Предупреждение б/н Предупреждение № 25-07/21 от 24 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 25-07/21 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«19» ноября 2021 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) на основании материалов, поступивших из Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, рассмотрен вопрос о соблюдении требований антимонопольного законодательства Комитетом по управлению муниципальным имуществом Уйского муниципального района (далее – Комитет) при заключении договора безвозмездного пользования (договора ссуды) муниципальным имуществом Уйского муниципального района от 13.08.2021 № 4 с ООО «МУЖКП Тимирязевское» в отношении тепловых сетей, расположенных в с. Маслово Уйского района Челябинской области. При рассмотрении представленных документов и сведений установлено следующее. В соответствии с Приказом Комитета от 01.04.2016 № 24 Администрацией Масловского сельского поселения передано с баланса, а Комитетом включено в реестр муниципальной собственности Уйского муниципального района имущество, а именно тепловые сети протяженностью 5 км, расположенные от здания котельной (с. Маслово, ул. Ленина, д. 7-а, Уйского района Челябинской области) до ул. Ленина д. 3 – д. 17, ул. Комсомольская д. 1- д. 6, ул. Советская д. 1 – д. 19, 1968 года ввода в эксплуатацию. Внесение указанных объектов в соответствующий реестр также подтверждается Выпиской из реестра муниципальной собственности Уйского муниципального района имущество по состоянию на 04.02.2018. Приказом Комитета от 05.02.2018 № 22 внесены изменения в реестр муниципальной собственности Уйского муниципального района (муниципальную казну), согласно которому рассматриваемое имущество включено в раздел «Сооружения» соответствующего реестра. ООО «МУЖКП Тимирязевское» в адрес Комитета направлено заявление исх. № 95 от 13.08.2021 о предоставлении в безвозмездное пользование тепловых сетей, протяженностью 5 км, расположенных от здания котельной (с. Маслово, ул. Ленина, д. 7-а, Уйского района Челябинской области) до ул. Ленина д. 3 – д. 17, ул. Комсомольская д. 1- д. 6, ул. Советская д. 1 – д. 19, на срок с 13.08.2021 по 12.08.2028 для обеспечения тепловой энергией потребителей в с. Маслово Уйского района Челябинской области до заключения концессионного соглашения. 13.08.2021 между Комитетом и ООО «МУЖКП Тимирязевское» заключен договор безвозмездного пользования (договора ссуды) муниципальным имуществом Уйского муниципального района № 4 с ООО «МУЖКП Тимирязевское» в отношении рассматриваемых тепловых сетей, расположенных в с. Маслово Уйского района Челябинской области. 06.10.2021 Комитетом в адрес ООО «МУЖКП Тимирязевское» направлено письмо, в котором указано, что в 2021 году у Комитета отсутствуют денежные средства на регистрацию права, проведение кадастровых работ, составление технического плана, постановку на учет рассматриваемых тепловых сетей, указанные работы планируется провести с начала финансового 2022 года. Согласно Выписке из реестра муниципальной собственности Уйского муниципального района по состоянию на 26.10.2016 тепловые сети протяженностью 5 км, расположенные от здания котельной (с. Маслово, ул. Ленина, д. 7-а, Уйского района Челябинской области) до ул. Ленина д. 3 – д. 17, ул. Комсомольская д. 1- д. 6, ул. Советская д. 1 – д. 19, 1968 года ввода в эксплуатацию, также состоят в реестре муниципальной собственности Уйского муниципального района, свидетельство о регистрации имущества отсутствует, имущество находится в безвозмездном пользовании ООО «МУЖКП Тимирязевское». Вместе с тем, согласно части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190- ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных Закон о теплоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты. Частью 3 Закон о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического 2021-16802 3 обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Таким образом, если все объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение. При этом, согласно части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным. В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации со дня официального опубликования указанного Федерального закона, т.е. с 8 мая 2013 года, и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества. Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в частности статьей 17.1 указанного закона. Так, в соответствии частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений. Необходимо отметить, что согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 такой статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения. Таким образом, в настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности передавать объекты теплоснабжении без учета требований законодательства о теплоснабжении. Из полученных антимонопольным органом документов и материалов следует, что объект теплоснабжения введен в эксплуатацию более, чем 5 лет назад, соответственно, в отношении такого объекта может быть заключено только концессионное соглашение. 