Предупреждение б/н предупреждение № 4 от 29 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 4 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 23 августа 2022 года г. Челябинск В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС) поступило заявление ИП Гавриловой Елены Ивановны на действия АО «Энергосистемы», выразившиеся в необоснованном начислении платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в рамках договора № 52-В на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод от 17.05.2010. 1. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) АО «Энергосистемы» (ОГРН 1037401064524, ИНН 7417011223, КПП 745701001, дата регистрации 26.12.2003, осуществляет основной вид деятельности с кодом (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)) 35.30.2 Передача пара и горячей воды (тепловой энергии). Сведения о дополнительных видах деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)): 35.12 передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, 35.30.14 производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, 35.30.3 распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), 35.30.4 обеспечение работоспособности котельных, 35.30.5 обеспечение работоспособности тепловых сетей, 36.00.1 забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, 37.00 сбор и обработка сточных вод, 41.20 строительство жилых и нежилых зданий, 42.21 строительство инженерных 2022-10917 2 коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, 42.22.1 строительство междугородних линий электропередачи и связи, 42.22.2 строительство местных линий электропередачи и связи, 43.99 работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки, 46.90 торговля оптовая неспециализированная, 49.41.1 перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами, 49.41.2 перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами, 49.50.21 транспортирование по трубопроводам газа, 52.29 деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками, 56.29 деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания, 70.22 консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, 81.29.9 деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки. АО «Энергосистемы» является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области. Согласно Постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28.11.2019 № 88/99 установлено: произвести корректировку на 2020 год необходимой валовой выручки и тарифов на питьевую воду и водоотведение, установленных на 2019-2023 годы для АО «Энергосистемы», путем внесения изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 22 ноября 2018 г. № 75/71 «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение для АО «Энергосистемы», оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, на 2019-2023 годы»; внести в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 22 ноября 2018 г. № 75/71 «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение для АО «Энергосистемы», оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, на 2019- 2023 годы». Таким образом установлен: планируемый объем подачи воды и объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы на 2020-2021 годы; расчет эффективности производственной программы; планируемый объем принятых сточных вод и объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы на 2020- 2021 годы; тарифы на питьевую воду и водоотведение для АО «Энергосистемы», оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям Саткинского городского поселения Саткинекого муниципального района Челябинской области, на 2019-2023 годы. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147- ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с 2022-10917 3 использованием централизованных систем относятся к сфере естественной монополии. В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. По результатам исследования состояния конкуренции на указанном рынке, установлено: 1) Временной интервал определен с 01.06.2020 по 01.08.2022; 2) Продуктовые границы: услуги по водоотведению; 3) Географические границы: учитывая особенности предоставления услуг водоотведения и расположения технологической инфраструктуры (сетей), географические границы рынка услуг по водоотведению определены как границы Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области; 4) Доминирующее положение: установлено, что в границах муниципального образования город Сатка за период с 01.07.2020 по 01.08.2022 на рынке холодного водоснабжения и водоотведения Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области доминирующее положение занимает АО «Энергосистемы». Таким образом, АО «Энергосистемы» является субъектом естественной монополии и занимало доминирующее положение на рынке водоотведения Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области в период с 01.06.2020 по 01.08.2022. 2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 4, пункту 3 части 11 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) холодное водоснабжение и водоотведение осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в централизованные системы водоотведения, которые устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом таких систем. Согласно подпункту «г» пункта 36 Правил № 644, организация водопроводноканализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения. Пунктом 194 Правил № 644 определено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод. 2022-10917 4 Согласно заявлению ИП Гавриловой Е.И., АО «Энергосистемы» неправомерно начисляло плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в рамках договора на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод. Между ИП Гавриловой Е.И. и АО «Энергосистемы» заключен договор № 52-В на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод от 17.05.2010. По договору организация водопроводно-канализационного хозяйства обеспечивает абонента питьевой водой до границ эксплуатационной ответственности на объекты, указанные им в заявке к договору (приложение № 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, обеспечивает прием сточных вод абонента, соответствующих нормативам, установленным «Условиям приема» от границ эксплуатационной ответственности в соответствии с заявкой (приложение № 1), являющейся неотъемлемой частью договора. Абонент обязуется своевременно и в срок, установленный пунктом 7.1. договора оплачивать стоимость потребляемой воды, сброса сточных вод и загрязняющих веществ. Согласно заявлению АО «Энергосистемы» за период с 01.06.2020 года по 30.06.2021 года произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, применив коэффициент 0,5 к объему сброшенных сточных вод и расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, применив коэффициент 2 к объему сброшенных сточных вод. По состоянию на 25.01.2022 года АО «Энергосистемы» начисляет задолженность за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в сумме 1 607 руб. 21 коп. На указанные доводы заявителя АО «Энергосистемы» представило письменные пояснения, в которых сообщило о том, что начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод осуществлялось согласно постановлению Правительства РФ от 29 июля 2013г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Правила № 644). 3. Пунктом 123(4) Правил № 644 определен перечень абонентов, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, при наличии любого из следующих условий: - среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил № 644; - с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; - расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в 2022-10917 5 централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; - для отбора сбрасываемых сточных вод с которых отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов. Согласно пункту 124 Правил № 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства. Положение, предусмотренное абзацем первым пункта 124 Правила № 644, не распространяется на объекты абонентов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов. Представление декларации в отношении таких объектов абонента не допускается независимо от объема сбрасываемых сточных вод. Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется на абонентов, являющихся товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, специализированном жилищном фонде или жилых домов. Согласно пункту 10 Правил № 728 на абонентов возлагается обязанность по: а) обеспечению возможности проведения визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в порядке, установленном Правилами № 728, при условии предварительного уведомления соответствующего абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод (за исключением случаев, если предварительное уведомление абонента в соответствии с Правилами № 728 не осуществляется); б) содержанию контрольных канализационных колодцев и подходов к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и возможность отбора их проб; в) обеспечению беспрепятственного доступа представителей организации осуществляющей водоотведение, к контрольным канализационным колодцам, канализационным колодцам, указанным в декларации, или к последним канализационным колодцам на канализационной сети абонента перед ее врезкой в 2022-10917 6 канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов (в том числе открытие люков канализационных колодцев); г) обеспечению наличия мест для отбора проб сточных вод (контрольных канализационных колодцев, обеспечивающих возможность отбора проб сточных вод в соответствии с Правилами № 728) и идентификации таких мест путем установления различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки контрольных канализационных колодцев и позволяющих определить их положение на местности, а также не препятствовать установке и эксплуатации организацией, осуществляющей водоотведение, автоматического оборудования. В случае оборудования абонентом, являющимся владельцем объектов, указанных в пункте 123(4) Правил № 644, мест отбора проб сточных вод, в отношении таких объектов у абонентов появляется право на подачу декларации. Таким образом, в случае если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и, при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 123(4) Правил № 644, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется. Так, если абонентом обеспечена возможность отбора проб, отбор проб произведен, или принята от абонента (корректно заполненная) декларация, либо если был произведен отбор проб сточных вод, то плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется согласно пунктам 120 и 123 Правил № 644. Решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.12.2020 № АКПИ20-722 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта «б» пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728» отмечается, что положения Правил № 644 предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил № 644, либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента. Принадлежащее ИП Гавриловой Е.И. нежилое помещение расположено в многоквартирном доме не имеющего отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем, что соответствует пункту 123(4) Правил № 644, у абонента отсутствует поданная в установленном порядке декларация, а, следовательно, в отношении общества необходимо производить начисления за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по указанным объектам. В данном случае, в действиях АО «Энергосистемы» отсутствуют признаки нарушения Закона о защите конкуренции. 4. Согласно пункту 194 Правил № 644, в случае если сточные воды, 2022-10917 7 принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод. Согласно пункту 167 Правил № 644 нормативы состава сточных вод распространяются в отношении объектов абонентов: а) при среднесуточном сбросе с объекта абонента более 30 куб. метров - вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности; б) при среднесуточном сбросе с объекта абонента менее 30 куб. метров - при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце четвертом пункта 167 Правил № 644. При этом нормативы состава сточных вод не устанавливаются: - на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда); - на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил № 644 (за исключением объектов абонентов, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов). Таким образом, взимание платы за сброс загрязняющих веществ в 2022-10917 8 составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод возможно только в отношении объектов абонентов, для которых установлены нормативы состава сточных вод. Согласно пункту 203 Правил № 644 определена формула расчета платы за сброс загрязняющих вещества в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для объектов абонентов при наличии любого из условий: среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов; с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных 2022-10917 9 абонентов; расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле: Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1; В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 Правил № 644. Таким образом, плата в соответствии с пунктом 203 Правил № 644 может взиматься вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности с объектов абонентов со сбросом сточных вод более 30 куб. метров в сутки при отсутствии физической возможности отбора проб сточных вод с объекта абонента отдельно от сточных вод иных абонентов или с объектов абонентов, с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения, либо с объектов абонентов со сбросом сточных вод менее 30 куб. метров в сутки, но при обязательном условии использования данного объекта абонента в целях осуществления определенных («вредных») видов деятельности. Согласно позиции ФАС России при рассмотрении обращений абонентов о нарушении организацией водопроводно-канализационного хозяйства антимонопольного законодательства антимонопольному органу необходимо определить: - установлены ли (должны ли устанавливаться) нормативы состава сточных вод в отношении таких абонентов; - соответствует ли вид экономической деятельности абонента пункту 203 Правил № 644. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ИП Гаврилова Е.И. осуществляет экономическую деятельность в соответствии с (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 79.11 Деятельность туристических агентств. Сведения о дополнительных видах деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)): 30.12 строительство прогулочных и спортивных судов, 79.90.1 деятельность по предоставлению туристических информационных услуг, 79.90.2 деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг, 79.90.3 деятельность по предоставлению туристических услуг, связанных с бронированием. Объект, принадлежащий ИП Гавриловой Е.И., расположен в нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем. Таким образом, объект ИП Гавриловой Е.И. не используется в целях осуществления видов деятельности, указанных пункте 167 2022-10917 10 Правил № 644. Среднесуточный сброс с объекта абонента менее 30 куб. метров. В соответствии с пунктом 167 Правил № 644, в отношении ИП Гавриловой Е.И. не установлены нормативы состава сточных вод. Следовательно, плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод с объекта ИП Гавриловой Е.И. не начисляется. Обратного АО «Энергосистемы» не доказано. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): 3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования). Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» в силу пунктов 3 - 5, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением могут быть признаны действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, не связанные непосредственно с порядком ценообразования, в частности: навязывание при заключении договора невыгодных условий или условий, не относящихся к предмету договора. Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» при рассмотрении споров, связанных с применением указанной нормы, судам необходимо исходить из того, что навязанными невыгодными условиями могут быть признаны условия, которые иной участник рынка не принял бы, исходя из своих разумно понимаемых экономических (коммерческих) интересов, и которые позволяют доминирующему на рынке субъекту извлекать выгоду посредством ограничения свободы ведения экономической деятельности его контрагентов. При оценке наличия факта злоупотребления доминирующим положением в указанных случаях судам также необходимо учитывать, имеется ли у доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта законный интерес в установлении соответствующих условий договора, являются ли налагаемые на 2022-10917 11 контрагентов ограничения соразмерными этому интересу. АО «Энергосистемы» неоднократно настаивало на оплате счетов за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и выставляла счета за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод в отношении ИП Гавриловой Е.И., в нарушение Правил № 644. Так, взимается плата за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод в отношении объектов Заявителя, но при этом в отношении таких объектов не утверждены нормативы состава сточных вод (объем сточных вод, сбрасываемых с такого объекта, менее 30 куб. м в сутки и, при этом, объект не используется в целях осуществления видов деятельности, перечисленных в абзаце 4 пункта 167 Правил № 644), взимается плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в отношении Заявителя, фактическая деятельность которого не соответствует абзацу 4 пункта 167 Правилам № 644. В данном случае, в действиях АО «Энергосистемы», выразившихся в начислении платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод с объекта ИП Гавриловой Е.И., содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции»). В связи с наличием в действиях АО «Энергосистемы» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 2022-10917 12 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании 10 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» предупреждает АО «Энергосистемы» о необходимости прекращения указанных действий путем прекращения начисления и взимания платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по указанному объекту ИП Гавриловой Е.И. в срок до 3 октября 2022 года, но не позднее 10 рабочих дней со дня получения настоящего предупреждения. О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением подтверждающих документов, акты сверки, письма о перерасчете и т.п.). В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны