Решение №074/06/105-1549/2021 1. Признать жалобу ООО «ИПГ» на действия заказчика при прове... от 8 июня 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 92 Федерального медико-биологического агентства»

пр-т Макеева, д. 21, г. Миасс,

Челябинская область, 456320

ООО «Инвестиционно-

промышленная группа»

пр-т К.Маркса, д. 32, неж. пом. 1,

г. Озерск, Челябинская область, 456787

АО «Единая Электронная

Торговая Площадка»

115114, г. Москва,

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

Аукционной комиссии по аукциону

(извещение № 0369100047221000029)

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-1549/2021

по делу № 536-ж/2021

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 08 июня 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 11 июня 2021 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-промышленная группа» (далее – ООО «ИПГ», заявитель, Общество) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств и расходников к ним (извещение № 0369100047221000029), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 92 Федерального медико-биологического агентства» (далее – Учреждение, Заказчик): <…>., действующей на основании доверенности № 01-07/565-4 от 04.06.2021; <…>, действующей на основании доверенности № 01-07/565-1 от 04.06.2021; <…>, действующей на основании доверенности № 01-07/565-2 от 04.06.2021; <…>, действующей на основании доверенности № 01-07/565-3 от 04.06.2021;

- представителей Заявителя: директора Общества <…>., действующей на основании Протокола № 26 внеочередного собрания участников Общества, <…>., действующей на основании доверенности б/н от 07.06.2021,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 01.06.2021 поступила жалоба ООО «ИПГ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств и расходников к ним (извещение № 0369100047221000029) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 25.05.2021 в 16:52.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку дезинфицирующих средств составляет 1 079 157,80 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 02.06.2021 09:00.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0369100047221000029 от 04.06.2021 на участие в закупке поступило две заявки, только одна из которых признана соответствующей аукционной документации.

Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника от 09.06.2021 аукцион признан несостоявшимся.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

Доводы жалобы ООО «ИПГ» заключаются в следующем.

1. По мнению Заявителя, заказчиком в описании объекта закупки установлены избыточные требования к закупаемому товару.

1) Пункт 1 Технического задания: «Действующие вещества: комплекс ЧАС (четвертичных аммонийных соединений) – не менее 25 %, третичный амин» и «При проведении дезинфекции поверхностей по туберкулезу, с тестированием на Micobacterium terrae, процентное содержание действующих веществ в рабочем растворе для проведения дезинфекции должно быть следующее: ЧАС – не менее 0,25 %, третичного амина – не менее 0,1 %», что по сути характеризует определенную рецептуру и не позволяет участникам предложить дезинфицирующие средства с иным содержанием действующих веществ, но полностью удовлетворяющих антимикробным, функциональным и потребительским свойствам. Требование же именно к такому процентному содержанию действующих веществ не регламентируется ни одним нормативным документом.

2) Пункт 2 Технического задания: установлена совокупность требований: «Действующие вещества: перекись водорода – не более 20 %, комплекс ЧАС (четвертичных аммонийных соединений), полимерное производное гуанидина» и «При проведении стерилизации ИМН процентное содержание перекиси водорода в рабочем растворе, применяемом для стерилизации, должно быть не менее 6 %, время экспозиционной выдержки не более 60 минут», что не позволяет участникам предложить дезинфицирующие средства с иным с содержанием перекиси водорода более 20%, но полностью удовлетворяющих антимикробным, функциональным и потребительским свойствам.

3) Пункт 3 Технического задания: требование о поставке средства в фасовке не менее 1 кг в упаковке. В аукционной документации отсутствуют сведения об общем количестве таблеток (максимальное количество может быть сколь угодно большим), выходе рабочего раствора из одной таблетки, расходе рабочего раствора на м² в зависимости от назначения и режимов использования, что не позволяет сделать вывод о потребности заказчика и предложить средство в фасовке менее 1 кг.

4) Пункт 4 Технического задания: действующие вещества - смесь спиртов (пропанол-1 и пропанол-2) – не более 30%, что ограничивает участников с содержанием в средствах одного спирта, требование к процентному содержанию смеси спиртов не более 30%, также не регламентируется нормативными документами. Форма выпуска не менее 0,75л не позволяет предложить меньшую фасовку.

5) Пункт 5 Технического задания: действующее вещество - гипохлорит натрия не менее 1%. Требование к содержанию гипохлорита натрия не менее 1% не регламентируется нормативными документами. Форма выпуска не менее 0,75л не позволяет предложить меньшую фасовку.

6) Пункты 5, 6, 7 Технического задания: действующие вещества: спирт пропанол-2 или смесь спиртов (пропанол-1 и пропанол-2) -не менее 70%, антимикробную добавку комплекс ЧАС (в комплексе обязательно наличие бензэтоний хлорида) или клатрат четвертичного аммониевого соединения с карбамидом. Установление требования наличие в комплекс ЧАС обязательно именно бензэтоний хлорида ничем не обусловлено, средство без его содержания будет обладать теми же свойствами.

7) Пункты 8, 9 Технического задания» содержат требование к отсутствию в составе ЧАС и наличию в качестве антимикробной добавки только феноксиэтанола.

8) Пункты 8, 9 Приложения № 1 «Технического задания» содержит требование к содержанию в средстве: «Состав средства: кислородсодержащие соединения (перкарбонат натрия) - 50% и тетраацетилэтилендиамина (ТАЭД) – 25%» и одновременно «средство совместимо с эндоскопическим оборудованием марки «Олимпас», подтвержденным производителям эндоскопического оборудования» не позволяет предложить иное средство, кроме «Секусепт актив». При этом, в нормативной документации не указано, что для целей, требуемых Заказчику, необходима именно такая рецептура средства и именно в таком процентном соотношении.

9) Пункты 8, 9 Технического задания: содержит требование к содержанию в средстве: действующие вещества: третичный амин – не менее 0,05 %, а также катионные и неионогенные ПАВ, отсутствие в средстве спирта и то, что средство готовый раствор и одновременно и для быстрой дезинфекции и для замачивания инструмента многократно в течение 10 дней, под данное описание подходит только средство Юнит экспресс, производства Юнитор. Форма выпуска не менее 0,75л не позволяет предложить меньшую фасовку.

10) Пункт 18 и 22 Технического задания: требование к форме выпуска не менее 100 салфеток, что не позволяет предложить меньшую фасовку. Пересчет с сохранением общего объема не предусмотрен.

11) Пункт 23 Технического задания: требование к содержанию в средстве гипохлорита натрия, что в совокупности с режимами применения не позволяет предложить иные средства, кроме средства ЯНИЛИС (гипохлорит натрия, 6,25%), производство Юнитор.

Таким образом, по мнению Заявителя, включение в аукционную документацию описания рецептуры дезинфицирующего средства, в том числе указание процентного содержания действующих веществ, носит избыточный характер, что приводит к ограничению количества участников закупки и не соответствует пунктам 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

2. В извещении о проведении аукциона, в аукционной документации отсутствуют сведения об установлении ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, а также требования к документам, которые должен представить участник закупки в составе второй части заявки в подтверждение соответствия указанным ограничениям.

3. По мнению Заявителя, в связи с необходимостью установления национального режима, аукционная документация не должна содержать товары не входящие в перечень продукции, установленной утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, а именно товары по пунктам 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 24 Технического задания.

Кроме того, как указывает Заявитель, в отношении товара, предусмотренного пунктами 10, 11 Технического задания, Заказчиком не верно указан код КТРУ.

Заказчик по доводам жалобы представил письменные пояснения, пояснил следующее.

  1. Концентрация действующего вещества в концентрате и в рабочем растворе средства – это значимые для Заказчика характеристики, без описания которых невозможно получить в результате конкурсной закупки продукцию, отвечающую всем требованиям Заказчика и необходимую для обеспечения санитарно-эпидемиологического процесса в лечебном учреждении.

В ряде нормативных документов (например, «Федеральные клинические рекомендации по выбору средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях» (далее- Федеральные Рекомендации), а также, проект санитарно-эпидемиологических правил СП "САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ ИНФЕКЦИОННЫХ И ПАРАЗИТАРНЫХ БОЛЕЗНЕЙ", вступающих в силу с 01.09.2021 года, рекомендации Роспотребнадзора, выпущенные в 2020 году, и др.) приводятся сведения об эффективных концентрациях некоторых групп действующих веществ в рабочих растворах. В Федеральных Рекомендациях проводится также формула для расчета данной характеристики (пункт 6.4, стр. 32).

