Решение б/н Решение в отн. ИП О. от 1 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/05/5-2859/2023

 

Резолютивная часть оглашена 27 марта 2024 года

В полном объеме решение изготовлено 29 марта 2024 года

 

пр. Ленина, 59, г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):

председателя Комиссии:

 

членов Комиссии:

<...> – заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

<...>начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

<...>ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 074/05/5-2859/2023, возбужденное по факту распространения по телевидению в г. Челябинске рекламных роликов о распродаже обуви, с признаками нарушения пунктов 2, 3 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»),

к участию в котором привлечены: заявитель _____________________________ (далее — заявитель);

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, индивидуальный предприниматель О<...>

заинтересованное лицо — ИП В<...>

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

Челябинским УФАС России рассмотрено заявление физического лица (от 11.10.2023 вх. № 13506-ЭП/23) по факту распространения по телевидению в г. Челябинске рекламных роликов о распродаже белорусской обуви.

Заявитель также указывает, что по факту реализации данной обуви проведена проверка Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области, по результатам которой установлен ряд нарушений, в том числе реализация в основном китайской обуви. В видеоролике присутствует пометка о том, что торговля организована в соответствии с требованиями Роспотребнадзора, вместе с тем Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области выявлены многочисленные нарушения в сфере торговли. В рекламных роликах на телевидении посредством звукового сопровождения или текста содержатся формулировки «распродажа», «в последний раз», «только 7 дней», однако имеется периодичность распространения данных роликов несколько месяцев. В качестве доказательств заявителем представлены фотографии, видеозаписи фрагментов транслирующихся рекламных роликов, а также фотографии плакатов, размещенных в холле дворца культуры Железнодорожников по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 54.

В дополнение в качестве доказательств заявителем представлены видеозаписи рекламных роликов, транслирующихся 14.10.2023 на телеканале «РЕН ТВ» (от 16.10.2023 вх. № 13680-ЭП/23).

Так, на телевидении в г. Челябинске распространялись следующие ролики:

- звуковое сопровождение ролика следующего содержания: «Внимание! Распродажа качественной белорусской обуви для проблемных ног. Выступающие косточки, большая полнота, высокий подъем. С 14 по 20 августа. ДК «Железнодорожников» и текстом, выполненным крупным шрифтом содержания: «Распродажа обуви для проблемных ног 14-20 августа 2023 г. ДК Железнодорожников г. Челябинск ул. Цвиллинга, 54 Производство Белоруссия, Россия, Импорт 0+», а также текстом, размещенным внизу экрана, выполненным мелким шрифтом содержания: «Срок проведения распродажи: с 14.08.2023 г. по 20.08.2023 г. Организатор: ИП<...> Подробности об организаторе мероприятия, правилах его проведения уточняйте у продавцов-консультантов. Количество товара ограничено. Не является медицинским изделием. Производство: Республика Беларусь, РФ и др. Мероприятие проводится в соответствии с требованиями Роспотренадзора» (далее — ролик №1);

- звуковое сопровождение ролика следующего содержания: «Внимание! Могилевская обувь. Ярмарка-распродажа. Большая полнота, отечность, выступающие косточки. Только с 25 сентября по 1 октября. ДК Железнодорожников и текстом, выполненным крупным шрифтом содержания: «Распродажа Могилевской обуви с 25 сентября по 01 октября вся обувь от 990 руб. г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 54 ДК Железнодорожников 0+», а также текстом, размещенным внизу экрана, выполненным мелким шрифтом содержания: «Срок проведения распродажи: с 25.09.2023 г. по 01.10.2023 г. Производство: Республика Беларусь, РФ и др. Организатор: ИП <...>.». Подробности об организаторе мероприятия, правилах его проведения уточняйте у продавцов-консультантов. Под проблемными ногами понимаются: выступающие косточки, отечность, большая полнота, высокий подъем. Количество товара ограничено. Не является медицинским изделием» (далее — ролик №2);

- звуковое сопровождение ролика следующего содержания: «Только 7 дней ярмарка-распродажа белорусской обуви для проблемных ног: широкая стопа, высокий подъем, выступающие косточки. С 9 по 15 октября. ДК Железнодорожников» и текстом, выполненным крупным шрифтом содержания: «Белорусская ярмарка в ДК Железнодорожников только 7 дней! 9-15 октября 2023 г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 54 0+», а также текстом, размещенным внизу экрана, выполненным мелким шрифтом содержания: «Ярмарка коммерческое наименование выставки проводимой ИП <...>. Срок проведения: с 09.10.2023 г. по 15.10.2023 г. Производство Республика Беларусь, РФ и др. Подробности об организаторе мероприятия, правилах его проведения уточняйте у продавцов-консультантов. Под проблемными ногами понимаются: выступающие косточки, отечность, большая полнота, высокий подъем. Количество товара ограничено. Не является медицинским изделием» (далее — ролик №3);

- ролик сопровождался текстом, выполненным крупным шрифтом содержания: «Белорусская ярмарка только 7 дней! 16-22 октября 2023 г. Челябинск ул. Цвиллинга, 54 ДК Железнодорожников 0+», а также текстом, размещенным внизу экрана, выполненным мелким шрифтом содержания: «Ярмарка коммерческое наименование выставки проводимой ИП <...> Срок проведения: с 16.10.2023 г. по 22.10.2023 г. Производство Республика Беларусь, РФ и др. Подробности об организаторе мероприятия, правилах его проведения уточняйте у продавцов-консультантов. Под проблемными ногами понимаются: выступающие косточки, отечность, большая полнота, высокий подъем. Количество товара ограничено. Не является медицинским изделием» (далее — ролик4).

ЗАО «Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» представлены пояснения, согласно которым между Обществом и ООО «Национальный рекламный альянс» заключен Агентский договор № НРА-79/1216 от 06.12.2016. ООО «Национальный рекламный альянс», являясь Агентом ЗАО «Межгосударственная телерадиокомпания «Мир», заключило с ООО «АЛЬЯНС МЕДИА УРАЛ» Договор № ОП-221215-159ЕКТ от 15.12.2022, в соответствии с которым осуществлялось размещение региональной рекламы. ЗАО «Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» также представлены видеозаписи рекламных роликов, транслирующихся в эфире телеканала «Мир» в г. Челябинске.

ООО «АЛЬЯНС МЕДИА УРАЛ» представлены сведения, в соответствии с которыми заказчиком роликов № 1-4 является индивидуальный предприниматель <...> на основании Договора № АМУ-230810-0388ЧЛБ от 10.08.2023. Согласно представленным Приложениям к указанному Договору рекламные ролики транслировались в период с 01.08.2023 по 31.08.2023 на следующих медиаресурсах: «Россия1», «5 канал», «Домашний», «ТВ Центр», «Звезда», «Мир»; в период с 01.09.2023 по 30.09.2023 на следующих медиаресурсах: «Россия1», «5 канал», «Домашний», «Звезда», «Мир»; в период с 01.10.2023 по 31.10.2023 на медиаресурсах: «Россия1», «5 канал», «Домашний», «ТВ Центр», «ТВ3», «Звезда», «Мир».

Филиалом ОАО «РЖД» Южно-Уральская железной дороги Дирекции социальной сферы представлены пояснения, согласно которым договоры аренды нежилого помещения заключены между ИП В<...> и ОАО «РЖД».

Челябинским УФАС России направлен запрос ИП В<...>о представлении необходимых документов и сведений (от 03.11.2023 исх. № НМ/15193/23), ответ на который в установленный срок не поступил.

Челябинским УФАС России направлены запросы ИП <...> о представлении необходимых документов и сведений (от 10.11.2023 исх. № НМ/15521/23, от 20.11.2023 исх. № НМ/15921/23).

ИП <...> представлены пояснения, согласно которым между им и ИП В<...> заключены договоры аренды № 2023/08 от 14.08.2023, № 2023/09 от 25.09.2023, № 2023/10 от 09.10.2023. В соответствии с указанными договорами ИП <...>арендует нежилое помещение в ДК Железнодорожников в периоды: с 14.08.2023 по 20.08.2023, с 25.09.2023 по 01.10.2023, с 09.10.2023 по 15.10.2023. В указанные периоды фактов реализации товаров не было. Продажа товаров также производится дистанционным путем. ИП <...> также указывает о необходимости запроса у оператора системы «ЧЕСТНЫЙ ЗНАК», у которого содержится актуальная информация о движении, остатках товаров, подлежащих обязательной маркировке. Прямых договоров с хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство обуви, у ИП <...> отсутствуют, поскольку приобретение товаров происходит через иных лиц.

Челябинским УФАС России направлен запрос в Управление Роспотребнадзора по Челябинской области, в ответ на который последним представлены пояснения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в отношении ИП <...>

Согласно представленным документам выездное обследование по сведениям о нарушении обязательных требований к маркировке обувных товаров средствами идентификации и маркировке товаров в соответствии с требованиями технических регламентов в отношении торговой точки (ярмарки) по продаже белорусской обуви по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 54 (ДК «Железнодорожников»), организатором которого являлся ИП <...>, проводилось с 08 сентября 2023 года по 11 сентября 2023 года.

В связи с наличием признаков нарушения пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» Челябинским УФАС России возбуждено дело № 074/05/5-2859/2023 в отношении ИП <...>, ИП В<...> привлечен в качестве заинтересованного лица.

Определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе № 074/05/5-2859/2023 у указанных лиц запрошены документы и сведения, необходимые для рассмотрения дела по существу.

На заседания Комиссий ИП <...>, ИП В<...> не являлись, представителей с надлежащей оформленной доверенностью не направляли.

ИП <...> также представлены пояснения, согласно которым индивидуальным предпринимателем представлена исчерпывающая информация относительно мест производства товара. Информация в рекламе изложена в полном объеме, стандартизация и законодательное регулирование шрифтов, кеглей и иных характеристиках текста отсутствуют. Соответствие технических характеристик получающего устройства (телевизора, ТП-приставки, ТВ-провайдера) требованиям качества транслируемого рекламного ролика не установлено. Формулировки «только с 25 сентября...», «только 7 дней...» указывают на конкретные дни, когда потенциальный потребитель мог прийти по указанному адресу с целью ознакомления с качественными характеристиками товара. ИП <...> не видит преимуществ Республики Белоруссии, как страны-производителя обуви, перед аналогами. ИП <...>сообщает о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.

 

Рассмотрение заявления и материалов дела приводит к следующим выводам.

 

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (т.е. возможность купить товар или воспользоваться услугой).

Согласно позиции ФАС России под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Часть 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» устанавливает, что реклама должна быть добросовестной и достоверной, недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о возможности приобретения товаров в определенном месте или в течение определенного срока.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Реклама формирует интерес к товару или услуге и направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой.

Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.

 

Так, на телевидении в г. Челябинске распространялись ролики № 1-4, содержащие информацию о проведении распродажи обуви, в том числе из Республики Белорусь, сроке проведения, месте её проведения, а также об организаторе данного мероприятия. Ролики содержали звуковое сопровождение, текст и изображения товаров.

Рассматриваемые ролики № 1-4 являются рекламой, поскольку распространяются посредством регионального телевидения, доступны неопределенному кругу лиц, способствуют формированию и поддержанию интереса к проводимому мероприятию, его товарам, а также продвижению на рынке, что свидетельствует об отнесении в совокупности данной информации к рекламе.

Заявителем указано о распространении в роликах посредством звукового сопровождения или текста формулировок «распродажа», «в последний раз», «только 7 дней», однако имеется периодичность распространения данных роликов несколько месяцев.

ИП <...> пояснено, что формулировки «Только с 25 сентября по 1 октября», «только 7 дней! 9-15 октября 2023 г.», «Белорусская ярмарка только 7 дней! 16-22 октября 2023 г.» указывают на конкретные дни, когда потенциальный потребитель мог прийти по указанному адресу с целью ознакомления с качественными характеристиками товара.

Согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (поиск слова проведен в онлайн-режиме) «только» - выражает ограничение: не больше, чем столько-то, ничего другого, кроме.

При этом, в соответствии с Толковым онлайн-словарем русского языка Ушаковой Д.Н. (поиск слова проведен в онлайн-режиме) «только» - употребляется в значении не больше, чем..., как раз.

В рассматриваемых роликах № 2-4 содержатся следующие формулировки:

«Внимание! Могилевская обувь. Ярмарка-распродажа. Большая полнота, отечность, выступающие косточки. Только с 25 сентября по 1 октября»;

«Только 7 дней ярмарка-распродажа белорусской обуви для проблемных ног...», «Белорусская ярмарка в ДК Железнодорожников только 7 дней! 9-15 октября 2023»;

«Белорусская ярмарка только 7 дней! 16-22 октября 2023 г.».

Слово «только» с указание временного интервала способствует созданию у потенциальных потребителей впечатления о единоразовом, кратковременном мероприятии, следовательно, намеренно формирует у потребителя желание незамедлительно рассмотреть возможность приобретения реализуемых продавцом товаров ввиду окончания сроков проведения мероприятия и отсутствия в будущем возможности приобретения товаров.

Вместе с тем, учитывая содержание рекламных роликов № 2-4, их периодичность трансляции, наличие заключенных договоров аренды нежилого помещения, информация о кратковременном мероприятии не соответствует действительности в части возможности приобретения товаров в течение определенного срока.

Кроме того, оценка содержания данной рекламы была вынесена на Экспертный совет по применению законодательства о рекламе. По результатам опроса составлен Протокол от 29.11.20234, в соответствии с которым по ролику № 2 поставлены следующие вопросы:

- Создается ли впечатление, что в рекламном ролике «Распродажа Могилевской обуви» проведение распродажи Могилевской обуви в г. Челябинске единоразово?

- Создается ли впечатление, что после 01 октября посещение распродажи Могилевской обуви в ДК Железнодорожников будет невозможно?, за ответы «да» проголосовало большинство экспертов.

