Решение №ВЛ/16246/22 решение от 23 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

решение

 

ФГУП «Охрана» Росгвардии филиал по Челябинской области
454091, г. Челябинск,

ул. Комсомольская, 16

ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»
454084, г. Челябинск, ул. Калинина,

д. 21

Государственное казённое учреждение здравоохранения Областной медицинский центр мобрезервов «Резерв»
454031, г. Челябинск, шоссе Металлургов, д. 19

АО «Тэк-Торг»
119034, город Москва, улица Тимура Фрунзе, 24, комн. 31, эт. 3

 

 

РЕШЕНИЕ

074/06/105-3419/2022 (№ 654-ж/2022)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 20 декабря 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 22 декабря 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ФГУП «Охрана» Росгвардии филиал по Челябинской области на действия заказчика при проведении электронного аукциона на услуги физической охраны объектов ГКУЗ ОМЦ «Резерв» (извещение № 0869200000222007117), в присутствии:

- представителей ГКУЗ ОМЦ «Резерв» (далее — заказчик) <...>, действующих на основании приказа от 03.02.2022 № 77л, доверенности от 16.12.2022 № 25;

- представителей ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» (далее — уполномоченное учреждение) <...>, действующих на основании доверенностей от 04.04.2022 09, 11, 12;

- представителя ФГУП «Охрана» Росгвардии филиал по Челябинской области (далее – заявитель) <...>., действующей на основании доверенности от 11.05.2022 № 04Д,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 14.12.2022 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на услуги физической охраны объектов ГКУЗ ОМЦ «Резерв» (извещение № 0869200000222007117) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 08.12.2022.

Начальная (максимальная) цена контракта 15 493 141,44 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Доводы жалобы заключаются в следующем.

1. Охрана объектов заказчика не подлежит охране частными охранными организациями в силу пункта 16 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее - постановление Правительства РФ от 14.08.1992 № 587) и пунктов 5, 22 Правил хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных Ппостановлением Правительства РФ от 30.04.2022 № 809 (далее — Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.04.2022 № 809), следовательно, требование к участникам закупки по предоставлению лицензии на осуществление частной охранной деятельности является противоречащим действующему законодательству.

2. Расчет начальной (максимальной) цены контракта произведен заказчиком в нарушение Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг, утвержденного Приказом Росгвардии от 15.02.2021 № 45 (далее — Порядок, утвержденный Приказом Росгвардии от 15.02.2021 № 45).

Заказчик, уполномоченное учреждение с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали следующее.

1. В 2023 году на объектах ГКУЗ ОМЦ «Резерв», указанных в извещении о проведении электронного аукциона, с учетом имеющейся Номенклатуры, не предполагается хранение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Данные вещества выведены из Номенклатуры в 2020 году. Таким образом, охрана объектов ГКУЗ ОМЦ «Резерв» не подпадает под действие пункта 16 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587. В связи с чем требование о предоставлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности является законным и обоснованным.

2. Начальная (максимальная) цена контракта рассчитана в соответствии с Приказом Росгвардии от 15.02.2021 № 45. Так как объекты, подлежащие охране, не подпадают под действие пункта 16 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587, для расчета заказчиком применен раздел II «Определение НМЦК при осуществлении закупок охранных услуг частных охранных организаций».

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, согласно извещению о проведении аукциона к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены следующие требования:

«- Наличие действующей лицензия на осуществление частной охранной деятельности, выданная федеральным органом власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и сфере вневедомственной охраны, на следующие виды деятельности: 1) охрана объектов и (или) охрана имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требований к антитеррористической защищенности; 2) обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности. ИЛИ - наличие действующих на момент подачи заявки документов, предусмотренные федеральным законодательством, свидетельствующие о том, что Исполнитель имеет право на оказание перечисленных услуг (Положение, Устав). Указанное требование действительно для ФГКУ «УВО ВНГ России», Отделов вневедомственной охраны и иных организаций, которые вправе оказывать услуги вооруженной охраны на основании организационно-правовых документов, регламентирующих их деятельность».

В силу абзаца 3 статьи 11 Закон РФ от 11.03.1992 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года 57-ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 16 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (Приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 587) объекты микробиологической промышленности, объекты по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации токсических, сильнодействующих и химически опасных веществ, препаратов и их смесей, которым в установленном Правительством Российской Федерации порядке в связи с обеспечением антитеррористической защищенности присвоены высокая или средняя категории (за исключением таких объектов, входящих в состав объекта топливно-энергетического комплекса), противочумные учреждения, а также помещения по хранению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, которые в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком указанного хранения отнесены к 1-й или 2-й категории (за исключением случаев отсутствия в населенных пунктах или удаленных от населенных пунктов местностях, в которых располагаются помещения, относящиеся ко 2-й категории, подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации, организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, либо ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, в сфере ведения которых находятся указанные помещения).

Пунктом 22 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2022 № 809, охрана помещений, относящихся к 1-й и 2-й категориям, осуществляется на договорной основе подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации, организацией, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, либо ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти и организаций, в сфере ведения которых находятся указанные помещения.

Как следует из доводов заявителя помещения заказчика, относятся к объектам, на которые частная охранная деятельность не распространяется. В связи с чем осуществление закупки с возможностью участия в ней частных охранных предприятий, путем предоставления соответствующей лицензии, по мнению заявителя, не соответствует законодательству РФ.

Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что ГКУЗ ОМЦ «Резерв» является государственным казенным учреждением здравоохранения, финансируемым за счет средств областного бюджета. Основной целью деятельности учреждения является хранение материальных ценностей мобилизационного резерва. Объем и содержание материальных ценностей определяются Номенклатурой (содержит сведения, составляющие государственную тайну), утвержденной заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Краевым С.А. В 2023 году на объектах ГКУЗ ОМЦ «Резерв», указанных в извещении о проведении электронного аукциона, с учетом имеющейся Номенклатуры не предполагается хранение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Данные вещества выведены из Номенклатуры в 2020 году. Таким образом, охрана объектов ГКУЗ ОМЦ «Резерв» не попадает под действие пункта 16 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587.

При этом представители заказчика отметили, что в случае изменения Номенклатуры (например, включение в состав номенклатуры наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров) заказчик примет необходимые организационные меры по их охране в соответствии с действующим законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 3.6 Административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Вместе с тем, заявителем в материалы дела не представлено доказательств обоснованности доводов жалобы.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что члены Комиссии не обладают соответствующими допусками к секретным сведениям, в связи с чем обязать заказчика предоставить в материалы дела Номенклатуру, утвержденную заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Краевым С.А., не представляется возможным, поскольку указанный документ согласно пояснениям заказчика содержит реквизиты грифа «совершенно секретно».

Необходимо отметить, что в силу части 1 статьи 12, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки.

При этом из описания объекта закупки (Приложение № 1 к извещению) не следует, что объекты, подлежащие охране, включены в Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587.

С учетом изложенного, участниками закупки могут быть не только подразделения войск национальной гвардии РФ, организации, подведомственные Росгвардии, либо ведомственная охрана федеральных органов исполнительной власти, но и частные охранные организации, доказательств обратного заявителем не представлено.

Помимо прочего, Комиссия антимонопольного органа обращает внимание заявителя, что обстоятельства исполнения контрактов, ранее заключенных между заказчиком и заявителем, в том числе отсутствие уведомления ФГУП «Охрана» Росгвардии филиала по Челябинской области об изменении условий исполнения контракта, не может быть объектом рассмотрения настоящей Комиссии.

 

2. Согласно части 12 статьи 22 Закона о контрактной системе в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.

Как следует из Приложения 2 к извещению (Расчет начальной (максимальной) цены контракта), заказчиком применен иной метод в соответствии с частью 12 статьи 22 Закона о контрактной системе, поскольку в соответствии с частью 22 статьи 22 Закона о контрактной системе, Правительство РФ Постановлением от 08.05.2020 № 645 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг» установило, что при осуществлении закупок охранных услуг порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги устанавливается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (далее «Росгвардия»), которая Приказом от 05.02.2021 № 45 утвердила «Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг».

Так как указанный порядок устанавливает для заказчиков при осуществлении закупок охранных услуг, за исключением закупок охранных услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, единые правила расчета начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг, начальная (максимальная) цена контракта может быть рассчитана только с применением Приказа Росгвардии от 05.02.2021 № 45, что делает невозможным применение методов расчета начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренных частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе.

При расчете применялся раздел II «Определение НМЦК при осуществлении закупок охранных услуг частных охранных организаций» Приказа Росгвардии от 15.02.2021 № 45. В расчет принимается период в течение 365 календарных дней с 01.01.2023 по 31.12.2023 составляющий 61320 часов (365 дней х 24 часа х 7 поста) с учетом двух круглосуточных постов охраны.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» Челябинское УФАС России не обладает полномочиями по осуществлению контроля за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, в том числе до стадии заключения контракта, а лишь проверяет наличие в извещении о закупке указание на метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Данная позиция подтверждается, в том числе письмом ФАС России от 13.01.2016 № ИА/699/16 «По вопросу о проведении проверки действий заказчика в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта».

Таким образом, в рамках полномочий Комиссией Челябинского УФАС России рассмотрены документы и сведения, представленные заказчиком в материалы дела, нарушений законодательства о контрактной системе при указании в извещении о проведении закупки метода обоснования начальной (максимальной) цены контракта не выявлено.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ФГУП «Охрана» Росгвардии филиал по Челябинской области на действия заказчика при проведении электронного аукциона на услуги физической охраны объектов ГКУЗ ОМЦ «Резерв» (извещение № 0869200000222007117) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

 

 

 

2022-17414

 

 

Связанные организации

ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888
ГКУЗ ОМЦ «Резерв»
ИНН 7450003558, ОГРН 1027402819300
АО "Тэк-Торг"
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368
ФГУП "Охрана" Росгвардии филиал по Челябинской области
ИНН 7719555477, ОГРН 1057747117724