Решение (комиссия) №ВЛ/16089/23 РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2638/2023 (РНП-74-440/2023) об отказе в... от 22 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи г. Магнитогорск» (ГБУЗ «ССМП г. Магнитогорск»)

 

455021, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Коробова, д. 18

e-mail: ssp@03magnitka74.ru

 

 

Индивидуальный предприниматель Чарыев Атаджан (ИП Чарыев А.)

 

141009, Московская обл., г. Мытищи, ул. Коминтерна, д. 22, кв. 174

e-mail: atajan.1998@mail.ru

 

 

ООО «РТС-тендер»

 

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2638/2023 (РНП-74-440/2023)

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 17.11.2022

В полном объеме решение изготовлено 22.11.2022

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

 

 

 

-

 

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи г. Магнитогорск» (далее – заказчик, ГБУЗ «ССМП г. Магнитогорск») о расторжении контракта с индивидуальным предпринимателем Чарыевым Атаджаном (далее – ИП Чарыев А., поставщик, индивидуальный предприниматель) в одностороннем порядке по решению заказчика, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку аккумуляторных батарей для дефибриллятора (изв. № 0369300197123000039) (далее — аукцион), и о включении сведений об ИП Чарыев А. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта № 49/23 ЭА от 27.03.2023, заключенного по итогам проведения аукциона, при дистанционном участии:

- представителя заказчика, действующего на основании доверенности от 15.11.2023;

в отсутствие ИП Чарыева А., его представителя, уведомленного надлежащим образом о месте и времени заседания Комиссии путем отправки уведомления о месте и времени заседания Комиссии телеграммой, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 10.11.2023 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Чарыев А. в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 02.03.2023 извещения о закупке.

Начальная (максимальная) цена контракта – 122 136,66 рублей.

Контракт № 49/23 ЭА от 27.03.2023 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 10.11.2023.

Исходя из обращения ГБУЗ «ССМП г. Магнитогорск», индивидуальным предпринимателем осуществлена поставка товара аккумуляторных батарей для дефибриллятора, срок эксплуатации которых истёк, что послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.

 

Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно части 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

Исходя из содержания абзаца 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В силу части 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 7.1 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Материалами дела установлено, что победителем аукциона признан ИП Чарыев А. с предложением о цене контракта 89 159,40 рублей.

Контракт 49/23 ЭА заключен между заказчиком и ИП Чарыевым А. 27.03.2023.

Согласно пункту 1.1 контракта поставщик обязуется в обусловленный контрактом срок поставить товар заказчику по адресу: 455036, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Галиуллина, д. 16, подстанция № 2 скорой медицинской помощи, склад старшего фельдшера, а заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату поставленного товара, наименование и стоимость которого указывается в спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта (приложение № 1).

В силу пункта 1.2 контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара указаны в спецификации (приложение №1 к настоящему контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта.

Исходя из содержания приложения №1 к контракту, поставщику необходимо поставить аккумуляторные батареи для дефибриллятора.

В соответствии с пунктом 1.4 контракта поставка товара осуществляется с момента заключения контракта по 24.07.2023 г. (разовая поставка).

Как следует из материалов дела, 04.09.2023 ИП Чарыевым А. заказчику поставлен товар «аккумуляторные батареи для дефибриллятора» на сумму 89 159,40 рублей (счёт-фактура № 18962188989458 от 04.09.2023). Указанный товар не принят и не оплачен заказчиком, поскольку срок эксплуатации аккумуляторных батарей истёк. С учетом указанного обстоятельства, заказчиком сформирован мотивированный отказ от приемки товара от 05.09.2023.

Следует отметить, что в контракте отсутствовало требование к сроку годности товара. В спецификации (приложение № 1 к контракту), в качестве характеристики товара указан год выпуска 2022, что, в свою очередь, не является показателем, характеризующим срок годности товара.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, в срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3 настоящей части, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.

Согласно пункту 7 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе в случае получения в соответствии с пунктом 6 настоящей части мотивированного отказа от подписания документа о приемке поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящей частью.

Вместе с тем, исходя из содержания мотивированного отказа заказчика, не представляется возможным сделать вывод о сроке, в течение которого поставщик вправе устранить причины, указанные в мотивированном отказе.

В соответствии с пояснениями представителя заказчика срок для устранения недостатков поставленного товара указан в претензии № 33 от 24.08.2023 (5 дней).

Вместе с тем, согласно скриншоту с личного кабинета заказчика, содержащегося в единой информационной системе, статус указанной претензии – «ошибка доставки».

Фактически указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что поставщику не была предоставлена возможность для устранения выявленных недостатков товара.

В связи с поставкой индивидуальным предпринимателем аккумуляторных батарей, срок эксплуатации которых истёк, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Указанное решение размещено заказчиком 30.10.2023 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru. Согласно сведениям из единой информационной системы данный документ поступил поставщику 30.10.2023 07:11 (МСК).

По истечении десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком 10.11.2023 в Реестре контрактов (реестровая запись контракта № 3744504009623000059) размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.

Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта), в том числе, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Как установлено материалами дела, ИП Чарыевым А. заказчику поставлен товар «аккумуляторные батареи для дефибриллятора» в полном объёме на сумму 89 159,40 рублей.

Более того, основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило истечение срока эксплуатации аккумуляторных батарей, поставленных индивидуальным предпринимателем. Тогда как, в контракте заказчиком не предусмотрено требование к сроку годности товара.

Также, следует отметить, что с учетом того, что мотивированный отказ заказчика не содержал срока для устранения недостатков товара, а претензия заказчика, содержащая такой срок, не была размещена в единой информационной системе, поставщик был лишён возможности устранить выявленные заказчиком недостатки товара.

В данном случае, Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать однозначный вывод о необходимости включения ИП Чарыева А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи г. Магнитогорск» в отношении индивидуального предпринимателя Чарыева Атаджана (ИНН ), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-18348

 

 

Связанные организации

ГБУЗ "ССМП г. Магнитогорск"
ИНН 7445040096, ОГРН 1027402171092
ИП Чарыев Атаджан
ИНН 502994425800, ОГРН 322508100623952
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666