Предупреждение б/н Предупреждение № 22-07/22 Министерству дорожного хозяйства и... от 23 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области

454048, г. Челябинск, ул. Елькина, д. 77

main@mindortrans74.ru

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 22-07/2022

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«22» ноября 2022 года                                                                                            г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России), по результатам рассмотрения обращений ООО «Автолига», ООО «Сервис-Транс», ООО «ЧелябАвтобус» (далее - Заявители) на действия Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - Министерство), выразившиеся в неправомерном изменении вида регулярных перевозок по муниципальным маршрутам № 20 «Мехколонна - Доватора», № 86 «Мехколонна - поселок Шершни», № 39 «ЧТЗ - Чичерина» и, соответственно, прекращении действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по указанным маршрутам, а также неуведомления Заявителей об изменении вида регулярных перевозок по данным маршрутам, в установленном действующим законодательством порядке, установлено следующее.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок установлены Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 12 Закона № 220-ФЗ если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства.

Статьей 18 Закона № 220-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) предусмотрено правовое регулирование на случай изменения вида регулярных перевозок.

Так, в силу части 1 статьи 18 Закона № 220-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона № 220-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок, в отношении которых принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязаны уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 29 Закона № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства, в том числе в случае вступления в силу предусмотренного статьей 18 названного Федерального закона решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Положение о Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - Министерство) утверждено постановлением Губернатора Челябинской области от 29.12.2014 № 280 (далее - Положение).

В соответствии с подпунктом 45-1 пункта 8 раздела III Положения Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с Законом Челябинской области от 30.12.2019 № 71-ЗО «О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок между органами местного самоуправления Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района и органами государственной власти Челябинской области».

Согласно абзацу 7 пункта 7 раздела II Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 29.12.2014 № 280, приоритетной задачей Министерства является оказание содействия развитию конкуренции на товарных рынках, относящихся к сфере деятельности Министерства.

Управлением транспорта Администрации города Челябинска ООО «Сервис-Транс» (ИНН 7447051030) выдано свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок № 39 «ЧТЗ - Чичерина», период действия с 31.07.2019 по 30.07.2024 (серия 74 номер 000147).

Управлением транспорта Администрации города Челябинска ООО «Автолига» (ИНН 7448154454) выдано свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок № 86 «Мехколонна - поселок Шершни», период действия с 14.09.2020 по 13.09.2025 (серия 74 номер 000169).

Управлением транспорта Администрации города Челябинска ООО «ЧелябАвтобус» (ИНН 7452079425) выдано свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок № 20 «Мехколонна - Доватора», период действия с 10.06.2021 по 09.06.2026 (серия 74 номер 000191).

Порядок установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) установлен Постановлением Правительства Челябинской области от 24.12.2021 № 686-П (далее - Порядок).

Согласно пункту 1 пункта 3 раздела II Порядка инициатором установления, изменения муниципального маршрута регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по нерегулируемому тарифу вправе выступать, в том числе орган исполнительной власти Челябинской области, уполномоченный Губернатором Челябинской области на осуществление полномочий по организации регулярных перевозок.

Постановлением Правительства Челябинской области от 30.11.2021 № 608-П утвержден документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок Челябинского городского округа, Копейского городского округа и Сосновского муниципального района (далее - документ планирования регулярных перевозок).

Постановлением Правительства Челябинской области от 28.02.2022 № 101-П внесены изменения в перечень мероприятий документа планирования регулярных перевозок.

Так, пункт 8 постановления Правительства Челябинской области от 28.02.2022 № 101-П предусматривает изменение вида регулярных перевозок с нерегулируемого тарифа на регулируемый тариф на муниципальном маршруте регулярных перевозок «Мехколонна - Доватора» с регистрационным номером 101 в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района (далее – Реестр маршрутов).

Пунктом 11 постановления Правительства Челябинской области от 28.02.2022 № 101-П установлено изменение вида регулярных перевозок с нерегулируемого тарифа на регулируемый тариф на муниципальном маршруте регулярных перевозок «ЧТЗ - Чичерина» с регистрационным номером 107 в Реестре маршрутов.

Пункт 12 постановления Правительства Челябинской области от 28.02.2022 № 101-П предусматривает изменение вида регулярных перевозок с нерегулируемого тарифа на регулируемый тариф на муниципальном маршруте регулярных перевозок «Мехколонна - ЧМК» с регистрационным номером 110 в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района.

Изменения в перечень мероприятий документа планирования регулярных перевозок, предусмотренные постановлением Правительства Челябинской области от 28.02.2022 № 101-П, вступили в силу 01.03.2022.

При этом, антимонопольный орган отмечает, что постановлением Правительства Челябинской области от 28.02.2022 № 101-П не регламентированы сроки изменения маршрутов регулярных перевозок. Министерством во исполнение постановления Правительства Челябинской области от 28.02.2022 № 101-П принят приказ от 01.03.2022 № 70 об изменении муниципальных и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок Челябинской агломерации (далее - приказ Министерства от 01.03.2022 № 70).

Пунктами 8, 11, 16 приложения № 1 к приказу Министерства от 01.03.2022 № 70 установлено, что с 10.09.2022 изменяется вид регулярных перевозок с нерегулируемого тарифа на регулируемый тариф на муниципальных маршрутах «Мехколонна -Доватора» с регистрационным номером 101 реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района (далее - Реестр маршрутов), «ЧТЗ - Чичерина» с регистрационным номером 107 в Реестр маршрутов, «Мехколонна - поселок Шершни» с регистрационным номером 123 в Реестре маршрутов.

Министерством представлено письмо (№ 03-2511 от 03.03.2022) в адрес руководителей транспортных организаций Челябинской агломерации об уведомлении об изменении вида регулярных перевозок с нерегулируемого тарифа на регулируемый тариф, в том числе по маршруту № 20 «Мехколонна - Доватора», № 39 «Чичерина - ЧТЗ», № 86 «Мехколонна - поселок Шершни».

С электронного адреса otdel @ mindortrans 74. ru Министерством посредством электронной почты в адрес перевозчиков направлено письмо (№ 03-2511 от 03.03.2022).

В силу части 2 статьи 12 Закона № 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок считается измененным со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 названного Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.

На основании приказа Министерства от 13.09.2022 № 440 «Об изменении муниципальных маршрутов и межмуниципального маршрута регулярных перевозок Челябинской агломерации», Министерством 14.09.2022 в Реестр маршрутов внесены сведения об изменении маршрутов № 39 «ЧТЗ - Теплотехнический институт», № 86 «Мехколонна - поселок Шершни», вид регулярных перевозок которых изменен с нерегулируемого на регулируемый тариф (пункт 2 приказа).

Приказом Министерства от 05.09.2022 № 421 изменены пути следования маршрутов № 39 «ЧТЗ - улица Чичерина», № 86 «Мехколонна - поселок Шершни».

На основании приказа Министерства от 23.09.2022 № 460 «Об изменении муниципального маршрута регулярных перевозок Челябинской агломерации» 26.09.2022 внесены изменения в маршрут № 39 «ЧТЗ - Теплотехнический институт», в части уточнения фактической протяженности маршрута.

Частью 7 статьи 27 Закона № 220-ФЗ установлено, что свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданное юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, подлежит переоформлению в случае продления срока его действия, изменения в установленном порядке маршрута регулярных перевозок, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случае изменения места жительства, и (или) фамилии, и (или) имени, и (или) отчества индивидуального предпринимателя, изменения состава участников договора простого товарищества в связи со смертью одного из участников такого договора.

Министерством ООО «Сервис-Транс» (ИНН 7447051030) выдано свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок № 39 «ЧТЗ - Чичерина», период действия с 31.07.2019 по 30.07.2024 (серия 742701 номер 000705).

Министерством ООО «Автолига» (ИНН 7448154454) выдано свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок № 86 «Мехколонна - поселок Шершни», период действия с 23.08.2021 по 13.09.2025 (серия 742701 номер 000707).

Министерством издан приказ от 11.10.2022 № 498 о прекращении действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карт маршрутов регулярных перевозок по муниципальному маршруту № 20 «Мехколонна - Доватора» (серия 74 № 000191), выданных Администрацией города Челябинска ООО «ЧелябАвтобус».

Кроме того, Министерством 19.10.2022 издан приказ № 512 о прекращении с 20.10.2022 действия следующих свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок:

- свидетельства об осуществлении перевозок (серия 742701 № 000705) по муниципальному маршруту № 39 «ЧТЗ - Чичерина» (регистрационный номер маршрута в Реестре маршрутов 107), выданного Министерством и карт маршрута регулярных перевозок, выданных Администрацией города Челябинска ООО «Сервис-Транс» (ИНН 7447051030);

- свидетельства об осуществлении перевозок (серия 742701 № 000707) по муниципальному маршруту № 86 «Мехколонна - поселок Шершни» (регистрационный номер маршрута в Реестре маршрутов 123), выданного Министерством и карт маршрута регулярных перевозок, выданных Администрацией города Челябинска ООО «Автолига» (ИНН 7448154454).

Антимонопольный орган отмечает, что ненадлежащий способ уведомления об изменении вида регулярных перевозок уполномоченным органом за 180 дней до дня вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок, может свидетельствовать о воспрепятствовании осуществления деятельности хозяйствующим субъектам - ООО «Автолига», ООО «Сервис-Транс» и ООО «ЧелябАвтобус» на рынке услуг по регулярным внутригородским и пригородным перевозкам пассажиров автобусным транспортом.

Так, Министерством указано, что в соответствии с пунктом 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25, если иное не установлено законом или договором и не следует из обычая или практики, установившейся во взаимоотношениях сторон, юридически значимое сообщение может быть направлено, в том числе посредством электронной почты, факсимильной и другой связи, осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано.

Вместе с тем, частью 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

В пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом, документов, подтверждающих направление уведомления об изменении вида регулярных перевозок по маршрутам № 20, 39, 86, оформленного письмом (№ 03-2511 от 03.03.2022) посредством почты России, Министерством не представлено.

Более того, антимонопольный орган отмечает, что письмо Министерства (№ 03-2511 от 03.03.2022) не предполагает указание об адресатах, которым необходимо направить данное письмо, а именно наименования хозяйствующих субъектов - ООО «Автолига», ООО «Сервис-Транс», ООО «ЧелябАвтобус», их почтовых адресов, а также дату изменения вида регулярных муниципальных маршрутов № 20, 39, 86.

Ненадлежащее уведомление уполномоченным органом об изменении вида регулярных перевозок за 180 дней до дня вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок, не позволяет действующим перевозчикам принять меры, направленные на своевременное восстановление своих прав, в том числе в судебном порядке.

Кроме того, принимая во внимание тот факт, что действующие перевозчики, принимая решение участвовать в отрытом конкурсе на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок также оценивают целесообразность участия в торгах, экономическое обоснование осуществления перевозок, затраты на транспортные средства, которые в силу пункта 2 части 1 статьи 23 Закона № 220-ФЗ должны быть на праве собственности или ином законном основании, в том числе окупаемость транспортных средств, в случае их приобретения, неуведомление уполномоченным органом об изменении вида регулярных перевозок лишает указанных перевозчиков возможности принять решение об участии в торгах на право осуществления регулярных перевозок в течении 180 дней со дня получения такого уведомления, при условии наличия освободившихся транспортных средств, приобретенных в качестве обязательств для выдачи свидетельств об осуществлении регулярных перевозок (серия 742701 номер 000705, серия 742701 номер 000707, серия 74 номер 000147).

В силу частей 1, 2 статьи 18 Закона № 220-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) обязательным условием для изменения вида перевозок является закрепление такого решения в документе планирования регулярных перевозок и уведомление о таком решении лиц, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.

Выполнение обязанности уполномоченным органом по своевременному уведомлению лиц осуществляющих регулярные перевозки об изменении вида регулярных перевозок за 180 дней до вступления такого решения в силу и соответственно дальнейшего прекращения действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок направлено на обеспечение условий для предоставления населению бесперебойных услуг в сфере регулярных перевозок автомобильным транспортом, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулярные перевозки, возможности планирования ими своей деятельности, недопустимости резкого ухудшения положения хозяйствующих субъектов при изменении органами власти маршрутов регулярных перевозок, в том числе вида регулярных перевозок.

Тем самым, Министерством не исполнена, установленная в части 2 статьи 18 Закона № 220-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) обязанность по уведомлению лиц, осуществляющих регулярные перевозки – ООО «Автолига», ООО «ЧелябАвтобус», ООО «Сервис-Транс» об изменении вида регулярных перевозок за 180 дней до вступления указанного решения в силу.

При этом, факт принятия документа планирования и соответственно издания Министерством приказа № 70 от 01.03.2022 не может повлечь аннулирование ранее выданных свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по истечении 180 дней без учета такого уведомления лиц, осуществляющих регулярные перевозки.

Антимонопольный орган также отмечает, что положениями Закона № 220-ФЗ не установлено издание и принятие уполномоченными на организацию регулярных перевозок органов каких-либо актов, предусматривающих изменение маршрутов регулярных перевозок.

Более того, Порядком также не установлено принятие дополнительных актов, в том числе приказов Министерства об изменении муниципальных маршрутов регулярных перевозок, в том числе с установлением конкретизирующих сроков таких изменений.

Заявителями в обращениях, поступивших в адрес Челябинского УФАС России, указано о предусмотренном действующим законодательством праве изменения вида регулярных перевозок уполномоченным органом только по истечению срока действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок.

Так, Федеральным законом от 14.03.2022 № 56-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 18 Закона № 220-ФЗ дополнена частью 1.1, согласно которой решение об изменении вида регулярных перевозок принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока, на который предоставлено свидетельство об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, и вступает в силу по окончании данного срока, если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано такое свидетельство об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок.

Тем самым, с 14.03.2022 законодательно урегулирован вопрос о недопустимости изменения вида регулярных перевозок до окончания срока действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок.

Однако решение об изменении вида регулярных перевозок по маршрутам № 20, 39, 86, оформленный приказом Министерства № 70, принят 01.03.2022.

Вместе с тем, Челябинское УФАС России обращает внимание, что не каждое нарушение действующего законодательства является нарушением антимонопольного законодательства.

В связи с этим, учитывая наличие противоречивой судебной практики относительно вопроса правомерности изменения вида регулярных перевозок до окончания действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок, вопрос о правомерности принятия актов Министерства и Правительства об изменении вида регулярных перевозок и прекращения действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по рассматриваемым маршрутам, подлежит рассмотрению в судебном порядке.

Челябинским УФАС России установлено, что по результатам проведения электронного аукциона между ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» и ООО «Никита Кожемяка» 18.10.2022 заключен государственный контракт № 33 АВ (39)/2022 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам по маршруту № 39 «ЧТЗ - Теплотехнический институт», начало и окончание выполнения работ - 20.10.2022 и 30.11.2022 соответственно.

По результатам проведения электронного аукциона между ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» и ООО «Автотранспортное предприятие 1» 18.10.2022 заключен государственный контракт № 32 АВ (86)/2022 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам по маршруту № 86 «Мехколонна - поселок Шершни», начало и окончание выполнения работ - 20.10.2022 и 30.11.2022 соответственно.

Более того, ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» объявлены электронные аукционы на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам по маршруту № 39 «ЧТЗ - Теплотехнический институт» и маршрут № 20 «Мехколонна - поселок Новосинеглазово», начало и окончание выполнения работ - 01.12.2022 и 31.12.2022 соответственно.

Вместе с тем, Челябинское УФАС России отмечает, что на Министерство возложена обязанность по непрерывному созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения Челябинской агломерации.

Соответственно прекращение деятельности ООО «Никита Кожемяка», ООО «Автотранспортное предприятие 1» до окончания срока действия государственных контрактов № 33 АВ (39)/2022, № 32 АВ (86)/2022, а именно до 30.11.2022, может повлечь неблагоприятные последствия на территории Челябинской агломерации при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным органам, организациям, осуществляющим функции указанных органов, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке, создание дискриминационных условий (пункт 6, 8).

В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» отмечено, что антимонопольному контролю в соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции подлежат нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, их действия (бездействие), способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий.

Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Согласно абзацу 2 пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2, угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в статье 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия Министерства по ненадлежащему уведомлению об изменении вида регулярных перевозок в адрес ООО «Автолига», ООО «Сервис-Транс» и ООО «ЧелябАвтобус», оформленному письмом (№ 03-2511 от 03.03.2022) на почтовые адреса указанных организаций за 180 дней до дня вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок, могут свидетельствовать о воспрепятствовании осуществления деятельности указанным хозяйствующим субъектам на рынке услуг по регулярным внутригородским и пригородным перевозкам пассажиров автобусным транспортом, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы.

В связи с наличием в рассматриваемых действиях Министерства признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Челябинское УФАС России предупреждает Министерство о совершении действий, направленных на устранение признаков нарушения антимонопольного законодательства, для чего Министерству необходимо в срок до 06.12.2022:

1) внести изменения в приказ Министерства № 70 от 01.03.2022 «Об изменении муниципальных и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок Челябинской агломерации», путем исключения пунктов 8, 11, 16 из него;

2) отменить приказ Министерства № 512 от 19.10.2022 «О прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок»;

3) отменить приказ Министерства от 11.10.2022 № 498 «О прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок»;

4) направить надлежащее уведомление об изменении вида регулярных перевозок в адрес ООО «Автолига», ООО «Сервис-Транс» и ООО «ЧелябАвтобус» (например, письмом заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении);

5) предоставить право осуществления регулярных перевозок указанным хозяйствующим субъектам по нерегулируемому тарифу по маршрутам № 20, 39, 86 соответственно, на срок 180 дней, в соответствии с частью 2 статьи 18 Закона № 220-ФЗ, путем выдачи свидетельств об осуществлении регулярных перевозок на условиях, определённых свидетельствами об осуществлении перевозок (серия 742701 номер 000705, серия 742701 номер 000707, серия 74 номер 000191) по окончанию срока действия карт маршрутов, выданных ООО «Никита Кожемяка», ООО «Автотранспортное предприятие 1» (30.11.2022), с момента получения уведомления ООО «ЧелябАвтобус», ООО «СервисТранс», ООО «Автолига», указанного в пункте 4 настоящего предупреждения;

6) принять решение об изменении в Реестре маршрутов сведений о виде регулярных перевозок по маршрутам № 20, 39, 86 с регулируемого тарифа на нерегулируемый тариф;

7) довести информацию до подведомственного Министерству учреждения ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» о недопустимости заключения государственных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам в отношении маршрутов № 20, 39, 86 после 30.11.2022.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны