Решение №ВЛ/8131/22 Решение № 074/06/104-1712/2022 о включении сведений в реестр... от 11 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Администрация Миасского городского округа

 

456300, Челябинская область,

г. Миасс, пр-кт Автозаводцев, 55

 

 

Общество с ограниченной ответственностью «МетХимПром Снабжение»

 

456313, Челябинская область,

г. Миасс, Тургоякское шоссе, д. 5/9А,

оф. 229

 

Директору и участнику

ООО «МетХимПром Снабжение»

Ю.В. Савельевой

 

456313, Челябинская область,

г. Миасс, Тургоякское шоссе, д. 5/9А,

оф. 229

 

 

АО «Сбербанк-АСТ»

 

119435, г. Москва,

Большой Саввинский переулок,

д. 12, стр. 9

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-1712/2022

о включении сведений в реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

по делу № 227-РНП/2022

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 06 июля 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 июля 2022 года.

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>      

Членов Комиссии:

<...>      
<...>        

рассмотрев обращение Администрации Миасского городского округа (далее – заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью «МетХимПром Снабжение», его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее – ООО «МетХимПром Снабжение», общество, участник закупки) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории по ул. Уральская, 1, 1А, ул. Победы, 26, 28 (извещение № 0169300035822000189) (далее – аукцион, закупка), проведя внеплановую проверку действий заказчика по соблюдению законодательства о контрактной системе, при участии посредством видеоконференц-связи:

представителя Администрации Миасского городского округа <...>, действующего на основании доверенности от 27.04.2022 № 35;

представителя Общества с ограниченной ответственностью «Метхимпром Снабжение» (далее ООО «МетХимПром Снабжение», заявитель)<...>., действующего на основании доверенности от 29.06.2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) 29.06.2022 поступила жалоба ООО «МетХимПром Снабжение» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории по ул. Уральская, 1, 1А, ул. Победы, 26, 28 (извещение № 0169300035822000189) (далее – аукцион, закупка).

Указанная жалоба возвращены в соответствии с Решением об отказе в принятии жалобы № 340-ж/2022 к рассмотрению по существу на основании подпункта «а» пункта 2 части 8 статьи 105 Закона контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закон о контрактной системе в Челябинское УФАС России 30.06.2022 поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «МетХимПром Снабжение», его директоре и участнике в связи с уклонением от заключения контракта.

Руководствуясь пунктом 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» (далее Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576) антимонопольным органом принято решение о проведении внеплановой проверки.

Согласно материалам дела 09.06.2022 объявлено о проведении электронного аукциона путем опубликования в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) извещения о проведении электронного аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта 3 031 660 рублей 00 копеек.

Обеспечение исполнения контракта 30% от цены контракта, по которой в соответствии с Законом о контрактной системе заключается контракт.

Из извещения о проведении электронного аукциона № 0169300035822000189 от 09.06.2022 следует, что закупка проводилась с преимуществом для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №ИЭА1 от 20.06.2022 контракт заключается с ООО «МетХимПром Снабжение».

Как следует из сведений, размещенных в ЕИС, заказчик 22.06.2022 разместил в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) проект контракта.

Регламентированный срок подписания проекта контракта со стороны участника закупки – 29.06.2022.

ООО «МетХимПром Снабжение» 28.06.2022 разместило на электронной площадке и в ЕИС (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий, из содержание которого следует, что участник закупки просил внести изменения в Ведомость объемов работ (Приложение № 1 к контракту).

На заседании Комиссии представитель ООО «МетХимПром Снабжение» также пояснил о том, что вместе с протоколом разногласий общество представило информацию об исполненных контракта, заключенных в соответствии с Федеральным закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц), при этом заказчиком ни протокол разногласий, ни данная информация в качестве информации, подтверждающей предоставление исполнения контракта, не приняты.

Заказчик в сроки, установленные Законом о контрактной системе, рассмотрел протокол разногласий, поступивший от участника закупки и разместил 28.06.2022 проект контракта без учета информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, а также ответ на протокол разногласий с указанием причин отказа учета информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки.

Регламентированный срок подписания проекта контракта после протокола разногласий со стороны участника – 29.06.2022.

Однако ООО «МетХимПром Снабжение» в срок, установленный законодательством о контрактной системе, не разместил на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

Заказчик, руководствуясь частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, 30.06.2022 признал ООО «МетХимПром Снабжение» уклонившимся от заключения контракта, разместил 30.06.2022 в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта №ППУ20_1 от 30.06.2022.

ООО «МетХимПром Снабжение» по факту уклонения от заключения контракта представило письменные пояснения, из которых следует, что участник закупки не имел умысла уклоняться от заключения контракта. Допущенные нарушения при заключении контракта, а именно нарушение срока подписания проекта контракта было ненамеренным и неумышленным, а является последствием действий банка. Так, в рамках оформления независимой гарантии для исполнения обязанности по представлению обеспечения исполнения контракта общество 29.06.2022 обратилось в банк за получением банковской гарантии, однако банк затянул оформление независимой гарантии, в связи с чем 29.06.2022 общество не получило независимую гарантию.

Таким образом, по мнению ООО «МетХимПром Снабжение», участник закупки предпринял возможные действия, направленные на своевременное оформление независимой гарантии и заключения контракта.

 

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

 

Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе.

Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:

1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:

а) в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;

б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);

2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:

а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;

б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе;

3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, подлежит обязательному учету.

Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:

1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;

2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:

а) формирует с использованием ЕИС и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;

б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в ЕИС протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Следовательно, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, а также исполнить требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

Как следует из документов, представленных в материалы дела, доработанный проект контракта и отказ в принятии протокола разногласий размещены в ЕИС – 28.06.2022, что подтверждается информацией, размещенной в ЕИС. Регламентированный срок подписания проекта контракта – 29.06.2022.

Вместе с тем, ООО «МетХимПром Снабжение» не разместило в срок, предусмотренный Законом о контрактной системе, на электронной площадке подписанный со своей стороны проект контракта и документ об обеспечении исполнения контракта.

Таким образом, победитель аукциона при заключении контракта не исполнил требования, предусмотренные пунктом 1 частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, согласно которой победитель аукциона в течение пяти рабочих дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта обязан, разместить на электронной площадке подписанный проект контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта.

Факт уклонения победителя аукциона от заключения контракта зафиксирован заказчиком в Протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта №ППУ20_1 от 30.06.2022, который размещен в ЕИС 30.06.2022.

 

При этом представитель ООО «МетХимПром Снабжение» на заседании Комиссии пояснил о том, что ООО «МетХимПром Снабжение» 22.06.2022 после изучения условий контракта, а также изучения и анализа приложений № 1, 2, 3 к контракту, выявило ряд расхождений с фактически требуемыми работами.

При этом ошибочно полагая, что можно вносить изменения в проект контракта на стадии его заключения, обществом подготовлен Протокол разногласий к муниципальному контракту № 0169300035822000189 от 27.06.2022 в части его приложений.

Также, руководствуясь положениями части 8.1 статьи 96 Закона о контактной системе, вместе с протоколом разногласий участник закупки разместил информацию об исполненных договорах, заключённых в рамах Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Далее из пояснений представителя ООО «МетХимПром Снабжение» следует, что 29.06.2022 директор ООО «МетХимПром Снабжение», зайдя на электронную площадку увидел, что заказчик разместил проект контракта без учета протокола разногласий, отказ в принятии протокола разногласий, а также заказчик уведомил о том, что информация об исполненных договорах, заключённых в рамах Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, не может быть принята в качестве обеспечения исполнения контракта.

Между тем, в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом о контрактной системе для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Как следует из Письма Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2020 г. № 24-03-08/8592 участник закупки на свое усмотрение предоставляет информацию о трех заключенных и исполненных контрактах в соответствии с требованиями части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

При этом участник закупки вправе предоставить информацию об исполнении контрактов, в том числе расторгнутых по соглашению сторон в связи с уменьшением потребности заказчика без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), с указанием фактической цены исполненного контракта.

Возможность предоставления информации из реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, проведенной в соответствии с Законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, Законом о контрактной системе не предусмотрена.

Таким образом, действия заказчика по непринятию информации об исполненных договорах, заключенных в рамках в рамах Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, не противоречат законодательству о контрактной системе.

 

Также представитель ООО «МетХимПром Снабжение» указал на то, что ООО «МетХимПром Снабжение» не согласилось с отказом заказчика учесть протокол разногласий и информацию об исполненных договорах, в связи с чем общество 29.06.2022 посредством электронной почты подало жалобу на действия заказчика. Жалоба обществу возвращена, проведена внеплановая проверка в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Как следует из части 1 статьи 34 Закона о контактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

Согласно части 1 статьи 95 Закона о контактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях указанных в части 1 статьи 95 Закона о контактной системе.

Таким образом, в соответствии с законодательством о контрактной системе на стадии заключения контракта, как и на стадии его исполнения, внесение каких-либо правок недопустимо, за исключением случаев, указанных в статьях 34, 95 Закона о контактной системе.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе.

При этом как следует из пояснений представителя ООО «МетХимПром Снабжение», несмотря на отказ заказчика на внесения изменений в проект контракта, ООО «МетХимПром Снабжение» все же имело желание и возможность для заключения контракта.

Так, 29.06.2022 ООО «МетХимПром Снабжение» в целях исполнения обязанности по предоставлению обеспечения исполнения контракта, общество обратилось в банк за получением независимой гарантии, однако по неизвестным обществу причинам банк затянул выдачу независимой гарантии, в связи с чем, общество 29.06.2022 не исполнило обязанность по заключению контракта.

Учитывая изложенное, на дату заседании Комиссии обществом независимая гарантия не получена.

Оплатить обеспечение исполнения контракта денежными средствами общество не имело возможности в виду того, что у ООО «МетХимПром Снабжение» отсутствовала сумма, указанная в извещении о проведении электронного аукциона в качестве обеспечения исполнения контракта.

Таким образом, по мнению ООО «МетХимПром Снабжение», участник закупки предпринял возможные действия, направленные на своевременное оформление независимой гарантии и заключения контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Согласно пункту 14 Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)») (далее Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)) Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

На заседании Комиссии не выявлены нарушения со стороны заказчика. Относительно совершения участником действий, направленных на заключение контракта, в материалы дела не представлены сведения, свидетельствующие о совершении ООО «МетХимПром Снабжение» действий, направленных на заключение контракта в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта.

Часть 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) устанавливает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» для признания обстоятельства непреодолимой силой (в силу п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации) необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Таким образом, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

При этом в материалы дела не представлены сведения, свидетельствующие о наличии обстоятельств, препятствующих заключению контракта.

Учитывая, что на заседании Комиссии не установлены обстоятельства и объективные причины, согласно которым ООО «МетХимПром Снабжение» не разместило на электронной площадке подписанный электронной подписью проект контракта и не предоставил обеспечение исполнения контракта, Комиссия Челябинского УФАС России считает, что действия ООО «МетХимПром Снабжение» по обращению в банк за получением независимой гарантии лишь 29.06.2022 (в последний день для заключения контракта), не знание о запрете на внесение изменений в контракт на стадии заключения, не свидетельствуют о добросовестном поведении общества, а наоборот говорят о не проявлении со стороны ООО «МетХимПром Снабжение» должной осмотрительности.

Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, любое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупки.

Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, то от участников, заявляющихся на подобные аукционы, требуется большая степень ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств. Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений.

При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что ООО «МетХимПром Снабжение» на стадии заключения контракта не предприняло должной осмотрительности и мер, направленных на заключение контракта, что свидетельствует об отсутствии ООО «МетХимПром Снабжение» намерения и воли заключить контракт, и, следовательно, добросовестно исполнить обязанности.

Таким образом, на заседании Комиссии подтвержден факт недобросовестного поведения участника закупки, выразившийся в неисполнении требований, предусмотренных извещением о проведении аукциона и требований Закона о контрактной системе, в части размещения на электронной площадке подписанного проекта контракта, предоставления обеспечения исполнения контракта, что является основанием для включения сведений об ООО «МетХимПром Снабжение» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576,

 

РЕШИЛА*:

 

1. Включить сведения, представленные Администрацией Миасского городского округа в отношении Общества с ограниченной ответственностью «МетХимПром Снабжение» (456313, Челябинская область, г. Миасс, Тургоякское шоссе, д. 5/9А, оф. 229, ИНН/КПП 7415101577/741501001) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории по ул. Уральская, 1, 1А, ул. Победы, 26, 28 (извещение № 0169300035822000189), сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

2. Включить сведения, представленные Администрацией Миасского городского округа, в отношении директора и участника ООО «МетХимПром Снабжение» <...> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

3. По результатам проведения внеплановой проверки нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика не выявлено.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель<...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

 

 

2022-8885

 

 

Связанные организации

ООО "Метхимпром Снабжение"
ИНН 7415101577, ОГРН 1187456049307
Администрация Миасского городского округа
ИНН 7415031922, ОГРН 1027400874016
АО "Сбербанк - АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441