Решение №ВЛ/8481/21 решение по делу № 588-ж/2021 от 2 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

решение по делу № 588-ж/2021

 

Муниципальное унитарное предприятие «Карабашское коммунальное предприятие»

456143, Челябинская область,

г. Карабаш,

ул. Металлургов, дом 18

 

Общество с ограниченной ответственностью «Строительное транспортное предприятие союз»

456618, Челябинская область,

г. Копейск,

ул. Борьбы, 37

 

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва,

пер. Большой Саввинский, д. 12, стр. 9,

эт. 1, пом. I, комн. 2

 

 

РЕШЕНИЕ 074/06/105-1719/2021

(по делу № 588-ж/2021)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 29 июня 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 01 июля 2021 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 15 статьи 99,статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Строительное транспортное предприятие союз» (далее – ООО «Стройтранссоюз», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на реконструкцию очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации в г. Карабаше (извещение № 0600600014021000002), в присутствии лично (до перерыва) посредством видеоконференцсвязи (после перерыва):

- представителя ООО «Стройтранссоюз» юрисконсульта «<…>», действующего на основании доверенности б/н от 03.08.2021;

-в отсутствие представителей заказчика, уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, ходатайство о переносе рассмотрения дела от 28.06.2021 № 137,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 22.06.2021 поступила жалоба ООО «Стройтранссоюз» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на реконструкцию очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации в г. Карабаше (извещение №0600600014021000002) (далее – аукцион, закупка).

Определением от 28.06.2021 в заседании Комиссии объявлен перерыв до 13.15 29.06.2021.

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано Муниципальным унитарным предприятием «Карабашское коммунальное предприятие» (далее – МУП «КПП», заказчик) на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 25.05.2021 в 19:41.

Начальная (максимальная) цена контракта на реконструкцию очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации в г. Карабаше – 399 524 211, 00 рублей.

Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе «Реконструкция очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации в г. Карабаше» (№ извещения 0600600014021000002) от 07.06.2021.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы ООО «Стройтранссоюз» в нарушение пункта 7 части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе заявителю не возвращены денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе.

Письменных пояснений заказчиком не представлено.

 

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу пункта 2 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), регулирует Закон о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о контрактной системе обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.

Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок регламентирована статьей 5 Закона о контрактной системе. Так, в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), окончательных предложений. Указанные заявки, окончательные предложения и электронные документы, направленные при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, обмен электронными документами осуществляется с использованием единой информационной системы (часть 1 статьи 5 Закона о контрактной системе).

Согласно части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 24.1 Закона о контрактной системе проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки.

В силу подпункта «в» пункта 2 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются дополнительные требования к оператору электронной площадки и функционированию электронной площадки в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Такие дополнительные требования предусматривают в том числе порядок прекращения блокирования денежных средств на специальном счете участника закупок, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в электронных процедурах.

Так, Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 656 утверждены дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок.

Подпунктом «з» пункта 26 указанных дополнительных требований определяет, что если обеспечение заявки на участие в соответствующей закупке предоставлено участником закупки в виде денежных средств, оператор электронной площадки, направляют информацию в банк в целях прекращения блокирования таким банком денежных средств на специальном счете участника закупки, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в закупках в течение одного часа с момента получения оператором электронной площадки от заказчика решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 5 статьи 24.1 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с аккредитацией на электронной площадке, специализированной электронной площадке и проведением электронных процедур, закрытых электронных процедур, между участником закупки, заказчиком, оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки осуществляется на электронной площадке, специализированной электронной площадке в форме электронных документов.

Частью 6 статьи 24.1 Закона о контрактной системе установлено, что электронные документы участника закупки, заказчика, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника закупки, заказчика, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.

В силу части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки (часть 2 статьи 44 Закона о контрактной системе).

Частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки обязан осуществить блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки, блокирование не осуществляется, о чем банк направляет информацию оператору электронной площадки в течение одного часа с момента получения информации об участнике закупки и о размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки.

Согласно пункту 7 части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, осуществленное в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение не более чем одного рабочего дня с даты получения заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся (часть 16 статьи 66 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем: 1) оператор электронной площадки не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направляет заказчику обе части этой заявки, а также информацию и электронные документы, предусмотренные частью 11 статьи 24.1, частью 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе; 2) оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе, обязан направить уведомление участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в таком аукционе; 3) аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в таком аукционе и документов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе, рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе…; 4) контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном статьей 83.2 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в соответствии с частями 1 - 3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе. При этом контракт заключается в соответствии с требованиями части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В силу части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся осуществляется в соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе: 1) на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки …, документацией о закупке ..; 2) по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, а также цену контракта, предложенную участником закупки …; 3) в порядке, установленном Законом о контрактной системе для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с учетом положений части 9 статьи 93 Закона о контрактной системе; 4) по согласованию с контрольным органом в сфере закупок в случае признания аукциона несостоявшимся, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 установлен предельный размер начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания аукциона несостоявшимся осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также утверждены Правила согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Так, пунктом 1 указанного Постановления определено, что предельный размер начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания аукциона несостоявшимся осуществляется в соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен - 250 млн. рублей при осуществлении закупки для муниципальных нужд.

Частью 10 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия контрольным органом в сфере закупок решения об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) определение поставщика признается несостоявшимся. Заказчик вносит изменения в план-график закупок (при необходимости), осуществляет новую закупку в соответствии с Законом о контрактной системе (при необходимости).

Из протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе «Реконструкция очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации в г. Карабаше» (№ извещения 0600600014021000002) от 07.06.2021 следует, что аукцион признан несостоявшимся на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе, контракт заключается с единственным участником – Общество с ограниченной ответственностью «Строительное транспортное предприятие союз».

Заказчик в Администрацию Карабашского городского округа Челябинской области направил «Обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» № 123 от 09.06.2021.

Администрацией Карабашского городского округа уведомлением о проведении внеплановой проверки от 10.06.2021 № 2378 заказчику сообщено о проведении в период с 11.06.2021 по 25.06.2021 внеплановой документарной проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Муниципального унитарного предприятия «Карабашское коммунальное предприятие» при осуществлении электронного аукциона на реконструкцию очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации в г. Карабаше (извещение № 0600600014021000002).

По результатам рассмотрения обращения заказчика и проведения внеплановой проверки Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Карабашского городского округа 15.06.2021 приняла решение № 1 от отказе в согласовании заключения контракта с ООО «Строительное транспортное предприятие союз».

Из данных заказчиком в ходе телефонного разговора пояснений следует, что МУП «КПП» по телефону сообщено оператору электронной площадки о полученном отказе контрольного органа в согласовании заключения контракта с единственным подрядчиком.

Комиссией Челябинского УФАС России в целях получения сведений о соблюдении заказчиком обязанности, предусмотренной пунктом 7 части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе, 28.06.2021 направлен запрос оператору электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ», на который получен ответ от 28.06.2021 (19:31) о том, что 24.06.2021г. в 13:20 (время московское) оператором было получено письмо заказчика без текста обращения и содержащее во вложении решение об отказе в согласовании заключения контракта от 15.06.2021г. Ввиду того, что заказчиком в письме не отражена суть обращения, 24.06.2021 в 14.10 оператором в ответ направлено уточняющее письмо, после чего от заказчика не поступало уточнений, необходимых для совершения оператором действий. На текущий момент денежные средства участника закупки №0600600014021000002 разблокированы в соответствии с пунктом 7 части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе. Завершить процедуру заключения контракта заказчику необходимо в ЕИС. В подтверждение представлена переписка, осуществляемая посредством электронной почты, из содержания которой однозначно следует, что решение контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) от 15.06.2021 направлено МУП «КПП» оператору электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ» 24.06.2021г.

Как следует из представленных заказчиком информации и документов, МУП «КПП» решение Комиссии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Карабашского городского округа от 15.06.2021 № 1 направлено МУП «КПП» оператору электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ» 24.06.2021г. по электронной почте. Кроме того, 25.06.2021 заказчик предпринимал попытки разместить «информацию о непредоставлении участником закупки сведений о субподрядчиках, соисполнителях» в разделе дополнительная информация о закупках, контрактах в ЕИС, однако система выдала ошибку. Заказчик обратился в техподдержку ЕИС 25.06.2021г.

Необходимо отметить, что фактически МУП «КПП» действия, предусмотренные пунктом 7 части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе не совершены. Так, решение контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) от 15.06.2021 направлено МУП «КПП» оператору электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ» 24.06.2021г. посредством электронной почты, а не в форме электронного документа на электронной площадке, как предусмотрено частью 5 статьи 24.1 Закона о контрактной системе. Кроме того, направленный МУП «КПП» по электронной почте документ не был подписан усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, что не соответствует части 6 статьи 24.1 Закона о контрактной системе. При этом, указанные действия заказчик начал совершать после размещения антимонопольным органом в ЕИС информации о поступлении жалобы и направления МУП «КПП» уведомления о месте и времени рассмотрения жалобы.

Более того, раздел 4 Положения о функционировании электронной площадки, утвержденное 24.12.2020 определяет систему электронного документооборота аналогично положениям Закона о контрактной системе. Так, согласно пунктам 4.1, 4.2, 4.4, 4.5 указанного Положения все документы и сведения, связанные с организацией и проведением электронных процедур, направляемые заказчиком, должны быть в форме электронных документов. Обмен электронными документами, подписанными ЭП (электронной подписью) или заверенными оператором электронной площадки с помощью программных средств, является юридически значимым электронным документооборотом. Электронные документы заказчика должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика. При использовании ЭП пользователи электронной площадки руководствуются настоящим Положением, Законом 63-ФЗ, Законом 44-ФЗ.

Следовательно, участники электронных закупочных процедур обязаны использовать электронный документооборот.

Таким образом, МУП «КПП» в нарушение части 5 статьи 24.1, части 6 статьи 24.1, пункта 7 части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе решение контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) от 15.06.2021 направлено МУП «КПП» оператору электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ» 24.06.2021г. по электронной почте, что могло явиться причиной задержки разблокирования денежных средств единственного участника закупки, необходимых для обеспечения заявки заявителя и повлекло за собой невозможность подать заявку на участие в повторно размещенном заказчиком электронном аукционе с аналогичным объектом закупки.

Доводы жалобы заявителя обоснованы.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Стройтранссоюз» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на реконструкцию очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации в г. Карабаше (извещение № 0600600014021000002) обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 24.1, части 6 статьи 24.1, пункта 7 части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии В.А. Ливончик

 

Члены Комиссии Н.В. Фадеева

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-9256

 

 

Связанные организации

МУП «Карабашское коммунальное предприятие»
ИНН 7406001047, ОГРН 1027400684618
АО "Сбербанк - АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ООО "Стройтранссоюз"
ИНН 7411019138, ОГРН 1047405501230