Решение №074/06/105-486/2019 РЕШИЛА: Признать доводы жалобы ООО «Дорожный консалтинг» н... от 24 апреля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление экологии и природопользования Администрации города Челябинска

454048, г. Челябинск, ул. Блюхера, дом 10

Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска

454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой

ООО «РТС-Тендер»

121151, г. Москва, наб. Тараса Шевченко, д.23А

ООО «Дорожный консалтинг»

620014, г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, 2, оф. 37

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/06/105-486/2019

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 19.04.2019

В полном объеме решение изготовлено 24.04.2019

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

начальника отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

   

-

главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Дорожный консалтинг» (далее – заявитель, общество) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на организацию мероприятий по инвентаризации зеленых насаждений на территории города Челябинска (извещение № 0169300000119000445) (далее – аукцион) в присутствии:

- представителя Управления экологии и природопользования Администрации г. Челябинска действующего на основании доверенности от 18.04.2019;

- представителя Управления экологии и природопользования Администрации г. Челябинска действующего на основании доверенности от 18.04.2019;

- представителя Управления муниципального заказа Администрации г. Челябинска действующего на основании доверенности № 6 от 06.02.2019;

- представителя ООО «Дорожный консалтинг» действующего на основании Протокола № 17 от 15.04.2019,

- представителя ООО «Дорожный консалтинг» действующего на основании доверенности № 16 от 17.04.2019,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 12.04.2019 поступила жалоба ООО «Дорожный консалтинг» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на организацию мероприятий по инвентаризации зеленых насаждений на территории города Челябинска (извещение № 0169300000119000445) (далее - аукцион).

Согласно представленным документам 27.03.2019 Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска объявило о проведении аукциона.

Заказчиком выступило Управление экологии и природопользования Администрации города Челябинска.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону составляет 10 642 948, 00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы ООО «Дорожный консалтинг» контракт не заключен.

На заседании Комиссии заявители поддержали доводы жалобы и пояснили, что заказчик неправомерно установил в документации об аукционе требование о наличии у подрядчика лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, так как подрядчик в ходе выполнения работ сможет самостоятельно разработать топографические планы, а также получить материалы без наличия лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились и пояснили, что требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну установлено правомерно, так как из технического задания следует, что в ходе выполнения полевых работ исполнителю будут переданы исходные данные (топографические карты) – со степенью секретности «секретно».

Кроме того, представители заказчика на заседании комиссии представили письмо Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска, в котором указано, что исключить секретные сведения из картографических материалов невозможно.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.

Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

Правоотношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентируются Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне).

Согласно абзацу 1 статьи 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.

В соответствии с абзацем 1 статьи 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Как следует из статьи 2 Закона о государственной тайне доступ к сведениям, составляющим государственную тайну предоставляет собой санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

Таким образом, лицензия на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности требуется только при необходимости доступа лиц к указанным сведениям, выраженного в непосредственном использовании (ознакомлении) с ними в ходе исполнения услуг (работ), являющихся предметом закупки.

Согласно документации об аукционе, объектом закупки является организация мероприятий по инвентаризации зеленых насаждений на территории города Челябинска.

В соответствии с пунктом 12.1 второй части информационной карты установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (степень секретности разрешенных к использованию сведений «секретно»), а также требование о необходимости предоставления копии такой лицензии во второй части заявки.

В пункте 4.2 технического задания указано, что картографические материалы для выполнения работ на ландшафтно-архитектурных объектах, указанных в приложении 1 к техническому заданию, предоставляются Комитетом градостроительства и архитектуры города Челябинска (г. Челябинск, ул. Воровского, 2) в электронном виде в формате «JPG». Получение картографических материалов для выполнения работ осуществляет исполнитель не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента заключения контракта.

Для получения картографических материалов в Комитете градостроительства и архитектуры города Челябинска исполнитель должен иметь лицензию на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Допуск представителей исполнителя к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в порядке, установленном действующим федеральным законодательством о государственной тайне. Степень секретности исходных данных (топографических карт) – «секретно».

Следует отметить, что 04.04.2019 заказчиком размещены в единой информационной системе разъяснения документации о закупке, из которых следует, что картографические материалы дежурного плана представляют собой планшеты и кальки, которые содержат информацию, в том числе об объектах, имеющих гиф «секретно».

С учетом изложенного, из описания объекта закупки однозначно следует, что в ходе исполнения работ подрядчику будут переданы сведения, составляющие государственную тайну (топографические карты) со степенью секретности – «секретно».

Кроме того, согласно Правилам создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации (МДС 13-5.2000), утвержденным Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153 инвентаризация проводится в соответствии с Методикой инвентаризации городских зеленых насаждений (далее - Методика).

Разделом II Методики установлен Порядок проведения работ по инвентаризации городских зеленых насаждений.

Пунктом 8 и 9 Раздела II Методики определено, что для проведения полевых работ с геодезических материалов снимается копия плана объекта. При этом, копия плана сверяется с натурой, уточняется соответствие нанесенной на плане границы и ситуации учитываемого объекта, а при необходимости проводится дополнительная съемка.

Пунктом 4.3.2 технического задания предусмотрено, что полевые работы включают в себя выезд на объект; обследование участка; сверка плана объекта с натурой, уточнение соответствия нанесенной на плане границы и ситуации учитываемого объекта, при необходимости досъемка; выполнение необходимых замеров; проведение дендрологического обследования; определение качественного и количественного состояния зеленых насаждений (установлении количества деревьев и кустарников, площади газонов, цветников, естественного травяного покрова с определением видов насаждений, породы, возраста, диаметра на высоте 1,3 м (для деревьев), происхождения, состояния, характеристики).

Так из письменных и устных пояснений заказчика следует, что в ходе проведения полевых работ будет передан дежурный план города Челябинска, в котором согласно перечню Минэкономразвития России от 27.02.2017 № 1с/МО содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

На заседании Комиссии заказчиком также представлено письмо Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска (исх. 40-8266/кад от 14.06.2017), согласно которому материалы дежурного плана, которые необходимы для выполнения работ, представляют собой планшеты и кальки в масштабе 1:500, 1:2000, 1:5000. На указанных планшетах и кальках также содержится информация об объектах, имеющих гриф «секретно». При этом, исключить такие сведения из картографических материалов невозможно.

С учетом изложенного, Комиссия не усматривает нарушения в действиях заказчика в части установления требования к участнику закупки и к составу второй части о наличии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, так как из описания объекта закупки следует, что при выполнении работ будут передаваться секретные сведения.

Доводы заявителя, согласно которым в ходе исполнения контракта подрядчик сможет получить картографический материал, содержащий секретные сведения, путем «выбеливания» такой информации, документально не подтверждены.

Более того, согласно абзацу 1 статьи 13 Закона о государственной тайне рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.

Согласно абзацу 7 статьи 13 Закона о государственной тайне правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, подлежат согласованию с межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения.

С учетом изложенного, антимонопольный орган критически относится к доводам жалобы, согласно которым заявитель указывает на возможность предоставления картографического материала путем «выбеливания» информации без необходимости рассекречивания соответствующих сведений.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

Признать доводы жалобы ООО «Дорожный консалтинг» на действия заказчика необоснованными.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны