Решение (комиссия) №ВЛ/17773/23 решение по делу № РНП-74-482/2023 от 25 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

9

 

решение по делу № РНП-74-482/2023

 

Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области

454048, г. Челябинск,

ул. Елькина, 77

 

Общество с ограниченной ответственностью «Запад - Уралдорпроект»

614051, г. Пермь,

ул. Пушкарская, д. 51, офис 218

 

Генеральному директору, участнику ООО «Запад - Уралдорпроект»

«<…>»

 

Участникам ООО «Запад - Уралдорпроект»

«<…>»

 

АО «Единая Электронная

Торговая Площадка»

115114, г. Москва,

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2888/2023

(№ РНП-74-482/2023)

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 19 декабря 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 21 декабря 2023 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - Министерство, заказчик) о включении Общества с ограниченной ответственностью «Запад - Уралдорпроект» (далее - ООО «Запад - Уралдорпроект», Общество, участник закупки, подрядчик), участников, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО «Запад - Уралдорпроект» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением государственного контракта № 167-д от 11.04.2022, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта объекта капитального строительства: «Капитальный ремонт подъезда к восточной части поселка Малая Сосновка от автомобильной дороги М-5 «Урал» (ливневая канализация парка индустриальных инноваций «Малая Сосновка» с локальными очистными сооружениями) (извещение №0169200003622000016), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Министерства «<…>», действующих на основании доверенностей №№ 134-Д, 136-Д от 28.12.2022;

- посредством телефонной связи: представителя ООО «Запад - Уралдорпроект» «<…>», действующего на основании доверенности б/н от 09.10.2023.

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 13.12.2023 поступило Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области о включении в Реестр ООО «Запад - Уралдорпроект», участников, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО «Запад - Уралдорпроект» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением государственного контракта № 167-д от 11.04.2022, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта объекта капитального строительства: «Капитальный ремонт подъезда к восточной части поселка Малая Сосновка от автомобильной дороги М-5 «Урал» (ливневая канализация парка индустриальных инноваций «Малая Сосновка» с локальными очистными сооружениями) (извещение №0169200003622000016) (далее – аукцион, закупка) в порядке, определенном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно материалам дела Министерством объявлен аукцион путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 18.03.2022 в 09:43 извещения о проведении электронного аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 983 637, 55 рублей.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0169200003622000016 от 30.03.2022.

На основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке.

Государственный контракт № 167-д на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта объекта капитального строительства: «Капитальный ремонт подъезда к восточной части поселка Малая Сосновка от автомобильной дороги М-5 «Урал» (ливневая канализация парка индустриальных инноваций «Малая Сосновка» с локальными очистными сооружениями) заключен 11.04.2022.

Из обращения Министерства следует, что подрядчиком по состоянию на 29.11.2023 работы не выполнены, результат выполнения работ не достигнут. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно пояснениям представителя Общества контракт не исполнен в связи с невозможностью заказчика предоставить необходимую разрешительную документацию. При этом подрядчик выполнил инженерные изыскания, подготовлена проектная документация, предпринимались попытки направить проектную документацию по объекту на государственную экспертизу. В дальнейшем от Министерства поступило предложение о расторжении контракта по соглашению сторон. Заказчиком утерян интерес по исполнению контракта.

ООО «Запад - Уралдорпроект» считает решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта неправомерным. Решение обжаловано подрядчиком в Арбитражном суде Челябинской области.

Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Пунктом 1 статьи 711 ГК РФ установлено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Пунктом 3 статьи 715 ГК РФ установлено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Согласно положениям статьи 717 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.

Пунктом 1 статьи 719 ГК РФ определено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).

Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 ГК РФ).

В силу пункта 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Статьей 729 ГК РФ установлено, что в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком (пункт 1 статьи 720 ГК РФ), заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.

Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. При этом, если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с использованием единой информационной системы, такой документ, а также информация, содержащаяся в нем и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения.

Между Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области и ООО «Запад - Уралдорпроект» 11.04.2022 заключен контракт № 167-д (далее - контракт).

Согласно пункту 1.1 контракта выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта объекта капитального строительства: «Капитальный ремонт подъезда к восточной части поселка Малая Сосновка от автомобильной дороги М-5 «Урал» (ливневая канализация парка индустриальных инноваций «Малая Сосновка» с локальными очистными сооружениями) (далее – объект), в соответствии с заданием на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта объекта капитального строительства: «Капитальный ремонт подъезда к восточной части поселка Малая Сосновка от автомобильной дороги М-5 «Урал» (ливневая канализация парка индустриальных инноваций «Малая Сосновка» с локальными очистными сооружениями) (Приложение 1).

В пункте 1.2 контракта установлено, что проектная документация считается разработанной в соответствии с условиями настоящего контракта при наличии положительного заключения государственной экспертизы на результаты инженерных изысканий, разработанную проектную документацию с достоверно определенной сметной стоимостью объекта.

Место выполнения работ: выполнение работ производится по месту нахождения подрядчика, при необходимости с выездом на местность. Местонахождение объекта: Челябинская область, г. Челябинск, Сосновский район, парк индустриальных инноваций «Малая Сосновка» (пункт 1.4 контракта).

В соответствии с пунктом 2.1 контракта общая цена контракта (цена работ) составляет: 2 983 637 рублей 55 копеек (два миллиона девятьсот восемьдесят три тысячи шестьсот тридцать семь рублей 55 копеек), цена Контракта НДС не облагается.

Сроки выполнение работ определены разделом 3 контракта.

Так, дата начала выполнения работ – с момента заключения контракта. Дата окончания выполнения работ – 15.12.2022 (включительно).

Разделом 4 контракта предусмотрены права и обязанности сторон.

В соответствии с пунктом 4.1.2 контракта заказчик обеспечивает финансирование в течение всего периода выполнения работ в размере, в сроки и в порядке, предусмотренные контрактом.

Согласно пункту 4.1.3 контракта заказчик обязан предоставить подрядчику необходимые материалы и документы (или их копии) для выполнения работ по контракту при наличии таких материалов и документов у заказчика.

Пунктами 4.3.8, 4.3.11 контракта установлены обязанности подрядчика:

- устранить за свой счет в установленный заказчиком разумный срок недостатки (дефекты), выявленные в процессе выполнения работ по контракту, при передаче результатов работ по контракту, при проведении государственной экспертизы, а также выявленные в ходе строительства или в процессе эксплуатации объекта, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ Подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае, если заказчиком не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов), такие недостатки (дефекты) должны быть устранены подрядчиком в срок не позднее 5 (пяти) дней со дня получения уведомления о выявленных недостатках (дефектах) (пункт 4.3.8 контракта);

- безвозмездно устранять недостатки в случаях, когда работа выполнена с отступлениями от условий настоящего контракта, ухудшившими результат работы или с иными дефектами, которые делают ее непригодной для предусмотренного настоящим контрактом использования и решения задач в срок, установленный Государственным заказчиком, и проводить необходимые работы, а также возмещать причиненные Государственному заказчику убытки (пункт 4.3.11 контракта).

Расторжение контракта возможно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации, в иных случаях – в соответствии с Законом о контрактной системе (пункт 11.1 контракта).

В материалах дела представлена переписка между заказчиком и Обществом по вопросам, касающимся исполнения контракта.

Письмом от 31.05.2022 № 094/2022 подрядчик попросил утвердить технические задания, а также согласовать программы на выполнение инженерных изысканий.

В письме от 22.08.2022 № 124/2022 Общество попросило заказчика рассмотреть и согласовать предусматриваемое проектом принципиальное проектное решение.

Претензия Министерства от 06.09.2022 № 02-8540 содержит напоминание о дате окончания выполнения работ, мерах ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, праве расторжения контракта в одностороннем порядке.

В материалы дела представлены «Чек-листы для выявления факторов риска получения отрицательного заключения по объекту (новое строительство, реконструкция)», из содержания которых следует, что государственной экспертизой подрядчику указано на отсутствие полного пакета исходно-разрешительной документации, обозначены замечания. В связи с чем, письмом от 27.10.2022 № 153/2022 ООО «Запад - Уралдорпроект» запросил у заказчика возможность продления сроков выполнения обязательств по контракту. Из содержания указанного письма также следует, что исходно-разрешительные документы для направления проектно-сметной документации на экспертизу Министерством представлены 19.10.2022; заявление на государственную экспертизу по объекту также направлено 19.10.2022; замечания государственной экспертизы получены подрядчиком 24.10.22.

Отказ заказчика на изменение существенных условий контракта подготовлен 15.12.2022 за № 02-12322.

Согласно ответу Министерства от 07.02.2023 № 1024 предоставление письма о согласовании заказчиком проектных решений и объемов работ не требуется.

Схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, с указанием недостающих земельных участков и описанием их границ, совместно с перечнями замечаний содержится в письме от 17.02.2023 № 153/2023.

Выписки из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами запрошены заказчиком у подрядчика в письме от 20.02.2023 № 02-1473.

Указанные выписки представлены с письмом от 28.02.2023 № 032/2023, а также подрядчик попросил Министерство установить сервитуты.

Письмом от 28.02.2023 № 037/2023 Общество сообщило о готовности разработать межевой план для постановки на кадастровый учет образованного земельного участка за определенную в смете стоимость работ.

В письме от 29.03.2023 № 2678 Министерство указало Обществу, что оформление прав на запрашиваемые подрядчиком земельные участки с кадастровыми номерами не представляется возможным по причине отсутствия у Министерства полномочий по установлению публичного сервитута.

Согласно протоколу совещания по вопросу устройства ливневой канализации парка индустриальных инноваций «Малая Сосновка» с локальными очистными сооружениями от 20.04.2023, участвующие представители Министерства, ОГКУ «Челябинскавтодор», АО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт» отметили отказ ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» в приеме к рассмотрению проектной документации на основании отсутствия документов, подтверждающих права застройщика на все земельные участки, на территории которых предполагается проведение работ. Участники совещания решили в срок до 12.05.2023: представить ООО «Запад - Уралдорпроект» предложения по данному вопросу; подготовить и направить в Министерство имущества Челябинской области обращение об изъятии внутриплощадочных проездов и подъезда к Парку индустриальных инноваций «Малая Сосновка» в государственную казну Челябинской области; обеспечить проработку вопроса по прекращению прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками под внутриплощадочными проездами и подъездом к Парку индустриальных инноваций «Малая Сосновка» и подготовить соответствующие предложения.

Письмом от 26.04.2023 № 058/2023 ООО «Запад - Уралдорпроект» попросило заказчика указать действия для возобновления работ по контракту, пояснив, что материалы выполненных инженерных изысканий и проектная документация по объекту передано Министерству 07.10.2022; неоднократное направление документации на экспертизу получало отказ по причине отсутствия земельных участков под размещение проектируемого объекта. Общество уведомило заказчика о том, что считает работы приостановленными с 24.10.2022; а также о готовности оказать содействие в разработке межевых планов и постановке на кадастровый учет земельных участков под размещение проектируемого объекта.

В «Эскизе принципиального проектного решения» от 10.05.2023 № 060/2023 Общество сообщило, что разработало новое проектное решение, приложило план с эскизом вновь разработанного проектного решения; обратило внимание, что частично насыпь существующей автомобильной дороги расположена на земельных участках смежных землепользователей; попросило указать дальнейшие действия для возобновления работ по контракту.

Распоряжение Министерства «Об установлении публичного сервитута на земельных участках» № 89 от 23.08.2023 направлено заказчиком в письме от 24.08.2023 № 8096.

Согласно Распоряжению Минимущества Челябинской области от 04.10.2023 № 1993-р исключены из реестра имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, внутриплощадочные проезды и подъезд к Парку индустриальных инноваций «Малая Сосновка», расположенные по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Малая Сосновка.

В письме от 19.10.2023 № 02-10353 заказчик предложил подрядчику расторгнуть контракт по соглашению сторон, указав при этом, что правовые основания для оплаты выполненных проектно-изыскательских работ и прохождения государственной экспертизы у Министерства отсутствуют.

Общество не согласилось с предложением заказчика, поскольку отсутствовала оплата за фактически произведенные работы, и, в свою очередь, подготовило свое соглашение о расторжении контракта (письмо от 17.11.2023 № 515/2023), указав на выполнение работ на сумму 2 396 028,00 рублей.

Министерство с таким предложением не согласилось, дало ответ от 24.11.2023 № 02-11747 об отсутствии у заказчика оснований для оплаты выполненных работ.

Важно отметить, что одним из замечаний государственной экспертизы было отсутствие в представленном проекте сведений об объектах культурного наследия (заключения историко-культурной экспертизы). Из пояснений представителей сторон следует, что такие сведения у заказчика были, но подрядчику они не передавались.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (решение о расторжении от 30.11.2023 № 01-11923) принято Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области 30.11.2023, сформировано с использованием единой информационной системы 01.12.2023.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта является 01.12.2023.

Дата расторжения контракта определена заказчиком как 12.12.2023, информация о расторжении контракта опубликована заказчиком в ЕИС 13.12.2023.

Таким образом, заказчиком соблюдены сроки расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренные Законом о контрактной системе.

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Действия ООО «Запад - Уралдорпроект», выразившиеся в осуществлении изысканий, разработке пректно-сметной документации (как следует из переписки сторон) свидетельствует о намерении исполнения контракта и не позволяют прийти к выводу об уклонении подрядчика от своих обязательств.

В свою очередь, основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение подрядчиком (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

С учетом характера правовых последствий включения юридического лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).

Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.

Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке.

Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных нужд и подавая соответствующую заявку, юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (подрядчиком).

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Исходя из содержания части 3 статьи 307 Гражданского кодекса РФ, при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта, включено в исполнение контракта в силу положений части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе.

В рассматриваемом случае, обстоятельства свидетельствуют о наличии взаимодействия сторон в рамках исполнения контракта, но такого взаимодействия оказалось недостаточным, результат не достигнут. Имеются основания говорить о том, что действия ООО «Запад - Уралдорпроект» явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку результат в виде подготовленной проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта объекта капитального строительства: «Капитальный ремонт подъезда к восточной части поселка Малая Сосновка от автомобильной дороги М-5 «Урал» (ливневая канализация парка индустриальных инноваций «Малая Сосновка» с локальными очистными сооружениями), имеющей положительное заключение государственной экспертизы, не достигнут.

В то же время заказчик утратил интерес к предмету контракта рассматриваемой закупки.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что из представленных документов следует и представителями сторон не отрицается, что к работам подрядчик приступил, обязательства по контракту исполнял.

С учетом изложенного, Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать однозначный вывод о совершении Обществом виновных действий, направленных исключительно на умышленное уклонение от исполнения контракта, о наличии в действиях подрядчика недобросовестного поведения, достаточного для включения сведений о таком подрядчике в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Принимая во внимание указанные факты и совокупность обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает, что действия подрядчика не носят недобросовестный характер, а также отсутствуют основания, предусмотренные гражданским законодательством для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Утрата Министерством интереса к объекту закупки не может расцениваться как нарушение подрядчиком существенных условий исполнения контракта.

В данной ситуации Комиссия антимонопольного органа принимает решение об отказе во включении информации об ООО «Запад - Уралдорпроект» в Реестр.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

РЕШИЛА:

Сведения, представленные Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области об ООО «Запад - Уралдорпроект» (ИНН 5906066183), его участниках и генеральном директоре, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

 

 

 

В.А. Ливончик

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

Н.В. Фадеева

 

 

 

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

2023-20155

 

 

Связанные организации

АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1027739521666
Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области
ИНН 7451384218, ОГРН 1157451000024
ООО "Запад-Уралдорпроект"
ИНН 5906066183, ОГРН 1065906007122