Решение б/н решение от 18 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-2224/2022 15 августа 2022 года г. Челябинск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

рассмотрев жалобу № 074/07/3-2224/2022 ООО «Строймеханизация» (далее – Заявитель) вх. № 10484-ЭП/22 от 04.08.2022 на действия Фонда «Защита прав участников долевого строительства в Челябинской области» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Многоквартирный жилой дом стр. № 3.18 (шифр проекта 153-14-26-3.18)», расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Челябинск, Тракторозаводский район, у озера Первое.» Идентификатор Объекта: р — 4951 (извещение № 32211563503), 2022-10655 2 УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Строймеханизация» вх. № 10484-ЭП/22 от 04.08.2022 на действия Фонда «Защита прав участников долевого строительства в Челябинской области» при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Многоквартирный жилой дом стр. № 3.18 (шифр проекта 153-14-26-3.18)», расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Челябинск, Тракторозаводский район, у озера Первое.» Идентификатор Объекта: р — 4951 (извещение № 32211563503). Заявитель указывает на неправомерные действия заказчика, выразившиеся в установлении в документации требований к участникам и критериев оценки, необоснованно ограничивающих круг участников закупки. Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам по жалобе. Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. 1. В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Из толкования указанной нормы и сложившейся практики антимонопольного органа следует, что жалобы на положения документации о закупке могут быть поданы до окончания сроков подачи заявок на участие в закупке. Жалоба ООО «Строймеханизация» поступила в Челябинское УФАС России 04.08.2022. 2022-10655 3 Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 05.08.2022 12:00 (МСК+2). Таким образом, жалоба правомерно подана в Челябинское УФАС России. 2. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). 2.1. Заявитель утверждает, что требования Заказчика, изложенные в пункте 21.1 документации, направлены на получение преимущества участниками, которые обладают наибольшим количеством исполненных договоров, что ведет к ограничению конкуренции. Согласно пункту 21.1 документации «Критерий «Качество услуг и квалификация участника открытого конкурса» (R2). Значимость (вес) критерия -40 %» для оценки заявок по не стоимостным критериям «Качество услуг и квалификация участника открытого конкурса» каждой заявке выставляется значение от 0 до 40 баллов в соответствии с подпунктами 21.2.1-21.2.3. Сумма максимальных значений всех показателей этого критерия составляет 40 баллов. Лучшим условием исполнения договора по критерию «Качество услуг и квалификация участника открытого конкурса» считается наибольшее значение критерия оценки. В соответствии с пунктом 21.2.1 документации оценивается суммарная стоимость контрактов/договоров на выполнение работ по строительству/ реконструкции, в том числе приспособление для современного использования ОКС (за исключением линейных объектов), каждый из которых: - заключен по итогам закупочных процедур в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»/ Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и размещенных в реестре договоров/ контрактов единой информационной системы (сайт www.zakupki.gov.ru) в сфере закупок; *Договоры субподряда для расчета показателя не принимаются. В случае отсутствия копий контрактов/договоров и/или актов выполненных работ (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство) и/или разрешений на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) и/или отсутствия контракта/ договора в Реестре контрактов/ Реестре договоров единой информационной системы в сфере закупок данные для указанного показателя считаются неподтвержденными и участнику закупки присваивается 0 по данному критерию. Заказчик пояснил, что требования, содержащиеся в критериях, связанные с опытом оказания аналогичных услуг в равной мере применяются ко всем участникам закупки. Оцениваемые требования направленны на возможность прогнозирования надлежащей осуществимости (реальности) выполнения закупки (работ), не нарушают принцип равенства, установленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. 2022-10655 4 2.2. Заявитель утверждает, что требование Заказчика, изложенное в пункте 21.2.2 документации, направлено на получение преимущества участниками, которые обладают наибольшим количеством сотрудников, что ведет к ограничению конкуренции. Заявитель считает, что Заказчиком установлены критерии оценки, которые позволят ему манипулировать результатом при подведении итогов закупки. Согласно пункту 21.2.2. документации «Среднесписочная численность работников Участника закупки. Значимость подкритерия – 30» участник в составе заявки на участие в открытом конкурсе предоставляет копии документов, подтверждающих: - среднесписочную численность работников за 2 квартал 2022 года (Отчет по форме 4-ФСС с отметкой налогового органа о приемке документов в которой содержится информация о дате приемки); - копии трудовых договор или копии трудовых книжек на данных сотрудников. Оценка в баллах рассчитывается по формуле: Аni= Аi/Аmax* КЗ Где, Аni – баллы, присваиваемые i-й заявке участника закупки; Аi – численность работников i-м участником; Аmax – наибольшая численность работников, представленных участниками и подтвержденная документами. КЗ- коэффициент значимости. Заказчик пояснил, что установление данного критерия направлено на определение реальной численности сотрудников участника закупочной процедуры, их достоверности и возможности проверить, так как данные трудовые отношения соответствуют нормам трудового кодекса Российской Федерации. При этом установление данного критерия оценки не ограничивает круг потенциальных участников закупочной процедуры, а лишь направлено на выявление наиболее подготовленного и оснащенного кадровыми ресурсами участника закупки. Всем участникам закупочной процедуры в равной мере предоставлено право конкурировать при участии в закупке. Комиссия Челябинского УФАС России, изучив доводы сторон, сообщает следующее. Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке. Согласно пункту 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) «Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.», т.е. «Сама по себе невозможность участия в закупке 2022-10655 5 отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. В Определении ВС РФ № 305-ЭС20-24221 от 27.04.2021 по делу № А40-312524/2019 Верховный Суд РФ указал, что заказчик в рамках Закона о закупках вправе устанавливать любые требования к участникам закупки, любые критерии и порядок оценки заявок, если не доказано, что это сделано заказчиком специально для обеспечения победы конкретному хозяйствующему субъекту. Заявителем не доказано, а Комиссией антимонопольного органа в ходе рассмотрения жалобы не установлено, что Заказчиком путем установления указанных критериев оценки в документации обеспечивается победа конкретного хозяйствующего субъекта. Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что требования, установленные в документации, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, а также нарушению положений Закона о закупках. Ограничение конкуренции не выявлено. Обратного Заявителем не доказано. На основании изложенного, Челябинское УФАС России считает, что жалоба ООО «Строймеханизация» является необоснованной, в действиях Закупочной Комиссии отсутствуют нарушения Закона о закупках, Закона о защите конкуренции. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, РЕШИЛА: Признать жалобу ООО «Строймеханизация» вх. № 10484-ЭП/22 от 04.08.2022 на действия Фонд «Защита прав участников долевого строительства в Челябинской области» при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительномонтажных работ по объекту: «Многоквартирный жилой дом стр. № 3.18 (шифр проекта 153-14-26-3.18)», расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Челябинск, Тракторозаводский район, у озера Первое.» Идентификатор Объекта: р — 4951 (извещение № 32211563503), необоснованной. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны