Решение б/н 1. Признать жалобу ООО РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННОЙ КОМПАНИИ «АМ... от 16 апреля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ «АМПИР»

620144, Свердловская область, г. Екатеринбург, пер. Университетский, д. 3, кВ. 6

Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный научно-производственный центр по охране культурного наследия Челябинской области»

454091, г. Челябинск, ул. Пушкина, 1

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/105-410/2019 (№ 222-ж/2019)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 11.04.2019

В полном объеме решение изготовлено 16.04.2019

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

Членов Комиссии:

<…>

-

 

<…>

-

рассмотрев жалобу ООО РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННОЙ КОМПАНИИ «АМПИР», в присутствии:

- представителя Областного государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный научно-производственный центр по охране культурного наследия Челябинской области» (далее – заказчик) <…>, действующего на основании приказа Министерства культуры Челябинской области от 02.10.2017 № 55-Л/С,

в отсутствие представителя ООО РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННОЙ КОМПАНИИ «АМПИР» (далее – заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 04.04.2019 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия регионального значения «Здание Челябинского государственного театра оперы и балета имени М.И. Глинки», расположенного по адресу: г. Челябинск, пл. Ярославского, д.1 (Капитальный ремонт кровли и фасадов, реставрация фасадов и скульптур, инженерное оборудование) (извещение № 0369200002919000004) (далее – аукцион).

Согласно представленным документам 11.03.2019 заказчик объявил о проведении аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 64 359 811 рублей 51 копейка.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 05.04.2019 09:00.

На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом.

Согласно доводам жалобы, заявитель указывает на следующее.

1. В пункте 4 Технического задания к документации об электронном аукционе содержатся указания на строительные нормы и правила, которые в настоящий момент утратили силу.

2. Документацией об электронном аукционе не установлено обязательное требование к участникам закупки, а именно: участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации (далее — СРО), что должно быть подтверждено действующей выпиской из реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.

3. Согласно требованиям постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям», при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда, Заказчик обязан установить требование о наличии на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества. Заказчик указал в аукционной документации, что для выполнения работ наличие недвижимого имущества не требуется, чем нарушил установленные требования Правительства Российской Федерации.

4. Заказчиком, в документации об электронном аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявок, поскольку она не содержит указания на то, показатели какого именно технологического оборудования, участнику необходимо указать в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе. Участник закупки не имеет возможности представить копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, на технологическое оборудование, необходимое для выполнения работ являющихся предметом аукциона (при наличии указанных объектов в собственности), или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании, в составе заявки.

Представитель заказчика на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения и на заседании Комиссии указал следующее.

1. Согласно, пункту 4 «Требования к выполнению работ» приложения № 1 «Техническое задание», работы должны быть выполнены в соответствии с локальными сметными расчетами и разработанной ООО «ГенСтройПроект» научно-проектной документацией «Реставрация и приспособление объекта культурного наследия регионального значения «Здание Челябинского государственного театра оперы и балета имени М.И. Глинки», расположенного по адресу: г. Челябинск, пл. Ярославского, д.1, Шифр 114-17 (прошедшей государственную экспертизу) и требованиями актуальных государственных стандартов, действующих строительных норм и правил, ПУЭ, НПБ, технических регламентов, санитарных норм и правил, соответственно, на момент выполнения работ, применение не действующих нормативных актов, не обязательно.

2. В соответствии с актом определения влияния, предполагаемых к проведению работ, на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 15 сентября 2017 года, входящим в состав научно-проектной документации «Реставрация и приспособление объекта культурного наследия регионального значения «Здание Челябинского государственного театра оперы и балета имени М.И. Глинки», расположенного по адресу: г. Челябинск, пл. Ярославского, д. 1, Шифр 114-17 (прошедшей государственную экспертизу), предполагаемые к выполнению виды работ не затрагивают конструктивные элементы здания, не оказывают влияние на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия регионального значения. Соответственно, требования Градостроительного кодекса Российской Федерации, на данные виды работ, не распространяются.

3. Согласно, проектно - сметной документации, разработанной ООО «ГенСтройПроект» и прошедшей государственную экспертизу, наличие недвижимого имущества, для выполнения работ по контракту не требуется.

4. Оборудование и технические средства, необходимые для надлежащего и своевременного исполнения контракта, предусмотрены в ресурсном сметном расчете, прилагаемом к локальным сметам.

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу пункта 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении подрядчика.

Пунктом 4 информационной карты документации об электронном аукционе предусмотрено, что описание объекта закупки содержится, в том числе в Приложении № 1 к документации об аукционе.

Согласно доводам заявителя, в пункте 4 Технического задания к документации об электронном аукционе содержатся указания на строительные нормы и правила, которые в настоящий момент утратили силу.

Необходимо отметить, что в содержании жалобы отсутствует указание на то, какие именно строительные нормы и правила, включенные заказчиком в пункт 4 Технического задания, являются недействующими.

Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России, проанализировав документы и сведения, представленные заказчиком в материалы дела, пришла к следующим выводам.

Приложение № 1 к документации об аукционе содержит Техническое задание, в пункте 4 которого предусмотрены требования к выполнению работ, а именно: работы должны быть выполнены в соответствии с локальными сметными расчетами и разработанной ООО «ГенСтройПроект» научно-проектной документацией «Реставрация и приспособление объекта культурного наследия регионального значения «Здание Челябинского государственного театра оперы и балета имени М.И. Глинки», расположенного по адресу: г. Челябинск, пл. Ярославского, д.1, Шифр 114-17, и требованиями актуальных государственных стандартов, действующих строительных норм и правил, ПУЭ, НПБ, технических регламентов, санитарных норм и правил.

Одновременно в пункте 4 Технического задания документации о закупке содержатся условия исполнения контракта со ссылкой на недействующий СНиП 4.02-91 Общие положения по применению сметных норм и расценок на строительные работы (СНиР-91). Базисные сметные нормы и расценки. Сборники сметных норм и расценок на строительные работы.

Указанные противоречивые требования при описании объекта закупки не позволяют сделать вывод о соответствии условий выполнения работ потребности заказчика, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

2. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Как следует из доводов жалобы, заказчиком в аукционной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии членства в СРО, подтверждаемом выпиской по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58.

Согласно пункту 1.2. Положительного заключения экспертизы от 31.07.2018 № 74-1-0383-18 наименованием объекта капитального строительства является «Проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия регионального значения «Здание Челябинского государственного театра оперы и балета имени М.И. Глинки», расположенного по адресу: г. Челябинск, пл. Ярославского, д. 1».

Содержание Технического задания аукционной документации, локальных смет не позволяет сделать вывод о необходимости наличия у участников закупки членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства при выполнении работ, входящих в объект закупки.

Заявителем в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие включение в объект закупки видов работ, для выполнения которых необходимо наличие членства в СРО согласно положениям статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Однако согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность

На основании изложенного, довод заявителя о наличии у заказчика обязанности по установлению требования к участникам закупки о наличии членства в СРО необоснован ввиду недоказанности.

3. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

Так, пунктом 1 Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки при выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда:

- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;

- наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.

Согласно пункту 2 Письма Минэкономразвития России № 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/45739/15 от 28.08.2015 дополнительным требованием к участникам закупки в случаях, установленных постановлением № 99, является наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.

Учитывая, что объем выполняемых работ, оказываемых услуг определяется заказчиком в соответствии с имеющейся потребностью, заказчик вправе установить в документации о закупке необходимые для исполнения соответствующего контракта одно или несколько требований из вышеперечисленных, то есть о наличии недвижимого имущества и (или) оборудования, и (или) технических средств.

При этом, в случае установления в документации о закупке требований о наличии оборудования и (или) технических средств, такие требования не должны повлечь необоснованное ограничение количества участников закупки, например, путем установления требований о наличии у участников закупки оборудования, технических средств определенных марок и (или) моделей, определенного товарного знака и (или) производителя.

Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что заказчиком в качестве дополнительных требований к участникам закупки в пункте 15 информационной карты документации электронного аукциона предусмотрены:

- наличие опыта исполнения (с учётом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за последние три года до даты подачи заявки на участие в данной закупке. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

- наличие недвижимого имущества, для выполнения работ по контракту не требуется, требуется наличие оборудования и технических средств, необходимых для надлежащего и своевременного исполнения контракта.

При этом, пунктом 15 информационной карты документации электронного аукциона заказчик уточнил объем технических средств и оборудования со ссылкой на ресурсные сметные расчеты, прилагаемые к локальным сметам, являющимся неотъемлемой частью аукционной документации.

На основании изложенного, довод заявителя необоснован.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННОЙ КОМПАНИИ «АМПИР» на действия заказчика обоснованной в части установления заказчиком требований к выполняемым работам со ссылкой на недействующие строительные нормы и правила, в остальной части – необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку электронный аукцион признан несостоявшимся, в связи с отсутствием заявок на момент окончания срока подачи заявок.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

 

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны