Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 18-07/22 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ С... от 18 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 18-07/22

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

18 октября 2022 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) рассмотрено обращение ООО «Омега» на неправомерные действия Министерства здравоохранения Челябинской области (далее - Министерство), выразившиеся в издании с нарушением требований антимонопольного законодательства Приказа Министерства от 25.02.2022 № 327 «О совершенствовании работы по медицинскому освидетельствованию иностранных граждан и лиц без гражданства» (в редакции Приказа Министерства от 15.04.2022 № 632; далее — Приказ от 25.02.2022 № 327), положения которого препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности частным медицинским организациям при проведении и выдаче медицинских заключений иностранным гражданам и лицам без гражданства.

При рассмотрении представленных документов установлено следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 65 Федерального закона от 21.11.2011 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктами 18, 19 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ) установлены случаи, при которых иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию обязаны пройти медицинское освидетельствование (в том числе повторное) на наличие или отсутствие факта употребления ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в медицинских организациях, находящихся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, и представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел непосредственно, либо в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, либо через подведомственное предприятие или уполномоченную организацию медицинские документы, подтверждающие отсутствие факта употребления ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, медицинские документы, подтверждающие отсутствие у них инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Порядок проведения медицинского освидетельствования, включая проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме иностранного гражданина наркотических средств или психотропных веществ либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и их метаболитов, наличия или отсутствия у иностранного гражданина инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), а также формы бланков и сроки действия медицинских документов, выдаваемых по результатам указанных химико-токсикологических исследований и медицинских освидетельствований, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Согласно постановлению Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет, в том числе полномочия по принятию Порядка проведения медицинского освидетельствования, включая проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме иностранного гражданина или лица без гражданства наркотических средств или психотропных веществ либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и их метаболитов, на наличие или отсутствие у иностранного гражданина или лица без гражданства инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), форма бланка и срок действия медицинского документа об отсутствии факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также форма, описание бланка и срок действия медицинского документа о наличии (отсутствии) инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья, унифицированных форм медицинской документации, в том числе в форме электронных документов, порядков их ведения.

Согласно пункту 18 статьи 5 Закона № 115-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан установить перечень медицинских организаций, уполномоченных на проведение указанного медицинского освидетельствования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Указанные требования также установлены и в случаях получения патента иностранными гражданами (пункт 5 части 2 статьи 13.3 Закон № 115-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в частности организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации; организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований.

Аналогичные полномочия закреплены за Министерством здравоохранения Челябинской области подпунктами 6-1, 8, 14 пункта 7 Постановления Губернатора Челябинской области от 27.07.2004 № 383 «О Министерстве здравоохранения Челябинской области».

Таким образом, определение порядка проведения медицинского освидетельствования, а также утверждение формы бланков относится исключительно к полномочиям федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения (Министерство здравоохранения Российской Федерации). К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся установление перечня медицинских организаций, уполномоченных на проведение указанного медицинского освидетельствования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также вопросы по организации проведения медицинских освидетельствований в подведомственных медицинских организациях.

Так, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.11.2021 № 1079н утвержден Порядок проведения медицинского освидетельствования, включая проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме иностранного гражданина или лица без гражданства наркотических средств или психотропных веществ либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и их метаболитов, на наличие или отсутствие у иностранного гражданина или лица без гражданства инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции; далее - Порядок № 1079н), формы бланка и срока действия медицинского заключения об отсутствии факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также формы, описания бланка и срока действия медицинского заключения о наличии (отсутствии) инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (далее — медицинское заключение).

Согласно пункту 1 Порядка № 1079н медицинское освидетельствование, включая проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме иностранного гражданина или лица без гражданства наркотических средств или психотропных веществ либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и их метаболитов, на подтверждение наличия или отсутствия у иностранного гражданина или лица без гражданства инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, проводится в медицинской организации либо иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, независимо от организационно-правовой формы, имеющей лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации (далее — также ответственная медицинская организация).

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, а также иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

При этом, пункт 18 статьи 5, подпункт 5 пункта 2 статьи 13.3 Закона № 115-ФЗ устанавливают, что медицинское освидетельствование (медицинский осмотр) может проводиться только в медицинских организациях, перечень которых установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Следовательно, под ответственной медицинской организацией понимается медицинская организация либо иная организация, осуществляющая медицинскую деятельность, оказывающая первичную медико-санитарную помощь, независимо от организационно-правовой формы, имеющая лицензии на осуществление соответствующей медицинской деятельности и включенная в установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации перечень.

При этом действующее законодательство не ограничивает количество таких медицинских организаций, как и не устанавливает требование об определении единственной на территории субъекта Российской Федерации ответственной медицинской организации.

Челябинское УФАС России отмечает, что положение ранее действующего Приказа Минздрава России от 29.06.2015 384н, предусматривающее полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на определение медицинской организации, ответственной за организацию медицинского освидетельствования, с принятием Приказа Минздрава России от 19.11.2021 1079н, утратило силу.

По результатам медицинского освидетельствования ответственной медицинской организацией заполняется медицинское заключение по установленной форме, которое заверяется подписью и печатью такой медицинской организации (пункт 17 Порядка № 1079н).

Согласно пункту 18 Порядка № 1079н один экземпляр медицинского заключения выдается ответственной медицинской организацией иностранному гражданину или лицу без гражданства под подпись для представления в территориальный орган внутренних дел Российской Федерации, второй экземпляр медицинского заключения хранится в ответственной медицинской организации.

Пунктом 21 Порядка № 1079н определено, что в ответственной медицинской организации осуществляется учет выданных сертификатов и медицинских заключений.

Необходимо отметить, что Порядок № 1079н не содержит требования о внесении сведений о выданных медицинских заключениях в какие-либо информационные системы.

Вместе с тем, согласно части 7 статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» данные о прохождении медицинских осмотров и медицинского освидетельствования подлежат внесению в федеральную государственную информационную систему сведений санитарно-эпидемиологического характера с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 91.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти создается, развивается и эксплуатируется единая государственная информационная система в сфере здравоохранения, в которую в том числе включаются сведения о о проведенных медицинских освидетельствованиях и их результатах.

Таким образом, действующим законодательством не установлена обязанность медицинских организаций по внесению сведений о медицинских освительствованиях в региональную информационную систему медицинского освидетельствования иностранных граждан.

Согласно пункту 19 статьи 5 Закон № 115-ФЗ порядок представления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо в подведомственное предприятие или уполномоченную организацию медицинских документов, подтверждающих прохождение медицинского освидетельствования, предусмотренного пунктом 18 статьи 5 Закон № 115-ФЗ, порядок передачи подведомственным предприятием или уполномоченной организацией в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел указанных медицинских документов и сроки их хранения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21.12.2021 1080 утвержден Порядок представления иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, на срок, превышающий девяносто календарных дней, либо в целях осуществления трудовой деятельности, в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации либо в уполномоченное Министерством внутренних дел Российской Федерации и находящееся в его ведении федеральное государственное унитарное предприятие или уполномоченную городом федерального значения Москвой организацию медицинских документов, подтверждающих прохождение медицинского освидетельствования, предусмотренного пунктом 18 статьи 5 Закона 115-ФЗ (далее - Порядок 1080).

Согласно пункту 6 Порядка 1080 при приеме медицинских документов на бумажном носителе уполномоченное должностное лицо (работник) подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России, либо предприятия или уполномоченной организации проверяет:

- соответствие медицинских документов формам, установленным в соответствии с абзацем третьим пункта 18 статьи 5 Закона № 115-ФЗ, и сроки их действия;

- наличие медицинской организации, выдавшей медицинские документы, в перечне медицинских организаций, уполномоченных на проведение медицинского освидетельствования, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

- наличие документов, удостоверяющих личность и полномочия законного представителя;

- соответствие сведений об иностранном гражданине, содержащихся в медицинских документах, сведениям, содержащимся в документах, удостоверяющих личность.

Из указанного следует, что уполномоченный орган принимает медицинские документы от иностранного гражданина при условии, что такая медицинская организация включена в соответствующий перечень, медицинские документы соответствуют установленной форме, срокам их действия, и предъявленным документам, удостоверяющим личность.

Пунктом 7 Порядка 1080 определено, что в случаях несоответствия медицинских документов требованиям, перечисленным в пункте 6 Порядка 1080, и при отсутствии документов, удостоверяющих личность и (или) полномочия законного представителя, медицинские документы не принимаются.

Каких-либо иных оснований для отказа в приеме медицинских документов, а также действий уполномоченного органа по их проверке по другим основаниям Порядком 1080 не предусмотрено.

Челябинским УФАС России установлено, что Министерством здравоохранения Челябинской области издан Приказ от 25.04.2022 № 327 «О совершенствовании работы по медицинскому освидетельствованию иностранных граждан и лиц без гражданства», в соответствии с которым утвержден:

- Перечень медицинских организаций, расположенных на территории Челябинской области, уполномоченных проводить осмотры иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию, на отсутствие вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на отсутствие факта употребления наркотических средств или психотропных веществ либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также на наличие (отсутствие) инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

- состав рабочей группы Министерства по координации исполнения мероприятий по медицинскому освидетельствованию иностранных граждан и лиц без гражданства;

- алгоритм передачи бланков медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства от ГБУЗ «Областной центр СПИДа» в ГАУЗ «Городская больница № 1 им. Г.И. Дробышева г. Магниторгорк».

В соответствии с пунктом 2 Приказа от 25.04.2022 № 327 ГБУЗ «Областной центр СПИДа» и инфекционными заболеваниями» назначено ответственным за организацию медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства.

Подпунктами 1, 3 пункта 3 Приказа от 25.04.2022 № 327 главному врачу ГБУЗ «Областной центр СПИДа» надлежит обеспечить:

- возможность проверки Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Челябинской области достоверности выданных иностранным гражданам и лицам без гражданства медицинских заключений о наличии (отсутствии) инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

- наличие, учет, выдачу бланков медицинского заключения № 2, утвержденного приложением № 3 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.11.2021 № 1079 н, и выдачу окончательного результата медицинского заключения № 2 после осуществления сверки подписи уполномоченных лиц, заполнивших пункты 9-11 медицинского заключения.

Согласно подпункту 2 пункта 4 Приказа от 25.04.2022 № 327 руководителям медицинских организаций, расположенных на территории Челябинской области, уполномоченных на выдачу медицинского заключения № 2, необходимо обеспечить наличие, учет, выдачу, заполнение бланков медицинского заключения, отчета заявки на получение бланков.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 Приказа от 25.04.2022 № 327 руководителям медицинских организаций, расположенных на территории Челябинской области, уполномоченных на выдачу медицинского заключения № 2 необходимо с 01.03.2022 обеспечить оформление медицинского заключения № 2 с последующим внесением сведений в АИС «Система медицинского освидетельствования иностранных граждан».

Челябинское УФАС России приходит к выводу, что Министерство в нарушение норм действующего законодательства, в том числе Закона № 115-ФЗ, а также в отсутствие полномочий, Приказом от 25.04.2022 № 327 утвердило перечень уполномоченных на проведение указанного медицинского освидетельствования медицинских организаций, расположенных на территории Челябинской области, в том числе с указанием направления медицинской деятельности.

Указанный перечень медицинских организаций согласно статье 5 Закона № 115-ФЗ утвержден Постановлением Правительства Челябинской области от 24.09.2018 № 431-П (ред. от 24.03.2022) «О перечне медицинских организаций на территории Челябинской области, уполномоченных на выдачу документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

Постановлением Правительства Челябинской области от 24.03.2022 № 164-п в указанный перечень включено ООО «Омега».

Кроме того, анализ положений Приказа от 25.04.2022 № 327 позволяет прийти к выводу, что фактически данным документом Министерством установлен также порядок проведения медицинского освидетельствования, а также регламентированы вопросы по организации проведения медицинских освидетельствований во всех ответственных медицинских организаций, а не только в подведомственных.

Так, Приказом от 25.04.2022 № 327 определена единственная на территории Челябинской области медицинская организации, ответственная за организацию медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства - ГБУЗ «Областной центр СПИДа», которая в том числе обеспечивает наличие, учет, выдачу бланков медицинского заключения № 2 и выдачу окончательного результата медицинского заключения № 2, что не соответствует пунктам 1, 17, 18 21 Порядка № 1079н.

В результате принятия Приказа от 25.04.2022 № 327 иные медицинские организации, имеющие соответствующую лицензию на осуществлением медицинской деятельности, включенные в Перечень медицинских организаций на территории Челябинской области, уполномоченных на выдачу документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденный Постановлением Правительства Челябинской области от 24.09.2018 431-П, в том числе ООО «Омега», лишаются возможности самостоятельно выдавать окончательное медицинское заключение № 2.

Более того, как следует из полученных антимонопольным органом документов и материалов, Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Челябинской области полагает, что в соответствии с Приказом Министерства от 25.04.2022 № 327 организацией, ответственной за организацию медицинского освидетельствования иностранных граждан и выдачу окончательного результата медицинского заключения № 2, определено ГБУЗ «Областной центр СПИДа», а в целях возможности осуществления ООО «Омега» выдачи окончательного результата медицинского заключения № 2 необходимо обратиться в Министерство.

Согласно фотографиям, представленным ООО «Омега», на информационных стендах ГУ МВД России по Челябинской области размещена информация о медицинских организациях, в которых возможно пройти медицинское освидетельствования граждан и лиц без гражданства с целью получения патента и Памятка для иностранных граждан по прохождению медицинского освидетельствования, сведения об ООО «Омега» в указанных источниках отсутствуют.

Следовательно, утверждение Министерством Приказом от 25.04.2022 № 327 порядка проведения медицинского освидетельствования на территории Челябинской области может привести к тому, что медицинские заключения № 2, выданные иностранным гражданам иными медицинским организациями помимо ГБУЗ «Областной центр СПИДа», не будут приняты ГУ МВД России по Челябинской области при их предъявлении.

При этом, указанное может привести к нарушению пунктов 6, 7 Порядка 1080, которыми установлен закрытый перечень проверочных мероприятий, которые осуществляются подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России при приеме медицинских документов, а также основания для отказа в приеме медицинских документов.

Кроме того, Приказом от 25.04.2022 № 327 определено условие о необходимости обеспечения оформления медицинского заключения № 2 с последующим внесением сведений в АИС «Система медицинского освидетельствования иностранных граждан».

Согласно сведениям, представленным по запросу антимонопольного органа Министерством, разработчиком, обладателем прав и оператором базы данных АИС «Система медицинского освидетельствования иностранных граждан» является ГБУЗ «Областной центр СПИДа».

Ведение указанной информационной системы не предусмотрено требованиями федерального законодательства, регулирующего отношения связанные с проведением медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом ведение какой-либо информационной системы на территории субъекта Российской Федерации не должно создавать препятствия хозяйствующим субъектам при осуществлении ими деятельности, а также приводить к дополнительным финансовым и временным затратам таких организаций, создавать дополнительные барьеры для выхода на соответствующий товарный рынок.

Вместе с тем, из полученных антимонопольным органом документов и сведений следует, что ООО «Омега» письмом от 07.06.202201/9 обратилось в ГБУЗ «Областной цент СПИДа» с просьбой предоставить доступ и направило список лиц, для заведения учетных записей в системе АИС «Система медицинского освидетельствования иностранных граждан», а также лиц, ответственных за внесение сведений в бланк медицинского заключения, подтверждающего отсутствие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (медицинское заключение № 2).

Письмом ГБУЗ «Областной центр СПИДа» от 22.06.2022 № 1213 в адрес ООО «Омега» сообщило, что предоставляет учетную запись и дистрибутив программы АИС «Система медицинского освидетельствования иностранных граждан», а доступ к базе данных предоставляет ГБУЗ «ЧОМИАЦ».

ООО «Омега» письмом от 27.05.2022 № 01/7 обратилось в ГБУЗ «ЧОМИАЦ» для предоставления доступа в АИС «Система медицинского освидетельствования иностранных граждан».

Доступ в АИС «Система медицинского освидетельствования иностранных граждан» ООО «Омега» предоставлен. При этом первоначально доступ позволял выдать медицинское заключение ООО «Омега» самостоятельно. В последующем доступ ограничен и предоставлен в части заключения врача-фтизиатра и врача-дерматовенеролога.

В подтверждение указанных обстоятельств заявителем представлена электронная переписка между специалистами ГБУЗ «Областной центр СПИДа» и ООО «Омега», в которой сообщается, что 15.07.2022 создано 2 учетные записи с ролями врача-дерматовенеролога и врача-фтизиатра, а для выдачи медицинского заключения полностью необходима роль врача-инфекциониста, которая для ООО «Омега» не одобрена. Для выдачи медицинского заключения с проставлением печати ООО «Омега» полностью в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.11.2021 № 1079н рекомендовано обратиться к главному врачу ГБУЗ «Областной центр СПИДа».

С учетом указанного установление требования в Приказе Министерства от 25.02.2022 № 327 об использовании АИС «Система медицинского освидетельствования иностранных граждан» при организации работы по медицинскому освидетельствованию иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Челябинской области может создавать препятствия хозяйствующим субъектам при осуществлении предпринимательской деятельности при проведении таких освидетельствований и выдаче по их результатам медицинских заключений.

 

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания необоснованного препятствования осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2), дискриминационных условий (пункт 8).

В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» отмечено, что антимонопольному контролю в соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции подлежат нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, их действия (бездействие), способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий.

Таким образом, действия Министерства, выразившиеся в издании Приказа от 25.02.2022 № 327, которым в нарушение действующего законодательства утвержден перечень уполномоченных на проведение медицинского освидетельствования медицинских организаций, расположенных на территории Челябинской области, в том числе с указанием направления медицинской деятельности, также установлен порядок проведения медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства на предмет наличия/отсутствия инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также регламентированы вопросы по организации проведения медицинских освидетельствований во всех ответственных медицинских организаций, не соответствующего Закону № 115-ФЗ, Порядку № 1079н, в частности пунктам 1, 17, 18 21 указанного акта, в том числе ввиду утверждения перечня уполномоченных на проведение медицинского освидетельствования медицинских организаций, расположенных на территории Челябинской области, в отсутствие на это полномочий, определения единственной на территории Челябинской области медицинской организации, ответственной за организацию медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства - ГБУЗ «Областной центр СПИДа», которой обеспечивается наличие, учет, выдача бланков медицинского заключения № 2 и выдача окончательного результата медицинского заключения № 2, а также необходимости использования АИС «Система медицинского освидетельствования иностранных граждан» при организации такой работы, при условии, что установление порядка проведения медицинского освидетельствования отнесено к полномочиям соответствующего федерального органа исполнительной власти, могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении медицинских освидетельствований иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе путем создания препятствий отдельным хозяйствующим субъектам при осуществлении ими деятельности, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 2, 8 указанной нормы.

Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее — предупреждение).

На основании изложенного, в связи с наличием в рассмотренных действиях Министерства признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции, в том числе пунктами 2, 8 указанной нормы, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Министерство о необходимости в срок до 20 ноября 2022 года отмены Приказа от 25.02.2022 № 327, который содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, в том числе утверждения перечня медицинских организаций, уполномоченных на проведение медицинского освидетельствования в соответствии с требованиями законодательства.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенных копий акта об отмене Приказа от 25.02.2022 № 327 и документов, подтверждающих его размещение на официальном сайте Министерства в сети Интернет).

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны