Решение б/н 1. Признать жалобу ООО «Эвриал» на действия заказчика обосно... от 10 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Эвриал»

124460, г. Москва, г. Зеленоград, ул. Конструктора Гуськова, д. 14, стр. 2, этаж 3, пом. 318

Функциональный орган администрации Усть-Катавского городского округа «Управление инфраструктуры и строительства»

456043, Челябинская область, г. Усть-Катав, ул. Ленина, д. 47а

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

119435, город Москва, Большой Саввинский переулок, дом 12, строение 9

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-1542/2020 (№ 776-ж/2020)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 07 июля 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 10 июля 2020 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

--

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

«…»

--

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

«…»

--

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Эвриал» (далее – заявитель, общество) на действия Функционального органа администрации Усть-Катавского городского округа «Управление инфраструктуры и строительства» (далее – заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации на строительство объекта: «Строительство очистных сооружений канализации в г. Усть-Катав» (извещение № 0169300007520000071), в присутствии:

- представителя Функционального органа администрации Усть-Катавского городского округа «Управление инфраструктуры и строительства» «…», действующего на основании доверенности от 12.06.2020;

- представителя Функционального органа администрации Усть-Катавского городского округа «Управление инфраструктуры и строительства» «…», действующего на основании распоряжения от 18.01.2016 № 6к,

в отсутствие представителей ООО «Эвриал», надлежащим образом уведомленного о месте времени заседания Комиссии,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 29.06.2020 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации на строительство объекта: «Строительство очистных сооружений канализации в г. Усть-Катав» (извещение № 0169300007520000071) (далее – конкурс, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 17.04.2020.

Начальная (максимальная) цена контракта – 16 852 020,79 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 29.06.2020 в 12:00.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам закупки не заключен.

Согласно доводам, изложенным жалобе, заявитель считает, что заказчик опубликовал документацию, не позволяющую оценить объем работ и не предоставил необходимые технические данный для оценки объема работ.

Согласно письменным пояснениям заказчика, все необходимые для выполнения работ исходные данные будут переданы подрядчику после заключения контракта.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В силу пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении подрядчика.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к работам, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения подрядчика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Из совокупного толкования пункта 1 части 1 статьи 54.3, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).

Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков работ, регламента и порядка действий при выполнении работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.

Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

Конкурсная документация должна содержать всю необходимую информацию, определяющую условия исполнения контракта, в соответствии с принципами открытости и прозрачности в сфере закупок, предусмотренными статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.

Объектом рассматриваемой закупки является разработка проектно-сметной документации на строительство объекта: «Строительство очистных сооружений канализации в г. Усть-Катав».

Согласно пункту 5 раздела I конкурсной документации, описание объекта закупки указано в разделе II конкурсной документации «Задание на проектирование объекта капитального строительства» (далее – Задание на проектирование).

Как следует из доводов жалобы, в конкурсной документации отсутствуют координаты земельного участка и согласовательные документы соседних землепользователей.

В силу части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ) градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Согласно пунктами 2, 4 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка содержится информация о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии) или в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, о границах образуемого земельного участка, указанных в утвержденной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 33 Задания на проектирование заказчик передает проектной организации градостроительный план земельного участка.

Вместе с тем, порядок и сроки передачи указанных документов ни конкурсная документация, ни проект контракта не содержат.

Однако отсутствие данной информации не позволит надлежащим образом выполнить работы в соответствии с Заданием на проектирование.

Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Задания на проектирование подрядчику необходимо выполнить инженерные изыскания для подготовки проектной документации. Изыскания необходимо выполнить в объеме, обеспечивающем получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Состав инженерных изысканий:

- инженерно-геодезические;

- инженерно-геологические;

- инженерно-экологические;

- инженерно-гидрометеорологические.

Согласно части 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

Вместе с тем, в конкурсной документации, в проекте контракта задание на проведение инженерных изысканий отсутствует.

Принимая во внимание, что требование о выполнении инженерных изыскания установлено конкурсной документацией, отсутствие задания не позволяет в полной мере определить требования заказчика и условия выполнения работ.

В своих пояснения заказчик ссылается на СНиП 11-02-96 и указывает, что задание составляется и утверждается застройщиком или техническим заказчиком и согласовывается с исполнителем инженерных изысканий. В связи с чем задание на выполнение инженерных изысканий согласуется на стадии исполнении контракта.

Однако СНиП 11-02-96 является недействующим. Более того, указанный СНиП также содержит требование о составлении заказчиком технического задания.

Кроме того, следует отметить, что законодательство о контрактной системе содержит специальные нормы, обязывающие заказчика определить в конкурсной документации свою потребность. Конкурсная документация должна содержать всю необходимую информацию, определяющую условия исполнения контракта, в соответствии с принципами открытости и прозрачности в сфере закупок, предусмотренными статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.

Отсутствие задания на проведение инженерных изысканий не позволяет в полной мере определить требования заказчика к данным работам.

Кроме того, заявитель указывает на отсутствие в конкурсной документации технических условий на врезку в существующие сети.

В соответствии с частью 6 статьи 48 ГрК РФ в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу:

1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, а также случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи);

2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором подряда на подготовку проектной документации должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);

3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).

Пунктом 22 Задания на проектирование предусмотрена врезка в существующий сбросной коллектор очищенного стока протяженностью до 0,30 км с выпуском в реку Юрюзань. Диаметр и протяженность уточнить проектом. Технические условия на присоединение в проекте контракта отсутствуют.

Заявителем направлен запрос на разъяснение положений конкурсной документации, в котором общество просит предоставить технические условия на врезку, в том числе технические характеристики действующего выпуска и существующих сетей, а также отчет по результатам обследования инженерных сетей, действующих очистных сооружений.

В ответе на поступивший запрос заказчик указывает, что отвод сточных вод, в который планируется врезка находится в удовлетворительном состоянии. Технические условия подключения получены и будут переданы исполнителю после заключения контракта.

Однако Комиссия отмечает следующее. Согласно пункту 33 задания на проектирование заказчик передает проектной организации, в том числе технические условия на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. При этом сроки и порядок передачи указанных документов задание на проектирование, проект контракта не содержат, что может привести к возникновению споров в ходе выполнения сторонами условий контракта.

На заседание Комиссии представителями заказчика подтверждена необходимость использования технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения при выполнении работ по проектированию объекта. Кроме того, заказчиком указано о наличии у него данных условий. Принимая во внимание, что технические условия на подключение к сетям являются необходимым условием выполнения работ, Комиссия полагает возможным включение в проект контракта, сведений о наличии у заказчика указанных условий.

Отсутствие в проекте контракта информации о наличии технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а также порядок и сроки передачи технических условий подрядчику свидетельствует о необъективном описании объекта закупки и условий контракта.

Еще одним доводом жалобы является отсутствие в задании на проектирование требований о разработке проекта санитарной защитной зоны вновь проектируемых канализационных очистных сооружений, что не позволит выполнить условия контракта и получить положительное заключение Государственной экспертизы проектно-сметной документации.

Согласно статье 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

В соответствии со статьей 762 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.

С учетом изложенного результатом выполнения проектных и (или) изыскательских работ, а также приемки и оплаты результатов таких работ является проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В соответствии с пунктом 5.8 проекта контракта проектно-сметная документация должна быть подготовлены по составу и в объемах необходимых и достаточных, для проведения государственной экспертизы проектно-сметной документации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, и получения положительного заключения».

Кроме того, порядок проведения государственной экспертизы регламентирован Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», в связи с чем при исполнении контракта стороны должны руководствоваться данный нормативным правовым актом» (далее – постановление Правительства № 145).

Разделом II Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства № 145 предусмотрено, что для проведения государственной экспертизы проектной документации предоставляется в том числе проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации.

На заседание Комиссии представители заказчика пояснили, что проект санитарной защитной зоны вновь проектируемых канализационных очистных сооружений будет передан подрядчику на этапе исполнения контракта. Однако данное условие в проекте контракта не отражено.

При этом, в соответствии с пунктами 4.2.4. проекта контакта исполнитель по письменному запросу заказчика от лица заказчика по его сопроводительным документам представляет проектную документацию на согласование в органы государственной экспертизы и представляет интересы заказчика. В течение 30 (тридцати) дней и за собственный счет устраняет недостатки проектирования и дополняет проектную документацию после получения от заказчика мотивированной письменной претензии относительно качества, полноты проектной документации, разрабатываемой исполнителем, или иного несоответствия ее условиям контракта.

Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу, что отсутствие в проекте контракта порядка передачи проекта санитарной зоны не позволяет в полной мере определить условия исполнения контракта и ставит подрядчика в зависимость от действий лиц, не являющихся сторонами по контракту.

Конкурсная документация должна содержать всю необходимую информацию, определяющую условия исполнения контракта, в соответствии с принципами открытости и прозрачности в сфере закупок, предусмотренными статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия заказчика по описанию объекта закупки и условий исполнения контракта по рассматриваемому конкурсу нарушают пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

2. В силу части 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.

В соответствии с частью 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Конкурсной документацией, извещением об осуществлении закупки установлен срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе до 29.06.2020 12:00.

Согласно пункту 17 информационной карты конкурса дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации 25.06.2020 года.

Исходя из сведений жалобы в адрес заказчика 23.06.2020 направлен запрос о разъяснении положений конкурсной документации, на который дан ответ, что у заказчика не имеется законной возможности внесения изменений в документацию о закупке или отмены процедуры определяя поставщика. Заявителем обжалуется полученный ответ.

Вместе с тем, ответ на разъяснения положений конкурсной документации опубликован на сайте единой информационной системы 26.06.2020. Принимая во внимание, что 24.06.2020 является не рабочим днем, ответ на разъяснения дан в течение двух рабочих дней, что соответствует требованиям статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

Ответ заказчика содержит полученные вопрос, ответ и другую информацию, предусмотренную законодательством о контрактной системе.

Довод заявителя, согласно которому заказчик должен был отменить процедуру определения поставщика, не принимается Комиссией во внимание по следующим обстоятельствам.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.

Таким образом, законодательством о контрактной системе установлено право заказчика на отмену процедуры, а не его обязанность.

Более того, из ответа заказчика следует, что запрос на положения конкурсной документации поступил в адрес заказчика 23.06.2020 в 17:41, то есть за пределами рабочего времени, что не позволило своевременно принять соответствующие решение.

Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы, относительно неправомерных действий заказчика в части разъяснений положений документации о закупке.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Эвриал» на действия заказчика обоснованной в части отсутствия в составе конкурсной документации данных, необходимых для определения условий исполнения контракта.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «…»

Члены Комиссии «…»

«…»

* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке «заказчикам»-«реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний» - поиск по № извещения – № жалобы - вкладка «документы»

Связанные организации

Связанные организации не указаны