Решение №10236/09 1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в... от 25 августа 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация Калининского района города Челябинска

454084, г. Челябинск,

ул. Кирова, д.10

Общество с ограниченной ответственностью «Комтранссервис+»

456612, Челябинская область,

г. Копейск,

ул. Кемеровская, 20

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

РЕШЕНИЕ № 074/06/99-1818/2020(№ 110-ВП/2020)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 20 августа 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 24 августа 2020 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

«<…>»

руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку действийАдминистрация Калининского района города Челябинска (далее — Администрации Калининского района, заказчик) по соблюдению законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на выполнение работ по расчистке территории прибрежной зоны реки Миасс от ул. Северо-Крымская до восточного фасада здания по ул. Братьев Кашириных, д. 75 (извещение №0169300061620000022),на основании информации о нарушении требований действующего законодательства, поступившей от Общества с ограниченной ответственностью «Комтранссервис+» (далее – ООО «Комтранссервис+», заявитель), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Администрации Калининского района города Челябинска «<…>», действующих на основании доверенности № 17 от 17.08.2020;

- в отсутствие представителей ООО «Комтранссервис+», уведомленных о времени и месте заседания Комиссии, заявлений, ходатайств не представлено.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 12.08.2020 поступила жалоба ООО «Комтранссервис+» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по расчистке территории прибрежной зоны реки Миасс от ул. Северо-Крымская до восточного фасада здания по ул. Братьев Кашириных, д. 75 (извещение №0169300061620000022) (далее – аукцион, закупка).

Жалоба возвращена заявителю в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 12.08.2020 № 902-ж/2020, в связи с нарушениемчасти 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, проведение внеплановой проверки назначено на 18 августа 2020 года.

В заседании Комиссии определением от 18.08.2020 объявлялся перерыв до 20.08.2020.

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 31.07.2020 в 10:01.

Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по расчистке территории прибрежной зоны реки Миасс от ул. Северо-Крымская до восточного фасада здания по ул. Братьев Кашириных, д. 75 – 24 884 063, 88рубля.

Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0169300061620000022 от 11.08.2020.

Протокол проведения электронного аукциона от 12.08.2020.

Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 40 %.

Протокол подведения итогов электронного аукциона № 0169300061620000022 от 17.08.2020.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Согласно доводам обращения заявителя заказчиком неправомерно заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки, поскольку объектом закупки, является расчистка территории прибрежной зоны реки, которая включает в себя ликвидацию несанкционированной свалки, вывоз отходов Миасс от ул. Северо-Крымская до восточного фасада здания по ул. Братьев Кашириных, д. 75, а не работы по благоустройству. По мнению заявителя, требования пункта 2.2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99) не распространяются на работы, являющиеся предметом рассматриваемой закупки. Кроме того, заказчиком в документации об аукционе не указан класс опасности отходов; отсутствуют информация о месте передачи отходов, требование о наличии у участника закупки договора на транспортирование и размещение отходов на полигоне.

Представители заказчика с доводами обращения ООО «Комтранссервис+» не согласились и пояснили, что работы по расчистке территории прибрежной зоны как комплекс мероприятий, указанных в ведомости объемов работ, безусловно являются работами по благоустройству территории. В связи с тем, что часть отходов рассматриваемой закупки относится к IV классу опасности, к участникам закупки установлено требование о наличии лицензии. Кроме того, Администрацией установлена обязанность подрядчика для осуществления сдачи работ предоставлять документы, подтверждающие передачу отходов на объект размещения.

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

1.1. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

В соответствии с пунктом 2.2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 к участникам закупки по выполнению работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей предъявляется дополнительное требование - наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

В силу пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения относятся к вопросам местного значения городского поселения.

По мнению заявителя, обобщенное определение благоустройства территорий установлено Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденными Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 613.

Вместе с тем, указанный нормативно-правовой акт утратил силу с 17.12.2015 в связи с изданием Приказа Минстроя России от 05.02.2016 № 59/пр.

Приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр утверждены Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов (далее – Методические рекомендации). В соответствии с пунктом 1.3 Методических рекомендацийк объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе:- детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга;- площадки для выгула и дрессировки собак;- площадки автостоянок;- улицы (в том числе пешеходные) и дороги;- парки, скверы, иные зеленые зоны;- площади, набережные и другие территории;- технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны;- контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.

Как отмечает ООО «Комтранссервис+», указанные заказчиком виды работ вПриложении № 1 к документации об аукционе (Техническое задание), в частности ликвидация несанкционированной свалки, вывоз отходов от ликвидации несанкционированной свалки не подпадают под перечень видов работ по благоустройству, установленный Правилами благоустройства территориигорода Челябинска, утвержденными решением Челябинской городской Думыот 22.12.2015 №16/32 (далее – Правила).

Вместе с тем, разделом 1 Правил – «ВИДЫ РАБОТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ И ИХ ПЕРИОДИЧНОСТЬ» определено, что включают в себя: работы по содержанию объектов благоустройства (пункт 79 Правил); работы по ремонту (текущему, капитальному) объектов благоустройства (пункт 80 Правил); работы по созданию новых объектов благоустройства (пункт 81 Правил).

При этом, в силу пункта 86 Правил установленный перечень видов работ по благоустройству и их периодичность не являются исчерпывающими, при утверждении правил благоустройства территорий внутригородских районов, а также планов благоустройства допускается применение иных видов работ и периодичности их выполнения, соответствующих требованиям нормативных правовых актов, не ухудшающих существующее благоустройство территории.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки №0169300061620000022, пункту 1.1 части 2 информационной карты документации об аукционе, объектом закупки является выполнение работ по расчистке территории прибрежной зоны реки Миасс от ул. Северо-Крымская до восточного фасада здания по ул. Братьев Кашириных, д. 75.

Техническим заданием на выполнение работ по расчистке территории прибрежной зоны реки Миасс от ул. Северо-Крымская до восточного фасада здания по ул. Братьев Кашириных, д. 75 (Приложение № 1 к документации об аукционе) определены: описание объекта закупки; объем, место, сроки выполнения работ.

Так, пунктом 1.4 Технического задания установлено следующее: работы по расчистке зоны благоустройства определяются ведомостью объемов работ (Приложение), в которые входят:1.4.1. расчистка территории от мусора; 1.4.2. расчистка территории от кряжей (распиленных деревьев диаметром ствола от 250 до 500 мм); 1.4.3. расчистка территории от поваленных деревьев (диаметром ствола 200, 500 мм длиной от 4 до 8 м); 1.4.4. спиливание скелетных ветвей в целях санитарной обрезки деревьев с диаметром ствола до 50 см.; 1.4.5. валка деревьев с применением автогидроподъемника с корчевкой пня мягколиственных, твердолиственных при диаметре ствола до 52 см.; 1.4.6. расчистка территории от поросли (в том числе прикорневой) и мелколесья, выкашивание сорной растительности; 1.4.7. ликвидация несанкционированной свалки; 1.4.8. вывоз мусора с учетом погрузки, перевозки грузов, передачи отходов на объект размещения; 1.4.9. вывоз растительных остатков с учетом погрузки, перевозки грузов, передачи отходов на объект размещения; 1.4.10. вывоз древесных остатков с учетом погрузки, перевозки грузов, передачи отходов на объект размещения; 1.4.11. вывоз отходов от ликвидации несанкционированной свалки.

Пунктом 11.2 части 2 информационной карты документации об аукционе определены дополнительные требования, установленные Правительством Российской Федерации к участникам закупок отдельных видов работ в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, и документы (или копии документов), представляемые в составе 2 части заявки и подтверждающие такое соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

Так, дополнительным требованием является «…наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории».

Необходимо отметить, что заявителем не представлено доказательств, материалами дела не подтверждено, что работы, подлежащие выполнению в рассматриваемой закупке, не являются работами по благоустройству территории.

Принимая во внимание начальную (максимальную) цену контракта, объект закупки, антимонопольный орган приходит к выводу о правомерности установления в документации об аукционе требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, необходимо отметить, что в нарушение частей 4, 5 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе требование к участникам закупки по пункту 2.2 Приложения № 1 № 99 установлены в недействующей редакции Постановления Правительства РФ от 04.02.2015.

1.2. Пунктом 11.1 части 2 информационной карты документации об аукционе установлено требование к участникам закупки о наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (по видам работ: сбор отходов IV класса опасности; транспортирование отходов IV класса опасности).

Согласно определению, указанному в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления)сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Поскольку из содержания документации об аукционе следует, что в состав работ, являющихся объектом электронного аукциона, входят:ликвидация несанкционированной свалки; вывоз мусора; вывоз растительных; вывоз древесных остатков; вывоз отходов от ликвидации несанкционированной свалки, деятельность по сбору отходов не является предметом рассматриваемой закупки.

Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требование о наличии лицензии с видом работ сбор отходов IV класса опасности установлено в связи с допущенной технической ошибкой.

Следовательно, требование к участникам закупки о наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (по виду работ: сбор отходов IV класса опасности) установлено заказчиком в нарушение части 5 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, несостоятельным представляется довод заявителя о необходимости установлении требования к участникам закупки о наличии договора на транспортирование, а также договора на размещение отходов.

2. Пунктом 9 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее – каталог отходов) одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.

Однако класс опасности указанных отходов, в документации о закупке не определены, что свидетельствует о неполноте описания объекта закупки, в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Более того, Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее – Приказ) утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), в соответствии с которым выделяются различные виды отходов.

Подпунктом «а» пункта 5 Положения, утвержденного Постановлением № 1062, предусмотрено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором указывает для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - перечень конкретных видов отходов I - IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I - IV классов опасности.

В соответствии с абзацами 1, 2 пункта 70Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.07.2016 № 379, в приказ территориального органа Росприроднадзора о предоставлении лицензии и лицензию включаются сведения, предусмотренные частью 1 статьи 15 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Приказ территориального органа Росприроднадзора о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором указываются виды отходов I - IV классов опасности и виды деятельности, соответствующие этим видам отходов.

Поскольку в работы, являющиеся объектом рассматриваемой закупки входят ликвидация несанкционированной свалки; вывоз мусора; вывоз растительных; вывоз древесных остатков; вывоз отходов от ликвидации несанкционированной свалки, отходы, подлежащие вывозу, могут относиться к различным классам отходов, что повлияет на класс опасности, который должен быть указан в лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Следовательно, отсутствие информации о классе опасности отходов в документации о закупке могло повлиять на объективное установление в документации об аукционе требования к участнику закупки и к составу второй части заявки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части определения заказчиком класса опасности отходов, деятельность по обращению с которыми подлежит лицензированию.

3. Относительно довода заявителя об отсутствии в документации о закупке информации о месте передачи отходов, представителями заказчика указано на пункт 3.7 проекта контракта, в соответствии с которым, в стоимость муниципального контракта входит стоимость выполненных работ согласно Техническому заданию (Приложение к муниципальному контракту, являющееся его неотъемлемой частью), в том числе сумма расходов на материалы, транспортные услуги, погрузочно-разгрузочные работы, другие расходные материалы, используемые в работе, стоимость передачи отходов на объект размещения в специально предназначенное место в соответствии с требованиями действующего законодательства, страхование, оплата налогов, в том числе НДС (если предусмотрен), сборов и других обязательных платежей.

Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребленияобъекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В силу части 6 статьи 12 Закон об отходах производства и потребленияобъекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 16 Приказа Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 Приказа ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 49.

Пунктом 24 Приказа установлено, что Росприроднадзор и его территориальные органы обеспечивают хранение информации об объектах размещения отходов, размещение на своих официальных сайтах в сети «Интернет» сведений об объектах размещения отходов, включенных в ГРОРО, и ежемесячное обновление указанной информации.

Следовательно, сведения об объектах размещения отходов являются общедоступной информацией, обладая которой, участник закупки может сформировать свое ценовое предложение при участии в электронном аукционе. Действия заказчика по неуказанию полигона, на котором будет производиться размещение отходов, не противоречат требованиям действующего законодательства.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение частей 4, 5 статьи 31, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1, части 3 статьи 64Закона о контрактной системе.

2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку допущенное нарушение на результаты осуществленной закупки не повлияло.

3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «<…>»

Члены Комиссии «<…>»

«<…>»

Связанные организации

Связанные организации не указаны