чем документы о приемке выполненных работ будут подписаны одним лицом;

- расчет размера субсидии, обосновывающий необходимую участнику Отбора сумму, не представлен.

Управлением 09.12.2022 принято заключение по итогам проверки соблюдения сроков подачи заявок, комплектности и достоверности представленных документов и информации на предоставление субсидии, из содержания которого следует, что к заявке ИП <…> не представлен проект организации приюта для животных без владельцев, в связи с чем невозможно определить планируемый минимальный перечень зданий и сооружений согласно Приказу, для расчета размера субсидии на организацию и обеспечение деятельности приюта для животных. Из представленного локально-сметного расчета невозможно определить стоимость отдельно стоящих зданий капитального и некапитального строительства, а также планируемых мероприятий по организации приюта для животных.

По результатам проведения Отбора Управлением 09.12.2022 принято решение об отклонении заявки ИП <…> и отказе в предоставлении субсидии по причине несоответствия представленных участником Отбора документов требованиям.

Таким образом, действия Администрации по утверждению Порядка, в котором отсутствует однозначное понимание предмета субсидии, ввиду указания на предоставление субсидии как для обеспечения деятельности приюта для животных, что подразумевает функционирование действующего приюта, так и на организацию приюта для животных без владельцев на территории Златоустовского городского округа, что подразумевает создание (строительство) такого приюта, могут ввести в заблуждение потенциальных претендентов на получение субсидии относительно предполагаемых мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными и результата предоставления субсидии и могут привести к созданию дискриминационных условий при предоставлении субсидии.

2. Согласно подпункту «д» пункта 3 Общих требований в целях определения общих положений о предоставлении субсидий в правовом акте указываются категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев.

Пунктом 4 Порядка определены следующие категории лиц, имеющих право на получение субсидий:

- организация, индивидуальный предприниматель зарегистрированы и осуществляют свою деятельность по обращению с животными без владельцев на территории Златоустовского городского округа;

- организация владеет на законном основании земельным участком на территории Златоустовского городского округа, вид разрешенного использования которого позволяет осуществлять мероприятия, связанные с обеспечением деятельности приюта для животных и относящиеся к соответствующим видам деятельности, предусмотренным учредительными документами.

Для подтверждения соответствия категориям организации (индивидуальные предприниматели), имеющие право на получение субсидий, предоставляют на бумажном носителе следующие документы:

а) копию Устава;

б) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц на момент подачи заявки или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

в) копии свидетельства о постановке получателя субсидии на налоговый учет и свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

г) копии правоустанавливающих документов на земельный участок, указанный в подпункте 2 пункта 4 Порядка;

д) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок, указанный в подпункте 2 пункта 4 Порядка.

По мнению Челябинского УФАС России, установление в Порядке требований к лицам, имеющим право на предоставление субсидии в зависимости от места их регистрации – Златоустовский городской округ, не обеспечивает равный доступ хозяйствующих субъектов, в том числе зарегистрированных в иных субъектах Российской Федерации на соответствующий рынок, но осуществляющих деятельность на территории Челябинской области, следовательно, указанные действия могут привести к ограничению конкуренции.

Так, согласно абзацу 5 пункта 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» антимонопольный запрет создания дискриминационных условий распространяется также на условия (порядок) предоставления субсидий хозяйствующим субъектам в соответствии с бюджетным законодательством. Например, не являются дискриминационными условия предоставления субсидий за счет бюджета субъекта Российской Федерации, ограничивающие круг лиц, имеющих право на получение субсидии только лицами, ведущими деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации и уплачивающими налоги в бюджет данного субъекта. Однако могут быть признаны дискриминационными условия, исключающие возможность получения субсидии хозяйствующими субъектами, которые ведут деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в связи с их регистрацией и ведением деятельности также на территории иных субъектов Российской Федерации.

Кроме того, указанная позиция также подтверждается судебной практикой по делам № А33-23925/2015, № А33-23924/2015, в которых суды подтверждают выводы антимонопольного органа о том, что установление условия о регистрации на территории определенного муниципального образования ведет к ограничению конкуренции, нарушает единство экономического пространства и не обеспечивает равный доступ лиц к получению субсидии.

Тем самым, на предоставление субсидии не может влиять факт регистрации в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя) исключительно на территории Златоустовского городского округа.

Кроме того, Челябинское УФАС России отмечает, что установление в Порядке такого требования к категориям организаций, претендующих на получение субсидии как нахождение на праве владения земельным участком на территории Златоустовского городского округа, вид разрешенного использования которого позволяет осуществлять мероприятия, связанные с обеспечением деятельности приюта для животных и относящиеся к соответствующим видам деятельности, предусмотренным учредительными документами, приводит или может привести к ограничению конкуренции, путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, обладающих таким земельным участком.

При этом, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по обращению с животными, но не обладающие такими земельными участками на каком-либо либо праве фактически не могут претендовать на получение субсидии.

Более того, орган местного самоуправления Златоустовского городского округа также может быть осведомлен о конкретных хозяйствующих субъектах, обладающих земельным участком на территории Златоустовского городского округа, вид разрешенного использования которого позволяет осуществлять мероприятия, связанные с обеспечением деятельности приюта для животных и относящиеся к соответствующим видам деятельности, что также создает необоснованные преимущественные условия осуществления соответствующей деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

Так, ИП <…> в составе заявки на участие в Отборе представлен договор аренды № 227-2020/И-А от 22.12.2020 земельного участка с кадастровым номером 74:25:0303701:4551, общей площадью 19 847 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, 1948, разрешенный вид использования: приюты для животных, для строительства объектов недвижимости, заключенный по результатам проведения торгов с Комитетом по управлению имуществом Златоустовского городского округа.

Тем самым, установление в Порядке требований к категориям лиц, имеющих право на получение субсидий, приводит или может привести к созданию преимущественных условий отдельным хозяйствующим субъектам при предоставлении субсидии по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на том же рынке.

3. Подпункт «м» пункта 5 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указывается информация достигнутых или планируемых результатах предоставления субсидии, под которыми понимаются результаты деятельности (действий) получателя субсидии, соответствующие результатам федеральных проектов, региональных проектов, государственных (муниципальных) программ (при наличии в государственных (муниципальных) программах результатов предоставления субсидии), указанных в подпункте «б» пункта 3 названного документа (в случае если субсидия предоставляется в целях реализации такого проекта, программы), а также при необходимости их характеристики (показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии) (далее - характеристики), значения которых устанавливаются в соглашениях.

Результаты предоставления субсидии должны быть конкретными, измеримыми, с указанием в соглашениях точной даты завершения и конечного значения результатов (конкретной количественной характеристики итогов), а также соответствовать типам результатов предоставления субсидии, определенным в соответствии с установленным Министерством финансов Российской Федерации порядком проведения мониторинга достижения результатов предоставления субсидии.

Вместе с тем, Порядок не содержит сведений о достигнутых или планируемых результатах предоставления субсидии, результатах деятельности (действий) получателя субсидии.

Согласно пункту 27 Порядка получатель субсидии предоставляет Управлению отчетность о достижении значений результатов и показателей, указанных в пункте 24 Порядка, об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по формам, определенным типовой формой Соглашения, установленной Финансовым управлением Златоустовского городского округа, в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В соответствии с пунктом 24 Порядка результатом предоставления субсидии в текущем финансовом году является организация приюта для животных без владельцев на территории Златоустовского городского округа. Результат предоставления субсидии должен соответствовать результатам муниципальной программы, указанной в пункте 2 Порядка. Значения показателей результата предоставления субсидии устанавливаются в Соглашении.

Однако проект соглашения о предоставлении субсидии, в котором отражены необходимые значения показателей результата предоставления субсидии, предусмотренные подпунктом «м» пункта 5 Общих требований, не приложен к Порядку, не разработан в качестве приложения к Порядку, а также не размещен на официальном сайте Администрации.

Отсутствие формы соглашения о предоставлении субсидии может ввести в заблуждение получателей субсидии относительно содержания условия соглашения о предоставлении субсидии и привести к созданию дискриминационных условий при ее предоставлении.

Кроме того, Приказом установлены требования к размещению приютов, обустройству помещений, используемых для приема животных, их временного и постоянного содержания, температурно-влажностному режиму, освещенности и вентиляции помещений приюта, водоснабжению и водоотведению приюта, обустройству ветеринарного пункта и карантинного помещения, помещения, предназначенного для лечения животных в условиях стационара, к составу работ по содержанию животных в приюте.

Тогда как, ни Порядком, ни проектом соглашения о предоставлении субсидии, указанные требования не предусмотрены, что также приводит к неоднозначному пониманию целей предоставления субсидии и отсутствия обязанности получателя субсидии по соблюдению указанных требований.

Учитывая, что обязательство по обеспечению функционирования приюта для животных действует в течение пяти лет, по истечению указанного срока у получателя субсидии не регламентирована обязанность по функционированию данного приюта, фактически созданного за счет средств местного бюджета.

Порядком также не раскрывается, что подразумевается под понятием обеспечения деятельности приюта для животных, что приводит в свою очередь к указанию потенциальными получателями субсидии в составе заявок мероприятий по организации и обеспечению деятельности приюта для животных и расчета размера субсидии, направленных исключительно на возмещение средств по строительству приюта и отсутствию мероприятий по дальнейшему функционированию приюта.

4. Согласно подпункту «д» пункта 3 Общих требований в целях определения общих положений о предоставлении субсидий в правовом акте указываются категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев.

В соответствии с абзацем 3 подпункта «а» пункта 4 Общих требований в целях установления порядка проведения отбора (в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора) в правовом акте указывается один из способов проведения отбора, в том числе запрос предложений, который указывается при определении получателя субсидии главным распорядителем как получателем бюджетных средств или иной организацией, проводящей в соответствии с правовым актом отбор (в случае, если это предусмотрено правовым актом), на основании предложений (заявок), направленных участниками отбора для участия в отборе, исходя из соответствия участника отбора категориям и (или) критериям отбора и очередности поступления предложений (заявок) на участие в отборе.

Антимонопольный орган отмечает, что критерии отбора получателей субсидии сами по себе предполагают предоставление субсидий претендентам, им отвечающим, и соответственно отказ в предоставлении субсидии претендентам, не отвечающим данным критериям.

При этом, из Порядка не следует какие именно критерии послужат основанием для предоставления уполномоченным органом субсидии, поскольку Порядок не содержит критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, при условии, что способом проведения отбора на получение субсидии является запрос предложений.

Отсутствие в Порядке критериев отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидии, влечет предоставление субсидии лицам, не имеющим право на ее предоставление или неправомерный отказ в её предоставлении, что может привести к созданию дискриминационных условий при предоставлении субсидии.

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В силу части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями названного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 1 Закона).

При этом, согласно пункту 33 Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВС РФ) нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, их действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия, способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий, подлежат антимонопольному контролю, в том числе в порядке статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам исполнительной власти субъектов РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе созданию дискриминационных условий.

При этом, согласно Постановлению Пленума ВС РФ, угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в статье 15 Закона о защите конкуренции.

Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов, и распространяется на акты либо действия органа местного самоуправления, которые, ограничивая самостоятельность хозяйствующих субъектов либо создавая дискриминационные условия деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности является достаточным основанием для признания таких действий нарушающими положения антимонопольного законодательства, в частности, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия Администрации по утверждению Порядка, при условии установления в нем требований к категориям лиц, имеющих право на получение субсидий, противоречащим требованиям антимонопольного законодательства, а также отсутствия в нем:

- сведений о достигнутых или планируемых результатах предоставления субсидии, результатах деятельности (действий) получателя субсидии;

- проекта соглашения о предоставлении субсидии;

- критериев отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в том числе пункта 8 названной нормы, поскольку указанное приводит или может привести к созданию дискриминационных условий при предоставлении субсидии, ввиду ее предоставления отдельным хозяйствующим субъектам, том числе обладающим земельным участком, с соответствующим разрешенным использованием, зарегистрированных на территории Златоустовского городского округа, по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на том же рынке, но не соответствующих таким условиям, а также ввиду отсутствия критериев для предоставления субсидии и неоднозначного понимания о планируемых мероприятиях по содержанию приюта и результатах деятельности получателя субсидии, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем рынке.

В связи с наличием в рассматриваемых действиях Администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции пунктом, в том числе пункта 8 названной нормы, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Челябинское УФАС России предупреждает Администрацию о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 27 марта 2023 года, путем отмены Порядка.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (в том числе, надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих отмену Порядка, а также документов, подтверждающих опубликование актов об отмене Порядка, если опубликование таких актов предусмотрено Уставом Златоустовского городского округа).

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны