Решение №ВЛ/585/22 РЕШЕНИЕ № 074/06/104-87/2022 (РНП-74-26/2022) об отказе во в... от 25 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

4

 

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центральная городская библиотека»

456080, Челябинская область,

г. Трехгорный, ул. Калинина, д. 9

 

Общество с ограниченной

ответственностью «Техмехэнергосервис»

454090, Челябинская обл., г. Челябинск,

пр-кт Ленина, д. 35, офис 212, 1405

 

Директору и участнику Общества с

ограниченной ответственностью

«Техмехэнергосервис»

454090, Челябинская обл., г. Челябинск,

пр-кт Ленина, д. 35, офис 212, 1405

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-87/2022 (РНП-74-26/2022)

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 20.01.2022

В полном объеме решение изготовлено 24.01.2022

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в редакции от 02.07.2021), рассмотрев обращение Муниципального бюджетного учреждения культуры «Центральная городская библиотека» (далее – заказчик) о расторжении контракта с Обществом с ограниченной ответственностью «Техмехэнергосервис» (далее – ООО «Техмехэнергосервис», Общество, участник закупки) в одностороннем порядке по решению заказчика, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБУК «ЦГБ» (извещение № 0169300043221000088) (далее — аукцион), и о включении сведений об ООО «Техмехэнергосервис», его единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта № 0169300043221000088 от 23.08.2021, заключенного по итогам проведения аукциона, при участии директора Общества, действующего на основании решения № 4 единственного участника ООО «Техмехэнергосервис» от 14.09.2018,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 14.01.2022 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО «Техмехэнергосервис», его единоличного исполнительного органа в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе в редакции от 02.07.2021.

Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 28.07.2021 извещения о закупке.

Начальная (максимальная) цена контракта – 13 584 582,10 рублей.

Контракт № 0169300043221000088 от 23.08.2021 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 14.01.2022.

Исходя из обращения Муниципального бюджетного учреждения культуры «Центральная городская библиотека», ООО «Техмехэнергосервис» нарушены условия исполнения контракта. В связи с этим, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.

 

Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе в редакции от 02.07.2021, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в редакции от 02.07.2021 в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Исходя из содержания абзаца четвертого пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В соответствии с частью 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В силу части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе в редакции от 02.07.2021 информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в редакции от 02.07.2021 установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 11.2 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.

Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе в редакции от 02.07.2021 предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в редакции от 02.07.2021 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Материалами дела установлено, что на участие в рассматриваемом аукционе подана единственная заявка ООО «Техмехэнергосервис», которая признана аукционной комиссией соответствующей требованиям аукционной документации.

Контракт 0169300043221000088 заключен между заказчиком и ООО «Техмехэнергосервис» 23.08.2021.

Пунктом 2.1 контракта предусмотрено, что подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту здания МБУК «ЦГБ», в соответствии с приложениями № 1, 2, 3 к контракту и сдать результат работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.

В силу пункта 3.1 контракта начальный срок выполнения работ: с момента заключения контракта.

Конечный срок выполнения работ: 01.11.2021 г.

Исходя из документов, представленных Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Центральная городская библиотека» в материалы дела, заказчиком в адрес ООО «Техмехэнергосервис» по электронной почте 05.10.2021, 18.10.2021, 15.11.2021 направлялись письма, в которых указано на факт невыполнения подрядчиком работ на объекте, а также на необходимость предоставления информации о сроках, в которые будут выполнены работы, предусмотренные контрактом.

В связи с отсутствием официального ответа от ООО «Техмехэнергосервис», заказчиком в адрес Общества по электронной почте направлено письмо № 01-12/263 от 30.11.2021 с просьбой предоставить отчет о выполненных работах, а также о сроках окончания работ.

С учетом того, что по состоянию на 02.12.2021 ответа от ООО «Техмехэнергосервис» не поступило; работы подрядчиком не выполнены, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. № 01-12/268 от 02.12.2021).

Указанное решение размещено заказчиком 03.12.2021 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, в разделе «Дополнительная информация о закупках, контрактах». Данный документ направлен ООО «Техмехэнергосервис» 02.12.2021 заказным письмом с уведомлением на адрес, указанный в контракте. Кроме того, решение направлено заказчиком Обществу 02.12.2021 по электронной почте.

По истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления (03.01.2022) заказчиком 14.01.2022 в Реестре контрактов (реестровая запись контракта № 3740500972721000001) размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

В соответствии с пояснениями представителя ООО «Техмехэнергосервис» Обществом приступило к выполнению работ. Подрядчиком выполнены работы на сумму 1 474 125,60 рублей, указанные работы оплачены заказчиком, что подтверждается актом № 1 от 22.12.2021 о приемке выполненных работ, справкой № 1 от 22.12.2021 о стоимости выполненных работ и затрат. При этом, в процессе исполнения контракта подрядчиком были выявлены объемы работ, которые требовали изменения проекта. ООО «Техмехэнергосервис» уведомило заказчика о возникшей ситуации, в связи с чем заказчиком были проведены совещания 13.09.2021, 20.09.2021, 27.09.2021. Так как технология производства работ предусматривает определенную этапность их выполнения, Обществом принято решение продолжить работы после внесения соответствующих изменений в проектную и сметную документацию.

Таким образом, работы были приостановлены на этапе, требующем корректировки проекта. При этом, заказчик требовал от подрядчика выполнения работ, однако по состоянию на текущий момент соответствующие изменения не внесены.

В доказательство своих доводов ООО «Техмехэнергосервис» в материалы дела представлены протоколы совещаний у главы города от 13.09.2021, 20.09.2021, от 27.09.2021, в которых указано на необходимость внесения изменений в проектно-сметную документацию.

При этом, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что Обществом в материалы дела не представлено уведомление о приостановке работ по контракту в соответствии с частью 1 статьи 716 Гражданского кодекса РФ. Исходя из пояснений представителя Общества, уведомление о приостановке работ по контракту было сообщено заказчику в устной форме.

Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с качеством выполненных работ по контракту, по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.

Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.

Подрядчиком совершены действия, направленные на исполнение контракта, о чем свидетельствуют материалы дела. Обществом выполнены работы по контракту на сумму 1 474 125,60 рублей; указанные работы приняты и оплачены заказчиком.

Исходя из документов, представленных ООО «Техмехэнергосервис» в материалы дела, заказчиком в рамках настоящего контракта рассматривался вопрос о внесении изменений в проектно-сметную документацию, что, в свою очередь, могло повлиять на сроки и процесс выполнения подрядчиком работ, предусмотренных контрактом.

С учетом совокупности указанных обстоятельств, антимонопольному органу не представляется возможным сделать вывод о включении ООО «Техмехэнергосервис» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе в редакции от 02.07.2021 и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Центральная городская библиотека» в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Техмехэнергосервис» (454090, Челябинская обл., г. Челябинск, пр-кт Ленина, д. 35, офис 212, 1405, ИНН/КПП 7449091006/745101001), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии 

 

Члены Комиссии 

 

 

 

2022-686

 

 

Связанные организации

ООО "Техмехэнергосервис"
ИНН 7449091006, ОГРН 1097449005455
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центральная городская библиотека»
ИНН 7405009727, ОГРН 1067405004996