Определение №9384/04 Определение о назначении дела от 5 августа 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «ЧелябГЭТ»

454091, г. Челябинск,
ул. Красная, д. 65

mail@chelget.ru

Прокуратура Центрального района

г. Челябинска

454081, г. Челябинск, ул. Воровского, д. 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 074/01/17-1445/2020 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

3 августа 2020 года

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

УСТАНОВИЛ:

В Челябинское УФАС России поступило обращение Прокуратуры Центрального района г. Челябинска о проведении правомерности включения в Положение о закупках ООО «ЧелябГЭТ» подпункта 1 пункта 61.2.

В ходе рассмотрения заявления установлено следующее.

Основным видом деятельности ООО «ЧелябГЭТ» является деятельность трамвайного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам.

ООО «ЧелябГЭТ» при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протоколом общего собрания участников ООО «ЧелябГЭТ» № 12 от 22.07.2019 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Челябинский городской электрический транспорт» (далее – Положение).

Разделом 61 Положения установлен порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). В подпункте 1 пункта 61.2 Положения предусмотрено, что Заказчик вправе осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от предмета закупки в случае осуществления закупки товаров, работы или услуги на сумму, не превышающую 1 000 000 (один миллион) рублей.

Челябинским УФАС России проведен анализ договоров, заключенных на основании подпункта 1 пункта 61.2 Положения за период с 01.01.2019 по 24.04.2020.

Так, ООО «ЧелябГЭТ» заключены следующие договоры, предметом которых является поставка автомобильных шин:

Реквизиты договора

Поставщик

Наименование товара

Количество

Цена

№ 45-гш/2-ЕП от 28.01.2019

ООО «ШИНИНВЕСТ» (ИНН 7451092286)

1. Автошина 12.00R20 (320R508) 18 154/149J TT VM-201, TYREX CRG ОШЗ с кам M+S

2. Автошина 275/70 R22.5 16 148/145J TL VC-1 TYREX ALL STEEL ROAD ЯШЗ M+S

21

12

271929,00

147384,00

ИТОГО: 419313,00

№ 12-ЕП от 08.04.2019

ООО «ШИНИНВЕСТ» (ИНН 7451092286)

1. Автошина 12.00R20 (320R508) 18 154/149J TT VM-201, TYREX CRG ОШЗ с кам M+S

2. Автошина 275/70 R22.5 16 148/145J TL VC-1 TYREX ALL STEEL ROAD ЯШЗ M+S

24

6

313008,00

77694,00

ИТОГО: 390702,00

№ 14-ЕП от 29.04.2019

ООО «Карпоинт» (ИНН 7451436836)

1. Автошина 12.00R20 (320R508) 18 154/149J TT VM-201, TYREX CRG ОШЗ с кам M+S

2. Автошина 275/70 R22.5 16 148/145J TL VC-1 TYREX ALL STEEL ROAD ЯШЗ M+S

24

6

313008,00

77694,00

ИТОГО: 390702,00

№ 3-ЕП от 11.02.2019

ООО «ШИНИНВЕСТ» (ИНН 7451092286)

1. Автошина 12.00R20 (320R508) 18 154/149J TT VM-201, TYREX CRG ОШЗ с кам M+S

2. Автошина 275/70 R22.5 16 148/145J TL VC-1 TYREX ALL STEEL ROAD ЯШЗ M+S

24

6

310776,00

73692,00

ИТОГО: 384468,00

№ 19-ЕП от 16.03.2020

ООО «Карпоинт» (ИНН 7451436836)

1. Автошина 12.00R20 (320R508) 18 154/149J TT VM-201, TYREX CRG ОШЗ с кам M+S

2. Автошина 275/70 R22.5 16 148/145J TL VC-1 TYREX ALL STEEL ROAD ЯШЗ M+S

30

6

391500,00

77400,00

ИТОГО: 468900,00

Из приведенной информации видно, что между ООО «ЧелябГЭТ» и ООО «ШИНИНВЕСТ» в 2019 году заключено три договора на общую сумму 1 194 483, 00 (один миллион сто девяносто четыре тысячи четыреста восемьдесят три) рубля.

Между ООО «ЧелябГЭТ» и ООО «Карпоинт» в 2019 году заключен один договор на сумму 390702,00 рублей, в 2020 году – один договор на сумму 468900,00 рублей.

Следует отметить, что рынок по поставке автомобильных шин является высококонкурентным, так как на территории Российской Федерации такую деятельность ведут большое количество как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. Например: ООО «АгроПромСнаб» (Алтайский край), ООО «Снабженческая компания Флагман» (г. Иркутск), ООО «Эфес» (г. Киров), ООО «Шины ТД» (г. Москва), ИП Коршунов Л.А. (г. Екатеринбург), ООО «Автобизнес» (г. Челябинск).

Помимо этого, Челябинском УФАС России установлено, что ООО «ЧелябГЭТ» заключен договор поставки ГСМ № 27-ЕП от 29.07.2019 года с ООО «Анкер» на сумму 999 998,10 (девятьсот девяносто девять тысяч девятьсот девяносто восемь) рублей 10 копеек. Предметом указанного договора является поставка дизельного топлива путем выборки нефтепродуктов Покупателем на АЗС Поставщика.

Учитывая, что потребностью Заказчика является необходимость осуществления выборки топлива с АЗС Поставщика в пределах г. Челябинска, географическими границами товарного рынка следует определить г. Челябинск.

На территории г. Челябинска поставку дизельного топлива осуществляет большое количество хозяйствующих субъектов, которые принимают активное участие в закупках, проводимых Заказчиками как в рамках Закона о закупках, так и в рамках закупок для государственных и муниципальных нужд. Например: ООО «ЛИКАРД», ООО «Авирс», ООО «Регион», ООО «Корпорация Уралнефть». Следовательно, рынок горюче-смазочных материалов, в том числе дизельного топлива, можно признать конкурентным.

Помимо этого Челябинским У/АС России установлено, что 03.07.2019 ООО «ЧелябГЭТ» заключен договор поставки № 11/19/21-ЕП с ООО «Промресурс» на сумму 744 960,00 рублей. Предметом указанного договора является поставка рельс Т-62.

Изучив закупочную деятельность других заказчиков на территории Российской Федерации, Челябинское УФАС России приходит к выводу, что заказчики, осуществляющие схожие виды деятельности с ООО «ЧелябГЭТ» проводят конкурентные процедуры по отбору поставщика трамвайных рельс Т-62. При этом участниками таких закупок становятся более двух хозяйствующих субъектов, например: ООО «ГлонасАвто», ООО «Росмет», ООО «Желдорснаб», ООО «Техэнергопром-Р», ООО Трубная Компания «УПСК», ООО «Промторгурал».

Таким образом рынок трамвайных рельс Т-62 также является конкурентным.

Следует также обратить внимание, что согласно Обзору судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 года, для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразная в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы).

В соответствии с пунктами 1.1, 1.3, 10.9 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» по делам, возбуждаемым по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства проводится анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

По предварительным данным временной интервал исследования товарного рынка приходится на 2019 – 2020 гг., поскольку Заказчиком проводились закупки у единственного поставщика как в 2019, так и в 2020 годах. Продуктовые и географические границы товарного рынка:

- рынок автомобильных шин, географические границы – Российская Федерация;

- рынок горюче-смазочных материалов, в том числе дизельного топлива, географические границы – г. Челябинск;

- рынок трамвайных рельс Т-62, географические границы – Российская Федерация.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. Устанавливая такие способы закупки, заказчик должен руководствоваться принципами осуществления закупочной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона).

Вместе с тем, закрепленные Заказчиком в Положении условия, позволяют осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях Заказчика без проведения конкурентных процедур.

Кроме того, независимо от наличия конкурентного рынка указанные действия создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к ограничению конкуренции.

Указание в положении о закупке на иные способы закупки не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны заказчика, поскольку сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным.

Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

Указанные действия ООО «ЧелябГЭТ» не обеспечивают единства экономического пространства, не создают условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, создают неэффективное использование денежных средств, не обеспечивают расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг, препятствуют развитию добросовестной конкуренции, не обеспечивают гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге.

При осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

Однако, непроведение ООО «ЧелябГЭТ» процедуры конкурентной закупки исключает возможность иных организаций претендовать на право заключения соответствующего договора.

Таким образом, непроведение ООО «ЧелябГЭТ» конкурентных процедур на право заключения договоров на поставку автомобильных шин, поставку горюче-смазочных материалов (дизельного топлива), поставку трамвайных рельс Т-62 может привести к ограничению конкуренции на указанных рынках. Вместе с тем действия ООО «ЧелябГЭТ» по заключению договоров на поставку автомобильных шин, поставку трамвайных рельс Т-62, поставку горюче-смазочных материалов (дизельного топлива) путем проведения закупок у единственного поставщика являются нарушением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, установленных Законом о закупках, и также содержат признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Челябинского УФАС России от 03.08.2020 № 71 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «ЧелябГЭТ» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции:

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 074/01/17-1445/2020 к рассмотрению на 09 сентября 2020 года в 10 часов 30 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, кабинет 318.

2. Привлечь к участию в деле в качестве:

заявителя – Прокуратуру Центрального района г. Челябинска (454091, г. Челябинск, ул. Воровского, 2);

ответчика – ООО «ЧелябГЭТ» (454091, Челябинская область, город Челябинск, Красная улица, дом 65, кабинет 3; ИНН 7453304320; ОРГН: 1177456001733).

3. ООО «ЧелябГЭТ» представить в срок до 27 августа 2020 года следующую информацию:

3.1. письменные пояснения с правовым обоснованием по изложенным в настоящем определении обстоятельствам;

3.2. всю переписку с хозяйствующими субъектами по вопросу заключения договоров на поставку автомобильных шин, поставку горюче-смазочных материалов (дизельного топлива), поставку трамвайных рельс Т-62;

3.3. копии запросов в организации, осуществляющих поставку автомобильных шин, поставку горюче-смазочных материалов (дизельного топлива), поставку трамвайных рельс Т-62 для определения начальной (максимальной) цены договора, с приложением ответов на запросы, приложением подтверждающих документов;

3.4. расчет начальной (максимальной) цены договоров на поставку автомобильных шин, поставку горюче-смазочных материалов (дизельного топлива), поставку трамвайных рельс Т-62 с учетом периода осуществления закупки и потребностей ООО «ЧелябГЭТ», с предоставлением подтверждающих документов;

3.5. иные документы и сведения, имеющие отношения к рассматриваемому вопросу.

Руководитель А.А. Козлова

Связанные организации

Связанные организации не указаны