Решение №ВЛ/9562/22 РЕШЕНИЕ РНП по делу № 074/06/104-2163/2022 (356-РНП/2022) об... от 12 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

 

 

Администрация Лебедевского сельского поселения

 

456570, Еткульский р-н, с. Лебедёвка,

ул. Комсомольская, 6

 

ООО Проектно-строительный комплекс «Контур»

 

456200, г. Златоуст, пр-д Парковый, д. 5/1, этаж 3, офис 2

 

Генеральному директору и участнику общества 

 

456200, г. Златоуст, пр-д Парковый, д. 5/1, этаж 3, офис 2

 

РЕШЕНИЕ РНП

по делу № 074/06/104-2163/2022 (356-РНП/2022)

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 08.08.2022

В полном объеме решение изготовлено 11.08.2022

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Администрации Лебедевского сельского поселения (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО Проектно-строительный комплекс «Контур» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона № 0169300011919000031 на выполнение работ по разработке проекта и рабочей документации по объекту: "Газоснабжение жилых домов южной части с. Лебедевка Еткульского района Челябинской области" (далее - аукцион), в присутствии:

- представителя Администрации Лебедевского сельского поселения  действующего на основании Распоряжения № 19 от 12.10.2021,

- представителя ООО Проектно-строительный комплекс «Контур»  действующего на доверенности от 04.08.2022,

- представителя ООО Проектно-строительный комплекс «Контур»  действующего на доверенности от 04.08.2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение Администрации Лебедевского сельского поселения о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО Проектно-строительный комплекс «Контур».

Согласно представленным документам 23.04.2019 Администрация Лебедевского сельского поселения и ООО Проектно-строительный комплекс «Контур» заключили контракт по цене 499 568, 60 рублей.

Решением от 21.06.2022 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду нарушения ООО Проектно-строительный комплекс «Контур» сроков выполнения работ и предоставления результата работ в виде получения положительного заключения государственной экспертизы. В связи с указанными обстоятельствами сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.

На заседании Комиссии ООО Проектно-строительный комплекс «Контур» представило документы и письменные пояснения, а также представители общества указали, что общество выполнило большую часть работ по контракту, разработало проектную документацию, а также неоднократно проходило государственную экспертизу проекта, в том числе приняло мер по разработке исходных данных, которые не были переданы заказчиком, при этом просрочка исполнения обязательств вызвана в том числе действиями самого заказчика, который не передал необходимые для прохождения экспертизы документы.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 12.23 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Подпунктами «а»-«в» пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в период с 01.01.2022 по 01.07.2022 в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам электронных процедур и закрытых электронных процедур, заказчик:

- направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;

- не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

- в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта.

Из части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Таким образом, Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены переходные положения, из которых следует, что в период с 01.01.2022 по 01.07.2022 при принятии решения заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта действует порядок расторжения контракта, предусмотренный частью 6 статьи 8 указанного Федерального закона.

Так, заказчиком 21.06.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 21.06.2022 направлено подрядчику по Почте РФ заказным письмом с уведомлением по адресу: 456200, г. Златоуст, ул. Шоссейная, д. 1, пом. № 20, по электронной почте: konturpsk@yandex.ru.

Как следует из документов, представленных заказчиком, подтверждение о вручении подрядчику указанного решения, в том числе информация об отсутствии подрядчика по его адресу, указанному в контракте, заказчиком не получены, связи с чем датой надлежащего уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик определил как истечение тридцати дней с даты получения заказчиком сведений об автоматической доставке указанного письма по электронной почте – 22.07.2022, в связи с чем датой расторжения контракта является 01.08.2022.

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены в антимонопольный орган 01.08.2022.

Вместе с тем, в нарушение подпункта «в» пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчиком ошибочно определена дата надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, и, как следствие, дата расторжения контракта.

Так, в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом решении является день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В рассматриваемой ситуации, заказное письмо отправлено заказчиком по адресу, который не является юридическим адресом общества в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, о чем заказчик был проинформирован путем заключения дополнительного соглашения к контракту № 3 от 25.12.2020, в соответствии с которым адрес общества изменен: 456205, г. Златоуст, пр. Парковый, д. 5/1, эт. 3, оф. 2, в связи с чем направление решения по прежнему адресу общества не является надлежащем уведомлением о принятом решении.

При этом, факт получения заказчиком подтверждения о вручении обществу решения по электронной почте в силу подпункта «в» пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ, части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе не является датой надлежащего уведомления.

Следует отметить, что заказчиком также не размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе в течение дня с момента направления решения способами связи, которые определил заказчик, тогда как решение размещено в единой информационной системе только 01.08.2022, то есть на дату, которую заказчик определил в качестве даты расторжения контракта, что противоречит подпункту «б» пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ.

На заседании Комиссии представители общества также пояснили, что проинформированы о принятом заказчиком решении только 01.08.2022 посредством единой информационной системы.

На основании изложенного, Комиссия антимонопольного органа исходя из представленных заказчиком документов не может прийти к выводу о том, что контракт является расторгнутым, так как заказчиком не подтверждена дата надлежащего уведомления общества о принятом решении, а, следовательно, дата расторжения контракта.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.

