Решение №12605/09 1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в... от 12 октября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Районная больница г. Верхнеуральск»

455001, Челябинская область,

г. Магнитогорск,

ул. Герцена, д.4

Индивидуальный предприниматель

«<…>»

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

РЕШЕНИЕ № 074/06/99-2301/2020 (№ 139-ВП/2020)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 07октября 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 12 октября 2020 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

«<…>»

руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку действий Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Районная больница г. Верхнеуральск» (далее — ГБУЗ «Районная больница г. Верхнеуральск», заказчик) по соблюдению законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на поставку автомасел и автомобильных жидкостей (извещение № 0369300010720000199), на основании информации о нарушении требований действующего законодательства, поступившей от Индивидуального предпринимателя «<…>» (далее – ИП «<…>», заявитель), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей ГБУЗ «Районная больница г. Верхнеуральск» «<…>», действующих на основании доверенностей №№ 2136, 2135 от 05.10.2020;

- в отсутствие ИП «<…>», уведомленнго о времени и месте заседания Комиссии, заявлений, ходатайств не представлено.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 01.10.2020 поступила жалоба ИП «<…>» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку автомасел и автомобильных жидкостей (извещение № 0369300010720000199) (далее – аукцион, закупка).

Жалоба возвращена заявителю в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 02.10.2020 № 1049-ж/2020, в связи с нарушением части 7 статьи 105 Закона о контрактной системе, проведение внеплановой проверки назначено на 07 октября 2020 года.

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 16.09.2020 в 14:15.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку автомасел и автомобильных жидкостей – 209 765, 40 рублей.

Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционеот 24.09.2020.

Контракт заключен 05.10.2020 ООО «Габарит-Авто».

Согласно доводам обращения заявителя описание объекта закупки осуществлено заказчиком в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе. Так, например, неправомерно установлено требование к поставке товара определенного производителя масел и охлаждающих жидкостей «Газпромнефть», исключая возможность поставки аналогов или эквивалента. При этом, в качестве обоснования установления такого требования ГБУЗ «Районная больница г. Верхнеуральск» указало на необходимость обеспечения взаимодействия такого товара с товаром, используемым заказчиком, а именно «без аналога для доливки».

Представители заказчика с доводами обращения ИП «<…>» не согласились и пояснили, что на данный момент в системе смазки двигателя, а также в системе охлаждения двигателей автомобилей ГБУЗ «Районная больница г. Верхнеуральск» залиты моторные масло и охлаждающая жидкость фирмы «Gazpromneft», приобретенные по результатам аукциона в 2019 году.

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона для закупки №0369300010720000199 от 16.09.2020 объектом закупки является поставка автомасел и автомобильных жидкостей.

Согласно пункту 2 информационной карты документации об аукционе описание объекта закупки указано в соответствии с техническим заданием (Приложение №1 к аукционной документации).

Приложение №1 к информационной карте документацииоб электронном аукционе (техническое задание) представляет собой таблицу, включающую в себя, в том числе, Код ОКПД 2/Код КТРУ; наименование товара; Характеристики товара КТРУ(неизменяемые); дополнительные характеристики*; количество.

Так, по позициям с 1 по 6 и 8 ГБУЗ «Районная больница г. Верхнеуральск» указано в качестве дополнительной характеристики: Gazpromneft <…> (без аналога для доливки). При этом, согласно сноске *заказчик закупает масла, смазки и технические жидкости для обеспечения взаимодействия с уже залитыми в автомобили маслами и техническими жидкостями и действует согласно требованиям производителя масел и технических жидкостей, используемых заказчиком.

Следовательно, описание объекта закупки определяет товар конкретного производителя.

Представители заказчика пояснили, что ГБУЗ «Районная больница г. Верхнеуральск» приобретается товар для взаимодействия с товарами, используемыми заказчиком. Указанные в описании объекта закупки масла и охлаждающая жидкость уже залиты в автотранспортные средства. Продукция компании ООО «Газпромнефть-СМ», согласно представленному на заседание Комиссии письму начальника отдела информационно-технической поддержки ООО «Газпромнефть-СМ» от 05.10.2020 № СМ-10-018/17, представлена во всех регионах Российской Федерации.

Антимонопольный орган обращает внимание, что потребность заказчика в использовании технических жидкостей и смазочных материалов конкретного производителя не освобождает заказчика от обязанности при описании существующей потребности соблюдать требования законодательства о контрактной системе, в том числе правила описания объекта закупки, установленные в статье 33 Закона о контрактной системе.

Так, , являются зарегистрированными товарными знаками ПАО «Газпром» в Российской Федерации (свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) № 402280, зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации 27 февраля 2010 года и свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) № 402278, зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации 27 февраля 2010 года соответственно).

 

Положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе допускают заказчику при описании объекта закупки использовать указание на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент», либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Вместе с тем, в документации об аукционе рассматриваемой закупки содержится информация о конкретной марке товара производителя «Газпромнефть» с сопровождением слов (без аналога); представленное заказчиком в материалы дела письмо компании–производителя масел и технических жидкостей, не является технической документациейна используемые заказчиком машины и оборудование, в связи с чем, довод ГБУЗ «Районная больница г. Верхнеуральск» о соответствии описания объекта закупки требованиям действующего законодательства является несостоятельным.

Таким образом, описание объекта закупки осуществлено заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

2. В силу пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 20 информационной карты документации об аукционе дата начала срока предоставленияучастникам аукциона разъяснений – 16 сентября 2020 года; дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений – 22 сентября 2020 года.

Из представленного заказчиком скриншота карточки закупки следует, что с электронной площадки ГБУЗ «Районная больница г. Верхнеуральск» поступили 2 запроса о разъяснении положений документации об электронном аукционе: 18.09.2020; 21.09.2020. Вместе с тем, разъяснение положений документации об электронном аукционе размещено заказчиком на один запрос, что не соответствует части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе. Как пояснили представителиГБУЗ «Районная больница г. Верхнеуральск» техническая возможность у заказчика разместить ответ на второй запрос отсутствовала. Однако материалами дела указанный довод заказчика не подтвержден.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.

3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «<…>»

Члены Комиссии «<…>»

«<…>»

Связанные организации

Связанные организации не указаны