Определение б/н Определение о ВД Атмосфера от 2 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации

о рекламе № 074/05/7-505/2023

28 февраля 2023 года                                                                                            г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, А.А. Козлова, рассмотрев заявления физического лица (вх. № 232-ЭП/23 от 11.01.2023, вх. № 958-ЭП/23 от 26.01.2023) по факту размещения в поисковой строке «Яндекс» рекламы услуг со сведениями: «Вывод из запоя, снятие похмелья в Челябинске. От 3800… Вывод из запоя, снятие похмелья. Быстро. Индивидуально и анонимно, доступные цены. · Консультация нарколога. Кодирование алкоголизма», «Кодирование от алкоголизма в Челябинске. От 4300 рублей. Кодирование от алкоголизма. Индивидуально и анонимно, доступные цены. Вывод из запоя. Консультация нарколога», с признаками нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступили заявления физического лица (вх. № 232-ЭП/23 от 11.01.2023, вх. № 958-ЭП/23 от 26.01.2023) по факту размещения в поисковой строке «Яндекс» рекламы услуг со сведениями: «Вывод из запоя, снятие похмелья в Челябинске. От 3800… Вывод из запоя, снятие похмелья. Быстро. Индивидуально и анонимно, доступные цены. · Консультация нарколога. Кодирование алкоголизма», «Кодирование от 2023-2707 2 алкоголизма в Челябинске. От 4300 рублей. Кодирование от алкоголизма. Индивидуально и анонимно, доступные цены. Вывод из запоя. Консультация нарколога».

Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен переход по адресу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», указанному в рекламе, в связи с чем составлен Акт осмотра № 10-2023 от 20.01.2023.

Челябинским УФАС России направлен запрос АНО ЦСА «А» для получения письменных пояснений по факту распространения указанной рекламы.

В ответ на запрос АНО ЦСА «А» пояснила, что рекламная кампания была запущена 18.01.2023 и предоставила сведения о том, что медицинские услуги оказывались ООО МЦ в рамках сотрудничества по договору №149 от 12.12.2018, а также дополнительному соглашению от 17.12.2018, согласно которому договор продлен до 31.12.2019.

Однако предоставленный АНО ЦСА «А» договор датируется 12.12.2018. В целях проверки достоверности полученной информации Челябинским УФАС России направлен запрос ООО МЦ о предоставлении сведений о сотрудничестве с АНО ЦСА «А».

В ответ на запрос ООО МЦ пояснило, что указанный договор заключен 12.12.2017 и по его условиям ООО МЦ предоставляло услуги по консультации врача-терапевта. Также пояснено, что ООО МЦ  не оказывает услуги по кодированию от алкоголизма, выводу из запоя и консультированию нарколога.

Кроме того, ООО МЦ предоставило лицензию № ЛО-74-01-002802 от 28.08.2014, которая не предусматривает услуги по направлению «психиатрия-наркология». Челябинским УФАС России направлен запрос ООО «Яндекс» для получения сведений о лице, разместившем указанную рекламу.

В ответ на запрос ООО «Яндекс» предоставило информацию о том, что данная реклама была размещена физическим лицом в рамках договора на условиях Оферты на оказание услуг «Яндекс Директ».

Челябинским УФАС России направлен запрос указанному физическому лицу о предоставлении необходимых документов и сведений. В ответ на запрос физическое лицо пояснило, что размещало данную рекламу в Яндекс.Директ по просьбе заместителя АНО ЦСА «А», а также указало на то, что является программистом и оказывает АНО ЦСА «А» услуги по технической поддержке сайта.

В адрес Челябинского УФАС России также поступили письменные пояснения от АНО ЦСА «А», согласно которым рекламная кампания была начата 18.01.2023 завершена 30.01.2023.

Однако в Челябинское УФАС России поступило заявление (вх. №958-ЭП/23 от 26.01.2023) по факту размещения в поисковой строке «Яндекс» еще одного рекламного объявления АНО ЦСА «А» об оказании наркологических услуг 04.01.2023.

По результатам рассмотрения заявления и материалов Челябинским УФАС России установлено следующее.

В поисковой строке «Яндекс» 04.01.2023 и 19.12.2022 размещалась реклама услуг со сведениями: «Вывод из запоя, снятие похмелья в Челябинске. От 3800… Вывод из запоя, снятие похмелья. Быстро. Индивидуально и анонимно, доступные цены. · Консультация нарколога. Кодирование алкоголизма» и «Кодирование от алкоголизма в Челябинске. От 4300 рублей. Кодирование от алкоголизма. Индивидуально и анонимно, доступные цены. Вывод из запоя. Консультация нарколога».

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «СБ») подлежит лицензированию.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

Поскольку отсутствуют доказательства наличия у АНО ЦСА «А» соответствующей лицензии, распространяемая им реклама является недостоверной и противоречит Федеральному закону «О рекламе». При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама распространена с признаками нарушения требований пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара,результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.

При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.

Из полученных Челябинским УФАС России материалов усматривается, что рекламодателями рассматриваемой рекламы является АНО ЦСА «Атмосфера».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 074/05/7-505/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело № 074/05/7-505/2023 к рассмотрению на 31 марта 2023 года в 14:00 по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 330.

3. Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель;

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства: АНО ЦСА «А» (ОГРН , ИНН ).

4. АНО ЦСА «А» надлежит направить в Челябинское УФАС России в срок до 28 марта 2023 года следующие надлежаще заверенные копии документов и информацию:

4.1) письменные пояснения по факту распространения рекламы следующего содержания: «Вывод из запоя, снятие похмелья в Челябинске. От 3800… Вывод из запоя, снятие похмелья. Быстро. Индивидуально и анонимно, доступные цены. · Консультация нарколога. Кодирование алкоголизма» и «Кодирование от алкоголизма в Челябинске. От 4300 рублей. Кодирование от алкоголизма. Индивидуально и анонимно, доступные цены. Вывод из запоя. Консультация нарколога»;

4.2) документы и материалы (договоры, акты выполненных работ, платежные документы, макеты), связанные с изготовлением и распространением указанной рекламы;

4.3) сведения о стоимости размещенной указанной рекламы;

4.4) сведения о наличии соответствующей лицензии, с приложением подтверждающих документов при ее наличии;

4.5) иные документы и сведения, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

Все запрошенные документы необходимо направить в копиях, заверенных печатью и подписью, с сопроводительным письмом. В случае отсутствия документов из приведенного перечня направить письменные объяснения о причинах их отсутствия. При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителей, их полномочия должны быть оформлены доверенностью на право представления лица в антимонопольном органе. 

Дополнительно сообщаем, что в целях обеспечения реализации Ваших прав на участие в рассмотрении дела путем дистанционного участия посредством видеоконференцсвязи с использованием программного обеспечения TrueConf необходимо на адрес to74@fas.gov.ru заблаговременно представить ходатайство об участии в данном рассмотрении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны