Решение №ВЛ/7996/22 Решение № 074/06/104-1648/2022 о включении сведений в реестр... от 7 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства «...» муниципального района

Индивидуальному предпринимателю

«...»

 

АО «...»

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-1648/2022

о включении сведений в реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

по делу № 221-РНП/2022

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 04 июля 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 07 июля 2022 года.

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«...»

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

«...»

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

«...»

старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Управления строительства, инфраструктуры и жилищно–коммунального хозяйства «...» муниципального района (далее – Управление строительства, инфраструктуры и ЖКХ КМР, заказчик) о включении сведений об индивидуальном предпринимателе «...» (далее – ИП «...» , участник закупки) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на устройство монумента «Въездная стела в г. Карталы» Челябинская область, г. Карталы (извещение № 0169300012322000164) (далее – аукцион, закупка), при участии посредством видеоконференц-связи:

представителя Управления строительства, инфраструктуры и ЖКХ КМР «...» , действующего на основании доверенности;

в отсутствие ИП «...» , его представителя, уведомленного надлежащим образом о месте и времени заседания Комиссии путем отправки уведомления о месте и времени заседания Комиссии по электронной почте, телеграммой, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) 30.05.2022 поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП «...» в связи с уклонением от заключения контракта.

Согласно материалам дела 09.06.2022 объявлено о проведении электронного аукциона путем опубликования в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) извещения о проведении электронного аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта 4 526 417 рублей 00 копеек.

Обеспечение исполнения контракта 5% от цены контракта, по которой в соответствии с Законом о контрактной системе заключается контракт.

Из извещения о проведении электронного аукциона № 0169300012322000164 от 06.05.2022 следует, что закупка проводилась с преимуществом для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №ИЭА1 от 17.06.2022 электронный аукцион признан несостоявшимся на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закон о контрактной системе. На основании пункта 6 части 2 статьи 52 Закон о контрактной системе принято решение заключить контракт с ИП «...» по начальной (максимальной) цене контракта.

Как следует из сведений, размещенных в ЕИС, заказчик 20.06.2022 разместил в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) проект контракта.

Регламентированный срок подписания проекта контракта со стороны участника закупки – 27.06.2022.

Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил о том, что ИП «...» посредством переписки 23.06.2022 сообщил заказчику о том, что участник закупки не сможет заключить и исполнить контракт. В связи с чем, в срок, установленный законодательством о контрактной системе, участник закупки не разместил на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

Заказчик, руководствуясь частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, 28.06.2022 признал ИП «...» уклонившимся от заключения контракта, разместил 28.06.2022 в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта №ППУ20_1 от 28.06.2022.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителя заказчика, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе.

Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:

1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:

а) в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;

б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);

2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:

а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;

б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе;

3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.

Следовательно, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, а также исполнить требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Как следует из документов, представленных в материалы дела, проект контракта размещен в ЕИС – 20.06.2022, что подтверждается информацией, размещенной в ЕИС. Регламентированный срок подписания проекта контракта – 27.06.2022.

Вместе с тем, ИП «...» не разместил в срок, предусмотренный Законом о контрактной системе, на электронной площадке подписанный со своей стороны проект контракта и документ об обеспечении исполнения контракта.

Таким образом, победитель аукциона при заключении контракта не исполнил требования, предусмотренные пунктом 1 частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, согласно которой победитель аукциона в течение пяти рабочих дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта обязан разместить на электронной площадке подписанный проект контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта.

Факт уклонения победителя аукциона от заключения контракта зафиксирован заказчиком в Протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта №ППУ20_1 от 28.06.2022, который размещен в ЕИС 28.06.2022.

Обращение о включении информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлено в антимонопольный орган – 28.06.2022.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Согласно пункту 14 Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)») (далее Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)) Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

На заседании Комиссии не выявлены нарушения со стороны заказчика. Относительно совершения участником действий, направленных на заключение контракта, в материалы дела не представлены сведения, свидетельствующие о совершении ИП «...» действий, направленных на заключение контракта в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта.

Более того, заказчиком представлена в материалы дела переписка, из которой следует, что участник закупки отказался от заключения контракта.

Кроме того, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом о контрактной системе для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Однако участник закупки не воспользовался указанным способом предоставления обеспечения исполнения контракта.

Часть 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) устанавливает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» для признания обстоятельства непреодолимой силой (в силу п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации) необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

При этом в материалы дела не представлены сведения, свидетельствующие о наличии обстоятельств, препятствующих заключению контракта.

В целях всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела антимонопольным органом 29.06.2022 по адресу, указанному в контракте, ИП «...» направлена телеграмма, содержащая информацию о месте и времени рассмотрения настоящего дела. Указанная телеграмма ИП «...» получена лично.

Вместе с тем, ИП «...» участие в заседании Комиссии лично или через представителя не принял, письменных пояснений в адрес антимонопольного органа не направлял.

Учитывая, что на заседании Комиссии не установлены обстоятельства и объективные причины, согласно которым ИП «...» не разместил на электронной площадке подписанный электронной подписью проект контракта и не предоставил обеспечение исполнения контракта, Комиссия Челябинского УФАС России считает, что ИП «...» не проявил должной осмотрительности и не совершил действия, направленные на заключение контракта.

Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, любое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупки.

Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, то от участников, заявляющихся на подобные аукционы, требуется большая степень ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств. Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений.

При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что ИП «...» на стадии заключения контракта не предпринял должной осмотрительности и мер, направленных на заключение контракта, что свидетельствует об отсутствии у ИП «...» намерения и воли заключить контракт, и, следовательно, добросовестно исполнить обязанности.

Таким образом, на заседании Комиссии подтвержден факт недобросовестного поведения участника закупки, выразившийся в неисполнении требований, предусмотренных извещением о проведении аукциона и требований Закона о контрактной системе, в части размещения на электронной площадке подписанного проекта контракта, предоставления обеспечения исполнения контракта, что является основанием для включения сведений об ИП «...» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078,

РЕШИЛА*:

Включить сведения, представленные Управлением строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского муниципального района в отношении индивидуального предпринимателя «...» (ИНН «...» ) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на устройство монумента «Въездная стела в г. Карталы» Челябинская область, г. Карталы (извещение № 0169300012322000164), сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель                                                                                                                  «...»

Члены Комиссии                                                                                                            «...»

                                                                                                                                          «...»

 

Связанные организации

АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1027739521666
Управление строительства, инфраструктуры и ЖКХ Карталинского МР
ИНН 7407009715, ОГРН 1087407000317
Жердев Владимир Владимирович
ИНН 660302800657, ОГРН