Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-860/2023 от 2 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-860/2023 г. Челябинск Резолютивная часть решения оглашена «26» апреля 2023 года В полном объеме решение изготовлено «28» апреля 2023 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) рассмотрев жалобу ООО «СпецКомплект-ДТ» (далее – Заявитель) вх. № 4437-ЭП/23 от 04.04.2023 в 08 часов 26 минут на действия МАОУ «СОШ № 56 г. Челябинска» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на капитальный ремонт кровли здания (извещение № 32312223903), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «СпецКомплект-ДТ» на действия МАОУ «СОШ № 56 г. Челябинска» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на капитальный ремонт кровли здания (извещение № 32312223903). В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Жалоба ООО «СпецКомплект-ДТ» поступила в Челябинское УФАС России 04.04.2023 в 08 часов 26 минут. Окончание срока подачи заявок: 04.04.2023 09 часов 00 минут. Таким образом, сроки для подачи жалобы в антимонопольный орган соблюдены, следовательно, Заявитель был вправе подать жалобу на положения документации Заказчика. В своей жалобе Заявитель указывает следующее. Мастика не является рулонным кровельным материалом, требования по обязательной сертификации распространяются на рулонные кровельные покрытия в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года № 3646-р «Об утверждении списка продукции, которая для помещения под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона». Однако, согласно техническому заданию не указан формат кровли как рулонный (далее - Распоряжение). Также Заявитель указывает, что из сходя сметного локального расчета не является финишным покрытием, финишным покрытием является эмаль. Кроме того, согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 8 октября 2019 года № 170 «Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия (сведений о документе об оценке соответствия) требованиям технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (ТР ЕАЭС 043/2017)» данные материалы могут использоваться без обязательной сертификации. Таким образом, по мнению Заявителя действия Заказчика по установлению требования о наличии обязательной пожарной сертификации направлены на ограничение конкуренции в пользу производителя мастики «Абрин» ООО «Уралполимерлак». Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам жалобы. В письменных пояснениях Заказчика в частности указано следующее. Требование в отношении обязательной пожарной сертификации продукции является обязательной в соответствии с нормами действующего законодательства РФ: В соответствии с пунктом 5.2. ГОСТ 30693-2000 указано, что в нормативном документе на конкретный вид мастики должны содержаться следующие показатели пожарной опасности покрытия из мастики: - группы горючести, воспламеняемости и распространения пламени - для кровельных мастик; - группы горючести и воспламеняемости - для гидроизоляционных мастик. Нормативный документ – это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. К основным нормативным документам относятся: - национальный стандарт (В России – Государственный стандарт РФ – ГОСТ Р) – стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей; - отраслевой стандарт (В России – ОСТ); - стандарт предприятия (В России – СТП); - стандарт научно-технических инженерных обществ и общественных объединений (В России – СТО); - сертификаты (В России – Сертификат); - правила (В России – ПР); - рекомендации (В России – Р); - технические условия (ТУ). В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом ограничиваются доводами, составляющими предмет обжалования. Рассмотрев материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. 24.03.2023 на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru МАОУ «СОШ № 56 г. Челябинска» размещена закупочная документация на проведение аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на заключение договора на капитальный ремонт кровли здания. Согласно пункту 1.1 проекта договора подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы, перечисленные в приложении 1 к Договору «Сведения об объектах закупки» (далее – работ), а Заказчик обязуется принять и оплатить эти работы в соответствии с условиями Договора. В соответствии с пунктом 1.3 проекта договора перечень и объем работ, подлежащих выполнению, требования к качеству выполняемых Подрядчиком работ, а также требования к порядку и способу их выполнения Подрядчиком, определяются Договором, в том числе приложением 4 «Техническое задание» к Договору. Так, предметом договора является оказание услуг по капитальному ремонту кровли (ОКПД 2 — 43.91.19.110), а не поставка товара, но данная работа выполняется с учетом следующего поставляемого товара (приложение 4 Технического задания). № п/п Наименование товара Описание товара, поставляемого при выполнении работ (наименование характеристик, комплектующих) Неизменяемый показатель (значения показателей не подлежат изменению Участником закупки) Максимальное и/или минимальное значение изменяемого показателя (точное значение показателя устанавливает участник закупки) 1 Мастика «Абрин» или эквивалент на основе хлорсульфированного полиэтилен а Назначение: гидроизоляционная, предназначена для устройства мягких кровель; Вид основных исходных компонентов: битумно-полимерные; Характер отверждения: отверждающаяся (в том числе вулканизирующаяся), двухкомпонентная; Класс мастики по способу применения: холодная; Основа: ХСПЭ (хлорсульфированный полиэтилен); Биостойкость: есть; Повышенная устойчивость к атмосферному и химическому воздействию: есть; Покрытие из мастики должно иметь показатели: - Соответствующие ГОСТ 30693-2000 Мастики кровельные и гидроизоляционные - Сертификат соответствия пожарной безопасности (обязательная сертификация) - класс пожарной безопасности не менее КМ1 Условная прочность: не менее 0,6 МПа; Прочность сцепления с основанием: не менее 0,1 МПа; Условная вязкость при температуре (20,0+0,5) °C ** по ВЗ-246, с, не более 400. Степень перетира, мкм, не более 150. Массовая доля нелетучих веществ*, %: менее 29 не более 37 2 Ткань стеклянная Переплетение: полотняное Толщина, мм: не менее 0,13 Плотность ткани, нить/см не менее: - основа 16 - уток 6 Разрывная нагрузка, Н: - основа не менее: 680 - уток не менее: 568 3 Эмаль на основе хлорсульфированного полиэтилена Назначение: защитный слой покрытия от воздействия внешней агрессивной среды; Основа: ХСПЭ (хлорсульфированный полиэтилен); Адгезия (по ГОСТ 15140-78): 1 балл; Покрытие из эмали должно иметь показатели: - Соответствующие ГОСТ 30693-2000 Мастики кровельные и гидроизоляционные - Сертификат соответствия пожарной безопасности (обязательная сертификация) - класс пожарной безопасности не менее КМ1 Укрывистость высушенной пленки (по ГОСТ 8784-75): не более 150 г/м²; Эластичность пленки при изгибе (по ГОСТ 6806-73 (СТ СЭВ 2546-80)): не более 3 мм. Условная вязкость при температуре (20,0+0,5) °C** по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм, с, не менее 90. Массовая доля нелетучих веществ*, %: Не менее 25 не более 35 Поводом обращения ООО «СпецКомплект-ДТ» в антимонопольный орган с жалобой послужило обстоятельство включения в закупочную документацию требования к обязательной сертификации пожарной безопасности применительно к товару мастика. Заявитель полагает, что данное требование в силу действующего законодательства не обязательно, вследствие чего сужает круг потенциальных участников закупки, в частности до единственного производителя мастики «Абрин», обладающего таким сертификатом. У производителя мастики «Стандарт» (ООО «СпецКомплект-ДТ») отсутствует обязательная сертификация пожарной безопасности, а есть добровольная, соответственно указанное препятствует в участии в аукционе Заявителю. Из технического задания Заказчика следует, что мастика «Абрин» или эквивалент на основе хлорсульфированного полиэтилена должна быть гидроизоляционная и предназначена для устройства мягких кровель. Комиссией Челябинского УФАС России в целях проверки обоснованности спорного требования Заказчика направлен запрос в Главное управление МЧС России по Челябинской области о разъяснении применения / не применения обязательной сертификации соответствия пожарной безопасности на мастику с учетом представленного технического задания Заказчика. Главное управление МЧС России по Челябинской области в своем ответе указало следующее. Согласно статье 145 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащими требования к отдельным видам продукции. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации. В соответствии с частью 2 статьи 134 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведённым в таблице 27 приложения к указанного Федерального закона. Для кровельных материалов необходимы показатели по группам горючести, распространения пламени и воспламеняемости. Данные показатели применяются и для гидроизоляционных материалов при их применении в качестве поверхностного слоя кровли. Техническая документация на строительные материалы должна содержать информацию о показателях пожарной опасности этих материалов, приведённых в таблице 27 приложения к Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности, а также о мерах пожарной безопасности при обращении с ними. Кроме этого, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 3646-р утверждён список продукции, которая подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, в числе которого кровельные и гидроизоляционные материалы. Таким образом, кровельные материалы и гидроизоляционные материалы подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности с указанием в технической документации соответствующих показателей пожарной опасности. Заявитель в своих доводах также ссылается, на тот факт что обязательная сертификация соответствия пожарной безопасности применяется исключительно к рулонному кровельному материалу, как следует по его мнению из Распоряжения. Однако закупочной документацией не указан вид мастики как рулонная. Из Распоряжения следует, что обязательному подтверждению соответствия требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности подлежат кровельные и гидроизоляционные материалы: материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные (материалы мягкие кровельные и изоляционные) (системы, включающие в себя хотя бы один материал из указанных кодов). Из буквального толкования Распоряжения, следует, что сертификации подлежат не только рулонные кровельные материалы, но и гидроизоляционные материалы. Комиссия Челябинского УФАС России, исходя из взаимосвязи положений действующего законодательства Российской Федерации (Технического регламента о требованиях пожарной безопасности требования пожарной безопасности и Распоряжения) приходит к выводу о том, что обязательная сертификация соответствия пожарной безопасности мастики предназначенной для гидроизоляции и для устройства мягких кровель (назначение мастики указанное в техническом задании Заказчика) необходима, вне зависимости от назначения мастики в качестве поверхностного / не поверхностного слоя. Данная позиция также подтверждается компетентным органом - Главным управлением МЧС России по Челябинской области. Таким образом, в силу того, что действующее законодательство Российской Федерации требует обязательное подтверждение соответствия пожарной безопасности к кровельным материалам и гидроизоляционным материалам, а в данном случае к такой категории материалов относится мастика, необходимая МАОУ «СОШ № 56 г. Челябинска», то соблюдение Заказчиком таких требований законодательства не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках. Обратное повлекло бы нарушение законодательства Российской Федерации со стороны МАОУ «СОШ № 56 г. Челябинска» в части влияющей на жизнь и здоровье людей. В силу части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться в частности следующим: в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)». В данном случае, к мастике Заказчиком исполнено требование об указании эквивалента. В локальном сметном расчете у Заказчика расчет производен применительно мастики «Абрин», указанное не обязывает участников закупки предоставлять товары указанной марки, Комиссия не находит оснований что указанное влияет на ограничение число участников закупки, в силу обозначения - «или эквивалент» в техническом задании. При исследовании рынка строительных материалов, Комиссией выяснено, что с характеристиками изложенными в техническом задании Заказчика имеется в доступной продаже на территории Российской Федерации мастика от производителя «Битумекс» (за исключением наличия обязательной сертификации соответствия пожарной безопасности). По мнению Комиссии Челябинского УФАС России, у лиц отсутствуют какие-либо ограничения в получении обязательной сертификации соответствия пожарной безопасности на мастику или ее приобретение для выполнения работ по капитальному ремонту кровли. При этом, Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что предметом закупки является не поставка товара, а выполнение работ по капитальному ремонту, соответственно отсутствие необходимой сертификации на мастику у исполнителей, даже в случае если они по совместительству являются производителями товара, не является непреодолимым препятствием, поскольку лицо, заинтересованное в победе в аукционе на оказание услуг в сфере ремонта, в условиях конкурентной борьбы, может использовать товар иного производителя, имеющего обязательный сертификат соответствия пожарной безопасности либо товар, указанный в документации. В рассматриваемой ситуации Заявителем не доказано отсутствие на рынке строительных материалов производителей мастики (предназначенной для гидроизоляции и устройства мягких кровель), не обладающих обязательной сертификации соответствия пожарной безопасности или невозможность приобретения мастики, указанной в техническом задании заказчика для оказания услуг по капитальному ремонту кровли. Установленные Заказчиком требования не влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки. В связи с этим ограничение и устранение конкуренции на рынке по капитальному ремонту, в т.ч. кровли в рассматриваемом случае отсутствует. Комиссия полагает, что все требования к функциональным, техническим характеристикам товаров по всем пунктам технического задания Заказчика раскрыты подробно, не ограничивают конкуренцию. Установленные Заказчиком в аукционной документации требования не препятствуют участию в закупке нескольким хозяйствующим субъектам, в равной мере применяются ко всем участникам закупки. С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что требование к товару мастика, указанное в документации является правовой обязанностью Заказчика. Следовательно, в действиях Заказчика отсутствуют признаки нарушения, Положения о закупке, Закона о закупках, Закона о защите конкуренции. Жалоба ООО «СпецКомплект-ДТ» на действия МАОУ «СОШ № 56 г. Челябинска» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на капитальный ремонт кровли здания (извещение № 32312223903) необоснованна. Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: Признать жалобу ООО «СпецКомплект-ДТ» на действия МАОУ «СОШ № 56 г. Челябинска» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на капитальный ремонт кровли здания (извещение № 32312223903), необоснованной. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

Связанные организации

Связанные организации не указаны