Решение №ВЛ/13156/22 О результатах рассмотрения жалобы по делу № 573-ж/2022 от 21 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

О результатах рассмотрения жалобы по делу № 573-ж/2022

 

Муниципальное учреждение культуры «Кулевчинская централизованная клубная система» (МУК «Кулевчинская ЦКС»)

 

457203 Челябинская область, Варненский район, с. Кулевчи, ул.Завалищина, 39

 

Управление по имущественной политике и координации деятельности в сфере государственных и муниципальных услуг Администрации Варненского муниципального района

 

457200 Челябинская область, с. Варна, ул. Советская, 94

 

АО «Сбербанк-АСТ»

 

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

 

 

Индивидуальный предприниматель "..." (ИП "...")

 

454000, "..."

 

Комиссии по осуществлению закупки (изв. № 0369300207122000125)

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/104-2889/2022

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 октября 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 21 октября 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

"..."

 

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

"..."

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

"..."

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП "..." на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на приобретение видеопроекционного оборудования (извещение № 0369300207122000125) при участии посредством видеоконференц-связи:

- представителя МУК «Кулевчинская ЦКС» "...", действующего на основании Приказа 25.01.2022 № 05-К;

- представителя Управления по имущественной политике и координации деятельности в сфере государственных и муниципальных услуг Администрации Варненского муниципального района "...", действующего на основании доверенности от 17.10.2022;

- представителя МУ «Комитета по управлению имуществом "...", действующего на основании Распоряжения от 11.08.2008 № 604-р;

- представителя ИП "...""...", действующего на основании доверенности от 17.10.2022 № 20221017-41,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 12.10.2022 поступила жалоба ИП "..."(далее – заявитель) на действия МУК «Кулевчинская ЦКС» (далее – заказчик), Управления по имущественной политике и координации деятельности в сфере государственных и муниципальных услуг Администрации Варненского муниципального района (далее – уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на приобретение видеопроекционного оборудования (извещение № 0369300207122000125) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам заказчик при участии уполномоченного органа объявили о проведении аукциона путем опубликования 04.10.2022 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки №0369300207122000125.

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. 0369300207122000125) установлена в размере 1 240 646,33 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 12.10.2022 09:00.

Контракт по итогам проведения аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы заявитель считает, что описание объекта закупки составлено с нарушением требований законодательства о контрактной системе, поскольку не использованы позиции каталога товаров, работ, услуг.

Также заявитель указывает на ограничение количества участников закупки путем установления требований к товару, которому соответствует только одно оборудование конкретной модели единственного производителя.

Кроме того, согласно доводам жалобы заявитель полагает неправомерным включение в описание объекта закупки требований к монтажу оборудования, поскольку предмет контракта, а также установленные в нем условия об оплате, не включают указанный вид работ.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

  1. Исходя из требований пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона

В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ).

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.

Исходя из подпункта а пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Согласно предмету закупки заказчику к поставке требуется видеопроекционное оборудование. В графе «Информация об объекте закупки» извещения о проведении аукциона указаны следующие коды в соответствии с ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (далее – ОКПД 2): 26.40.51.000, 26.20.40.190, 26.70.16.190, 26.20.17.110, 26.20.16.190.

Позиции каталога товаров, работ, услуг при описании объекта закупки заказчиком не использованы.

В составе извещения об осуществлении закупки размещено описание объекта закупки (приложение №1 к извещению).

Согласно данному описанию к поставке требуется следующий товар:

- экран с электроприводом (код по ОКПД 2 «26.20.17.110»);

- проектор тип 1 (код по ОКПД 2 «26.70.16.190»);

- крепление для проектора (код по ОКПД 2 «26.20.16.190»);

- крепление для проекционного экрана (код по ОКПД 2 «26.20.16.190»);

- комплект из приемника и передатчика HDMI/HDBT (код по ОКПД 2 «26.20.16.190»);

- экран на штативе (код по ОКПД 2 «26.20.17.110»);

- проектор тип 2 (код по ОКПД 2 «26.70.16.190»);

- кабель HDMI (код по ОКПД 2 «26.20.40.190»);

- проекционный столик (код по ОКПД 2 «26.40.51.000»).

Таким образом, к поставке требуется различное оборудование, а также иной вспомогательный товар, необходимый для функционирования закупаемого оборудования.

В силу пункта 12 Правил формирования каталога код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014.

Каталог товаров, работ, услуг включает в себя 29 позиций мониторов, подключаемых к компьютеру (26.20.17.110-…), экран для проектора (26.70.17.150-00000005), кронштейн для крепления проектора (25.94.12.190-00000002), проектор (26.20.17.120-00000004).

Вместе с тем, в нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования КТРУ заказчиком при описании объекта закупки не использованы обязательные к применению позиции каталога, товаров работ, услуг.

Подобное описание объекта закупки может привести к невозможности поставки оборудования, соответствующего требованиям, указанным в КТРУ, но не соответствующего извещению об осуществлении закупки.

Кроме того, в силу подпункта а пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Закупаемое оборудование включено в указанный перечень радиоэлектронной продукции. Согласно извещению об осуществлении закупки при определении поставщика установлены ограничения допуска товара иностранного происхождения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878. Следовательно, при описании объекта закупки заказчик обязан применить исключительно описание товара, указанное в каталоге товаров, работ, услуг, без использования дополнительных характеристик.

Таким образом, при проведении аукциона допущены нарушения части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пунктов 4, 5 Правил использования КТРУ. Такое описание объекта закупки является незаконным и может привести к ограничению количества участников закупки.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.10.2022 на участие в закупке подана одна заявка, признанная соответствующей требованиям аукциона. Принято решение о заключении контракта с единственным поставщиком по начальной (максимальной) цене контракта.

Кроме того, согласно представленным коммерческим предложениям заказчику с целью обоснования начальной (максимальной) цены контракта по каждой запрашиваемой позиции представлены цены на одинаковое оборудование. Например, по позиции 1 описания объекта закупки «экран с электроприводом» во всех представленных коммерческих предложениях указан товар Lumien Master Large Control 320×495 см, по позиции 2 описания объекта закупки – лазерный проектор Optoma ZU606TSTe и т.д.

На заседание Комиссии представителями заказчика и уполномоченного органа не даны пояснения относительно возможности поставки товара иных производителей. Доказательства исследования и изучения рынка с учетом имеющегося на рынке оборудования и техники в материалы дела не представлены, у Комиссии Челябинского УФАС России отсутствуют.

Кроме того, в описание объекта закупки включены требования к монтажу оборудования. согласно данным требованиям монтаж оборудования выполняется «под ключ» в соответствии с ПТБ, СНиП, требования производителя и действующим правилам пожарной безопасности в отношении культурно-зрелищных предприятий. При этом наименование и исчерпывающий перечень требований описание объекта закупки не содержит.

Также следует отметить, что описание объекта закупки не включает в себя исчерпывающую информацию относительно условий выполнения работ. Так, например, заказчиком указано, что установка оборудования выполняется на высоте более 5 метров специалистами. Вместе с тем, данная формулировка не позволяет определить более точные сведения в отношении высоты, на которой требуется монтировать оборудование. Также отсутствуют сведения о том, где планируется установить оборудование, покрытие стен, потолка и др. При этом указано, что поставщику необходимо выполнить косметический ремонт монтажных мест.

Согласно описанию объекта закупки все затраты, связанные с монтажом и необходимыми для этого материалами, должны быть включены в стоимость настоящего контракта.

В свою очередь отсутствие данной информации не позволяет рассчитать затраты поставщика на вспомогательное оборудование, материалы и определить стоимость требуемых к выполнению работ.

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Статьей 17 Федерального закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.

Сформированный заказчиком объект закупки описан не в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе.

Такое описание объекта закупки может привести к ограничению количества участников закупки ввиду необходимости привлечения иных организаций для поставки и /или установки оборудования.

Таким образом, заказчиком сформирован объект закупки с нарушением положений части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

 

  1. В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

Согласно описанию объекта закупки монтаж оборудования и пуско-наладочные работы производятся силами и средствами поставщика; кроме поставки товара поставщик выполняет работы по монтажу оборудования, первичный инструктаж и обучение эксплуатирующего состава на месте проведении работ, объясняет условия гарантийного обслуживания, знакомит с основными режимами функционирования оборудования в течение 2 календарных дней с даты монтажа оборудования.

Данные требования включены в приложение № 1 к проекту контракта. В соответствии с пунктом 1.2. проекта контракта приложение № 1 к контракту является его неотъемлемой частью и содержит сведения о предмете контракта.

Более того, согласно пункту 2.3 проекта контракта цена контракта включает в себя: стоимость товара, расходы, связанные с доставкой, разгрузкой - погрузкой, размещением в местах хранения заказчика, стоимость упаковки (тары), маркировки, страхование, таможенные платежи (пошлины), НДС, другие установленные налоги, сборы и иные расходы, связанные с исполнением Контракта.

Таким образом, проект контракта содержит условия и необходимом к выполнению монтаже оборудования, что не противоречит описанию объекта закупки.

Также следует отметить, что представленные коммерческие предложения указывают цену с учетом монтажа оборудования.

На основании изложенного Комиссии приходит к выводу, что установленное в описании объекта закупки условие о монтаже оборудования не противоречит требованиям законодательства и условиям проекта контракта.

 

Действия заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.

 

Исходя из информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576,

 

РЕШИЛА:

 

  1. 1. Признать жалобу ИП "..." на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на приобретение видеопроекционного оборудования (извещение № 0369300207122000125) обоснованной в части описания объекта закупки без использования каталога товаров, работ, услуг, а также ограничения количества участников закупки.

  1. 2. Признать в действиях заказчика нарушения части 6 статьи 23, части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, пунктов 4, 5 Правил использования КТРУ.

  1. 3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупки, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

  2. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии"..."

 

Члены комиссии "..."

 

"..."

 

 

2022-14190

 

 

Связанные организации

Муниципальное учреждение культуры «Кулевчинская централизованная клубная система»
ИНН 7443006220, ОГРН 1057419508563
ИП Сорокина Ирина Григорьевна
ИНН 745003371310, ОГРН 318745600035808
АО «Сбербанк-АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
Управление по имущественной политике и координации деятельности в сфере государственных и муниципальных услуг администрации Варненского муниципального района
ИНН 7428007395, ОГРН 1047413000040