Решение б/н 1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ООО Фирма... от 13 марта 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFУправление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (Управление Роскомнадзора по Челябинской области)
454080, г. Челябинск,
ул. Энгельса, д. 44-Д
ООО Фирма «Урал-ТР»
454091, Челябинская обл.,
г. Челябинск,
ул. Разина, д.4, оф. 801
РЕШЕНИЕ
28 февраля 2020 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: |
<…> – заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
членов Комиссии:
|
<…> – начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; <…> – специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело № 074/05/15-2771/2019, возбужденное по факту превышения 21 октября 2019 года нормативов продолжительности вещания рекламы в эфире радиоканала «Европа плюс Челябинск» относительно общей продолжительности суточного вещания, с признаками нарушения требований части 2 статьи 15 Федерального Закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
Челябинское УФАС России рассмотрело заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее – Управление Роскомнадзора по Челябинской области) по факту превышения 21 октября 2019 года нормативов продолжительности вещания рекламы в эфире радиоканала «Европа плюс Челябинск» относительно общей продолжительности суточного вещания, с признаками нарушения требований части 2 статьи 15 Закона о рекламе.
Из заявления следует, что за период с 00 ч. 00 мин. 21.10.2019 до 23 ч. 59 мин. 21.10.2019 в эфир СМИ «ЕВРОПА ПЛЮС ЧЕЛЯБИНСК» выходили рекламные ролики общей продолжительностью 00 ч. 26 мин. 57 сек. (25,79 % от общей продолжительности вещания СМИ «ЕВРОПА ПЛЮС ЧЕЛЯБИНСК» в сутки, составляющему 01 ч. 44 мин. 29 сек).
В подтверждение указанного факта Управлением Роскомнадзора по Челябинской области представлена аудиозапись эфира СМИ «ЕВРОПА ПЛЮС ЧЕЛЯБИНСК» с 00 ч. 00 мин. 21.10.2019 до 23 ч. 59 мин. 21.10.2019, а также справка о результатах анализа записи эфира на частоте 101,6 МГц г. Челябинск Челябинской области за период с 00 ч. 00 мин. 21.10.2019 по 23 ч. 59 мин. 21.10.2019.
Управлением Роскомнадзора по Челябинской области совместно с заявлением представлено Свидетельство о регистрации СМИ «ЕВРОПА ПЛЮС ЧЕЛЯБИНСК», регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия <…>, согласно которому учредителем СМИ «ЕВРОПА ПЛЮС ЧЕЛЯБИНСК» является ООО Фирма «Урал-ТР» (ОГРН: 1027402546093, дата присвоения ОГРН: 04.11.2002, ИНН: 7453013265, КПП: 745101001, адрес регистрации: 454091, Челябинская обл., г. Челябинск, ул.Разина, д.4, оф. 801).
Также представлена лицензия на осуществление радиовещания серия <…> № <…> , предоставленная ООО Фирма «Урал-ТР».
Данная лицензия определяет наименование средства массовой информации – «ЕВРОПА ПЛЮС ЧЕЛЯБИСК» (Приложение № 1 к лицензии серия РВ № 20234 от 27.03.2012).
Кроме того в лицензии указаны направления вещания: информационно-музыкальное (новости, прогнозы погоды, игры, викторины, программы по заявкам слушателей, музыка), музыкальное (музыка отечественных и зарубежных исполнителей, концерты отечественной и зарубежной музыки, музыкальные программы, игры), информационное (новости, репортажи и т.д.).
ООО Фирма «Урал-ТР» представило письменные пояснения, согласно которым в компании действует система контроля общего объема суточного вещания радиоканала в течение суток: разработан соответствующий регламент для ответственных за это сотрудников, проводится еженедельный мониторинг на основании выгрузки рекламных материалов, предусмотрены меры ответственности за нарушение регламента.
Согласно пояснениям ООО Фирма «Урал-ТР», нарушение было допущено впервые в связи с возникшими техническими проблема. В рамках вещания СМИ «ЕВРОПА ПЛЮС ЧЕЛЯБИНСК» должна была выйти программа «Челябинск ONLINE» продолжительностью 53 минуты с 21:03 до 21:57 местного времени. Вещание эфира осуществляется с помощью программы Djin, установленной на ПК. Эфирное расписание состоит из блоков ретрансляции спутникового сигнала и блоков местного вещания. Переход со спутникового вещания на местное вещание и обратно срабатывает с помощью распознавания ДТМФ – меток. В указанное время по причине технического сбоя в программе Djin не произошел переход спутникового вещания на местное, а т.к. доступ к эфирному оборудованию после 22:00 часов ограничен, в «ручном» режиме сбой не был устранен, и радиопрограмма «Челябинск ONLINE» не вышла в эфир.
ООО Фирма «Урал-ТР» указывает, что объем вещания СМИ «ЕВРОПА ПЛЮС ЧЕЛЯБИНСК» составил 01. ч. 44 мин. 29 сек. вместо запланированных 02 ч. 38 мин. 30 сек., а объем рекламы – 25,79% вместо 17% от общего времени вещания СМИ.
