Решение (комиссия) №ВЛ/2904/24 РЕШЕНИЕ № 074/10/104-375/2024 об отказе во включении сведени... от 29 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

7

 

 

 

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области

454091, г. Челябинск, ул. Свободы, д. 95

 

Общество с ограниченной ответственностью «УРАЛМЕДСЕРВИС»

454084, г. Челябинск,

пр-т Свердловский, д. 35А, кв. 10, пом. 10

 

Единоличному исполнительному органу: директору, участнику –

Александровой Татьяне Васильевне

454084, г. Челябинск,

пр-т Свердловский, д. 35А, кв. 10, пом. 10

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-375/2024

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

(54-РНП/2024)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 февраля 2024 года

В полном объеме решение изготовлено 28 февраля 2024 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>  

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии: <…>

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>  

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

рассмотрев обращение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее – заказчик) о включении Общества с ограниченной ответственностью «УРАЛМЕДСЕРВИС» (далее – ООО «УРАЛМЕДСЕРВИС», Общество, поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на поставку в 2023 году кресел-колясок с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, комнатных и прогулочных для обеспечения инвалидов и детей-инвалидов, проживающих на территории Челябинской области (извещение № 0269100000223000275) (далее – аукцион, закупка), в присутствии (посредством видеоконференцсвязи):

- представителей Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее – Учреждение, Заказчик): <…>, <…>., действующих на основании доверенностей от 03.03.2023 №№ 28/192, 28/194;

- представителей ООО «УРАЛМЕДСЕРВИС»: директора Общества <…>, действующей на основании решения № 15 от 09.01.2023; <…>., действующего на основании доверенности б/н от 20.02.2024,

 

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) 10.06.2022 поступило обращение заказчика о включении Общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку в 2023 году кресел-колясок с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, комнатных и прогулочных для обеспечения инвалидов и детей-инвалидов, проживающих на территории Челябинской области (извещение № 0269100000223000275) (далее – аукцион, закупка).

Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 27.09.2023 извещения о закупке.

Начальная (максимальная) цена контракта – 7 170 000,00 рублей.

Согласно представленным документам 16.10.2023 заказчик и общество заключили контракт № 417 по цене 1 720 180,00 рублей.

Как следует из обращения заказчика, обязательства по контракту обществом не исполнены, в связи с чем 01.02.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 15.02.2024.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 8 статьи 95 закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 13.1 контракта № 417 расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8-11, 13-19, 21- 23 и 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, Заказчиком 01.02.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 02.02.2024 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке «Решение об одностороннем отказе», согласно сведениям, размещенным в ЕИС, получено Обществом 02.02.2024 11:29 (МСК).

С учетом положений частей 12.1 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, контракт расторгнут 13.02.2024.

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.

Между заказчиком и ООО «УРАЛМЕДСЕРВИС» 16.10.2023 посредством электронного документооборота заключен контракт № 417 на поставку в 2023 году кресел-колясок с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, комнатных и прогулочных для обеспечения инвалидов и детей-инвалидов, проживающих на территории Челябинской области (реестровый номер в ЕИС № 1745304082223000310) (далее – контракт).

В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия (далее соответственно - Получатель, представитель Получателя), следующих технических средств реабилитации: кресло – коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, комнатная и кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП прогулочная (далее - Товар), предусмотренных техническим заданием (приложение N 1 к Контракту) и спецификацией (приложение N 2 к Контракту), в Челябинскую область в соответствии с календарным планом (приложение N 3 к Контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным Заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. № 439н «Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями» (далее - направления), а Заказчик обязуется оплатить Товар.

Согласно пункту 2.1 контракта срок поставки Товара: Срок поставки Товара: с даты получения от Заказчика реестра получателей Товара (приложение № 4 к Контракту) до 30 ноября 2023 года. Датой исполнения Поставщиком обязательств по Контракту считается дата подписания Сторонами последнего документа о приемке поставленного товара.

В соответствии с Приложением № 3 к контракту поставка товара в субъект Российской Федерации должна быть осуществлена в срок до 30 октября 2023 года.

При подписании контракта сторонами согласован к поставке товар производителя «мдх сп. з о.о.» ul.Maratonska, страна происхождения - Польша.

Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 02.02.2024 следует, что, в нарушение условий контракта обязательства по нему поставщиком в объеме, предусмотренном условиями контракта, не выполнены.

 

При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.

Согласно материалам дела ООО «УРАЛМЕДСЕРВИС» заказчику в рамках исполнения контракта осуществлена поставка товара на общую сумму 3 226 500,00 рублей, что составляет 45 % от суммы контракта.

В соответствии с пояснениями сторон на заседании Комиссии, а также содержания письма Заказчика № СЗ-74-24/184041 от 28.12.2023, указанный товар, в количестве 27 штук, принят заказчиком без замечаний и оплачен платежными поручениями № 405437 от 28.11.2023, № 710547 от 27.12.2023.

 

Из документов, представленных в материалы дела, следует, что письмом № 22 от 17.10.2023 поставщик уведомил Заказчика о невозможности исполнения обязательств по контракту в связи с введением экономических санкций в отношении Российской Федерации, в том числе отключения от платежных систем, и, как следствие, задержкой поставок товара, предусмотренного контрактом, на территорию Российской Федерации.

В этой связи, на основании части 7 статьи 95 Закона о контрактной системе, Обществом предложено согласовать замену товара по некоторым позициям товаром, обладающим улучшенными характеристиками, а именно: наличие регулировки угла наклона сидения и высоты спинки.

Как следует из сведений, размещенных в ЕИС, а также пояснений сторон на заседании Комиссии, дополнительным соглашением № 726 от 07.12.2023, на основании части 7 статьи 95 Закона о контрактной системе, сторонами согласована замена товара, предусмотренного позициями 6,12,13,16,27,28,35,42,43,44,48,60 Спецификации к контракту, товаром с улучшенными характеристиками производителя «Отто Бокк Мобилити», страна происхождения – Россия, по иным позициям – производителя «АКЦЕС-МЕД сп. з о.о.», страна происхождения - Польша.

Как следует из содержания руководства по использованию медицинских изделий «Кресло-коляски. Опоры для сидения. Опоры для стояния. Ходунки» производителя «AKCES MED сп. з о.о.», копия которого представлена Обществом в материалы дела, эксклюзивным дитрибьютором данного товара на территории Российской Федерации является ИП Пустынникова Е.П. (ИНН 722514099755). Доказательства обратного Заказчиком Комиссии не представлены.

Между ИП Пустынниковой Е.П. и ИП Александровой Т.В., являющейся директором Общества, заключен договор поставки № 21.1/10-20 от 21.11.2020 на поставку технических средств реабилитации.

В соответствии с условиями данного договора Общество обратилось 08.12.2023 к представителю производителя с запросом на отгрузку товара по контракту в оставшейся части.

Письмом № 09.1/12-23 от 09.12.2023 ИП Пустынникова Е.П. известила Общество о сроках поставки товара – март-апрель 2024 года.

В этой связи, письмом № 39 от 21.12.2023 Общество предложило Заказчику расторгнуть контракт в оставшейся части по соглашению сторон, на основании части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе и пункта 13.1 контракта.

В связи с неисполнением Обществом обязательств по поставке товара по контракту в объеме, предусмотренном условиями контракта, Заказчиком 01.02.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В ответ на данное решение Заказчика Обществом направлено письмо № ВШ-74-23/6148 от 06.02.2024 с предложением заключить дополнительное соглашение к контракту на замену товара согласно Спецификации, страна происхождения – Польша, аналогичным товаром, страной происхождения которого является Российская Федерация.

Заказчик отказался от заключения соглашения в силу отсутствия оснований, предусмотренных законодательством о контрактной системе.

 

На заседании Комиссии установлено, что ООО «УРАЛМЕДСЕРВИС» совершались действия, направленные на исполнение обязательств по контракту: осуществлена поставка товара на сумму 1 091 500,00 рублей, принимались меры по урегулированию возникших при исполнении контракта обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по контракту.

 

Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением контракта, по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.

В соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта), в том числе:

- если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Согласно информационному письму Минфина России от 08.04.2022 № 24-01-09/29768 к информации и документам, подтверждающим, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций, могут быть отнесены любые информация и документы, содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть, последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта).

Из документов, представленных сторонами следует, что на исполнение обязательств по поставке товара Обществом могли повлиять экономические санкции и меры ограничительного характера в отношении РФ, в том числе отключения от платежных систем, и, как следствие, задержкой поставок товара, предусмотренного контрактом, на территорию Российской Федерации, о чем Общество неоднократно уведомляло заказчики и предлагало урегулировать вопрос путем изменения условий контракта.

С учетом изложенного, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что намерения Общества по исполнению контракта подтверждаются материалами дела и выражаются, в том числе, в поставке товара на общую сумму 3 226 500,00 рублей, что составляет 45 % от суммы контракта, а также совершении действий по урегулированию разногласий в оставшейся части, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО «УРАЛМЕДСЕРВИС», его участниках, лице, исполняющего функции единоличного исполнительного органа в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также недобросовестного поведения Общества, направленного на уклонение от исполнения контракта.

 

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078,

 

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью «УРАЛМЕДСЕРВИС» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контрактов и расторжением контрактов, заключенных по результатам проведения электронных аукционов на поставку в 2023 году кресел-колясок с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, комнатных и прогулочных для обеспечения инвалидов и детей-инвалидов, проживающих на территории Челябинской области (извещение № 0269100000223000275), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

<…>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

 

 

 

2024-3359

 

 

Связанные организации

ОПФР по Челябинской области
ИНН 7453040822, ОГРН 1027403882626
ООО "Уралмедсервис"
ИНН 7447091096, ОГРН 1067447003590