Решение (комиссия) №ВЛ/15186/23 решение от 2 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

решение

 

ИП <...>


Администрация г. Магнитогорска
455044, Челябинская область,

г. Магнитогорск, пр. Ленина, 72
admin@magnitogorsk.ru; breys_ms@magnitogorsk.ru

Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства»
454019, Челябинская обл.,

г. Магнитогорск, ул. Профсоюзная, 12А
misExpert@yandex.ru

 

ООО «РТС-Тендер»
121151, г. Москва, Набережная Тараса Шевченко, д. 23А, эт. 25, пом. № 1
ko@rts-tender.ru

 

Комиссии по осуществлению закупок

(извещение № 0169300000323002799)

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-2514/2023 (№ 447-ж/2023)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 02 ноября 2023 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП <...> на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме №61390-2023-ЭОК-25 Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном в 149 микрорайоне г. Магнитогорска Челябинской области» (извещение № 0169300000323002799), в присутствии:

- представителей Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» (далее – заказчик) <...>, действующих на основании доверенностей от 30.12.2022 №№ 147, 148;

- представителей администрации г. Магнитогорска (далее — уполномоченный орган) <...>, действующих на основании доверенностей от 07.03.2023 № АГ-02/1372, от 16.08.2023 № АГ-02/5115,

в отсутствие представителей ИП <...> (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 23.10.2023 поступила жалоба заявителя на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме №61390-2023-ЭОК-25 Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном в 149 микрорайоне г. Магнитогорска Челябинской области» (извещение № 0169300000323002799) (далее – конкурс, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении конкурса опубликовано уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок 29.10.2023, изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме — 04.10.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта - 8 000 000,00 рублей.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

Довод жалобы заявителя заключается в следующем.

Закон о контрактной системе и Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 (далее — Положение об оценке заявок), не допускают возможности предъявления к предоставляемым участниками документам ограничительных барьеров, обусловленных предоставлением положительных заключений экспертизы, которые должны быть выданы не ранее чем за 10 лет до даты подачи заявки.

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводом жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали, что установление в рамках нестоимостного критерия оценки заявок условия о том, что опыт участника по выполнению проектно-сметной документации подтверждается, в том числе, положительным заключением экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, которое должно быть выдано не ранее чем за 10 лет до даты подачи заявки на участие в электронном конкурсе, не противоречит статье 32 Закона о контрактной системе, абзацу 2 подпункта «в» пункта 28 Положения об оценке заявок.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 24 Положения об оценке заявок для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Как установлено пунктом 25 Положения об оценке заявок, для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

В соответствии с пунктом 28 Положения об оценке заявок, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом «а» настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;

в) документом, предусмотренным приложением 1 к настоящему Положению:

устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;

е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «д» пункта 31, подпунктом «г» пункта 32 и подпунктом «г» пункта 33 настоящего Положения.

Согласно извещению об осуществлении закупки критерии оценки заявок заказчиком установлены в Приложении № 8 к извещению «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе», в соответствии с которым предусмотрены следующие критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке:

- Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги - 60%;

- Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации — 40%:

показатель оценки - наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта;

детализирующий показатель оценки - общее количество исполненных участником закупки договоров.

В Порядке оценки заявок на участие в конкурсе установлены следующие требования к документам, подтверждающим наличие опыта выполнения работ:

«Опыт участника подтверждается следующими документами:

1) исполненный контракт/договор (контракты/договоры) на выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий;

2) положительные заключения экспертизы (первые три листа);

- положительное заключение экспертизы должно быть выдано не ранее чем за 10 лет до даты подачи заявки на участие в электронном конкурсе;

3) акт(ы) приемки работ подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта в полном объеме».

Перечень документов, установленный подпунктом «в» пункта 28 Положения об оценке заявок, подтверждающий наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, не является исчерпывающим, в связи с чем заказчик вправе установить требование о представлении участниками закупки помимо договоров и актов, предусмотренных абзацем 2 подпункта «в» пункта 28 Положения об оценке заявок, дополнительных документов, подтверждающих исполнение указанных договоров.

При этом установленные заказчиком информация и документы не должны приводить к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.

Данные выводы также отражены в письме Минфина России от 06.05.2022 24-06-07/41956.

Таким образом, само по себе требование о предоставлении в качестве подтверждения опыта участника закупки положительного заключения экспертизы, которое должно быть выдано не ранее чем за 10 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, не нарушает положения законодательства о контрактной системе.

Довод жалобы является необоснованным.

 

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее,

 

Согласно позиции 2.1.1 раздела II Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе:

«Оценивается общее количество исполненных участником закупки контрактов/договоров за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе (оценивается суммарный объем выполненных работ по исполненным участником закупки контрактам (договорам), исчисляемый в рублях, связанных с предметом договора, заключаемого по результатам проведения закупки), получившей положительное(-ые) заключение(-я) государственной экспертизы не ранее чем за 10 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Последний акт сдачи-приемки выполненных работ, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящей закупке».

Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что результатом исполненного договора (контракта) на проектно-изыскательские работы является получение положительного заключения экспертизы (то есть документы взаимосвязаны), устанавливая срок не ранее чем за 10 лет до даты подачи заявки па участие в конкурсе заказчик предоставляет возможность участникам закупки подтвердить квалификацию исполненными договорами (контрактами) более раннего периода, а именно типовые проекты, включенные в реестр типовой проектной документации, откорректированные участником закупки - за последние 5 лет.

Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что из содержания Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (Приложение № 8 к извещению) не следует, что требуемые документы, а именно: контракты/договоры за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе и положительное(-ые) заключение(-я) государственной экспертизы, выданные не ранее чем за 10 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, взаимосвязаны между собой, поскольку в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не указано, что положительные заключения должны быть получены по итогам государственной экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий, выполненных при исполнении предоставляемых участниками закупки контрактов/договоров.

Комиссией по осуществлению закупок должны оцениваться контракты/договоры, исполненные участником закупки за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявки, которые должны подтверждаться последним актом, составленным и подписанным при исполнении не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

В связи с чем неясно, в каких целях в качестве документа подтверждающего опыт участника закупки заказчиком требуется предоставление положительного заключения экспертизы, которое должно быть выдано не ранее чем за 10 лет до даты подачи заявки на участие в электронном конкурсе.

Тем более, что детализирующим показателем оценки является «общее количество исполненных участником закупки договоров», следовательно, положительные заключения, полученные по результатам государственной экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий, разработанных не по итогам представленных участником закупки контрактов/договоров, исполненных за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявки, не могут быть оценены комиссией по осуществлению закупок.

Относительно пояснений заказчика о представленной заказчиком возможности участникам закупки подтвердить квалификацию исполненными договорами (контрактами) более раннего периода, а именно типовые проекты, включенные в реестр типовой проектной документации, откорректированные участником закупки за последние 5 лет, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает следующее.

Оценка заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» в отношении показателя «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» позволяет учитывать контракты/договоры сопоставимого характера и объема с предметом планируемой закупки.

Предметом рассматриваемой закупки является «Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном в 149 микрорайоне г. Магнитогорска Челябинской области».

Согласно содержанию показателя нестоимостного критерия комиссией оцениваются исполненные контракты/договоры на выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий.

Следовательно, документы, представляемые участниками закупки в качестве подтверждения соответствия показателю оценки с учетом пояснений заказчика, не соответствуют самому показателю, установленному в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, что не позволяет сделать вывод о сопоставимом характере и объеме представляемых контрактов/договоров.

На основании изложенного, действия заказчика, не установившего в извещении надлежащий порядок оценки заявок по показателю «Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта», нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, подпункт «в» пункта 28 Положения об оценке заявок.

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

Необходимо отметить, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0169300000323002799 от 25.10.2023 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.

Таким образом, Комиссией антимонопольного органа принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.

 

Исходя из изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП <...> на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме №61390-2023-ЭОК-25 Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном в 149 микрорайоне г. Магнитогорска Челябинской области» (извещение № 0169300000323002799) необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, подпункта «в» пункта 28 Положения об оценке заявок.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

Исп.<...>

 

2023-17216

 

 

Связанные организации

Администрация города Магнитогорска Челябинской области
ИНН 7446011940, ОГРН 1027402226830
ИП Тожибаев Захиджон Пазилжонович
ИНН 380200093971, ОГРН 323665800003520
МКУ "УКС"
ИНН 7405003323, ОГРН 1027400662475
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666