Решение б/н Решение в отн. ООО "Радио.Точка" от 28 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/05/15-3217/2021

28 января 2022 года                                                                                                            г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):

председателя Комиссии:

 

членов Комиссии:

<...> – руководителя Челябинского УФАС России;

<...> – начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

<...> – специалиста - эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 074/05/15-3217/2021, возбужденное по факту превышения нормативов продолжительности вещания рекламы в эфире радиоканала «Радио.Точка.Центр» относительно общей продолжительности суточного вещания, с признаками нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее – Управление Роскомнадзора по Челябинской области) (вх. № 12394-ЭП/21 от 06.09.2021) по факту превышения за период с 00 час. 00 мин. 00 сек. 09.08.2021 до 23 час. 59 мин. 59 сек. 15.08.2021 нормативов продолжительности вещания рекламы в эфире радиоканала «Радио.Точка.Центр» относительно общей продолжительности суточного вещания, с признаками нарушения требований части 2 статьи 15 Федерального Закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»).

Управлением Роскомнадзора по Челябинской области в ходе проведения мероприятия систематического наблюдения в отношении СМИ «Радио.Точка.Центр» за период с 00 час. 00 мин. 00 сек. 09.08.2021 до 23 час. 59 мин. 59 сек. 15.08.2021 установлено, что общий объем вещания составил 09 час. 38 мин. 37 сек., общий объем вещания рекламы составил 06 час. 27 мин. 51 сек.

Таким образом, объем рекламных сообщений радиоканала «Радио.Точка.Центр» за период с 00 час. 00 мин. 00 сек. 09.08.2021 до 23 час. 59 мин. 59 сек. 15.08.2021 составил 67,03%, что превышает нормативы, установленные Федеральным законом «О рекламе».

В подтверждение указанного факта Управлением Роскомнадзора по Челябинской области представлены на файловом депозите в сети «Интернет» на странице «Яндекс.Диск» по адресу: <...> суточные эфиры вещания радиоканала «Радио.Точка.Центр» на частоте 94,8 Мгц в г. Южноуральске за 09.08.2021, 10.08.2021, 11.08.2021, 12.08.2021, 13.08.2021, 14.08.2021, 15.08.2021 с разбивкой по часам трансляции в эфире (от 00:00:00 до 23:59:59), Справка о результатах анализа записи эфира СМИ, Акт систематического наблюдения <...> . А также Управлением Рокомнадзора по Челябинской области представлено Свидетельство о регистрации СМИ <...> (далее — Свидетельство о регистрации средства массовой информации), подтверждающее регистрацию радиоканала «Радио.Точка.Центр» в качестве СМИ, согласно которому учредителем является Общество с ограниченной ответственностью «Радио.Точка» (<...> ) (далее — ООО «Радио.Точка»).

Согласно Свидетельству о регистрации средства массовой информации, примерной тематикой и (или) специализацией СМИ «Радио.Точка.Центр»: рекламная, информационная, музыкально-развлекательная.

Челябинским УФАС России направлен запрос ООО «Радио.Точка» (от 13.09.2021 исх. № АК/11577/21), в ответ на который ООО «Радио.Точка» представило Лицензию на осуществление радиовещания<...> , таблицу эфира вещания радиоканала «Радио.Точка.Центр» за 09.08.2021, 10.08.2021, 11.08.2021, 12.08.2021, 13.08.2021, 14.08.2021, 15.08.2021, график выхода рекламы в эфир «Радио.Точка.Центр» за 09.08.2021, 10.08.2021, 11.08.2021, 12.08.2021, 13.08.2021, 14.08.2021, 15.08.2021, Свидетельство о регистрации СМИ<...> .

Антимонопольным органом вынесено Определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе № 074/05/15-3217/2021 в отношении ООО «Радио.Точка», запрошены необходимые документы и сведения.

В ответ на Определение ООО «Радио.Точка» представило письменные пояснения (вх. № 16553/21 от 25.11.2021) с приложением, согласно которым в Свидетельстве о регистрации средства массовой информации «Радио.Точка.Центр» в качестве основной специализации указана «рекламная деятельность», следовательно положения части 2 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Челябинским УФАС России вынесено Определение об отложении рассмотрения дела № 074/05/15-3217/2021, согласно которому Комиссия запросила документы и сведения у Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области, а также указала на необходимость участия в рассмотрении дела представителя Управления Роскомнадзора по Челябинской области.

Согласно сведениям, представленным Управления Роскомнадзора по Челябинской области (вх. № 18379-ЭП/21 от 28.12.2021), тематика и (или) специализация радиоканала «Радио.Точка.Центр»: рекламная, информационная, музыкально-развлекательная, соответственно, радиоканал «Радио.Точка.Центр» является средством массовой информации, специализирующемся на сообщениях и материалах рекламного характера.

Согласно части 10 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» требования в отношении СМИ «Радио.Точка.Центр», установленные частями 1-9 данной статьи, не применяются, при условии, что при осуществлении вещания радиоканалом продолжительность рекламы составляет восемьдесят и более процентов времени фактического вещания в течение суток. В ходе планового систематического наблюдения установлено, что данное условие не соблюдается, что подтверждается записью эфира.

Таким образом, требования установленные частью 2 статьи 15 Федерального закона «О рекламе», распространяются на СМИ радиоканал «Радио.Точка.Центр».

 

Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

В соответствии со статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон «О СМИ») под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом.

Нормы статьи 31 Закона «О СМИ» предусматривают возможность осуществления радиовещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого установлены специальные правила (статья 2 Закона «О СМИ»).

Согласно статье 36 Закона «О СМИ» распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с письмом ФАС России от 08 октября 2015 года АК/54867/15 «О порядке расчета объема рекламы в радиопрограммах» в случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.

СМИ радиоканал «Радио.Точка.Центр» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера (<...>), а также имеет Лицензию на осуществление радиовещания <...>.

Специалистами Челябинского УФАС России осуществлено прослушивание эфиров вещания, размещенных в сети «Интернет» на странице «Яндекс.Диск» по адресу: <...>  о чем составлены Акты прослушивания № 114-2021 от 22.10.2021, № 116-2021 от 22.10.2021, № 117-2021 от 22.10.2021, № 118-2021 от 02.11.2021, № 119 от 02.11.2021, № 120 от 02.11.2021, № 121 от 02.11.2021 (далее — Акты прослушивания).

По результатам прослушивания установлено, что радиоканал «Радио.Точка.Центр» вещает на одной чистоте с радиоканалом СМИ «Европа Плюс». При расчете объема рекламы относительно всей программы вещания в сутки специалисты Челябинского УФАС России исходили из объема суточного вещания для радиоканала «Радио.Точка.Центр» отдельно, исключая время вещания радиоканала «Европа Плюс».

Таким образом, объем рекламных сообщений на радиоканале «Радио.Точка.Центр» в период с 09.08.2021 по 15.08.2021 составляет:

 

 

Вещание в сутки, ч.

 

Реклама, ч.

%

09.08.2021

01 час. 22 мин. 03 сек.

00 час. 42 мин. 22 сек.

более 51%

10.08.2021

01 час. 24 мин. 42 сек.

00 час. 55 мин. 57 сек.

более 65%

11.08.2021

01 час. 15 мин. 33 сек.

00 час. 51 мин. 23 сек.

более 68%

12.08.2021

01 час. 30 мин. 51 сек.

00 час. 55 мин. 29 сек.

более 61%

13.08.2021

01 час. 22 мин. 00 сек.

00 час. 50 мин. 16 сек.

более 61%

14.08.2021

01 час. 25 мин. 19 сек.

00 час. 58 мин. 49 сек.

более 68%

15.08.2021

01 час. 18 мин. 09 сек.

00 час. 44 мин. 14 сек.

более 56%

 

В соответствии с частью 10 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» требования, установленные частями 1 - 9 настоящей статьи, не распространяются на радиопрограммы, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, при условии, что в таких радиопрограммах продолжительность рекламы составляет восемьдесят и более процентов времени фактического вещания в течение суток.

Согласно Актам прослушивания продолжительность рекламы СМИ радиоканала «Радио.Точка.Центр» в период с 09.08.2021 по 15.08.2021 составляет менее восьмидесяти процентов времени фактического вещания в течение суток, тем самым условие части 10 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» не соблюдается.

Следовательно, часть 10 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» не подлежит применению к СМИ радиоканал «Радио.Точка.Центр».

Таким образом, деятельность СМИ радиоканала «Радио.Точка.Центр» должна соответствовать требованиям, установленным частями 1 - 9 статьи 15 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

 

Принимая во внимание Акты прослушивания, продолжительность рекламы СМИ радиоканала «Радио.Точка.Центр» в период с 09.08.2021 по 15.08.2021 составила более двадцати процентов времени вещания в течение суток, что говорит о нарушении части 2 статьи 15 Федерального закона «О рекламе».

На основании части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части нарушения части 2 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Согласно статье 3 Федерального Закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем следует признать ООО «Радио.Точка» (<...>) как учредитель радиоканала «Радио.Точка.Центр».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу, распространенную в период 09.08.2021 по 15.08.2021 в эфире радиоканала «Радио.Точка.Центр», продолжительностью, превышающей двадцать процентов времени вещания в течение суток, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 2 статьи 15 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Радио.Точка» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Радио.Точка» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны