Решение (комиссия) б/н заключение от 19 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 074/10/5-1350/2023 об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков 15 июня 2023 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев обращение ГБУЗ «ОКСПНБ № 1» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Система Плюс» в связи с уклонением от заключения договора по результатам проведения запроса котировок в электронной 2023-8934 2 форме на поставку кроватей металлических (извещение № 32312384703), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступило обращение ГБУЗ «ОКСПНБ № 1» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Система Плюс» (660012, Красноярск, ул. Семфафорная, д. 191 кв. 109, ИНН 2464150257, ОГРН 1192468032107), Поводом к обращению послужили следующие обстоятельства. ГБУЗ «ОКСПНБ № 1» провело запрос котировок в электронной форме на поставку кроватей металлических (извещение № 32312384703). В соответствии с протоколом № 2745370 от 25.05.2023 победителем закупки признано ООО «Система Плюс». Согласно пункту 27 информационной карты порядок заключения и подписания договора по итогам закупки: не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее чем через 20 (двадцать) дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через 5 (пять) дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки. Обязанность заключения договора с заказчиком возлагается на участника, признанного победителем конкурентной процедуры закупки или единственного участника закупки. Договор по результатам осуществления конкурентной закупки в электронной форме заключается в указанном порядке и сроки с учетом особенностей документооборота в электронной форме с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и подписывается электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени соответственно участника такой закупки, заказчика. Договор заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. В разделе 19 части III Положения о закупке ГБУЗ «ОКСПНБ № 1» (далее — Положение о закупке) регламентированы сроки заключения договора с победителем закупки. В соответствии с пунктом 19.2.1 Положения о закупке в течение двух рабочих дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола Заказчик размещает на электронной площадке без своей подписи проект договора, который составляется путем включения в проект договора, прилагаемый к документации о закупке, условий его исполнения, предложенных участником закупки, с которым заключается договор, в заявке на участие в закупке. Согласно пункту 19.2.2 Положения о закупке в течение пяти рабочих дней после размещения Заказчиком на электронной площадке проекта договора участник закупки, с которым заключается договор, подписывает усиленной квалифицированной электронной 2023-8934 3 подписью указанный проект договора, размещает его на электронной площадке вместе с документом, подтверждающим предоставление обеспечения исполнения договора, если данное требование установлено в документации о закупке, а также с документом, подтверждающим внесение платы за право заключения договора, если при проведении аукциона в электронной форме цена договора снижена до нуля и аукцион проводился на право заключить договор, либо размещает протокол разногласий. Также пунктом 26 Информационной карты предусмотрено обеспечение исполнения обязательств по договору. Обеспечение исполнения договора составляет 5% от начальной (максимальной) цены договора – 9208 рублей 92 копейки. Денежные средства перечисляются в безналичной форме по реквизитам Заказчика. Способ обеспечения исполнения договора определяется участником закупки, с которым заключается договор, самостоятельно. Исполнение договора может обеспечиваться, банковской или независимой гарантией, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 32 статьи 3.4 Закона о закупках. 25.05.2023 Заказчиком был составлен, подписан и опубликован протокол признания победителем закупки ООО «Система Плюс». 25.05.2023 в установленный Положением о закупке срок, Заказчик разместил на электронной площадке проект договора. В соответствии с пункту 19.2.2 Положения о закупке в течение пяти рабочих дней после размещения Заказчиком на электронной площадке проекта договора ООО «Система Плюс» не подписало договор, банковскую гарантию не направило. ООО «Система Плюс» пояснило, что ввиду наличия противоречия в установленных сроках подписания договора регламентом ЭТП и извещением Заказчика, а также вследствие технического сбоя не смогло подписать договор на ЭТП. Согласно протоколу № 2745370 от 02.06.2023 ООО «Система Плюс» признано уклонившимся от заключения договора. На основании изложенного, ГБУЗ «ОКСПНБ № 1» обратилось в Челябинское УФАС России с заявлением о включении сведений об ООО «Система Плюс» в реестр недобросовестных поставщиков. Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам. Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте. В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках. Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров даёт соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в Реестр 2023-8934 4 недобросовестных поставщиков. Обращение ГБУЗ «ОКСПНБ № 1» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Система Плюс» направлено в Челябинское УФАС России в сроки и в порядке, предусмотренные Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1211. Из анализа положений Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков является инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Включение сведений о лице в РНП по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О). По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков. ООО «Система Плюс», подавая заявку на участие в закупке, было ознакомлено и согласилось с условиями документации, в том числе с требованием о предоставлении банковской гарантии и сроками подписания договора. Договор со стороны ООО «Система Плюс» не был подписан в установленный 2023-8934 5 документацией срок, банковская гарантия представлена не была, что является нарушением условий документации. Также ООО «Система Плюс» не было представлено документов, свидетельствующих о технических сбоях в течении 5 рабочих дней после опубликования Заказчиком проекта договора на ЭТП. Частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. Данный сроки заключения договора также установлены в пункте 27 информационной карты Заказчика. 25.05.2023 Заказчиком был составлен, подписан и опубликован протокол признания победителем закупки ООО «Система Плюс». 25.05.2023, в установленный Положением о закупке срок, Заказчик разместил на электронной площадке проект договора. В соответствии с условиями Положения о закупке Заказчика предельный срок подписания договора победителем закупки 01.06.2023. Данный срок также был установлен на ЭТП. 01.06.2023 ООО «Система Плюс» не подписало договор, банковскую гарантию не направило. В соответствии с требованиями части 15 статьи 3.2 Закона о закупках предельный срок подписания договора на поставку кроватей металлических 14.06.2023. Однако 02.06.2023 Заказчик признал ООО «Система Плюс» уклонившимся от заключения договора, следовательно, победитель закупки был лишен возможности подписать договор в срок, установленный Законом о закупках и документацией Заказчика. Таким образом, ГБУЗ «ОКСПНБ № 1» допустило нарушение порядка заключения договора, выразившееся в признании участника закупки, уклонившимся от заключения договора до окончания срока подписания договора, что нарушает часть 15 статьи 3.2 Закона о закупках. В связи с этим вина ООО «Система Плюс» не установлена, а, следовательно, его действия по неподписанию проекта договора не могут быть квалифицированы как уклонение победителя от заключения договора по результатам закупки. Указанная позиция также находит свое подтверждение в Решении Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-7515/20-120-49 от 16.07.2020 и Постановлении 18 Арбитражного апелляционного суда по делу № № А76-7376/2022 от 24.10.2022. Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о невозможности принятия решения о включении Поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с нарушением ГБУЗ «ОКСПНБ № 1» порядка заключения договора, выразившимся в признании участника закупки, уклонившимся от заключения договора до окончания срока заключения договора, что нарушает требования части 15 статьи 3.2 Закона о закупках. С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь положениями Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, положениями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках, 2023-8934 6 РЕШИЛА: Направить в Федеральную антимонопольную службу заключение об отсутствии оснований для включения сведений об ООО «Система Плюс» (660012, Красноярск, ул. Семфафорная, д. 191 кв. 109, ИНН 2464150257, ОГРН 1192468032107) в Реестр недобросовестных поставщиков.

Связанные организации

Связанные организации не указаны