Решение №14813/09 1. Признать жалобу ИП «<…>» на действия заказчика при провед... от 5 ноября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница г. Пласт»

457020, Челябинская область,

Пластовский район,

г. Пласт,

ул. Строителей, д. 8

ГКУ «Центр закупок в сфере здравоохранения»

454087, г. Челябинск,

ул. Кузнецова, 2А

Индивидуальный предприниматель «<…>»

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/105-2106/2019

(786-ж/2019)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 05 ноября 2019 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

«<…>»

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя «<…>» (далее – ИП «<…>», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку видеоэндоскопической системы для проведения колоноскопии (извещение № 0869200000219003235), в присутствии:

- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница г. Пласт» (далее – ГБУЗ «Городская больница г. Пласт», заказчик) «<…>», действующего на основании доверенности б/н от 29.10.2019;

- представителей ГКУ «Центр закупок в сфере здравоохранения» (далее – уполномоченный орган) «<…>», действующих на основании доверенностей № 02 от 09.07.2019, № 07 от 01.02.2019, № 19 от 13.05.2019;

-в отсутствие заявителя, уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, заявлений, ходатайств не представлено.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 23.10.2019 поступила жалоба ИП «<…>»на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку видеоэндоскопической системы для проведения колоноскопии (извещение №0869200000219003235) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 15.10.2019 в 14:26.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку видеоэндоскопической системы для проведения колоноскопии – 1 800 000,00 рублей.

Согласно сведениям, размещенным в плане-закупок (№201903693002591002), закупка осуществляется в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Челябинской области на 2019 год. Приказ Министерства здравоохранения Челябинской области №2767 от 29.12.2019 «Об утверждении плана мероприятий по использованию средств нормированного страхового запаса на полугодие 2019 года». «План мероприятий по использованию медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2019 год».

Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №0869200000219003235 от 24.10.2019.

Протокол проведения электронного аукциона от 25.10.2019.

Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 1 %.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы ИП «<…>», документация об аукционе составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Так, описание объекта закупки содержит характеристики товара (наличие встроенного источника бесперебойного питания), не предусмотренные ГОСТ Р 56279-2014 «Изделия медицинские электрические. Стойки эндоскопические. Технические требования для государственных закупок» (далее – ГОСТ Р 56279-2014). По мнению заявителя, имеющееся в техническом задании обоснование необходимости использования данных показателей не имеет клинического значения и направлено на создание преимуществ для участия в аукционе определенных товаров определенных производителей, имеющих такую характеристику.

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы ИП «<…>»не согласились.

Из письменных пояснений ГБУЗ «Городская больница г. Пласт», поддержанных представителем заказчика на заседании Комиссии, следует, что при описании объекта закупки ГБУЗ «Городская больница г. Пласт» применяло также ГОСТ 23496-89 «Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия»; ГОСТ Р 56278-2014 «Изделия медицинские электрические. видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии. Технические требования для государственных закупок»; ГОСТ Р 50444-92 «Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия» (далее – ГОСТ 23496-89, ГОСТ Р 56278-2014, ГОСТ Р 50444-92).

Как пояснили представители уполномоченного учреждения, заказчик при описании объекта закупки руководствовался несколькими государственными стандартами, при этом техническое задание содержит обоснование необходимости использования определенных в описании объекта закупки показателей.

Считают жалобу заявителя необоснованной.

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Исходя из положений части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Из содержания извещения о проведении электронного аукциона для закупки №0869200000219003235 следует, что объектом закупки является поставка видеоэндоскопической системы для проведения колоноскопии.

Согласно пункту 2.1 информационной карты документации об аукционе описание объекта закупки указано в приложении № 1 к информационной карте документации об электронном аукционе «Техническое задание».

Техническое задание (требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, комплектации, размерам, и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика) представляет собой таблицу, включающую наименование товара, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара (с указанием ед. изм.); показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям (показатели объекта закупки, значения которых не могут изменяться/ максимальные и (или) минимальные значения показателей объекта закупки).

Так, неизменяемым показателем стойки медицинской для аппаратуры является встроенный источник бесперебойного питания.

В соответствии с ГОСТ Р 56279-2014 «Изделия медицинские электрические. Стойки эндоскопические. Технические требования для государственных закупок» рекомендуемыми требованиями для прибора «аппаратная стойка» являются следующие:

Конфигурация (передвижная, стационарная, разборная).

Размеры полок (ширина х глубина), мм.

Размеры стойки (ширина х высота х глубина), мм.

Диаметр роликов, мм.

Вес, кг, не более.

Стойкость покрытия стойки к дезинфицирующим растворам.

Наличие: антистатических роликов с фиксаторами, полок, держателя камеры, держателя CO2, держателя для эндоскопических изделий, блока питания с панелью и розетками, кабельных каналов, кронштейна для монитора, выносного держателя дополнительного монитора.

Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что описание объекта закупки, составленное заказчиком в документации, определяет устройство для создания напряжения, необходимого для работы прибора как «источник питания», а не «блок питания», как предусмотрено ГОСТ Р 56279-2014. Кроме того, ГОСТ Р 56279-2014 не установлены такие характеристики блока питания для стоек эндоскопических, как «встроенный», «бесперебойный».

Как пояснили представители заказчика, уполномоченного органа, обоснование необходимости использования заказчиком указанных показателей содержится в Техническом задании, а именно: позволяет обезопасить рабочее пространство врача, за счет скрытия электронных частей и проводов от внешней среды.

В силу пункта 4.2.3 ГОСТ Р 56278-2014 пример состава ВЭ комплекса с набором различных типов видеоэндоскопов и рекомендуемые требования приведены в Таблице 1. В примечании к Таблице 1 указано, что, формируя требования тендерных закупок, заказчик должен руководствоваться задачами предусмотренного применения/ назначения ВЭ комплекса в медицинском учреждении. Допускается включение и/или исключение рекомендуемых требований в тендере на закупку ВЭ комплекса, приведенных в таблице 1, по согласованию с заказчиком в соответствии с предусмотренным применением в медицинском учреждении. Таким образом, по мнению ГБУЗ «Городская больница г. Пласт», заказчик при формировании технического задания имел право включить в описание стойки медицинской для аппаратуры пункты, не включенные в ГОСТ Р 56278-2014.

ГОСТ Р 56279-2014 содержит в своем составе наименование – блок питания с панелью и розетками, что, по мнению ГКУ «Центр закупок в сфере здравоохранения», означает наличие встроенного источника питания. В отношении показателя бесперебойности, уполномоченный орган сослался на пункт 5.2.5 ГОСТ Р 55719-2013 «Изделия медицинские электрические. Требования к содержанию и оформлению технических заданий для конкурсной документации при проведении государственных закупок высокотехнологичного медицинского оборудования» (далее – ГОСТ Р 55719-2013), которым определено, что при составлении технических требований необходимо учитывать, что они не должны иметь ограничительный характер. Стандарты и технические спецификации, указываемые в конкурсной документации, должны гарантировать соблюдение основных технических требований и прочих требований к закупаемому ВМО. В требованиях должны быть приведены сведения о соответствии стандартам по климатическому исполнению и категориям размещения оборудования, по степени его защиты, по уровню вибрации, шума, по компоновке, по обеспечению гарантированного электропитания, по наличию эксплуатационной документации и меню управления ВМО на русском языке, по размещению и площадках обслуживания ВМО, по массе ВМО, по монтажу, по плановому и капитальному ремонту ВМО, условиям его сервисного обслуживания. Насколько это возможно, в технических требованиях указываются конкретные стандарты, принятые в международной практике, которым должно соответствовать закупаемое ВМО или национальные стандарты Российской Федерации.

Для функционирования приобретаемой видеоэндоскопической системы для колоноскопии необходим встроенный источник бесперебойного питания для обеспечения целостности и непрерывности проведения процедуры.

Антимонопольный орган отмечает, что в составе вторых частей заявок участников закупки представлены регистрационные удостоверения, из содержания которых следует, что принадлежностью к стойке медицинской, предлагаемой к поставке в рассматриваемой закупке, является блок бесперебойного питания.

При этом, обоснование необходимости использования заказчиком показателя «бесперебойный» в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, не нашло отражение в документации об аукционе.

Довод заявителя в указанной части обоснован.

Действия должностного лица уполномоченного органа могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Комиссия Челябинского УФАС России критически относится к доводу уполномоченного органа о соблюдении заказчиком требований Закона о контрактной системе, в связи с идентичностью характеристик «бесперебойность» и «обеспечение гарантированного электропитания», поскольку указанное обоснование не содержит в себе документация о закупке. Кроме того, бесперебойность обеспечивает мощность питания (при кратковременном отключении основного источника), а также защиту от помех в сети основного источника. В свою очередь, гарантированность электропитания подразумевает обеспечение работы аппаратуры при продолжительном (длительном) отключении электричества.

Как следует из материалов дела, заявитель не подавал заявку на участие в рассматриваемой закупке. Кроме того, на участие в аукционе подано три заявки, все участники приняли участие в аукционе, сделав ценовое предложение.

Комиссия считает необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из анализа частей 1, 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.

Жалоба заявителя не содержит доказательств, свидетельствующих о создании преимуществ для участия в аукционе определенных товаров определенных производителей. В связи с чем, в указанной части жалоба заявителя не может быть признана обоснованной в силу недоказанности.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП «<…>» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку видеоэндоскопической системы для проведения колоноскопии (извещение №0869200000219003235) обоснованной в части отсутствия в документации о закупке обоснования применения показателя «бесперебойность», в остальной части - не нашедшей подтверждения, необоснованной.

2. Признать в действиях уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку допущенное нарушение на результаты проведенного электронного аукциона не повлияло.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «<…>»

Члены Комиссии «<…>»

«<…>»

Связанные организации

Связанные организации не указаны