Решение №16365/04 РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-2305/2019 от 3 декабря 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Газпром газораспределение Челябинск»

454080, Челябинская обл., г. Челябинск, ул Сони Кривой, дом 69-а

chel@gazcom74.ru

ООО «Газэнергоинформ»

196626, г Санкт-Петербург, п Шушары, ш Петербургское, дом 66, корпус 2, строение A, БЦ №2

info@gazenergoinform.ru

ООО «Автомаш»

454008, г. Челябинск, ул. Косарева,

д. 6, оф. 3

<…>@uaz-chelyabinsk.ru

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 074/07/3-2305/2019

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 27 ноября 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 2 декабря 2019 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

<…>

-

заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>

-

начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу № 074/07/3-2305/2019 жалобу ООО «Автомаш» (далее – Заявитель) от 08.11.2019 вх. № 16128, направленная из ФАС России (поручение от 07.11.2019 № 17/97294/19), на действия заказчика АО «Газпром газораспределение Челябинск» (далее – Заказчик) и организатора торгов ООО «Газэнергоинформ» при проведении запроса предложений в электронной форме (извещение № 31908390640) по номенклатурной группе «Транспортные средства и строительно-дорожная техника», размещенного на сайте http://zakupki.gov.ru (далее – Запрос предложений, закупка), с участием представителей заявителя, организатора торгов и заказчика,

УСТАНОВИЛА:

Между ООО «Газэнергоинформ» и АО «Газпром газораспределение Челябинск» заключен агентский договор от 31.12.2015 № А/2015/45, в соответствии с которым ООО «Газэнергоинформ» выступает организатором закупок для удовлетворения нужд АО «Газпром газораспределение Челябинск» в соответствии с Федеральным Законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), условиями и порядком, определенными в Положении Заказчика о закупках товаров, работ, услуг.

11.10.2019 организатор закупки разместил на официальном Интернет сайте www.zakupki.gov.ru извещение № 31908390640 о проведении запроса предложений в электронной форме по номенклатурной группе «Транспортные средства и строительно-дорожная техника».

Дата и время начала подачи заявок: 11.10.2019 с момента публикации Документации и Извещения на сайте электронной площадки.

Дата и время окончания подачи заявок: 23.10.2019 в 11:59 (время московское).

Дата рассмотрения заявок: не позднее 28.10.2019 в 11:00 (время московское).

Подведение итогов: не позднее 28.10.2019 в 12:00 (время московское).

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг.

Извещением о проведении закупки установлено, что предметом закупки является автомобиль УАЗ-390995-520-04, двигатель бензиновый инжекторный, объем 2,7 л. Евро-5 МКП-5 ступенчатая.

Значимые технические характеристики для оценки предложенных аналогов: Грузовой цельнометаллический фургон. Год выпуска 2019 года, 4х4, цвет: бело-серый, 7 мест, 3-х дверный. С гидроусилителем руля, дигатель бензиновый инжекторный, не менее 2,7л, ЕВРО-5, трансмиссия механическая с отключением привода переднего моста, 5- ти ступенчатая коробка передач. Резина не менее 225/75R15.

Технические характеристики предмета закупки: Грузовой цельнометаллический фургон, 2019 года выпуска. 4х4, цвет: бело-серый, Комплектация: Стандарт, 7 мест. С гидроусилителем, трансмиссия механическая с отключением привода переднего моста, сцепление сухое однодисковое. Раздаточная коробка: двухступенчатая Резина 225/75R15.

Согласно протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления предложений участников в торговой процедуре «Запрос предложений № 197734-1» от 28.10.2019 на участие в закупке подано 6 заявок. В том числе заявка подателя жалобы.

Двум организациям, в том числе Заявителю, в допуске к участию в закупке отказано.

Основанием для отказа в допуске к участию в закупке, указанным в итоговом протоколе от 28.11.2019, является подпункт «з» пункта 2.3.1.1 Документации. «В составе заявки на участие в закупочной процедуре не представлен Сертификат соответствия/Декларация, содержащий(ся) информацию о функциональных характеристиках и качественных характеристиках товара (или части предлагаемого товара)». А также пункт 1.6.1 Документации. «Заявка содержит противоречивые сведения. Технические характеристики предлагаемого товара в Коммерческом предложении не соответствуют техническим характеристикам в приложенном сертификате(ах) или декларации(ях)».

Посчитав отказ в допуске к участию в закупке необоснованным Заявителем подана жалоба в ФАС России, которая направлена на рассмотрение в Челябинское УФАС России.

На заседании Комиссии Заявителем уточнены доводы жалобы. Так, Заявитель указал на незаконность содержания в Документации требования о предоставлении в составе заявки сертификата качества и соответствия, поименованных в подпункте «з» пункта 2.3.1.1 Извещения о закупке.

Кроме того, Заявитель указал на то, что в документации о закупке некорректно указан предмет закупки, фактически невозможно разделить эквивалент, поставляемый в рамках закупки и ее предмет. А также Заявителем указано на невозможность поставить указанный предмет закупки, поскольку заводом-изготовителем не предусмотрен выпуск автомобилей с шинами 225/75R15. В виду технических особенностей устройства тормозной системы, установить шины, радиусом 15 не представляется возможным.

Представители заказчика и организатора закупки поддержали позицию, изложенную в пояснениях по жалобе, указав, что Техническим заданием установлено, что для нужд Заказчика необходимо поставить автомобиль УАЗ-З 90995-520-04, а также установлены требования к техническим характеристикам транспортного средства. ООО «Автомаш» в Коммерческом предложении (Форма 3) предложило к поставке предмет закупки с техническими характеристиками в соответствии с Техническим заданием. Также в состав заявки Заявитель включил Предложение о функциональных характеристиках товара, в котором, однако, указал иные характеристики размерности шин, чем установлены Техническим заданием.

Согласно требованиям к предмету закупки, установленным Техническим заданием, автомобиль должен быть оснащен шинами R15. Заявитель же в Предложении о функциональных характеристиках товара указал значение диаметра шин R16.

При этом одобрение типа транспортного средства (ОТТС), как документ, подтверждающий соответствие предложенного к поставке товара требованиям Документации, Участником представлено не был, что противоречит положениям подпункта «з» пункта 2.3.1.1 Документации.

Жалоба заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии с пунктом 1 части 10, частью 11 статьи 3 Федерального закона 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Изучив представленные материалы жалобы, заслушав пояснения, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

  1. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Материалами жалобы установлено, что Заказчиком подготовлено техническое задание на проведение закупки, в котором предметом закупки является грузовой цельнометаллический фургон, 2019 года выпуска. 4х4, цвет: бело-серый, Комплектация: Стандарт, 7 мест. С гидроусилителем, трансмиссия механическая с отключением привода переднего моста, сцепление сухое однодисковое. Раздаточная коробка: двухступенчатая Резина 225/75R15.

Изучив документацию о закупке, информацию, подставленную участниками закупки, заявителем, Комиссия Челябинского УФАС Росси приходит к выводу, что заказчиком допущено нарушение принципов информационной открытости при формировании закупочной документации, в части установления требования к закупаемому товару.

Так, согласно данным сайта завода-изготовителя (ООО «Ульяновкий автомобильный завод»), руководству по эксплуатации УАЗ-390995 (раздел «Техническая характеристика») на модельный ряд УАЗ-390995 (2019 года выпуска) устанавливаются радиальные, бескамерные шины 225/75R16.

Установка шин иного радиуса заводом-изготовителем не допускается.

В соответствии с пунктом 5.1 Приложения № 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 транспортные средства должны быть укомплектованы шинами согласно эксплуатационной документации изготовителей транспортных средств.

Таким образом, участнику закупки не представляется возможности поставить Заказчику предмет закупки в полном соответствии с техническим заданием.

При этом, Документация содержит возможность поставить эквивалент предмета закупки, в значимых характеристиках которого указано о размерности шин не менее 275/75R15.

Таким образом, участник закупки при формировании заявки на поставку УАЗ-390995-520-04, в заводской комплектации должен указать не «предмет закупки», а «эквивалент», что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение.

Довод организатора торгов о том, что заявитель мог запросить разъяснения документации Комиссия считает несостоятельным.

Так, в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, требования Заказчика к техническим характеристикам предмета закупки, в частности указание размерности шин 275/75R15 не соответствуют положениям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), рекомендациям завода-изготовителя, что является нарушением пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также нарушением принципа информационной открытости, установленного частью 1 статьи 3 Закона о закупках.

2. Относительно требования предоставления сертификата соответствия, содержащего информацию о функциональных характеристиках и качественных характеристиках товара (или части предлагаемого товара), Комиссия Челябинского УФАС России отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Подпунктом «з» пункта 2.3.1.1 Документации установлено, что участник должен подготовить Заявку в строгом соответствии с требованиями настоящей Документации таким образом, чтобы Заявка не содержала никаких условий, противоречащих требованиям настоящей Документации, и включала предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, (в том числе гарантийные обязательства предприятия изготовителя, сертификаты качества и соответствия, разрешительная документация и иные документы в соответствии с действующими нормативными актами), сведения о стране происхождения товара.

Вместе с тем согласно статье 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (декларацию соответствия, технический паспорт <...> сертификат качества и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации, Заказчик, организатор закупки не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которыми участник закупочной процедуры не может обладать, не приобретая соответствующего товара, при поставке которого передаются соответствующие документы, такие как: паспорт качества, инструкция по эксплуатации, сертификат соответствия, технические условия и так далее, а также документы, подтверждающие результат испытания соответствующих товаров, а именно: протоколы испытаний, заключения, подтверждающие свойства товара, и так далее.

С учетом изложенного требование о представлении в составе заявки участника вышеназванных документов, указанных в Техническом задании, обременяет участника закупки заблаговременно произвести/приобрести указанную в Техническом задании Документации продукцию.

Кроме того, при отсутствии обязанности производителя/дилера продукции как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении сертификатов соответствия возможность участников закупки подать заявку на участие в Аукционе в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - производителя/дилера, его официального представителя.

Также представление в составе заявки на участие в закупке одобрение типа транспортного средства (ОТТС), как документа, подтверждающего соответствие предложенного к поставке товара требованиям Документации, обременяет участника закупки заблаговременно произвести/приобрести товар, являющийся предметом закупки, так как необходимыми сертификатами соответствия обладают лишь производитель/дилер.

При этом Закон о закупках не устанавливает обязанности участника закупки иметь товар, предлагаемый к поставке по предмету закупки, в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке, в связи с чем участник может не обладать информацией о соответствующих свойствах товара, предлагаемого к поставке, при заполнении заявки на участие в закупке.

На основании вышеизложенного Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанные требования являются избыточными, поскольку для их исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры в том числе произвести/приобрести соответствующий товар для получения вышеуказанных документов.

Таким образом, действия Организатора закупки, установившего требования о предоставлении в составе заявки гарантийные обязательства предприятия изготовителя, сертификаты качества и соответствия, разрешительную документацию и иные документы подобные документы в Документации, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и нарушают требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Изучив материалы жалобы, Комиссия считает необходимым выдать Организатору закупки и Заказчику обязательное для исполнения предписание.

Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что Заявителем в жалобе указаны доводы о иных признаках нарушения антимонопольного законодательства, которые будут рассмотрены Челябинским УФАС России в рамках главы 9 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя от 08.11.2019 вх. № 16128 обоснованной.

2. Признать действия Заказчика, выразившиеся в установлении требований к техническим характеристикам предмета закупки, в частности указание размерности шин 275/75R15, несоответствующих положениям пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также нарушением принципа информационной открытости, указанного в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках,

3. Признать действия Организатора закупки, установившего требования о предоставлении в составе заявки гарантийные обязательства предприятия изготовителя, сертификаты качества и соответствия, разрешительную документацию и иные документы в соответствии с действующими нормативными актами в Документации, противоречащими пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и нарушающими требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

4. Выдать Организатору закупки предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.

5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                           <…>

Члены Комиссии                                                                 <…>

                                                                                     <…>

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСК"
ИНН 7453128989, ОГРН 1037403898058
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГАЗЭНЕРГОИНФОРМ"
ИНН 7728696530, ОГРН 1097746173249
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АВТОМАШ"
ИНН 7447066614, ОГРН 1037402337631