Решение б/н Решение по делу № 105-07/10 от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 105-07/10 о нарушении антимонопольного

законодательства

                                                                                                   

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» июня 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено «22» июля 2011 года. 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

 

Сапрыкиной Н.В.

 

-

 

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

Соболевской Т.М.

 

-

 

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

Казанцевой Л.Ю.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 105-07/10 по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Челябинской области (ул. Сони Кривой, 75, г. Челябинск, 454000) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»  (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) во исполнение поручения ФАС России от 30.07.2010 № АЦ/24579 «Об усилении работы территориальных органов ФАС России по контролю товарных рынков продовольствия в условиях засухи» (на основании поручения Правительства Российской Федерации от 23.07.2010 № ВЗ-П11-61пр) проводилась внеплановая выездная проверка в отношении Министерства сельского хозяйства Челябинской области (далее – Минсельхоз, Министерство) в целях осуществления контроля соблюдения органами исполнительной власти Челябинской области антимонопольного законодательства при предоставлении:

 

- субсидий на компенсацию части затрат на заготовку и приобретение кормов сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим от засухи в 2010 году, в том числе за счет средств федерального кредита (далее–субсидии сельхозпроизводителям, пострадавшим от засухи в 2010 году);

 

- мер государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим от засухи в 2010 году.

 

В ходе проведенной проверки установлено, что в 2010 году Министерством сельского хозяйства Челябинской области осуществлялись выплаты субсидий сельскохозяйственным производителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году (далее - сельхозпроизводители).

 

Субсидии обеспечивались за счет средств областного и федерального бюджета.

Так, между Правительством Челябинской области и Министерством финансов Российской Федерации заключено соглашение № 06-03-05/69 от 05.08.2010 о предоставлении бюджету Челябинской области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде бюджетного кредита на частичное покрытие дефицита бюджета Челябинской области в размере 770 589 000 руб.

 

Порядок расходования данных средств утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 30.08.2010 № 128-п «О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году» (далее – Порядок № 128).

 

Помимо этого, в соответствии с распоряжением Правительства Челябинской области от 29.07.2010 № 167-п «О выделении средств и лимитах бюджетных обязательств» Министерству сельского хозяйства Челябинской области выделены бюджетные ассигнования в сумме 300 млн. рублей на предоставление сельскохозяйственным производителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году, субсидий на компенсацию части затрат на заготовку кормов.

 

Расходование указанных средств было осуществлено в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 27.07.2010 № 55-п «О порядке предоставления субсидий на компенсацию части затрат на заготовку кормов сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году» (далее – Порядок № 55).

 

Получателями субсидий в соответствии с указанными Порядками являются сельхозпроизводители, расположенные на территории муниципальных образований Челябинской области, где сложилась чрезвычайная ситуация «Засуха», и включенные в реестр сельхозпроизводителей, пострадавших от чрезвычайной ситуации «Засуха», сформированный  Министерством сельского хозяйства Челябинской области (далее - Минсельхоз), на основании документов, подтверждающих гибель посевов, представленных получателями субсидий  (далее — реестр).

 

При этом для получения той или иной субсидии предусматривалось формирование Минсельхозом  различных реестров.

 

Так для получения субсидий по Порядку № 128, реестр должен формироваться с учетом экспертной оценки Министерства сельского хозяйства РФ (далее - Реестр № 1)

Тогда как для получения субсидий по Порядку № 55 реестр должен формироваться  без учета данной оценки  (далее - Реестр № 2).

 

Реестр № 1 приказом Минсельхоза не утвержден.

 

Тогда как  Реестр № 2 утвержден приказом Минсельхоза от 25.08.2010 № 262  (с изменениями от  31.08.2010).

 

Порядок формирования указанных реестров Минсельхозом и иными органами власти не принят.

 

При предоставлении указанных субсидий в действиях Минсельхоза выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которые выразились в следующем:

 

в бездействии Минсельхоза по непринятию актов, регламентирующих порядок включения сельхозпроизводителей в Реестр № 1 и Реестр № 2;

 

в формировании Реестра № 1 до утверждения (опубликования) Порядка № 128;

в недоведении до сельхозпроизводителей информации о включении их в Реестр № 1 и Реестр № 2;

 

в доведении в приоритетном порядке информации о перечне документов, необходимых для определения ущерба и , соответственно, последующего включения в Реестр № 1;

 

в доведении в приоритетном порядке информации о перечне документов, необходимых для получения субсидий, до сведения сельхозпроизводителей, расположенных на территории районов, где чрезвычайная ситуация сложилась до 01.07.2010, до официального опубликования и внесения соответствующих изменений в Порядок № 55;

 

в осуществлении приема документов на выплату субсидий и утверждения Реестра № 2 до официального опубликования Порядка № 55;

 

в предоставлении субсидий с нарушением Порядка № 128, в том числе при отсутствии предусмотренных Порядком документов, без включения в соглашения о предоставлении субсидий условий представления субсидий, предусмотренных Порядком № 128;

 

в предоставлении субсидий с нарушением Порядка № 55, в том числе при отсутствии предусмотренных Порядком документов, без заключения в целях выплаты субсидий соглашений и без включения в них условий предоставления субсидий, предусмотренных Порядком № 55.

 

Указанные признаки нарушения антимонопольного законодательства изложены в Акте № 4-07/10 по результатам контрольного мероприятия от 08.10.2010 (далее - Акт)

 

В ходе рассмотрения дела Правительство Челябинской области было привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

 

Представитель Минсельхоза представил письменные возражения на Акт, а также письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснил следующее.

 

Порядок № 128 опубликован в газете «Южноуральская панорама» от 11.09.2010 № 216 (спецвыпуск № 49). Порядок № 55 опубликован в газете «Южноуральская панорама» от 03.09.2010 № 209 (спецвыпуск № 48).

 

Действующим законодательством не предусмотрен порядок контроля за уведомлением всех сельскохозяйственных товаропроизводителей о возможности предоставления документов на получение субсидий.

 

Реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей формировался в соответствии с Методическими рекомендациями по оформлению документов для экспертной оценки ущерба в отраслях агропромышленного комплекса, пострадавших от чрезвычайных ситуаций природного характера, утвержденными Министерством сельского хозяйства Российской Федерации протоколом НТС от 24.09.2008 № 51.

 

Методическими рекомендациями установлен примерный перечень документов, необходимых для экспертной оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций, и требования к ним. Одним из основных необходимых документов для установления факта засухи является акт обследования посевов сельскохозяйственных культур, который составляется с участием руководителя, специалистов хозяйства, представителей администрации района.

 

Для удобства сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью оперативной работы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации функции по формированию (приему от сельскохозяйственных товаропроизводителей) документов взяли на себя районные управления сельского хозяйства в рамках соглашений, заключенных с муниципальными образованиями.

 

В Реестр № 1 включен весь перечень сельхозпроизводителей, прошедших экспертизу в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.

 

Реестр № 1 формировался Минсельхозом на основании документов, представленных сельхозпроизводителями, согласованных с районными управлениями сельского хозяйства и продовольствия и утвержденных главами муниципальных образований.

 

Сформированный реестр сельхозпроизводителей, пострадавших от засухи в 2010 году, был направлен в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 27.07.2010 для прохождения экспертной оценки.

 

Поскольку Реестр № 1 был сформирован в соответствии с указаниями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, так как поддержка сельхозпроизводителям Челябинской области, включенным в данный реестр, осуществлялась за счет кредита, представленного Челябинской области из федерального бюджета (соглашение от 05.08.2010 № 06-03-05/69), то условия формирования Реестра № 1 относятся к компетенции

Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.     

 

В Реестр № 1 вошли все сельхозпроизводители, пострадавшие от засухи в 2010 году и имеющие право на получение субсидии по Порядку № 128.

 

В соответствии с Порядком № 55 принят перечень сельхозпроизводителей, прошедших экспертизу в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, расположенных на территории муниципальных образований Челябинской области, где сложилась чрезвычайная ситуация до 01.07.2010 и занимающихся заготовкой кормов (Реестр № 2).

 

Поскольку основной целью предоставления субсидий по Порядку № 55 была поддержка отрасли животноводства и сохранение поголовья крупного рогатого скота, в Реестр № 2 включены сельхозпроизводители, осуществляющие деятельность в области животноводства и имеющие поголовье коров по состоянию на 01.07.2010.

 

Изменения, внесенные в Реестр № 2 Приказом Минсельхоза от 31.08.2010 № 271, касались уточнения перечня сельхозпроизводителей и связны с нерегулярным представлением некоторыми сельхозпроизводителями в Минсельхоз отчетности о наличии поголовья крупного рогатого скота.

 

Порядком № 55 не установлен срок утверждения Минсельхозом Реестра № 2, следовательно, говорить о бездействии Минсельхоза в части его утверждения неправомерно.

 

Таким образом, формально условия пунктов 2 Порядка № 128 и Порядка № 55 Минсельхозом были выполнены.

 

При прохождении хозяйствами ИП Борзенков А.М., КХ «Степь», ИП Волошин А.Н., КХ «Луч» проверки документов управлениями сельского хозяйства были выявлены ошибки.

 

Минсельхоз не располагает сведениями об основаниях возврата документов ИП Волошину В.Н. В отчетных документах КХ «Степь» за 2009 год в форме № 1-фермер и приложении «Расчет доли дохода от реализации произведенной продукции» выявлено несоответствие данных, в результате чего хозяйством не был подтвержден статус сельхозпроизводителя.

ИП Борзенков А.М. и КХ «Луч» в отчетных документах за 2009 год не представили приложение № 1 «Расчет доли дохода от реализации произведенной продукции», в результате чего они не подтвердили статус сельхозпроизводителя.

 

Публикация Реестров, а также информирование сельскохозяйственных товаропроизводителей о включении в Реестры действующим законодательством не предусмотрены, и, соответственно, не осуществлялись.

 

Наиболее оперативным и в большинстве случаев единственным способом получения информации о порядке и ходе субсидирования является личное обращение сельхозпроизводителей в Минсельхоз или районное управление сельского хозяйства, поскольку в сельских районах Челябинской области часто отсутствуют элементарные средства связи.

 

Все сельхозпроизводители имели возможность предоставления документов в срок, установленный Порядком № 55, поскольку оповещение об условиях предоставления субсидий осуществлялось через управления сельского хозяйства и продовольствия муниципальных районов, а также напрямую хозяйствам прямого подчинения. Тем самым условие равнодоступности к средствам информации нарушено не было. При этом оповещение осуществлялось заблаговременно.

 

Направление информации о предоставлении субсидии индивидуально ОАО «Птицефабрика «Челябинская» связано с тем, что указанная организация не относится ни к одному из муниципальных районов, следовательно, осуществляет взаимодействие с Минсельхозом напрямую.

 

В условиях чрезвычайной ситуации Минсельхоз принимал заявки на получение субсидий по Порядку № 55 до его официального опубликования.

 

Соглашения о предоставлении субсидий в соответствии с Порядком № 55 не заключались, поскольку в ранее заключенных соглашениях на предоставление субсидии среди направлений расходов на поддержку товаропроизводителей агропромышленного комплекса за счет средств областного бюджета значилось: «Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение кормов», в связи с чем отсутствовала необходимость заключения отдельного соглашения.

 

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 55 под заготовкой кормов понимается:

 

приобретение сена, сенажа, силоса, соломы, комбикормов, отрубей, жмыхов, шротов, жома, патоки, пивной дробины, фуражного зерна (пшеница, овес, ячмень);

 

заготовка кормов собственными силами на разрешенных к использованию земельных участках;

 

транспортировка кормов.

 

Следовательно, сельхозпроизводитель в соответствии с пунктом 8 Порядка № 55  представляет документы, подтверждающие способ заготовки кормов. Например, при заготовке кормов собственными силами — акт приема грубых и сочных кормов по форме № СП-17, при приобретении кормов — договор купли-продажи (поставки, мены), копии счетов (счетов-фактур), документы, подтверждающие оплату кормов, реестр товарно-транспортных накладных.

 

В соглашениях, заключенных с сельхозпроизводителями в соответствии с Порядком № 128, указаны все условия согласно пункту 6 Порядка № 128 с учетом направления деятельности сельхозпроизводителя, а именно:

 

в случае отсутствия у сельхозпроизводителя поголовья коров к нему не применяется условие о заготовке (приобретению) кормов, о сохранении поголовья коров;

 

к сельхозпроизводителям, не осуществляющим деятельность в отрасли растениеводства, не применяется условие о засыпке семенного фонда под посев;

 

к сельхозпроизводителям, в структуре производства которых в 2010 году отсутствует посев озимых культур, не применяется условие о выполнении установленного сельхозпроизводителем плана посева озимых культур.

 

Таким образом, субсидии предоставлены сельхозпроизводителям при выполнении ими условий, предусмотренных пунктом 6 Порядка № 128.

 

Представитель Правительства Челябинской области представил письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснил следующее.

 

Порядок № 55 был опубликован в Сборнике нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области № 6, июль 2010 года. Данный сборник, наряду с газетой «Южноуральская панорама», является источником официального опубликования нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области.

 

Таким образом, официальное опубликование указанного Порядка состоялось заблаговременно до завершения срока подачи заявлений и документов на получение субсидий и не создавало предпосылок для предоставления информации отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям в приоритетном порядке.

 

Категории получателей субсидий и цели их предоставления обозначены в пунктах 2 и 3 Порядка № 128. Получателями субсидий в соответствии с данным Порядком являются все сельхозпроизводители, пострадавшие от засухи в 2010 году и документально подтвердившие гибель посевов.

 

Каких-либо иных ограничений для получения субсидий, в том числе в зависимости от направления осуществляемой ими деятельности, в отношении получателей субсидии данным Порядком не установлено.

 

Отсутствие порядка формирования Реестров означает, что право на включение в реестры имеют все сельхозпроизводители, документально подтвердившие гибель посевов в 2010 году.

 

Таким образом, положения указанных Порядков не создают предпосылок для оказания необоснованного преимущества отдельным товаропроизводителям в получении субсидий.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. Согласно пояснениям представителей Минсельхоза, полученным в ходе проведения плановой проверки, Реестр № 1  и Реестр № 2 получателей субсидий по Порядкам № 128 и № 55 были сформированы на основании документов о гибели сельскохозяйственных культур, представленных органами местного самоуправления, которые названы «основные сведения о гибели сельскохозяйственных культур и материальном ущербе от почвенной засухи по хозяйствам Челябинской области» (далее – Основные сведения), включающие 475 сельскохозяйственных товаропроизводителей Челябинской области, пострадавших от засухи в 2010 году.

 

После проведения  Министерством сельского хозяйства РФ экспертной оценки Основных сведений по хозяйствам Челябинской области, 14 сельскохозяйственных товаропроизводителей были исключены из Основных сведений.

 

После чего, учитывая проведенную экспертную оценку, Минсельхозом сформирован Реестр № 1 сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от чрезвычайной ситуации «Засуха» в Челябинской области в период с мая по июль 2010 года.

 

1.1. Для формирования реестра (Основных сведений) в целях установления ущерба от чрезвычайной ситуации «засуха» Минсельхозом в адрес районных Управлений сельского хозяйства и продовольствия направлены телефонограммы о представлении сведений об ущербе, нанесенном аномальными погодными явлениями, приведшими к гибели посевов :

 

- Карталинский, Нагайбакский, Уйский - № 1 от 01.07.2010, срок до 13.07.2010 (ЧС введен соответственно 28.06.2010, 28.06.2010, 30.06.2010);

 

- Варненский, Чесменский - № 14 от 06.07.2010, срок до 14.07.2010 (ЧС введен — 23.06.2010, 29.06.2010);

 

- Троицкий - № 20 от 09.07.2010, срок до 15.07.2010 (ЧС введен — 07.07.2010);

 

- Чебаркульский - № 20 без даты, срок до 16.07.2010 (ЧС введен — 07.07.2010);

 

- Еткульский, Октябрьский - № 24 от 13.07.2010, срок до 19.07.2010 (ЧС введен — 07.07.2010, 02.07.2010);

 

- Пластовский, Аргаяшский, Сосновский, Кунашакский - № 33 от 15.07.2010, срок до 21.07.2010 (ЧС введен — 14.07.2010, 13.07.2010, 14.07.2010, 09.07.2010);

 

- Каслинский, Красноармейский, Увельский, СХПК Черновское, ООО Агрофирма Магнезит - № 33 без даты, срок до 22.07.2010 (ЧС введен — 15.07.2010, 15.07.2010, 16.07.2010);

 

- Агаповский, Верхнеуральский, Кизильский, Брединский - № 42 без даты, срок до 09.07.2010 (ЧС введен — 27.06.2010, 24.06.2010, 25.06.2010, 24.06.2010).

 

В данный реестр включались товаропроизводители, осуществляющие деятельность в области растениеводства, а также растениеводства и животноводства.

 

Информация о возможности подать документы на оценку ущерба от чрезвычайной ситуации в средствах массовой информации, а также на официальном сайте Минсельхоза не размещалась.

 

Следовательно, подать документы (основные сведения) для включения в реестр в целях определения ущерба от засухи могли только сельхозпроизводители, уведомленные районными управлениями сельского хозяйства.

 

Из изложенного также следует, что реестр был сформирован Минсельхозом не в целях выплаты субсидий по Порядку № 128, а в целях определения ущерба от чрезвычайной ситуации «засуха».

 

Согласно пояснениям Минсельхоза указанный реестр (основные сведения) был сформирован 27.07.2010, то есть до принятия Порядка № 128 (30.08.2010). Впоследствии все сельхозпроизводители, включенные в данный реестр, были включены в Реестр получателей субсидий по Порядку № 128 (Реестр № 1).

 

Следовательно, Реестр получателей субсидий в соответствии с Порядком № 128 (Реестр № 1) фактически был сформирован Минсельхозом до принятия указанного порядка предоставления субсидий.

 

Поскольку Реестр № 1 в соответствии с Порядком № 128 фактически был сформирован до принятия Порядка, сельхозпроизводители, не подававшие документы или не успевшие подать документы в районные управления сельского хозяйства для определения ущерба от засухи, так как в соответствии с телефонограммами были установлены короткие сроки для представления всех необходимых документов, были лишены возможности получить субсидии в соответствии с Порядком № 128, поскольку не были включены в Реестр № 1.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается совершать действия (бездействие), которые приводят или могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

 

Формирование Реестра № 1 до принятия Порядка № 128 могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, поскольку лишило сельхозпроизводителей возможности подать документы для включения в реестр получателей субсидий после принятия Порядка № 128.

 

Таким образом, действия Минсельхоза по формированию Реестра № 1 до принятия Порядка № 128 являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку могли привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

 

Кроме того, действия Минсельхоза по предоставлению информации о приеме документов для определения ущерба от засухи и, соответственно, последующего включения в Реестр № 1, только в районные управления сельского хозяйства и продовольствия могли привести к созданию преимущественных условий отдельным хозяйствующим субъектам, в том числе путем предоставления информации в приоритетном порядке.

 

Действия Минсельхоза по предоставлению информации о приеме документов для определения ущерба от засухи и, соответственно, последующего включения в Реестр № 1 в приоритетном порядке являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

 

1.2. Постановление Правительства Челябинской области от 27.07.2010 № 55-п об утверждении Порядка № 55 поступило в Минсельхоз 06.08.2010.

 

Порядок  № 55 в первоначальной редакции официально был опубликован  3 сентября 2010 года в печатном издании «Южноуральская панорама» № 209 от 03 сентября 2010, спецвыпуск № 48.

 

В соответствии с Порядком № 55 получателями субсидий являются сельхозпроизводителя, включенные в реестр, сформированный Минсельхозом на основании документов, подтверждающих гибель посевов, представленных сельхозпроизводителями.

 

Однако Минсельхозом до официального опубликования Порядка направлена Телефонограмма № 24 от 18.08.2010 о представлении документов в соответствии с порядком № 55-п Главам муниципальных районов и районным Управлениям сельского хозяйства и продовольствия:

 

- Агаповский муниципальный район (Агаповское РУСХ);

 

- Брединский (Брединское РУСХ);

 

- Варненский (РУСХ);

 

- Верхнеуральский (РУСХ);

 

- Карталинский (РУСХ);

 

- Кизильский (РУСХ);

 

- Нагайбакский (РУСХ);

 

- Уйский (РУСХ);

 

- Чесменский (РУСХ).

 

Из изложенного следует, что Минсельхоз направил телефонограммы о представлении документов в соответствии с Порядком № 55 не во все муниципальные районы Челябинской области, а только в 9 муниципальных районов.

 

Учитывая то, что Порядок № 55 был опубликован только 3 сентября 2010 года  сельхозпроизводители, не обладающие информацией о порядке и условиях предоставления субсидий,  не имели  возможность подать необходимые документы в срок до 1 сентября  2010 года.

 

Несмотря на это, Министерство принимало заявки на получение субсидий по Порядку № 55 до его официального опубликования. Так, сельхозпроизводители получившие субсидию по данному порядку, предоставили необходимые документы до 01.09.2010.

 

Довод представителя Правительства о том, что Публикация Порядка № 55 была произведена заблаговременно до завершения срока подачи заявлений и документов на получение субсидий не может быть принят во внимание, поскольку Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области № 6, июль 2010 года подписан в печать 28.09.2010. Кроме того, в данном Сборнике опубликован Порядок № 55 в первоначальной редакции, без изменений, внесенных Постановлением Правительства Челябинской области от 25.08.2010 № 124-п.

 

Постановлением Правительства Челябинской области от 25.08.2010 № 124-п внесено изменение в Порядок, а именно уточнено, что получателями субсидий являются сельхозпроизводители, включенные в реестр, расположенные на территориях, где чрезвычайная ситуация возникла до 01.07.2010.

 

Постановление Правительства Челябинской области от 25.08.2010 № 124-П «О внесении изменения в постановление Правительства Челябинской области от 27.07.2010 года № 55-П» опубликовано в газете «Южноуральская Панорама» 14 сентября 2010 года № 218, спецвыпуск № 50. 

 

Чрезвычайная ситуация до 01.07.2010 сложилась на территории 9 муниципальных районов, а именно: Агаповского, Брединского, Варненского, Верхнеуральского, Карталинского, Кизильского, Нагайбакского, Уйского, Чесменского.    

 

Следовательно, Минсельхоз направил телефонограмму в 9 муниципальных районов, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация «засуха» до 01.07.2010.  

 

Постановление от 25.08.2010 № 124-п поступило в Минсельхоз 27.08.2010.

 

Из изложенного следует, что Минсельхоз направил телефонограммы о представлении документов для получения субсидий по Порядку № 55 в муниципальные районы, где сложилась чрезвычайная ситуация до 01.07.2010, 18.08.2011, то есть до вступления в силу Порядка № 55, а также до внесения в него соответствующих изменений.

 

Действия Минсельхоза по рассмотрению заявок сельхозпроизводителей на получение субсидий до принятия регламентирующего предоставление таких субсидий акта и определения сельхозпроизводителей, пострадавших от чрезвычайной ситуации «засуха», в качестве получателей субсидий могли создать необоснованные преимущества при осуществлении деятельности одним сельхозпроизводителям по сравнению с другими путем предоставления информации в приоритетном порядке, что противоречит пункту 6 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Кроме того, действия Минсельхоза по доведению информации до ОАО «Птицефабрика Челябинская» о возможности представить документы для получения субсидии до принятия регламентирующего предоставление таких субсидий акта и определения сельхозпроизводителей, пострадавших от чрезвычайной ситуации «засуха», в качестве получателей субсидий могли создать данному хозяйствующему субъекту преимущественные условия при осуществлении деятельности, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Следует отметить, что 30.08.2010 в Минсельхоз в соответствии с Порядком № 55 с заявлениями о предоставлении субсидий обратились ООО Совхоз «Береговой» (Каслинский район), ООО «Карсинское» (Троицкий район), ООО «Белоносовское» (Еткульский район), ООО «Заря» (Сосновский район), включенные в Реестр № 1.

 

Минсельхоз отказал в предоставлении субсидий указанным товаропроизводителям 17.09.2010, то есть после опубликования изменений в Порядок № 55.

 

Кроме того, на протяжении месяца после принятия Порядка № 55 Министерством не был утвержден Реестр № 2.

 

За пять дней до окончания срока подачи заявок, 25 августа 2010 года, Приказом Министерства № 262 в целях реализации Порядка № 55 утвержден реестр сельхозпроизводителей, пострадавших от засухи в 2010 году, включающий 99 сельхозпроизводителей, расположенных на территориях, где сложилась чрезвычайная ситуация  до 1 июля 2010 года. Данный приказ утвержден  в день принятия Постановления № 124.  Вместе с тем,  Постановление № 124 опубликовано 14 сентября  2010 года, а  получено Министерством  27 августа 2010 года (вх. № 5659) .

 

Приказом Министерства от 25.08.2010 г. № 262  в Реестр № 2 включено 99 сельхозпроизводителей.

 

В  день окончания срока подачи заявок на получение субсидий  Приказом № 271 от 31.08.2010 «О внесении изменений в приказ Минсельхоза Челябинской области от 25.08.2010 № 262» в целях реализации Порядка № 55 Министерством утвержден реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Челябинской области, пострадавших от засухи в 2010 году, включающий 106 товаропроизводителей.

 

Таким образом, Реестр № 2 утвержден до официального опубликования Порядка № 55.

Как установлено материалами дела, документы для получения субсидий по Порядку № 55 принимались Минсельхозом до официального опубликования указанного Порядка, внесения в него соответствующих изменений, а также до утверждения Реестра № 2.

 

Таким образом, Минсельхозом при предоставлении субсидий по Порядку № 55 могли быть предоставлены необоснованные преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, обладающим информацией о возможности подать документы для получения субсидий до официального опубликования, следовательно, до вступления в силу Порядка № 55, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

 

1.3. Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, порядок формирования реестров сельхозпроизводителей, имеющих право на получение субсидий по Порядку № 128 и Порядку № 55, не утвержден.

 

Поскольку в соответствии с Порядками № 128 и № 55 формирование реестров сельхозпроизводителей, пострадавших от засухи и имеющих право на получение субсидии, осуществляется Минсельхозом, следовательно, Минсельхоз должен был разработать соответствующий порядок (порядки) включения производителей в реестры.

 

В соответствии с подпунктом 10 пункта 16 Положения о Министерстве сельского хозяйства Челябинской области, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 № 407 (ред. от 03.05.2011) Министр сельского хозяйства Челябинской области организует работу Министерства, издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, принимает решения.

 

Так, например, Приказом Министра сельского хозяйства от 16.09.2004 № 9 в целях организации работы Министерства утвержден Порядок ведения Реестра сельскохозяйственных организаций агропромышленного комплекса Челябинской области.

Изложенное также подтверждает, что Минсельхоз обладает полномочиями по разработке соответствующих актов организационного характера, в частности порядков ведения соответствующих реестров сельхозпроизводителей.

 

Отсутствие утвержденного порядка (порядков) включения в реестры, могло привести к ограничению, устранению,  недопущению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий для одних сельскохозяйственных товаропроизводителей по сравнению с другими сельхозпроизводителями, поскольку сельхозпроизводители не обладали информацией об основаниях включения в Реестры, о перечне документов, представляемых для включения в Реестры, об основаниях отказа во включении в Реестр, то есть отсутствовала прозрачность процедуры формирования Реестров, соответственно, сельхозпроизводители были лишены возможности обжаловать действия Минсельхоза, в том числе в случае отказа во включении в соответствующий Реестр.

 

Так, ИП Борзенкову А.М., КХ «Степь», ИП Волошину А.Н., КХ «Луч» было отказано во включении в реестр, сформированный для определения ущерба от засухи, впоследствии Реестр № 1, без обоснования причин такого отказа.

 

Довод Минсельхоза о том, что данные хозяйствующие субъекты не подтвердили статус сельхозпроизводителей, не может быть принят во внимание, поскольку телефонограммы, направленные в адрес районных управлений сельского хозяйства и продовольствия, не содержали в себе требований о подтверждении статуса сельхозпроизводителя и, соответственно, требования о представлении документов, подтверждающих указанный статус.

 

Учитывая, что порядки формирования Реестров № 1 и № 2 отсутствуют, следовательно, отсутствуют и основания отказа во включении в соответствующие реестры.

 

Таким образом, бездействие Минсельхоза, выразившееся в непринятии актов, регламентирующих порядок формирования Реестров № 1 и № 2, является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку могло привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции, в том числе путем необоснованного отказа во включении  в соответствующий Реестр.

 

1.4. В ходе рассмотрения настоящего дела также установлено, что Реестр № 1 и Реестр № 2, а равно Приказ Минсельхоза об утверждении Реестра № 2, Приказ о внесении изменений в Реестр № 2 не публиковались в средствах массовой информации и не размещались на официальном сайте Минсельхоза в сети «Интернет».

 

Согласно Федеральному закону от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон о доступе к информации) органам государственной власти субъектов Российской Федерации надлежит обеспечивать доступ к информации об их деятельности, созданной в пределах своих полномочий либо поступившей в указанные органы, установленными данным законом способами.

 

Согласно статье 4 Закона о доступе к информации к основным  принципами  обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов  относятся: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;  достоверность информации о деятельности государственных органов и своевременность ее предоставления;  свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов любым законным способом.

 

Способами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов является, в том числе обнародование (опубликование) государственными органами информации о своей деятельности в средствах массовой информации, размещение государственными органами информации о своей деятельности в сети Интернет  на официальном сайте органа государственной власти  (статьи 6,10 Закона о доступе к информации).

 

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации» под средством массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

 

Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами (ст. 9 Закона о доступе к информации).

 

Поскольку Порядками № 128 и № 55 предусмотрено предоставление субсидий только сельхозпроизводителям, включенным в соответствующие реестры, а функция по формированию данных реестров возложена на Минсельхоз, следовательно, Минсельхоз обязан был довести информацию об указанных реестрах до неограниченного круга лиц.

Недоведение Минсельхозом информации до неопределенного круга сельхозпроизводителей могло создать отдельным хозяйствующим субъектам необоснованные преимущественные условия при осуществлении деятельности посредством получения сведений о выплате субсидий только при условии включения в соответствующий реестр, что могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции и не допустимо в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Таким образом, бездействие Минсельхоза, выразившееся в недоведении до сельхозпроизводителей информации о включении их в Реестр № 1 и Реестр № 2, противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

 

3. При предоставлении субсидий Минсельхозом нарушен Порядок № 128.

Так, согласно пункту 4 Порядка № 128  субсидии предоставляются на основании:

 

- заявления получателя субсидии на выплату субсидии;

 

- справки-расчета субсидии;

 

- соглашения, заключенного Министерством с получателем субсидии.

 

В соответствии с пунктом 6 Порядка № 128 получатели субсидий обязаны выполнить следующие условия, которые должны быть предусмотрены в соглашении:

 

1) заготовка (приобретение) кормов, включая переходящие остатки прошлых лет, не менее 16 центнеров кормовых единиц на условную голову (без учета концентратов);

 

2) сохранение поголовья коров основного стада крупного рогатого скота с 1 июля 2010 года по 1 июня 2011 года;

 

3) обеспечение выполнения установленного получателем субсидии плана засыпки семенного фонда под посев 2011 года;

 

4) обеспечение выполнения установленного получателем субсидии плана посева озимых культур в 2010 году.

 

Исходя из буквального толкования указанной нормы, субсидии предоставляются при выполнении всех условий, определенных данным пунктом Порядка № 128.

 

Однако при рассмотрении документов, поданных сельхозпроизводителями для получения субсидий, выявлено, что в соглашениях о предоставлении субсидий предусмотрены не все условия, определенные пунктом 6 Порядка.

 

Так, в соглашении от 01.09.2010 № 1047-01 с Агрофирмой «Калининская» отсутствует условие об обеспечении выполнения установленного получателем субсидии плана посева озимых культур в 2010 году.

 

В соглашении от 03.09.2010 № 1285-01 с НПКХ «Скиф» отсутствуют условия о заготовке (приобретении) кормов, включая переходящие остатки прошлых лет, не менее 16 центнеров кормовых единиц на условную голову (без учета концентратов), сохранении поголовья коров основного стада крупного рогатого скота с 1 июля 2010 года по 1 июня 2011 года,

обеспечении выполнения установленного получателем субсидии плана посева озимых культур в 2010 году.

 

В соглашении от 02.09.2010 № 1166-01 с ООО «Путь Октября» отсутствуют условия о заготовке (приобретении) кормов, включая переходящие остатки прошлых лет, не менее 16 центнеров кормовых единиц на условную голову (без учета концентратов), сохранении поголовья коров основного стада крупного рогатого скота с 1 июля 2010 года по 1 июня 2011 года, обеспечении выполнения установленного получателем субсидии плана посева озимых культур в 2010 году.

 

В соглашении от 02.09.2010 № 1154-01 с КХ «Шанс» отсутствуют условия о заготовке (приобретении) кормов, включая переходящие остатки прошлых лет, не менее 16 центнеров кормовых единиц на условную голову (без учета концентратов), сохранении поголовья коров основного стада крупного рогатого скота с 1 июля 2010 года по 1 июня 2011 года, обеспечении выполнения установленного получателем субсидии плана посева озимых культур в 2010 году.

 

В соглашении от 02.09.2010 № 1149-01 с КХ «Колос-М» отсутствует условие об обеспечении выполнения установленного получателем субсидии плана посева озимых культур в 2010 году.

 

В соглашении от 02.09.2010 № 1182-01 с КП Пушкарского С.И. отсутствуют условия о заготовке (приобретении) кормов, включая переходящие остатки прошлых лет, не менее 16 центнеров кормовых единиц на условную голову (без учета концентратов), сохранении поголовья коров основного стада крупного рогатого скота с 1 июля 2010 года по 1 июня 2011 года, обеспечении выполнения установленного получателем субсидии плана посева озимых культур в 2010 году.

 

В соглашении от 02.09.2010 № 1184-01 с ИП Долгуша В.Ф. отсутствуют условия о заготовке (приобретении) кормов, включая переходящие остатки прошлых лет, не менее 16 центнеров кормовых единиц на условную голову (без учета концентратов), сохранении поголовья коров основного стада крупного рогатого скота с 1 июля 2010 года по 1 июня 2011 года, обеспечении выполнения установленного получателем субсидии плана посева озимых культур в 2010 году.

 

В соглашении от 17.09.2010 № 1704-01 с ИП Глава К(Ф)Х Гисыч В.А. отсутствует условие об обеспечении выполнения установленного получателем субсидии плана посева озимых культур в 2010 году.

 

В соглашении от 09.09.2010 № 1517-01 с ИП Глава К(Ф)Х Успанов Б.Р. отсутствуют условия о заготовке (приобретении) кормов, включая переходящие остатки прошлых лет, не менее 16 центнеров кормовых единиц на условную голову (без учета концентратов), сохранении поголовья коров основного стада крупного рогатого скота с 1 июля 2010 года по 1 июня 2011 года, обеспечении выполнения установленного получателем субсидии плана посева озимых культур в 2010 году.

 

В соглашении от 09.09.2010 № 1516-01 с КФХ им. Салавата Юлаева отсутствуют условия о заготовке (приобретении) кормов, включая переходящие остатки прошлых лет, не менее 16 центнеров кормовых единиц на условную голову (без учета концентратов), сохранении поголовья коров основного стада крупного рогатого скота с 1 июля 2010 года по 1 июня 2011 года, обеспечении выполнения установленного получателем субсидии плана посева озимых культур в 2010 году.

 

В соглашении от 09.09.2010 № 1515-01 с ООО с-з «Каштакский» отсутствуют условия о заготовке (приобретении) кормов, включая переходящие остатки прошлых лет, не менее 16 центнеров кормовых единиц на условную голову (без учета концентратов), сохранении поголовья коров основного стада крупного рогатого скота с 1 июля 2010 года по 1 июня 2011 года, обеспечении выполнения установленного получателем субсидии плана посева озимых культур в 2010 году.

 

В соглашении от 08.09.2010 № 1408-01 с ИП Давыдова Т.И. отсутствуют условия о заготовке (приобретении) кормов, включая переходящие остатки прошлых лет, не менее 16 центнеров кормовых единиц на условную голову (без учета концентратов), сохранении поголовья коров основного стада крупного рогатого скота с 1 июля 2010 года по 1 июня 2011 года, обеспечении выполнения установленного получателем субсидии плана посева озимых культур в 2010 году.

 

Несмотря на то, что в соглашениях, заключенных с получателями субсидии предусмотрены не все необходимые условия, определенные Порядком № 128, указанным сельскохозяйственным товаропроизводителям были произведены выплаты субсидий.

В соответствии с пунктом 6 Порядка № 128 сельхозпроизводители  при  получении  субсидий обязаны выполнить ряд условий, в том числе сохранение поголовья коров основного стада крупного рогатого скота с 1 июля 2010 года по 1 июня 2011 года.

 

Однако сельхозпроизводители, осуществляющие деятельность в области растениеводства не имеют возможности обеспечить выполнение указанного условия, поскольку не содержат крупный рогатый скот.

 

Соответственно, исходя их буквального толкования  Порядка № 128  хозяйствующим субъектам,  не осуществляющим деятельность  в области  животноводства,  не может быть предоставлена указанная субсидия.

 

Согласно пояснениям представителей Министерства, сельхозпроизводители, осуществляющие  растениеводство, но не осуществляющие деятельности в сфере животноводства, имеют право на получение субсидии по Порядку № 128.

Министерством такая субсидия предоставлялась  сельхозпроизводителям, которые  осуществляют деятельность исключительно в сфере растениеводства . Так например,  субсидия предоставлена НПКХ «Скиф», ООО «Путь Октября», КХ «Шанс», КХ Пушкарского С.И.

 

Действия Министерства по предоставлению субсидий в нарушение установленного порядка могли создать преимущественные условия одним хозяйствующим субъектам, обладающим информацией о возможности получения субсидии без осуществления ими  деятельности в сфере животноводства, по сравнению с другими субъектами, не обладающими такой информацией, и не обратившимися за получением субсидий, что могло привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

4. При предоставлении субсидий Министерством нарушен Порядок № 55. 

Субсидии предоставляются сельхозпроизводителям на компенсацию части затрат на заготовку кормов в период с 1 июня 2010 года по 1 сентября 2010 года.

 

В соответствии с пунктом 8 Порядка условиями предоставления субсидий являются:

 

1) сохранение поголовья коров основного стада молочного и мясного направлений до 1 июня 2011 года по сравнению с поголовьем коров по состоянию на 1 июля 2010 года и предоставление получателем субсидий гарантийного письма о сохранении поголовья коров основного стада молочного и мясного направлений до 1 июля 2011 года;

 

2) представление получателями субсидий в срок до 1 сентября 2010 года заявления на выплату субсидий и справки-расчета субсидии, причитающейся на компенсацию части затрат на заготовку кормов с приложением:

 

а) копий форм статистической отчетности:

 

- формы № СП-51 «Отчет о движении скота и птицы на ферме» по состоянию на 1 июля 2010 года;

 

- формы № П-1 (СХ) «Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции» по состоянию на 1 июля 2010 года;

 

- формы № 3-фермер «Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота» по состоянию на 1 июля 2010 года;

 

б) документов, подтверждающих приобретение и транспортировку кормов:

 

- копий договоров купли-продажи (договоров поставки, мены);

 

- документов, подтверждающих оплату кормов;

 

- копий счетов (счетов-фактур);

 

- реестра товарно-транспортных накладных по каждому заключенному договору на каждую приобретенную партию кормов за отчетный период;

 

в) документов, подтверждающих заготовку и транспортировку кормов:

 

- копий договоров о предоставлении земельных участков для заготовки кормов собственными силами (документов, разрешающих использование земельных участков для заготовки кормов собственными силами);

 

- копии акта приема грубых и сочных кормов по форме № СП-17;

 

- реестра путевых листов на транспортировку кормов с места заготовки до места складирования;

 

г) документов, подтверждающих право пользования землей (договоров аренды на  землю,  свидетельств о государственной регистрации права собственности на землю и других).

 

При этом пунктом 10 Порядка определено, что субсидии товаропроизводителям не предоставляются в случаях несоблюдения указанных условий и установленного срока предоставления необходимых документов.

 

Таким образом, субсидии сельхозпроизводителям могут быть представлены только при  соблюдении всех условий, предусмотренных пунктом 8 Порядка, в том числе при условии предоставления всех документов, определенных указанным пунктом.

 

Однако в ходе рассмотрения документов, представленных сельхозпроизводителями для получения субсидий, установлено, что Министерство предоставляло субсидии  при отсутствии ряда документов, предусмотренных пунктом 8 Порядка. 

 

1) ООО «Новый Урал» не представлены:

 

- документы, подтверждающие приобретение и транспортировку кормов;

 

- реестры путевых листов, подтверждающие транспортировку кормов;

 

- документы, подтверждающие право пользования землей (договоры аренды на  землю,  свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю и другие);

 

2) ЗАО «Зингейское» не представлены:

 

- документы, подтверждающие право пользования землей (договоры аренды на  землю,  свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю и другие);

 

3) ООО «Прогресс» не представлены:

 

- документы, подтверждающие приобретение и транспортировку кормов;

 

- документы, подтверждающие заготовку и транспортировку кормов (а именно копий договоров о предоставлении земельных участков для заготовки кормов собственными силами (документов, разрешающих использование земельных участков для заготовки кормов собственными силами) реестры путевых листов);

 

- документы, подтверждающие право пользования землей (договоры аренды на  землю,  свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю и другие);

 

4) ООО «Кзыл-Юлдус» не представлены:

 

- документы, подтверждающие приобретение и транспортировку кормов;

 

- реестры путевых листов, подтверждающие транспортировку кормов;

 

- документы, подтверждающие право пользования землей (договоры аренды на  землю,  свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю и другие);

 

5) ООО «Климовское» не представлены:

 

- реестры путевых листов, подтверждающие транспортировку кормов;

 

- документы, подтверждающие право пользования землей (договоры аренды на  землю,  свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю и другие);

 

6) ООО Агрофирма «Ариант» не представлены:

 

- документы, подтверждающие заготовку и транспортировку кормов (а именно реестры путевых листов);

 

- документы, подтверждающие право пользования землей (договоры аренды на  землю,  свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю и другие);

 

7) СПК «Воронино» не представлены:

 

- реестры путевых листов, подтверждающие транспортировку кормов;

 

- документы, подтверждающие право пользования землей (договоры аренды на  землю,  свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю и другие);

 

8) ОАО «Полоцкий» не представлены:

 

- реестры путевых листов, подтверждающие транспортировку кормов;

 

- документы, подтверждающие право пользования землей (договоры аренды на  землю,  свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю и другие);

 

9) ООО «Заозерный» не представлены:

 

- документы, подтверждающие заготовку и транспортировку кормов (а именно копии договоров о предоставлении земельных участков для заготовки кормов собственными силами (документы, разрешающие использование земельных участков для заготовки кормов собственными силами) реестры путевых листов);

 

- документы, подтверждающие право пользования землей (договоры аренды на  землю,  свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю и другие).

 

Несмотря на то, что указанные сельскохозяйственные товаропроизводители представили не полные пакеты документов, необходимые в соответствии с Порядком  № 55, им были предоставлены субсидии.

 

В нарушение Порядка № 55 с сельхозпроизводителями соглашения на предоставление указанной субсидии не заключались.  В обоснование выплаты субсидии по Порядку № 55 представлены соглашения ранее заключенные Министерством с указанными хозяйствующими субъектами (например,  соглашения с КХ «Березки» (Кизильский район) от 18.05.2010 № 414-01, с ОАО «Птицефабрика Челябинская» от 29.03.2010 № 351-01).

 

Согласно пояснений начальника отдела по финансированию целевых программ Минсельхоза в ранее заключенных соглашениях на предоставление субсидии среди направлений расходов на поддержку товаропроизводителей агропромышленного комплекса за счет средств областного бюджета значилось: «Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение кормов», в связи с чем отсутствовала необходимость заключения отдельного соглашения.

 

Однако, в  указанные соглашения не вносились изменения, позволяющие сделать вывод о том, что указанные соглашения заключены на предоставление субсидий по Порядку № 55.

 В результате чего в нарушение Порядка № 55 хозяйствующим субъектам предоставлялись субсидии без заключения с ними соглашения, предусматривающего соблюдение такого условия, как сохранение поголовья коров основного стада молочного и мясного направлений до 1 июня 2011 года по сравнению с поголовьем коров по состоянию на 1 июля 2010 года.

 

Например, с КХ «Березки» (Кизильский район), ОАО «Птицефабрика Челябинская».

Действия Министерства по предоставлению субсидий в нарушение установленного Порядка № 55 создает преимущественные условия одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими субъектами, претендующими на получение субсидий, что противоречит требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку могло привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

 

Поскольку постановлениями Правительства Челябинской области от 30.08.2010 № 128-п «О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году», от 27.07.2010 № 55-п «О порядке предоставления субсидий на компенсацию части затрат на заготовку кормов сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году» регулировались порядки предоставления субсидий в пределах средств бюджета, предусмотренных на соответствующие цели, и указанные средства в настоящее время освоены в полном объеме, следовательно, данные Постановления утратили силу в части регулирования порядка выплаты субсидий, Комиссия считает возможным предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, Минсельхозу не выдавать.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Министерства по формированию Реестра № 1 до принятия постановления Правительства Челябинской области от 30.08.2010 № 128-п «О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году».

 

2. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Министерства по доведению в приоритетном порядке информации о перечне документов, необходимых для оценки ущерба от засухи и последующего включения в реестр в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 30.08.2010 № 128-п.

 

3. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  действия Министерства по формированию Реестра получателей субсидий до утверждения Постановления Правительства Челябинской области от 30.08.2010 № 128-п.

 

4. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Министерства по доведению в приоритетном порядке информации о перечне документов, необходимых для получения субсидий, до сведения ОАО «Птицефабрика Челябинская» до официального опубликования и внесения соответствующих изменений в постановление Правительства Челябинской области от 27.07.2010 № 55-п «О порядке предоставления субсидий на компенсацию части затрат на заготовку кормов сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году».

 

5.  Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции бездействие Минсельхоза, выразившееся в непринятии актов, регламентирующих порядок формирования Реестров получателей субсидий в соответствии с Постановлениями Правительства Челябинской области от 30.08.2010 № 128-п, от 27.07.2010 № 55-п.

 

6.  Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции бездействие Минсельхоза, выразившееся в недоведении информации до сельхозпроизводителей о включении их в Реестры получателей субсидий в соответствии с Постановлениями Правительства Челябинской области от 30.08.2010 № 128-п, от 27.07.2010 № 55-п.

 

7. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Министерства по осуществлению приема документов на выплату субсидий и утверждения реестра получателей субсидий до официального опубликования и внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства Челябинской области от 27.07.2010 № 55-п.

 

8. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Министерства по предоставлению субсидий с нарушением Порядка предоставления  субсидий, установленного Постановлением Правительства Челябинской области от 30.08.2010 № 128-п, в том числе при отсутствии предусмотренных Порядком документов, без включения в соглашения о предоставлении субсидий условий представления субсидий, предусмотренных Порядком.

 

9. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Министерства по предоставлению субсидий с нарушением Порядка предоставления  субсидий, установленного Постановлением Правительства Челябинской области от 27.07.2010 № 55-п, в том числе при отсутствии предусмотренных Порядком документов, без заключения в целях выплаты субсидий соглашений и без включения в них условий предоставления субсидий, предусмотренных Порядком.

 

10. Поскольку постановления Правительства Челябинской области от 30.08.2010 № 128-п «О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году», от 27.07.2010 № 55-п «О порядке предоставления субсидий на компенсацию части затрат на заготовку кормов сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году»  утратили силу в части регулирования порядка выплаты субсидий, предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, не выдавать.

 

11. Передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по фактам нарушения антимонопольного законодательства, указанным в настоящем решении.

 

Председатель комиссии Н.В. Сапрыкина

 

Члены Комиссии Т.М. Соболевская

 

Л.Ю. Казанцева 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны