Предупреждение №ВЛ/2228/22 предупреждение № 01-04/2022 от 4 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <…>

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 01-04/2022

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

03 марта 2022 года                                                                                                                              г. Челябинск

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление физического лица на действия владельца Интернет-ресурса челябинск.флоатцентр.рф ИП <…>, выразившиеся в использовании в заголовке объявления слова в превосходной степени «лучший» при его размещении в поисковой системе «Яндекс» без какого-либо объективного подтверждения с нарушением Федерального закона «О защите конкуренции».

В подтверждение Заявителем представлен скрин-шот поисковой системы Яндекс с результатами поиска.

Специалистами Челябинского УФАС России 03.03.2022 осуществлен поиск в поисковой системе «Яндекс» по словосочетанию «центр флоатинга в Челябинске», в результате которого выдан результат поиска:

«Лучший центр флоатинга в Челябинске. челябинск.флоатцентр.рф…».

Также специалистами Челябинского УФАС России 03.03.2022 осуществлен осмотр Интернет-ресурса челябинск.флоатцентр.рф, в результате которого слов и словосочетаний «Лучший…» на Интернет-ресурсе не обнаружено.

При этом на сайте челябинск.флоатцентр.рф содержится информация о продавце товара: ИП <…>.

Также Специалистами Челябинского УФАС России 03.03.2022 осуществлен поиск в поисковой системе «Goоgle» по словосочетанию «центр флоатинга в Челябинске», в результате которого выдан результат поиска:

«Флоатинг в Челябинске https://челябинск.флоатцентр.рф. Лучший центр флоатинга в Челябинске. ... ФЛОАТИН…».

Согласно выписке из ЕГРИП ИП <…>, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 05.11.2019 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области.

Основным видом деятельности ИП <…> является 96.02 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из пункта 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

По данным различных Интернет-источников флоатинг – это терапевтический метод достижения глубинной релаксации в специально оборудованной флоат-комнате.

По данным справочной программы 2ГИС.Челябинск по запросу «Флоатинг» в Челябинске три лица, оказывающих соответствующие услуги:

Appellare, центр красоты и гармонии, Бейвеля, 14 - 1 этаж, http://www.appellare.ru;

FLOAT Center, SPA-центр и студия флоатинга, Лесопарковая, 8 - 1 этаж, тел. +7 (351) 700-79-80, http://челябинск.флоатцентр.рф;

-SpaceFlight, студия флоатинга, Труда, 156в, тел. +7-932-207-92-07, http://floating74.ru.

В силу указанных положений ИП <…> и данные лица являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность на одном товарном рынке – 96.02 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты в пределах одних географических границ (город Челябинск), следовательно, являются конкурентами по отношению друг к другу.

Временной интервал исследования рынка определен с 01.01.2021 по 03.03.2022, то есть с начала 2021 года по дату выдачи предупреждения.

Продуктовые границы рынка установлены в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) 96.02 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты.

Географические границы рынка - город Челябинск.

Согласно статье 14.3 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе:

1) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;

2) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;

3) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.

Согласно данным Яндекс.Справка - Правила Директа -Требования к сайту и оформлению объявления - Как правильно оформить объявление:

«Объявления показываются со всеми дополнениями (быстрые ссылки, контактная информация, отображаемая ссылка)»,

«В заголовке объявления дайте пользователю понять, что он нашел именно то, что искал. В тексте расскажите подробнее о товаре или услуге, чтобы пользователь смог сделать выбор в вашу пользу»,

«Слова в сравнительной или превосходной степени можно использовать в тексте объявления и уточнениях, если у вас есть независимое заключение о преимуществе вашего товара (услуги) перед другими товарами. Заключение должно быть размещено на странице перехода, или информация о нем должна быть указана в объявлении. Если у вас нет таких заключений, то использовать слова в превосходной степени не следует».

Согласно данным Справка - Goоgle. Реклама:

«У развернутых текстовых объявлений три поля заголовка. Первые два поля являются обязательными, третье – необязательным. Это позволяет включить больше текста в объявление»,

«Развернутые текстовые объявления доступны в поисковой и контекстно-медийной сети Google»;

«Обычно в объявлениях показывается весь текст, заданный вами в полях "Заголовок 1", "Заголовок 2" и "Описание 1"».

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что содержание заголовка объявления «Лучший центр флоатинга в Челябинске. челябинск.флоатцентр.рф…» и текста объявления «Флоатинг в Челябинске https://челябинск.флоатцентр.рф. Лучший центр флоатинга в Челябинске» для его выдачи пользователям поисковых систем Яндекс и Goоgle определено ИП <…>

Объективного подтверждения сведений «Лучший центр флоатинга в Челябинске. челябинск.флоатцентр.рф…» (результаты независимого маркетингового исследования и т.п.) у Челябинского УФАС России не имеется, на Интернет-ресурсе челябинск.флоатцентр.рф не указано.

Сравнение центра флоатинга ИП <…> с другими хозяйствующими субъектами-конкурентами и их услугами путем использования слова «лучший», создающих впечатление о превосходстве услуг и (или) хозяйствующего субъекта, без объективного подтверждения, содержит признаки нарушения пункта 1 статьи 14.3 Федерального закона «О защите конкуренции».

Из определения недобросовестной конкуренции, содержащегося в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно соответствовать нескольким условиям, а именно:

- совершаться хозяйствующими субъектами (группой лиц)-конкурентами;

- быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

- противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинить или быть способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

Добросовестность (добропорядочность) позволяет установить, осуществлено ли рассматриваемое поведение в допустимых пределах осуществления гражданских прав; выход за допустимые пределы будет рассматриваться в качестве недобросовестного (недобропорядочного).

Разумность позволяет установить соответствие поведения определенного хозяйствующего субъекта деперсонализированным стандартам ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота; очевидное отклонение поведения такого участника будет свидетельствовать о неразумности.

Справедливость означает наличие равных возможностей для участия в гражданском обороте; несправедливость будет выражаться в создании необоснованных условий реализации контрагентами своих гражданских прав.

Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В действиях ИП <…> содержатся все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»:

1. Действия ИП <…> направлены на получение преимуществ, которые обеспечивают им возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий.

2. Такие действия ИП <…> противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

3. Распространение указанных сведений ИП <…> способно ввести потребителей в заблуждение относительно преимуществ ее центра флоатинга и привести к неполучению доходов в виде упущенной выгоды иными хозяйствующими субъектами-конкурентами.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции»).

В связи с наличием в действиях ИП <…> признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» предупреждает <…> о необходимости прекращения указанных действий путем удаления слова «лучший» из заголовка и текста объявления при размещении его в поисковых системах Яндекс и Google без какого-либо объективного подтверждения, в срок до 25 марта 2022 года, но не позднее 10 рабочих дней со дня получения настоящего предупреждения.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением скрин-шотов с результатами поиска и тп.).

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Вр.и.о. руководителя <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны