Решение №ВЛ/7768/22 РЕШЕНИЕ по делу № 074/06/104-1611/2022 (217-РНП/2022) о вкл... от 4 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

ОГБУ «Брединская ветстанция»

 

457310, Брединский район, п. Бреды, ул. Дорожная, д. 44

 

ЗАО Региональное Агентство Оценки «Эксперт»

 

454091, Челябинская область г. Челябинск пл. Мопра 7, оф.31

 

Единоличному исполнительному органу общества 

 

454091, Челябинская область г. Челябинск пл. Мопра 7, оф.31

 

 

              1. РЕШЕНИЕ

по делу № 074/06/104-1611/2022 (217-РНП/2022)

о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 29.06.2022

В полном объеме решение изготовлено 04.07.2022

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления -начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

 

 

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России

рассмотрев обращение ОГБУ «Брединская ветстанция» (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о ЗАО Региональное Агентство Оценки «Эксперт» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона № 0369200002221000004 на обустройство (капитальный ремонт) сибиреязвенного захоронения в Челябинской области, расположенного по адресу: Челябинская область, Брединский район, п. Мирный 400 м на северо-запад (далее - аукцион), при участии в дистанционном режиме:

- представителя ОГБУ «Брединская ветстанция»  действующего на основании доверенности от 28.06.2022,

- представителя ОГБУ «Брединская ветстанция» ., действующего на основании Приказа № 237 от 14.06.2011,

- представителя ЗАО Региональное Агентство Оценки «Эксперт»  действующего на основании доверенности от 01.06.2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение ОГБУ «Брединская ветстанция» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений ЗАО Региональное Агентство Оценки «Эксперт».

Согласно представленным документам 27.09.2021 ОГБУ «Брединская ветстанция» объявило о проведении аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 534 619, 00 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 05.10.2021 победителем закупки признано ЗАО Региональное Агентство Оценки «Эксперт»..

Решением от 11.05.2022 заказчик отказался от исполнения контракта в виду неисполнения подрядчиком обязательств по контракту, что подтверждается перепиской заказчика, на основании чего было составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.

На заседании Комиссии общество направило письменные пояснения и документы и на заседании представитель пояснил, что неисполнение обязательств вызвано обеспечительными мерами, принятыми в отношении общества.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), (в редакции, действующей на момент расторжения контракта) пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 9.2 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Подпунктами «а»-«в» пункта 3 части 6 статьи 8 Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в период с 01.01.2022 по 01.07.2022 в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам электронных процедур и закрытых электронных процедур, заказчик:

- направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;

- не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

- в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта.

Из части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Таким образом, Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены переходные положения, из которых следует, что в период с 01.01.2022 по 01.07.2022 при принятии решения заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта действует порядок расторжения контракта, предусмотренный частью 6 статьи 8 указанного Федерального закона.

Так, заказчиком 11.05.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 12.05.2022 направлено подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Монакова, д. 31, 11.05.2022 - по электронной почте: main@rao-expert.ru и 11.05.2022 размещено в единой информационной системе во вкладке «дополнительная информация о закупках, контрактах».

Как следует из документов, представленных заказчиком, подтверждение о вручении подрядчику указанного решения, в том числе информация об отсутствии подрядчика по его адресу, указанному в контракте, заказчиком не получены, связи с чем датой надлежащего уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик определил как истечение тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, то есть 10.06.2022, в связи с чем датой расторжения контракта является 20.06.2022.

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены в антимонопольный орган 22.06.2022.

Вместе с тем, в нарушение подпункта «в» пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчиком ошибочно определена дата надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, и, как следствие, дата расторжения контракта.

Так, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом решении является день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть 27.05.2022, в связи с чем контракт является расторгнутым 07.06.2022.

Комиссия, принимая во внимание, что контракт на день рассмотрения сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков расторгнут, считает возможным рассмотреть вопрос о включении ЗАО Региональное Агентство Оценки «Эксперт» в реестр недобросовестных поставщиков.

 

При рассмотрении вопроса о включении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.

 

Между заказчиком и ЗАО Региональное Агентство Оценки «Эксперт» заключен контракт от 18.10.2021 № 2742700701821000006 (далее – контракт) посредством обмена электронными документами на электронной площадке и в единой информационной системе, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.

Предметом контракта является обустройство (капитальный ремонт) сибиреязвенного захоронения в Челябинской области, расположенного по адресу: Челябинская область, Брединский район, п. Мирный 400 м на северо-запад, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

Согласно пункту 4.1 контракта начальный срок выполнения работ определен в течение 3 дней с момента заключения контракта, конечный - по 30.06.2022.

Из переписки, представленной заказчиком, а также устных пояснений руководителя заказчика, следует, что общество не приступило к выполнению работ, что подтверждается письмом от 25.04.2022 (исх. 132).

При этом, из устных пояснений заказчика, что подтверждается документами, представленными обществом, следует, что обязательства по контракту не выполнены ввиду ареста имущества и денежных средств, принадлежащих ЗАО Региональное Агентство Оценки «Эксперт», на основании определения Центрального районного суда от 18.11.2021 по иску гражданина о взыскании долга по договору займа.

Так, 11.05.2022 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта связи с тем, что общество не преступило к выполнению работ в предусмотренные контрактом сроки со ссылкой часть 2 статьи 715 ГК РФ.

 

При решении вопроса о включении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.

 

Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.

Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем торгов.

Действуя в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.

Как установлено на заседании Комиссии ЗАО Региональное Агентство Оценки «Эксперт» не приступило к выполнению работ по обустройству (капитальный ремонт) сибиреязвенного захоронения в Челябинской области в срок, предусмотренный контрактом.

При этом, причина, которую подрядчик указывает в обоснование своей позиции о невозможности исполнения контракта, является наличие имущественных обременений, которые не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Из части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Таким образом, финансовые риски общества не являются обстоятельством непреодолимой силы и не освобождают его от ответственности за ненадлежащее исполнение контракта.

При этом, в период исполнения контракта общество не предприняло меры, направленные на урегулирование ситуации, возникшей в ходе выполнения работ, в том числе не представило заказчику сведения об объективных причинах неисполнения обязательств, а также сведения о сроках, в рамках которых общество приступит к выполнению работ.

Доводы общества, согласно которым заказчиком расторгнут контракт до истечения срока исполнения обязательств, не может быть принят во внимание, так как с момента заключения контракта вплоть до даты расторжения контракта общество не предприняло меры, которые свидетельствовали бы о его реальных намерениях приступить к выполнению работ.

По совокупности данные обстоятельства подтверждают отсутствие намерения и воли общества исполнить контракт, то есть о недобросовестности поведения хозяйствующего субъекта.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.

Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе, в случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Так, общество не предприняло меры, направленные на исполнение контракта, не представило сведения об объективных причинах неисполнения обязательств в сроки, предусмотренные законодательством для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком.

При указанных обстоятельствах антимонопольный орган приходит к выводу о включении сведений о ЗАО Региональное Агентство Оценки «Эксперт», его единоличном исполнительном органе в реестр недобросовестных поставщиков ввиду недобросовестности в действиях общества.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021

1078,

РЕШИЛА:

 

1. Сведения, представленные ОГБУ «Брединская ветстанция» в отношении ЗАО Региональное Агентство Оценки «Эксперт» (адрес: 454091, Челябинская область г. Челябинск пл. Мопра 7, оф.31, ИНН 7448105841, КПП 745301001), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе

2. Включить сведения о директоре ЗАО Региональное Агентство Оценки «Эксперт» – Гуща Татьяне Валентиновне (ИНН 744721124798) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

а

 

 

2022-8468

 

 

Связанные организации

ЗАО РАО "ЭКСПЕРТ"
ИНН 7448105841, ОГРН 1087448006139
ОГБУ "Брединская ветстанция"
ИНН 7427007018, ОГРН 1047412501696