Однако сведения об эффективных концентрациях, приведенные в данных санитарных нормативах, не отражают все режимы применения, которые необходимы Заказчику. В инструкциях по применению любого дезинфицирующего средства порядка нескольких десятков конкретных режимов применения (например, дезинфекция поверхностей посуды, санитарно-технического оборудования, медицинских отходов, медицинских изделий и т.п.). Поэтому использование только сведений из нормативных документов для выставления ограничений в отношении концентраций действующих веществ в рабочих раствора, для Заказчика недостаточно.

Поскольку регистрация режимов дезинфекции не регламентируется в области минимальных эффективных концентраций действующих веществ нормативными документами. Не во всех инструкциях содержатся режимы применения, отвечающие не только новейшим требованиям к минимальным эффективным концентрациям, изложенным в рекомендациях Роспотребнадзора, но и к требованиям, изложенным в Федеральных рекомендациях, которые изданы в 2015 году.

Лечебное учреждение опытным путем (в результате апробации дезинфектантов) установило, что определенное дезинфицирующее средство имеет эффективные режимы применения и желает в результате закупки получить не менее эффективный эквивалент. Поскольку профилактические дезинфекционные мероприятия в отношении возбудителей туберкулеза являются очень важными для Заказчика, именно в отношении содержания действующих веществ в рабочем растворе по противотуберкулезному режиму и выставлены соответствующие требования.

Если из технического задания убрать требования к процентной концентрации действующих веществ в концентрате и в рабочем растворе, это будет ограничивать к поставке более концентрированные дезинфектанты с эффективными в микробиологическом плане режимами применения.

Заказчик, являющийся лечебным учреждением, не получит в результате конкурсной закупки средство, которое будет гарантированно эффективным по всем запрашиваемым режимам применения. Требования, выставленные в техническом задании к процентной концентрации действующих веществ, указаны в виде диапазонных, а не конкретных значений. Под обозначенные требования «не менее 25 %», «не менее 0,25 %» и т.п., подходит широкий диапазон конкретных значений, поэтому вывод о том, что требования к составу «закрепляет за собой определенную рецептуру» является некорректным. Под требования Заказчика полностью подходят не менее двух эквивалентных дезинфицирующих средств разных производителей, что так же свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции среди участников закупки.

2) Требование в отношении процентного содержания перекиси водорода в рабочем растворе, обеспечивающем спороцидный эффект, основано на рекомендациях нормативного документа Методические указания МУ 3.1.3420—17 «Обеспечение эпидемиологической безопасности нестерильных эндоскопических вмешательств на желудочно-кишечном тракте и дыхательных путях». В пункте 2.7 данного санитарного норматива указано: «Для ДВУ эндоскопов для нестерильных вмешательств и стерилизации инструментов к ним применяются химические средства, регламентированные п. 7.5 и 7.6 СП 3.1.3263—15 с учетом рекомендаций производителей эндоскопов по воздействию на материалы изделий. Для разработанных к настоящему времени средств концентрации наиболее распространенных действующих веществ в рабочих растворах (или готовых к применению формах), для которых научно доказано наличие спороцидных свойств при комнатных значениях температуры, составляют, как правило, для глутарового альдегида – не менее 2,0 %, ортофталевого альдегида – 0,55 %, перекиси водорода – не менее 6,0 %, надуксусной кислоты – не менее 0,2 %».

В четком соответствии с данным нормативом, Заказчик указал в техническом задании, что при проведении стерилизации ИМН процентное содержание перекиси водорода в рабочем растворе должно быть не менее 6 %.

Требования к процентной концентрации перекиси водорода в концентрате («не более 20 %») обусловлены неудобствами, связанными с практическим применением концентрированных растворов пероксида водорода. Концентрированные растворы перекиси водорода чувствительны к кинетическому воздействию (удар, взбалтывание, тряска), которое может привести к разложению вещества со взрывом (выделяется кислород и тепло). Разложение также происходит при воздействии солнечного света, нагревании.

3) Упаковки более одного килограмма удобны для Заказчика в связи с распределением данного товара между разными подразделениями и периодичностью применения. Кроме того, в соответствии с потребностями рынка дезсредств, большинство производителей выпускают данные средства в фасовке 1 кг. Это самый востребованный вид фасовки среди лечебных учреждений в связи со своим удобством и поэтому самый распространенный.

4) В описании объекта закупки по позиции 4 обязательное условие - низкое содержание спирта (не более 30 %), поскольку производители медицинской техники указывают, что высокое содержание спиртов в составе средства для дезинфекции датчиков диагностических аппаратов может привести к порче изделия. Высокое содержание спирта так же делает препарат огнеопасным и ограничивает его применение на поверхностях.

Несмотря на то, что пропанол-1 и пропанол-2 подобны по своим свойствам, между ними есть различия по биоцидной активности (способности химических ДС вызывать гибель определенных видов микроорганизмов) и по токсичности (что может проявляться в индивидуальных аллергических реакциях у отдельных сотрудников). Соответственно, Заказчику необходимо средство, содержащий смесь спиртов, чтобы использовать преимущества биоцидной активности каждого из них и минимизировать риск проявления индивидуальных аллергических реакций при использовании средства на основе моноспиртов пропанола-1 или пропанола-2.

Требование к фасовке так же связаны с удобством практического применения и распределения между сотрудниками данного товара. Это одна из наиболее распространённых форм выпуска, данным требованиям соответствуют средства разных производителей.

5) Содержание активного хлора в хлорактивном препарате напрямую отражает его концентрированность, то есть содержание действующих веществ в составе. Под требование Заказчика «не менее 1 %» подходит большое количество вариантов значений. Содержание «активного хлора» прописывается и законодательно закрепляется для данного вида товара в инструкциях по применению. Инструкции по применению дезинфицирующего средства по своей сути так же являются нормативными документами, регламентирующими режимы и особенности применения каждого средства.

Требование к фасовке так же связаны с удобством практического применения и распределения между сотрудниками данного товара.

6) При формировании описания объекта закупки, в части описания состава требуемой антимикробной добавки по позициям 6, 7, 8 и 9, учтено положение СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» пункт 12.3: «При выборе кожных антисептиков, моющих средств и средств для ухода за кожей рук следует учитывать индивидуальную переносимость».

Федеральные рекомендации в пункте 6.37 также содержат следующее указание: «При выборе кожных антисептиков, моющих средств, а также средств для ухода за кожей рук необходимо учитывать индивидуальную переносимость медицинского персонала. Для этих целей рекомендуется проводить предварительный отбор средств с различным химическим составом и от разных производителей. Целью отбора является определение наиболее безопасных и комфортных в применении средств».

С целью минимизации проявления аллергических реакций в случаях индивидуальной непереносимости указаны требования к отсутствию в составе определенных групп действующих веществ. Без учета состава антисептика невозможно оценить комфортность применения средства, отсутствие аллергических реакций и случаев индивидуальной непереносимости. При проведении предварительного отбора установлено, что антисептические средства, содержащие в составе определенные группы действующих веществ, показали аллергический эффект в результате апробирования.

В техническом задании в составе кожного антисептика запрашиваются именно антимикробные добавки комплекс ЧАС с содержанием бензэтоний хлорид или клатрат четвертичного аммониевого соединения с карбамидом, поскольку они обладают наибольшей эффективностью и наименьшим аллергическим эффектом в сравнении с ранее используемыми антисептиками, содержащими другие ЧАС в своем составе.

7) На основании пункта 4.11 приказа ФМБА России от 24.07.2017г. № 145 «Об обеспечении мер по повышению эффективности и безопасности эндоскопических вмешательств с медицинских организациях, подведомственных ФМБА России», письма ФМБА России от 10.01.2018г. № 52/09 «Об итогах экспертизы средств химической дезинфекции и стерилизации ФМБА России», необходимо обеспечить применение дезинфицирующих средств для обработки эндоскопического оборудования в строгом соответствии СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах», согласно пункту 7.2 которого при выборе средств очистки, дезинфекции (в том числе ДВУ), а также средств и методов стерилизации должны учитываться рекомендации изготовителей эндоскопов и инструментов к ним, касающиеся воздействия конкретного средства (стерилизующего агента) на материалы этих медицинских изделий.

В соответствии с положениями системного справочника эндоскопии (OLYMPUS) инструкция по эксплуатации системы от 18.12.2017г. существует опасность повреждения несовместимыми дезинфицирующими средствами. Несовместимые дезинфицирующие растворы могут в значительной степени повредить эндоскопы и принадлежности фирмы Olympus.

Заказчиком произведен запрос ООО «ОЛИМПАС МОСКВА», которое является официальным представителем фирмы производителя «OLYMPUS MEDICAL SYSTEMS CORPORATION» (Япония).

8) Средства с меньшей фасовкой, чем запрашиваемая, неудобны Заказчику в практическом применении.

9) Упаковка не менее 100 полосок удобна для Заказчика в практическом применении и не ограничивает конкуренцию среди участников, так как это самая распространенная форма выпуска такого рода полосок.

По позиции 22 Заказчик запрашивает спиртовые салфетки, предназначенные для обработки инъекционного поля и других поверхностей. Фасовка не менее 100 салфеток удобна Заказчику, для распределения между сотрудниками. Заказчик не предъявляет дополнительных требований к упаковке запрашиваемых салфеток, и к поставке возможно предложить, к примеру, салфетки в индивидуальной упаковке, а групповая упаковка при этом должна быть не менее 100 штук салфеток. Вид этой групповой упаковки также не регламентируется Заказчиком, это могут быть любые коробки, пакеты и т.п.

10) Все закупаемые Заказчиком товары функционально связаны между собой, закупка данного лота товаров направлена на обеспечение единого санитарно-эпидемиологического процесса в лечебном учреждении.

Для лечебного учреждения, которым является Заказчик, важно одновременное поступление товаров, объединенных в предмете аукциона. Многочисленная дробность приведет к несвоевременному поступлению товаров, что отрицательным образом может отразиться на деятельности учреждения.

Заказчиком установлены дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (далее – характеристики) закупаемых товаров, поскольку в КТРУ отсутствуют дополнительные сведения, вследствие чего возможна поставка товара несоответствующего потребности заказчика, что повлечет за собой нерациональное расходование бюджетных средств.

По мнению Заказчика, описание объекта закупки составлено в соответствии с реальной потребностью Заказчика при соблюдении требований статьи 33 Закона о контрактной системе.

Доводы жалобы в указанной части Заказчик считает необоснованными.

2. Сведения об установлении ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 в извещении о проведении закупки и аукционной документации не предусмотрены Заказчиком вследствие допущенной им ошибки при размещении закупки.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила № 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения.

При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В пункте 5 Правил № 145 указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно пункту 6 Правил № 145 в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

1.1. В соответствии с Письмом Роспотребнадзора от 27.03.2020 г. № 02/5225-2020-24 «О проведении дезинфекционных мероприятий»: «для гигиенической обработки рук могут использоваться кожные антисептики с содержанием спирта этилового (не менее 70% по массе), спирта изопропилового (не менее 60% по массе) или смеси спиртов (не менее 60% по массе), а также парфюмерно-косметическая продукция (жидкости, лосьоны, гели, одноразовые влажные салфетки) с аналогичным содержанием спиртов».

Таким образом, из содержания Письма Ропотребнадзора невозможность использования дезсредств, действующее вещество которых составляет пропиловый спирт, или изопропиловый спирт, или этиловый спирт, или смесь спиртов также не следует.

В соответствии с пунктом 1.1. СанПиН 2.1.3.2630-10 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (далее – ООМД).

Исходя из пункта 1.9 раздела II СанПиН 2.1.3.2630-10 в целях предупреждения возможного формирования резистентных к дезинфектантам штаммов микроорганизмов следует проводить мониторинг устойчивости госпитальных штаммов к применяемым дезинфицирующим средствам с последующей их ротацией (последовательная замена дезинфектанта из одной химической группы на дезинфектант из другой химической группы) при необходимости.

Таким образом, заказчик вправе при описании дезинфицирующего средства указать на его химическую группу, в том числе посредством указания на действующие вещества дезинфицирующего средства с учетом потребности заказчика в целях ротации дезинфектантов.

При этом, СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», Методические указания МУ 3.5.1. 3674-20 «Обеззараживание рук медицинских работников и кожных покровов пациентов при оказании медицинской помощи», на которые указывает Заказчик в обоснование своей позиции, также не содержат требования о возможности использования дезсредств, в составе действующих веществ которых содержится исключительно изопропиловый спирт, или только смесь спиртов, предоставляя возможность использования дезсредства с любым из разрешенных компонентов в составе.

Следовательно, представленные Заказчиком документы и пояснения не подтверждают обоснованность требований Заказчика к составу действующих веществ дезсредств, являющихся объектом закупки, в виде исключительно смеси спиртов, без возможности предложения эквивалентного состава действующих веществ.

При этом, Комиссия отмечает, что требование Технического задания аукционной документации о содержании в составе действующих веществ спиртов (пропилового, изопропилового, смеси спиртов) в определенной концентрации не обусловлено ни одним из указанных стандартов и не соответствует Письму Роспотребнадзора от 27.03.2020 г. № 02/5225-2020-24.

Нормативное обоснование данной характеристики Заказчиком также не представлено.

  1. 2. В соответствии с пунктом 2.1 Приказа Минздрава РФ от 10.11.2002 № 344 «О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей» с 1 января 2003 года организовано проведение государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей.

Таким образом, все дезинфицирующие средства, прошедшие государственную регистрацию, отвечают нормативно установленным требованиям к качеству и безопасности.

Согласно пункту 3.6.3 СП 3.5.1378-03 выбор дезинфицирующего средства, а также способа его применения определяются особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечить достижение дезинфекции.

Следовательно, согласно санитарным правилам, определяющими характеристиками для дезинфицирующего средства в совокупности являются область его применения.

Все без исключения дезинфицирующие средства на территории Российской Федерации проходят исследования, предрегистрационные испытания, регистрируются, сертифицируются на основе требований Руководства 4.2.2643-10.3.5 «Дезинфектология».

В связи с этим на территории Российской Федерации действует единая установленная классификация дезинфицирующих средств, указанная в пунктах 4.1., 4.2. Руководства, в соответствии с которой и проводятся соответствующие исследования, испытания и регистрация.

При регистрации дезинфицирующих средств в инструкциях по их применению прописывается индивидуальный рецептурный состав средства, на основе которого уже были произведены все необходимые исследования и испытания.

В связи с этим в инструкциях прописываются и утверждаются только конкретные режимы применения средств, эффективность рабочих растворов, функциональные и технические характеристики, такие как: назначение средства и основные режимы его применения; срок годности средства и рабочего раствора; активность средства в отношении различных инфекций и микроорганизмов; время обработки объектов обеззараживания; утвержденные концентрации применения рабочих растворов; упаковка, температура хранения, класс опасности и меры предосторожности.

С учетом изложенного, описание объекта закупки на основании инструкции применения конкретного дезинфицирующего средства даже с учетом указания характеристик с использованием слов «не более», «не менее» не является надлежащим исполнением требований статьи 33 Закона о контрактной системе. Поскольку по смыслу данной нормы описание объекта закупки должно быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки путем установления в документации о закупке таких требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц.

Следовательно, указание в Техническом задании конкретных характеристик дезсредства (конкретные значения концентрации действующих веществ; срок годности рабочих растворов; указание конкретных режимов дезинфекции; требования к упаковке, и т.д.) носит излишний характер не соответствует положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.

Все официально представленные на рынке России дезинфицирующие средства, которых насчитывается более 200 наименований, апробированы и сертифицированы в качестве соответствующих дезинфицирующих веществ. Это означает, что эти средства в ходе сертификации прошли все необходимые испытания и отвечают своему назначению (уничтожать те или иные микробы, бактерии). При наличии указания области применения отсутствует необходимость указания конкретного рецепта дезинфицирующего средства. Рецептуру конкретных дезинфицирующих средств определяет производитель, для которого наличие и процентное содержание того или иного вещества в составе дезинфицирующего средства во многом является маркетинговым ходом, позволяющим выделить свою продукцию среди подобных средств иных производителей.

Таким образом, включение в аукционную документацию описания рецептуры дезинфицирующего средства, в том числе указание процентного содержания действующих веществ, носит избыточный характер и формирует узконаправленных поставщиков, что в свою очередь, приводит к ограничению количества участников закупки.

Заказчиком не представлено доказательств невозможности использования дезсредств, отличающихся по составу, режимам дезинфекции, сроку годности рабочих растворов от требований к данным характеристикам, указанным в Техническом задании, не следует наличие объективных оснований для исключения возможности использования дезсредств, например, с иным составом действующих веществ.

По мнению антимонопольного органа, содержащиеся в техническом задании требования к выходу рабочего раствора из одного литра/ килограмма относятся к условиям применения дезинфицирующего средства, а не к функциональным характеристикам товара. Каких-либо пояснений заказчиком в данной части не представлено.

Из пояснений представителей следует, что Заказчик не считает необходимы проводить ротацию используемых дезсредств, поскольку результаты применения ранее апробированных им показывают свою эффективность.

Из материалов дела и пояснений Заказчика следует, что при формировании объекта закупки им не осуществлялся анализ дезсредств, представленных на товарном рынке Российской Федерации, что противоречит принципам эффективности осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

    1. В Техническом задании описание объекта закупки по каждой позиции содержит характеристики, которые не влияют на функциональные характеристики и потребительские свойства приобретаемых дезсредств, наличие или отсутствие которых, кроме того, проверить при приемке товара не представляется возможным (процентное соотношение компонентов в конкретной партии поставленного товара), что не соответствует положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.

При этом, Заказчиком не представлено обоснование необходимости использования товара ни по одной из указанных характеристик, а также подтверждение невозможности применения Учреждением дезсредств с иными конкретными значениями указанных параметров, кроме удобства применения.

Так, из представленной Заказчиком инструкции по применению ультразвуковой системы HD3 PHILLIPS, также, как и из ответа представителя фирмы производителя «OLYMPUS MEDICAL SYSTEMS CORPORATION» (Япония) не следует указания производителей данных аппаратов на применение дезинфицирующих средств с характеристиками, предусмотренными Техническим заданием, и невозможность использования дезсредств с иным составом.

На основании изложенного, при отсутствии нормативно закрепленных требований, в том числе: к количественному и качественному составу дезинфицирующих средств, исключающих возможность использование дезсредств, содержащих в составе действующих веществ, при отсутствии доказательств, подтверждающих наличие потребности заказчика в необходимости установления требований к составу дезинфицирующего средства; к объему наполнения емкостей дезсредства; процентному соотношению компонентов; конкретным показателям размера салфетки; требования к фасовке - описание объекта закупки носит избыточный, необъективный характер, включает в себя излишние требования к характеристикам дезинфицирующего средства, и не соответствует пунктам 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

  1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Исходя из содержания извещения о проведении аукциона, заказчиком осуществляется закупка дезинфицирующих средств, с кодом 20.20.14.000 «Средства дезинфекционные».

Данные товары включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, информация об установлении соответствующих ограничений должна быть указана в извещении о проведении аукциона, в аукционной документации.

Вместе с тем, в извещении о проведении аукциона, в аукционной документации отсутствуют сведения об установлении ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, а также требования к документам, которые должен представить участник закупки в составе второй части заявки в подтверждение соответствия указанным ограничениям.

Таким образом, действия заказчика не соответствуют пункту 10 статьи 42, пункту 2 части 1 статьи 64, статье 14, пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления.

  1. Из пояснений представителей Заявителя, представленных документов, а также содержания ОК 034-2014 (КПЕС 2008). «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКПД), товар, предусмотренный пунктами 10и 11 Технического задания, относятся к коду продукции 20.42.15.141 «Кремы для рук».

Данный код ОКПД перечнем, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, не предусмотрен.

Следовательно, включение товаров, предусмотренных пунктами 10 и 11 Технического задания, в потребность Заказчика в дезсредствах и индикаторных полосках, включенных в перечень, является нарушением статьи 14 Закона о контрактной системе, пункта 5 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617.

Кроме того, неверное указание кода ОКПД объекта закупки по пунктам 10 и 11 Технического задания, не соответствует пункту 10 статьи 42, пункту 2 части 1 статьи 64, статье 14, пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0369100047221000029 от 09.06.2021 следует, что на участие в аукционе подано две заявки, только одна из которых признана соответствующими аукционной документации.

Из содержания указанного протокола следует, что участнику с идентификационным номером заявки 1, отказано в допуске к участию в аукционе, виду того, что конкретные показатели, указанные в позиции №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 17, 20, 23 не соответствуют параметрам, установленным в техническом задании.

С учетом изложенного, установление излишних требований к описанию объекта закупки может являться причиной отказа в допуске к участию в аукционе, что, в свою очередь, подтверждает отсутствие достаточной конкуренции при проведении данной закупки.

 

На основании изложенного, доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.

Комиссия считает необходимым выдать предписание об отмене аукциона.

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ИПГ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств и расходников к ним (извещение № 0369100047221000029) обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункту 10 статьи 42, статьи 14, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, пункта 5 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617.

3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

  1. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны