Решение №3473/04 Жалоба признана необоснованной от 25 марта 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ООО «ЛИНИЯПРОГРУПП» 140400, Москвоская область, г. Коломна, ул. Подлипки-4, 79
МАУЗ Ордена Трудового Красного Знамени «Городская клиническая больница № 1» 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, д. 16 omz@gkb1-174.ru |
РЕШЕНИЕ
по жалобе № 074/07/18.1-192/2019
20 марта 2019 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:
Председатель Комиссии: Рысева Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии: – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;
- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,
рассмотрев дело № 074/07/18.1-192/2019 по жалобе ООО «ЛИНИЯПРОГРУПП» на действия МАУЗ Ордена Трудового Красного Знамени «Городская клиническая больница №1» при проведении закупки на поставку тотальных эндопротезов тазобедренного сустава бесцементной и цементной фиксации (извещение № 31907575158), в присутствии представителей МАУЗ Ордена Трудового Красного Знамени «Городская клиническая больница №1», в отсутствие законного представителя ООО «ЛИНИЯПРОГРУПП», заявившего ходатайство о рассмотрении в его отсутствие,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО «ЛИНИЯПРОГРУПП» на действия МАУЗ Ордена Трудового Красного Знамени «Городская клиническая больница №1» (МАУЗ ОТКЗ «ГКБ № 1») при проведении закупки на поставку тотальных эндопротезов тазобедренного сустава бесцементной и цементной фиксации (извещение № 31907575158).
Согласно доводам жалобы, Заказчик установил короткий срок для поставки товара, а именно: поставка товара должна осуществляться поставщиком партиями, по заявкам уполномоченного представителя Заказчика, в период с даты заключения договора и до 31.03.2020. Поставка каждой партии товара должна осуществляться поставщиком в течение 6 часов с даты поступления от Заказчика соответствующей заявки. По мнению подателя жалобы, условие поставки в течение 6 часов с даты получения заявки, является невыполнимым для участника из другого региона РФ. Также Заказчиком в закупочной документации не закреплен способ направления заявки на поставку товара.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, установление Заказчиком требования о бесплатном предоставлении поставщиком комплекта инструментария для проведения оперативного вмешательства ограничивает количество участников закупки, поскольку установочный инструмент для эндопротезов является дорогостоящим.
Также по мнению подателя жалобы, установленные Заказчиком требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара соответствуют только товару одного производителя - Smith&Nephew.
МАУЗ ОТКЗ «ГКБ № 1» с доводами жалобы не согласно, представило письменные возражения, которые приобщены к материалам по жалобе.
Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
- Целями регулирования Закона о закупках являются, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков), в товарах, работах, услугах, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, развитие добросовестной конкуренции.
Заказчик - МАУЗ ОТКЗ «ГКБ №1», являясь учреждением здравоохранения, имеющим в своем составе травматологический стационар (экстренное травматологическое отделение) и травматологический пункт, оказывает экстренную травматологическую помощь прикрепленному населению, в том числе пожилым пациентам, нуждающимся в максимально раннем оперативном вмешательстве (например, в случаях эндопротезирования при переломе шейки бедра). Этим обоснован установленный в документации о закупке срок поставки эндопротезов (в течение 6 часов), которые предназначены в том числе для экстренных операций при различных переломах.
В целях удовлетворения потребностей Заказчика, МАУЗ ОТККЗ «ГКБ № 1» установлено требование о поставки товара по заявке Заказчика в течение 6 часов.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, Заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к участникам, даже если установление таких требований сужает круг потенциальных участников, но позволит Заказчику в рамках проведения конкретных процедур в зависимости от предмета закупки отобрать участника, способного наиболее лучше удовлетворить потребности Заказчика.
Таким образом, Заказчик вправе устанавливать требования к участникам, требования к месту, условиям и сроку поставки исходя из особенностей предмета закупки в целях наибольшего удовлетворения потребностей Заказчика.
В рассматриваемой ситуации короткий срок поставки товара обусловлен спецификой деятельностью Заказчика, а именно проведением Заказчиком экстренных операций для населения.
Участник, принимая решение об участии в рассматриваемой закупки может заблаговременно решить вопрос с доставкой товара до Заказчика, в том числе доставлять авиатранспортом или организовать место хранения товара на территории г. Челябинска (склад).
В пункте 4.1 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью закупочной документации указано, что заявки заказчика направляются поставщику по телефону и/или по электронной почте, указанные в договоре.
Таким образом, довод заявителя об установлении Заказчиком требований, ограничивающих состав участников закупки является необоснованным.
- Для установки эндопротезов необходим комплект специализированного инструментария, состоящий из необходимых и достаточных приспособлений, которые обеспечивают правильную и надежную имплантацию эндопротезов согласно оригинальной хирургической методике фирмы производителя. Требование о предоставлении такого инструментария является постоянной практикой в сфере эндопротезирования, так как указанный инструментарий является дорогостоящим и его приобретение при каждой закупке эндопротезов различных производителей является для заказчиков нецелесообразным, поскольку приводит к нерациональному расходованию денежных средств. Кроме того, в случае приобретения заказчиком комплекта инструментария 1 (одного) конкретного производителя, заказчик будет вынужден постоянно приобретать эндопротезы того же производителя, что, в свою очередь, может привести к ограничению конкуренции. Во избежание допущения подобных нарушений, в целях экономии денежных средств, заказчик готов оплачивать временное использование комплектов инструментария (принимать инструментарий в пользование только на время проведения операций).
В соответствии с пунктом 3.3. проекта договора, входящего в состав документации о закупке (приложение №3 к Информационной карте закупки), в цену договора входит стоимость товара, расходы поставщика на перевозку, доставку товара на склад заказчика, погрузочно- разгрузочные работы, хранение, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и иных обязательных платежей, прочие затраты, издержки и иные расходы поставщика, в том числе сопутствующие, понесенные им при исполнении договора. Цена договора не включает в себя стоимость комплектов инструментария, так как указанный инструментарий не передается заказчику в собственность.
Таким образом, участник вправе включить в цену договора стоимость предоставления заказчику комплекта инструментария для проведения оперативного вмешательства на время проведения операций с использованием поставляемых эндопротезов, при этом в соответствии с п.2.1.1. проекта договора предоставление заказчику указанного инструментария за отдельную плату - не предусмотрено.
Заявителем не доказано, каким образом установление данного требования Заказчиком приводит к ограничению количества участников закупки, поскольку затраты на передачу инструментария Заказчику во временное пользование, участник может включить в цену предложения.
- В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
В описании характеристик эндопротезов, требуемых заказчику не указаны: фирма производитель или товарный знак. В технических характеристиках установлены лишь конкретные требования к рассматриваемому товару с указанием функциональных и технических характеристик поставляемого товара.
Требования к техническим и качественным характеристикам сформированы Заказчиком в целях удовлетворения потребностей, а именно закупить эндопротезы, необходимые для эффективного оказания медицинской помощи широкому кругу пациентов.
Подателем жалобы не доказано, что Заказчиком установлены уникальные характеристики к товару, соответствующие товару только одному производителю Smith&Nephew.
Кроме того, участниками рассматриваемой закупки могут являться как производители товара, так и его поставщики, дистрибьюторы.
Производитель «Smith&Nephew» имеет широкую дистрибьюторскую сеть по всей России, поставить эндопротезы указанного производителя может любой дистрибьютор.
Установление Заказчиком конкретных требований к техническим и функциональным характеристикам товара не противоречит требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «ЛИНИЯПРОГРУПП» на действия МАУЗ ОТКЗ «ГКБ № 1» необоснованной.
Председатель Комиссии Е.Г. Рысева
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.