Для предотвращения дальнейших нарушений ООО Фирма «Урал-ТР» были приняты все возможные меры: 22.10.2019 было обновлено программное обеспечение Djin, а 23.10.2019 были проведены профилактические работы на рабочей станции.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В Челябинское УФАС России обратилось Управление Роскомнадзора по Челябинской области по факту превышения 21 октября 2019 года нормативов продолжительности вещания рекламы в эфире радиоканала «Европа плюс Челябинск» относительно общей продолжительности суточного вещания, с признаками нарушения требований части 2 статьи 15 Закона о рекламе.
Согласно положениям статьи 3 Закона о рекламе под рекламой следует понимать информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1); объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2); товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3).
Информация, распространяемая ООО Фирма «Урал-ТР» в эфире СМИ «Европа плюс Челябинск», была адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, следовательно, является рекламой.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.
Понятие радиопрограммы содержится в статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ), в соответствии с которой под радиопрограммой понимается совокупность периодических аудиосообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных звуковых сообщений и материалов. Правила для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала.
При этом нормы статьи 31 Закона о СМИ предусматривают возможность осуществления радиовещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.
Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации, не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).
Поскольку из лицензии следует, что СМИ «Европа плюс Челябинск» (ООО Фирма «Урал-ТР») осуществляет такие направления вещания, как: информационно-музыкальное (новости, прогнозы погоды, игры, викторины, программы по заявкам слушателей, музыка), музыкальное (музыка отечественных и зарубежных исполнителей, концерты отечественной и зарубежной музыки, музыкальные программы, игры), информационное (новости, репортажи и т.д.), то при размещении рекламы должны соблюдаться требования части 2 статьи 15 Закона о рекламе.
При этом в объем рекламы, транслирующийся в радиопрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной радиопрограммы, в том числе региональная реклама, размещавшаяся региональным партнером в федеральном средстве массовой информации (по соответствующему договору между ними).
Анализ норм Закона о СМИ показывает, что расчет объема транслируемой рекламы осуществляется только с учетом выходов региональной рекламной информации.
Челябинским УФАС России осуществлен расчет объема транслируемой рекламы СМИ «ЕВРОПА ПЛЮС ЧЕЛЯБИНСК» с 00 ч. 00 мин. 21.10.2019 по 23 ч. 59 мин. 21.10.2019.
По результатом расчета установлено, что продолжительность вещания СМИ «ЕВРОПА ПЛЮС ЧЕЛЯБИНСК» в сутки 21.10.2019 составила 01 ч. 44 мин. 29 сек.
При этом объем рекламы в указанный период составил 00 ч. 26 мин. 57 сек., что составляет 25,79 % по отношению к вещанию СМИ в сутки, что противоречит требованиям части 2 статьи 15 Закона о рекламе, устанавливающей возможность размещения рекламы в радиопрограммах в количестве 20 %.
С учетом изложенного, вещание рекламы в радиопрограмме СМИ «ЕВРОПА ПЛЮС ЧЕЛЯБИНСК» в течение суток в объеме 25,79 %, то есть с превышением установленной 20% нормы времени вещания рекламы в течение суток, является нарушением части 2 статьи 15 Закона о рекламе.
ООО Фирма «Урал-ТР» признает превышение установленной 20% нормы времени вещания рекламы в течение суток.
Частью 7 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрена ответственность рекламораспространителя, в том числе за нарушение требований части 2 статьи 15 Закона о рекламе.
Рекламораспространителем в силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем рекламы с превышением допустимого объема относительно общего объема суточного вещания является ООО Фирма «Урал-ТР» (ОГРН: 1027402546093, дата присвоения ОГРН: 04.11.2002, ИНН: 7453013265, КПП: 745101001, адрес регистрации: 454091, Челябинская обл., г. Челябинск, ул.Разина, д.4, оф. 801), как лицо, осуществляющее радиовещание на основании лицензии: серия <…> № <…>, а также являющееся учредителем СМИ «ЕВРОПА ПЛЮС ЧЕЛЯБИНСК».
Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
В настоящее время распространение ненадлежащей рекламы прекращено.
Кроме того, для предотвращения дальнейших нарушений ООО Фирма «Урал-ТР» были приняты все возможные меры: 22.10.2019 было обновлено программное обеспечение Djin, а 23.10.2019 были проведены профилактические работы на рабочей станции.
Поскольку в настоящее время распространение ненадлежащей рекламы прекращено, необходимость выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отсутствует.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ООО Фирма «Урал-ТР» (ОГРН: 1027402546093, дата присвоения ОГРН: 04.11.2002, ИНН: 7453013265, КПП: 745101001, адрес регистрации: 454091, Челябинская обл., г. Челябинск, ул.Разина, д.4, оф. 801) 21.10.2019 с превышением предельно допустимого объема – 20 % времени вещания в течение суток, что противоречит требованиям части 2 статьи 15 Закона о рекламе.
- Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО Фирма «Урал-ТР» и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…> <…>