2021-16802 4 При этом, как следует из представленных Комитетом документов, между Комитетом и ООО «МУЖКП Тимирязевское» заключено концессионное соглашение в отношении иных объектов теплоснабжения, расположенных в с. Маслово Уйского муниципального района, а рассматриваемые сети теплоснабжения планируется передать в 2022 году путем заключения дополнительного соглашения к Концессионному соглашению № 1 от 13.08.2021. Действительно, действующее законодательство предусматривает возможность с согласия антимонопольного органа внесения изменений в концессионное соглашение в части включения в него выявленных технологически и функционально связанных объектов при соблюдении ряда условий. Так, согласно части 5 статьи 51 Закона о концессионных соглашениях в случае, если в течение срока реализации концессионного соглашения выявлены технологически и функционально связанные с объектами теплоснабжения, отдельными объектами таких систем бесхозяйные объекты теплоснабжения, являющиеся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, допускается передача концедентом концессионеру без проведения торгов путем изменения условий действующего концессионного соглашения прав владения и (или) пользования такими бесхозяйными объектами, приобретаемыми в собственность концедента в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, и при этом оценка стоимости таких объектов в совокупности не превышает десять процентов от определенной по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату от даты заключения концессионного соглашения балансовой стоимости объекта концессионного соглашения. При этом передача указанных объектов не должна приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Указанное ограничение балансовой стоимости имущества, права на которое могут быть переданы без проведения торгов, распространяется на все договоры или соглашения, заключаемые правообладателем без проведения торгов и предполагающие переход прав владения и (или) пользования в отношении каждого объекта теплоснабжения и каждого объекта централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в совокупности. Частью 1 статьи 43 Закона о концессионных соглашениях установлено, что для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, отдельные объекты таких систем, в том числе условий, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, необходимо согласие антимонопольного органа, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Порядок и условия получения согласия антимонопольного органа для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в случаях, предусмотренных статьей 43 Закона о концессионных соглашениях, установлены Правилами предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 № 368 (далее - Правила). 2021-16802 5 Кроме того, как следует из полученных антимонопольным органом документов право муниципальной собственности на тепловые сети протяженностью 5 км, расположенные от здания котельной (с. Маслово, ул. Ленина, д. 7-а, Уйского района Челябинской области) до ул. Ленина д. 3 – д. 17, ул. Комсомольская д. 1- д. 6, ул. Советская д. 1 – д. 19, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не зарегистрировано. Законодательство о концессионных соглашения допускает передачу незарегистрированного недвижимого имущества и регламентирует порядок такой передачи с установлением обязанности по его дальнейшей регистрации. Так, согласно части 6 статьи 39 Закона о концессионных соглашениях при наличии в составе имущества, планируемого к передаче в соответствии с концессионным соглашением, незарегистрированного недвижимого имущества в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности концедентом опубликовывается перечень незарегистрированного недвижимого имущества в срок не позднее чем за три месяца до планируемой даты заключения концессионного соглашения. В соответствии с частью 8 статьи 39 Закона о концессионных соглашениях объектом концессионного соглашения не может являться незарегистрированное недвижимое имущество, не включенное в опубликованный в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности перечень незарегистрированного недвижимого имущества. Частью 10 статьи 39 Закона о концессионных соглашениях определено, что в случае передачи по концессионному соглашению незарегистрированного недвижимого имущества в решение о заключении концессионного соглашения включаются также перечень и описание незарегистрированного недвижимого имущества и обязательства концессионера или концедента в отношении такого имущества, указанные в пункте 6 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона. Вместе с тем, сведения о включении незарегистрированных объектов теплоснабжения, расположенных на территории с. Маслово Уйского муниципального района, в перечень незарегистрированного недвижимого имущества, опубликованный в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, не представлены, антимонопольным органом не получены. Отсутствие государственной регистрации права собственности, невключение объектов в перечень незарегистрированного недвижимого имущества препятствует реализации положений законодательства о концессионных соглашениях, а также законодательства о теплоснабжении. На основании изложенного, Комитетом предоставлено право ООО «МУЖКП Тимирязевское» безвозмездного пользования муниципальным имуществом, а именно объектами теплоснабжения, в целях оказания услуг теплоснабжения без учета требований, установленных Законом о теплоснабжении и Законом о концессионных соглашениях. Действия Комитета по предоставлению объектов теплоснабжения, а именно тепловых сетей протяженностью 5 км, расположенных от здания котельной (с. Маслово, ул. Ленина, д. 7-а, Уйского района Челябинской области) до ул. Ленина д. 3 – д. 17, ул. Комсомольская д. 1- д. 6, ул. Советская д. 1 – д. 19, в безвозмездное пользование сроком на 7 лет, в 2021-16802 6 нарушение части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, приводят и (или) могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельному хозяйствующему субъекту, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 указанной нормы. Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам. Установленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов. Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности является достаточным основанием для признания таких действий нарушающими положения антимонопольного законодательства, в частности, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке. Положения данной нормы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции направлены, в том числе на защиту неопределенного круга лиц. В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат 2021-16802 7 признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. На основании изложенного, в связи с наличием в действиях Комитета, выразившихся в заключении договора безвозмездного пользования (договора ссуды) муниципальным имуществом Уйского муниципального района № 4 от 13.08.2021, предусматривающего передачу объектов теплоснабжения, а именно тепловых сетей протяженностью 5 км, расположенных от здания котельной (с. Маслово, ул. Ленина, д. 7-а, Уйского района Челябинской области) до ул. Ленина д. 3 – д. 17, ул. Комсомольская д. 1- д. 6, ул. Советская д. 1 – д. 19, ООО «МУЖКП Тимирязевское» в безвозмездное пользование сроком на 7 лет, в нарушение части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, в соответствии с которой права владения и (или) пользования рассматриваемым имуществом с учетом даты его ввода в эксплуатацию могут передаваться только на основании концессионного соглашения, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания отдельному хозяйствующему субъекту преимущественных условий доступа к муниципальному ресурсу, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции, в том числе пункта 8 указанной нормы, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Комитет о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 30 марта 2022 года Комитету необходимо совершить действия, направленные на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения путем: 1) информирования ООО «МУЖКП Тимирязевское» о прекращении договора безвозмездного пользования (договора ссуды) муниципальным имуществом Уйского муниципального района № 4 от 13.08.2021, а также о необходимости возврата муниципального имущества (тепловых сетей) в муниципальную казну; 2) принятия мер по возврату в муниципальную казну имущества (тепловых сетей), переданных ООО «МУЖКП Тимирязевское» в безвозмездное пользование на основании рассматриваемого договора, в том числе путем обращения в суд о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности сделки; 3) принятия мер, направленных на устранение причин и условий нарушения антимонопольного законодательства, путем обеспечения соблюдения требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам тепловых сетей протяженностью 5 км, расположенных от здания котельной (с. Маслово, ул. Ленина, д. 7-а, Уйского района Челябинской области) до ул. Ленина д. 3 – д. 17, ул. Комсомольская д. 1- д. 6, ул. Советская д. 1 – д. 19. О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенных копий письма о прекращении рассматриваемого договора, с приложением документов о его направлении и получении ООО «МУЖКП Тимирязевское», соглашения о расторжении такого договора, подписанного акта приема-передачи имущества, дополнительного 2021-16802 8 соглашения к концессионному соглашению, решений, распоряжений, иных актов о проведении торгов на право заключения договора, предусматривающего переход прав в отношении муниципального имущества, с приложением извещения о проведении торгов (с указанием сайта и даты размещения), протоколов, составленных при их проведении, договоров в отношении имущества, иных документов, подтверждающие основания передачи имущества в пользование, в случае принятия решения о предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества – объектов теплоснабжения).

Руководитель  «...»

Связанные организации

Связанные организации не указаны