 

Между заказчиком и обществом 23.04.2019 заключен контракт № 24 (далее – контракт) посредством обмена электронными документами на электронной площадке, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.

На основании дополнительных соглашений от 30.12.2019, от 25.12.2020 сроки выполнения работ продлевались до 30.04.2020, 30.04.2021 соответственно.

Предметом контракта является выполнение работ по разработке проекта и рабочей документации по объекту: "Газоснабжение жилых домов южной части с. Лебедевка Еткульского района Челябинской области", что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

При этом, объем и виды работ указаны в заданиях на проектирование и выполнение инженерных изысканий, являющихся приложениями к контракту.

В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

В пункте 2.2 контракта заказчиком определено, что сроки разработки программы инженерных изысканий, начала выполнения инженерных изысканий, подготовки проектной документации, окончания выполнения инженерных изысканий, подготовки проектной документации, получения заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, проектной документации определены графиком выполнения работ (Приложение № 3 к контракту) (далее – график выполнения работ).

Согласно графику выполнения работ предусмотрены следующие этапы исполнения обязательств:

- выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, передача проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий: апрель-июнь 2019;

- получение заключения государственной экспертизы проектной документа и (или) результатов инженерных изысканий, и (или) заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства (реконструкции) (при необходимости): сентябрь 2019.

Пунктом 4.1.1 контракта предусмотрена обязанность заказчика предоставить подрядчику следующие документы:

- градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации, выполнения инженерных изысканий для строительства линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

- технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информацию о плате за такое подключение (технологическое присоединение), в случае, если функционирование объекта невозможно обеспечить без его подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения).

Указанные документы по условиям контракта заказчик обязан предоставить не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания контракта.

Как следует из договорной переписки, представленной обществом на стадии получения исходных данных, необходимых для выполнения работ подрядчиком, самостоятельно разработал проект планировки и межевания территорий, выполнил работы по разработке схемы расположения земельного участка в целях получения разрешения на использование земельного участка.

Указанные обстоятельства подтверждаются следующим документами:

- письма общества исх. 1/20/05/19 от 20.05.2019, исх. 1/06/-6/19 от 06.06.2019,

- письмо заказчика исх. 692 от 17.12.2019,

- муниципальный контракт на разработку проекта планировки и межевания территорий от 10.06.2019 (по результатам проекты утверждены Постановлением Администрации Еткульского муниципального района № 668 от 23.09.2019),

- муниципальный контракт на выполнение работ по разработке схемы расположения земельного участка в целях получения разрешения на использование земельного участка № 33 от 12.12.2019 (работы сданы заказчику 16.12.2019, Постановление о выдаче разрешения на размещение объекта на землях, находящихся в государственной собственности, принято 26.12.2019).

При этом, как следует из документов, представленных сторонами, прохождение государственной экспертизы проектной документации инициировалось сторонами трижды:

- договор № 938/39 от 25.06.2020 заключен между заказчиком и ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области»;

- договор № 969 от 11.08.2021 заключен между подрядчиком и ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области»;

- договор № 0868-938 от 11.07.2022 заключен между подрядчиком и ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области».

Из представленных материалов следует, что неоднократность прохождения экспертизы вызвана, в том числе отсутствием у подрядчика документов, которые должен предоставить заказчик (правоустанавливающие документы на использование земельного участка, технические условия, прайс-листы и иные документы, указанные в замечаниях экспертизы).

Более того, из отрицательного заключения повторной государственной экспертизы (по договору № 969 от 11.08.2021, который заключен между подрядчиком и ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области») следует, что результаты инженерных изысканий, а также проектная документация соответствуют требованиям технических регламентов, сметная стоимость недостоверна.

Вместе с тем, акт сдачи-приемки работ № 30/04/2021-ПИР от 30.04.2021 подписан заказчиком и подрядчиком, из которого следует, что проектно-изыскательские работы, включая смету на строительство, соответствуют требованиям контракта и приняты заказчиком.

При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.

При рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком и обществом, Комиссией установлено, что общество на протяжении 2019-2022 года выполнило работы по разработке проектно-сметной документации, самостоятельно осуществило действия по оформлению и получению ряда разрешительных документов, необходимых для прохождения государственной экспертизы, которые не были переданы заказчиком, как предусмотрено пунктом 4.1.1 контракта, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок.

Более того, Комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях общества признаки уклонения от исполнения контракта, так как общество предпринимало действия, направленные на получение надлежащего результата выполнения работ, выражающиеся в неоднократном прохождении государственной экспертизы, в том числе с учетом действующего договора на прохождение экспертизы.

Так, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Таким образом, принимая во внимание принятие обществом мер, направленных на исполнение контракта, выраженных в частичном выполнении работ по контракту, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений об ООО Проектно-строительный комплекс «Контур», его участнике, единоличном исполнительно органе, в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078,

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Администрацией Лебедевского сельского поселения в отношении ООО Проектно-строительный комплекс «Контур» (ИНН 7404064605), участника, единоличного исполнительного органа общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Администрация Лебедевского СП
ИНН 7430000326, ОГРН 1027401635920
ООО ПСК "КОНТУР"
ИНН 7404064605, ОГРН 1147404001766