Решение (комиссия) №ВЛ/13980/23 решение по делу № 425-ж/2023 от 11 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

решение по делу № 425-ж/2023

 

Гражданину

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Таганай»

456209, Челябинская область,

г. Златоуст,

ул. им И.И. Шишкина, д. 3а

 

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва,

пер. Большой Саввинский, д. 12, стр. 9,

эт. 1, пом. I, комн. 2

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-2358/2023

по делу № 425-ж/2023

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 09 октября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 11 октября 2023 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу гражданина (далее – заявитель) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на изготовление и поставку туристических станций (извещение №0369100038423000040), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Таганай» (далее – ФГБУ «Национальный парк «Таганай», заказчик) «<…>», действующих на основании приказа № 794-лс от 13.10.2021, доверенности б/н от 30.03.2023;

- в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 03.10.2023 поступила жалоба гражданина на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на изготовление и поставку туристических станций (извещение №0369100038423000040) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 25.09.2023 в 15:19.

Закупка осуществлялась в рамках национального проекта «Экология» G1, Федерального проекта «Чистая страна».

Начальная (максимальная) цена контракта – 8 319 999, 97 рублей.

Протокол подведения итогов электронного аукциона от 05.10.2023.

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся на основании пункта 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссия по осуществлению закупок отклонила все такие заявки.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Доводы жалобы гражданина заключаются в следующем: 1) заказчиком неправомерно установлено одновременно два требования об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 2) неправомерно в составе заявки затребовано предложение о цене контракта; 3) неверно установлены штрафы; 4) установленные антидемпинговые меры не соответствуют положениям статьи 37 Закона о контрактной системе.

Представители заказчика с доводами жалобы гражданина частично согласились.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В силу части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Закона о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Законом о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.

В связи с чем, требование об отсутствии информации об участниках закупки в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), включенной в Реестр по любым основаниям (а не только в связи с отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера), предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе является более широким требованием относительно требования подпункта «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571. При этом, законодательством о контрактной системе запрет на установление заказчиком требований к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 не установлен.

Из содержания извещения о проведении электронного аукциона для закупки №0369100038423000040 следует, что ФГБУ «Национальный парк «Таганай» установлены следующие требования к участникам:

1) единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе;

2) требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе;

3) требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.

Таким образом, установление в извещении о проведении закупки одновременно требований в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 не противоречит законодательству о контрактной системе.

Довод жалобы в указанной части является необоснованным.

 

2. Требования к содержанию заявки на участие в закупке предусмотрены статьей 43 Закона о контрактной системе.

Так, частью 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать:

1) информацию и документы об участнике закупки;

2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки;

3) предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе);

4) предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе);

5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе.

2.1. Проведение электронного аукциона регламентировано статьей 49 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Следовательно, предложение участника закупки о цене контракта, предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, участником закупки при проведении электронного аукциона не предоставляется.

Пунктом 3 Приложения № 4 к извещению о закупке предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки о цене контракта.

При этом, в инструкции по заполнению заявки отсутствуют условия, при которых такое предложение предоставляется/не предоставляется участником закупки, что свидетельствует об обязательности данного предложения в составе заявки.

Таким образом, в нарушение пункта 3 части 1 статьи 43, части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе требование о предоставлении предложения о цене контракта не соответствует выбранному способу закупки, так как такое условие может быть установлено только при проведении электронного конкурса.

 

3. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 утверждены «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Правила).

Так, в соответствии с пунктом 3 Правил размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, составляет: а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей; б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Согласно пункту 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке: а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно); б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 319 999, 97 рублей.

Пунктами 7.3, 7.6 проекта контракта предусмотрена следующая ответственность заказчика, поставщика. За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа составляет 1000,00 рублей (пункт 7.3 проекта контракта). За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 10 процентов от цены контракта (этапа) (пункт 7.6 проекта

Таким образом, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств сторонами по контракту, установлена ФГБУ «Национальный парк «Таганай» с нарушением частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 3, 9 Правил.

Довод жалобы заявителя обоснован.

 

4. Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 8.2 контракта предусмотрена обязанность победителя электронного аукциона предоставлять обеспечение исполнения контракта в полуторном размере в соответствии с пунктом 8.2.1. контракта сумму обеспечения 1 248 000,00 (один миллион двести сорок восемь тысяч рублей 00 копеек), эквивалентную 15 % от начальной (максимальной) цены контракта. Но отсутствует положение относительно возможности предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, а указана лишь ссылка на статью 37 Закона о контрактной системе.

Таким образом, положения проекта контракта об антидемпинговых мерах не в полной мере соответствуют части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Довод жалобы заявителя обоснован.

Действия должностного лица заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.

Принимая во внимание, что электронный аукцион признан несостоявшимся, допущенные нарушения на результаты осуществленной закупки не повлияли. При этом не представляется возможным установить материально-правовую заинтересованность подателя жалобы в части его намерения участвовать в обжалуемой закупке. Комиссия считает возможным предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу гражданина на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на изготовление и поставку туристических станций (извещение №0369100038423000040) обоснованной в части неправомерного установления требования к составу заявки, размеру штрафов, антидемпинговым мерам, в остальной части необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение частей 4, 5, 8 статьи 34, части 2 статьи 37, пункта 3 части 1 статьи 43, части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, пунктов 3, 9 Правил.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку допущенные нарушения на результаты осуществленной закупки не повлияли.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

В.А. Ливончик

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

Н.В. Фадеева

 

 

 

 

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

2023-15970

 

 

Связанные организации

ФГБУ "Национальный парк "Таганай"
ИНН 7404003070, ОГРН 1027400579282
Сысоев Константин Владимирович
ИНН 232000612178, ОГРН
АО «Сбербанк-АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441