по ролику № 3 поставлены следующие вопросы:

- Создается ли впечатление, что в рекламном ролике «Белорусская ярмарка в ДК Железнодорожников только 7 дней» проведение белорусской ярмарки в г. Челябинске единоразово?

- Создается ли впечатление, что после 15 октября посещение белорусской ярмарки в ДК Железнодорожников будет невозможно?, за ответы «да» проголосовало большинство экспертов.

Комиссией установлено наличие значимого количества людей, воспринимающих проведение распродажи (ярмарки) в г. Челябинске единоразово, а также отсутствие возможности ее посещения после конечных дат, указанных в роликах.

Восприятие информации указанным образом также подтверждается заявлением физического лица (от 11.10.2023 вх. № 13506-ЭП/23), в котором указано о недопустимости употребления формулировок «распродажа», «в последний раз», «только 7 дней» много месяцев подряд.

Таким образом, распространяемые на телевидении в г. Челябинске ролики № 2-4 содержат нарушение пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Доводы заявителя о реализации в основном китайской обуви, а также об организации торговли с нарушением требований Роспотребнадзора не подтверждаются материалами настоящего дела.

Анализ содержания роликов № 1-4 и совокупность иных обстоятельств, приводит Комиссию к выводу об отсутствии подтверждающих документов и сведений, свидетельствующих о нарушении пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

ИП <...> представлены пояснения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в подтверждении чего представлены подтверждающие документы.

В связи с чем, рекламодателем рассматриваемых рекламных роликов является физическое лицо _______________________________________________________________.

Принимая внимание периоды распространения роликов № 2-4, пояснения указанного физического лица о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, Комиссия приходит к выводу об отсутствии целесообразности выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по факту нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей следующую рекламу, распространяемую по телевидению в г. Челябинске:

- звуковое сопровождение ролика следующего содержания: «Внимание! Могилевская обувь. Ярмарка-распродажа. Большая полнота, отечность, выступающие косточки. Только с 25 сентября по 1 октября. ДК Железнодорожников и текстом, выполненным крупным шрифтом содержания: «Распродажа Могилевской обуви с 25 сентября по 01 октября вся обувь от 990 руб. г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 54 ДК Железнодорожников 0+», а также текстом, размещенным внизу экрана, выполненным мелким шрифтом содержания: «Срок проведения распродажи: с 25.09.2023 г. по 01.10.2023 г. Производство: Республика Беларусь, РФ и др. Организатор: ИП <...>». Подробности об организаторе мероприятия, правилах его проведения уточняйте у продавцов-консультантов. Под проблемными ногами понимаются: выступающие косточки, отечность, большая полнота, высокий подъем. Количество товара ограничено. Не является медицинским изделием»;

- звуковое сопровождение ролика следующего содержания: «Только 7 дней ярмарка-распродажа белорусской обуви для проблемных ног: широкая стопа, высокий подъем, выступающие косточки. С 9 по 15 октября. ДК Железнодорожников» и текстом, выполненным крупным шрифтом содержания: «Белорусская ярмарка в ДК Железнодорожников только 7 дней! 9-15 октября 2023 г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 54 0+», а также текстом, размещенным внизу экрана, выполненным мелким шрифтом содержания: «Ярмарка коммерческое наименование выставки проводимой ИП <...>. Срок проведения: с 09.10.2023 г. по 15.10.2023 г. Производство Республика Беларусь, РФ и др. Подробности об организаторе мероприятия, правилах его проведения уточняйте у продавцов-консультантов. Под проблемными ногами понимаются: выступающие косточки, отечность, большая полнота, высокий подъем. Количество товара ограничено. Не является медицинским изделием»;

- ролик сопровождался текстом, выполненным крупным шрифтом содержания: «Белорусская ярмарка только 7 дней! 16-22 октября 2023 г. Челябинск ул. Цвиллинга, 54 ДК Железнодорожников 0+», а также текстом, размещенным внизу экрана, выполненным мелким шрифтом содержания: «Ярмарка коммерческое наименование выставки проводимой ИП <...> Срок проведения: с 16.10.2023 г. по 22.10.2023 г. Производство Республика Беларусь, РФ и др. Подробности об организаторе мероприятия, правилах его проведения уточняйте у продавцов-консультантов. Под проблемными ногами понимаются: выступающие косточки, отечность, большая полнота, высокий подъем. Количество товара ограничено. Не является медицинским изделием», поскольку при её распространении нарушены требования пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

  1. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе физическому лицу, в действиях которого содержится нарушение рекламного законодательства, не выдавать.

  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении указанного физического лица.

    Решение может быть обжаловано в суде общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

     

Связанные организации

Связанные организации не указаны