Предупреждение №АК/3323/23 предупреждение № 04-04\2023 от 16 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <..>

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 04-04/2023

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

16 марта 2023 года                                                                                                                               г. Челябинск

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление ИП <..> (далее – Заявитель 1, Заявитель 2) вх. № 16323/22 от 09.12.2022 о недобросовестных конкурентных действиях ИП <..>, выразившихся во введении в заблуждении потребителей путем распространения в:

информационной газете «Снежинск сегодня» № 21 (33) от 25.11.2022,

на странице газеты «Снежинск сегодня» https://vk.com/snzsegodnya,

статьи «Городская похоронная служба» с нарушением статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции».

По мнению Заявителей, наименование «Городская похоронная служба» вводит в заблуждение, поскольку вызывает ассоциации с муниципальным учреждением или предприятием, что не соответствует действительности, поскольку услуги оказывает ИП <..>

Согласно выходным данным газеты «Снежинск сегодня» издатель и редакция МБУ «Информком».

МБУ «Информком» в письме вх. № 643/23 от 19.01.2023 по запросу Челябинского УФАС России указало следующее.

МБУ «ИНФОРМКОМ» является издателем газеты «Снежинск сегодня». Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ТУ 74-01312 от 24.03.2017.

Между МБУ «ИНФОРМКОМ» и ИП <..> заключен агентский договор № ОЗ-А-22 от 01.02.2022 на прием рекламно-информационных материалов.

Между ИП <..> и ИП <..> заключен договор на рекламно-информационные услуги № 05-2022 от 01.09.2022.

Согласно договору от ИП <..> в газете «Снежинск сегодня» размещались два макета, один из которых - «Городская похоронная служба».

Согласно договору № 05-2022 от 01.09.2022 после выхода в газете, макет публикуется в ленте паблика «Снежинск сегодня» в социальной сети «ВКонтакте». Даты выходов макетов в сети: 05.10.22, 22.10.22, 17.11.22, 09.12.22.

Жалоб в редакцию на действия «Городской похоронной службы» (ИП <..> ) не поступало.

По имеющейся у Челябинского УФАС России информации хозяйствующим субъектом, наделенным статусом специализированной организации по вопросам похоронного дела на территории Снежинского городского округа за период 2021-2022 гг. является Муниципальное казенное учреждение «Ритуал».

ИП <..> статусом специализированной похоронной службы по вопросам похоронного дела на территории Снежинского городского округа не обладает.

Челябинское УФАС России направило ИП <..> запрос исх. № АК/15987/22 от 20.12.2023, ответ на который по состоянию на 15.03.2023 в Челябинское УФАС России не поступил.

Рассмотрение заявления и материалов позволяет прийти к следующим выводам.

Согласно выписке из ЕГРИП ИП <..> зарегистрирована Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области 27.03.2020.

Основным видом деятельности является 96.03 Организация похорон и представление связанных с ними услуг.

Согласно выписке из ЕГРИП <..> зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области 09.06.2004.

Основным видом деятельности является 96.03 Организация похорон и представление связанных с ними услуг.

Согласно выписке из ЕГРИП <..> зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области 02.02.2005.

Основным видом деятельности является 96.03 Организация похорон и представление связанных с ними услуг.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из пункта 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу указанных положений ИП <..> и Заявители <..> являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность на одном товарном рынке – 96.03 Организация похорон и представление связанных с ними услуг в пределах одних географических границ (город Снежинск), следовательно, являются конкурентами по отношению друг к другу.

Временной интервал исследования рынка определен с 27.03.2020 по 15.03.2023, то есть с даты регистрации ИП <..> по дату выдачи предупреждения.

Продуктовые границы рынка установлены в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) 96.03 Организация похорон и представление связанных с ними услуг.

По данным «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» ОКВЭД 96.03 Организация похорон и представление связанных с ними услуг эта группировка включает:

- захоронение и кремацию тел людей и трупов животных и связанную с этим деятельность: подготовку умерших к захоронению или кремации и бальзамирование, услуги гробовщиков;

- предоставление услуг по похоронам или услуг кремации;

- аренду оборудованного места в ритуальном зале;

- сдачу в аренду или продажу мест для захоронения;

- обслуживание могил и мавзолеев;

- изготовление надгробных сооружений из различных материалов и ритуальных принадлежностей

Эта группировка также включает:

- сооружение склепов и мемориальных комплексов;

- изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд и т.п.;

- высечку барельефов, выполнение графических портретов на памятниках, скульптурные работы и т.п., выполнение надписей.

Географические границы рынка - город Снежинск.

В статье «Городская похоронная служба», размещенной в информационной газете «Снежинск сегодня» № 21 (33) от 25.11.2022 и на странице газеты «Снежинск сегодня» https://vk.com/snzsegodnya присутствует информация: «Городская похоронная служба».

Информация о лице (фамилия, имя, отчество или наименование с организационно-правовой формой) под обозначением «Городская похоронная служба», в статье оказывающем услуги, отсутствует и не позволяет потребителю определить исполнителя услуг (фамилия, имя, отчество или наименование с организационно-правовой формой и т.д.)

Информация размещена по заказу ИП <..> и в ее интересах.

По данным Интернет-сайта https://kartaslov.ru/ связанные слова и выражения со словосочетанием «городская служба» - городские власти, городская администрация, городское хозяйство, городское управление, городская управа, городской бюджет, городская полиция, городская сеть.

В силу статьи 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

ИП <..> не обладает статусом специализированной организации по вопросам похоронного дела на территории Снежинского городского округа, таким статусом обладает Муниципальное казенное учреждение «Ритуал».

Согласно сведениям в сети «Интернет» в поисковой системе «Google» при наборе «Городская похоронная служба Снежинска» в первой строке поиска выдан результат со ссылкой на официальный сайт Администрации города Снежинска с указанием информации об МКУ «Ритуал». Далее выдан результат поиска со ссылкой на городскую похоронную службу ООО «Ромашки» в городе Снежинске.

Присутствующие в статье сведения «Городская похоронная служба» являются неполными (искаженными, неточными) могут вызывать ассоциации с муниципальным предприятием или учреждением, либо специализированной организацией по вопросам похоронного дела на территории Снежинского городского округа, к которым ИП <..> отношения не имеет.

Усиливает создание такого впечатление отсутствие в статье информации о фактическом Исполнителе услуг, в данном случае ИП <..>

Статьей 14.2 Федерального закона «О недобросовестной конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Использование в статье сведений «Городская похоронная служба» при отсутствии информации о ИП <..> может вводит в заблуждение потребителей относительно Исполнителя услуг и его принадлежности к официальным городским службам, что содержит признаки нарушения пункта 3 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции».

Из определения недобросовестной конкуренции, содержащегося в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно соответствовать нескольким условиям, а именно:

- совершаться хозяйствующими субъектами (группой лиц)-конкурентами;

- быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

- противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинить или быть способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

Добросовестность (добропорядочность) позволяет установить, осуществлено ли рассматриваемое поведение в допустимых пределах осуществления гражданских прав; выход за допустимые пределы будет рассматриваться в качестве недобросовестного (недобропорядочного).

Разумность позволяет установить соответствие поведения определенного хозяйствующего субъекта деперсонализированным стандартам ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота; очевидное отклонение поведения такого участника будет свидетельствовать о неразумности.

Справедливость означает наличие равных возможностей для участия в гражданском обороте; несправедливость будет выражаться в создании необоснованных условий реализации контрагентами своих гражданских прав.

Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В действиях ИП <..> содержатся все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»:

1. Действия ИП <..> направлены на получение преимуществ, которые обеспечивают им возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий.

2. Такие действия ИП <..> противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

3. Распространение указанных сведений ИП <..> способно ввести потребителей в заблуждение относительно Исполнителя услуг, может привести к неполучению доходов в виде упущенной выгоды иными хозяйствующими субъектами-конкурентами, в том числе Заявителями ИП <..>

Ранее Челябинское УФАС России уже выдавалось предупреждение ИП <..> № 05-04/2022 от 16.08.2022 по факту распространения в газете «Метроград Снежинск» № 51(405) от 29.12.2021 статьи «Городская похоронная служба», содержащей, в том числе сведения «городская похоронная служба», создающих впечатление об оказании услуг специализированной похоронной службой на территории города Снежинска при отсутствии информации о лице фактически оказывающем услуги, в данном случае ИП <..>.

Указанное предупреждение было исполнено, в связи с этим 14 сентября 2022 года Челябинским УФАС России было вынесено решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ИП <..>.

Также указанное предупреждение было обжаловано ИП <..> в Арбитражный суд Челябинской области, который решением от 16.02.2023 по делу № А76-31136/2022 отказал ей в удовлетворении требований.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона.

Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции»).

 

В связи с новым фактом распространения сведений «Городская похоронная служба» в другом издании, в другой период времени, в данном случае в информационной газете «Снежинск сегодня» № 21 (33) от 25.11.2022, а также на странице газеты «Снежинск сегодня» социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/snzsegodnya МБУ «Информком» по заказу ИП <..> и выявлением в ее действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Челябинское УФАС России предупреждает ИП <..> о необходимости прекращения указанных действий путем удаления либо изменения в информационной газете «Снежинск сегодня» № 21 (33) от 25.11.2022, а также на странице газеты «Снежинск сегодня» социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/snzsegodnya :

сведений «городская похоронная служба», создающих впечатление об оказании услуг специализированной похоронной службой на территории города Снежинска при отсутствии информации о лице фактически оказывающем услуги, в данном случае ИП <..>,

в срок до 04 апреля 2023 года, но не позднее 10 рабочих дней со дня получения настоящего предупреждения.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением подтверждающих документов, заявка МБУ «Информком» об удалении либо изменении сведений «городская похоронная служба», следующий номер газеты с внесенными изменениями в статью, сведения о прекращении распространения статьи, скрин-шоты страниц социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/snzsegodnya МБУ «Информком» и т.п. ).

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В случае неисполнения ИП <..> предупреждения Челябинским УФАС России будет рассмотрен вопрос о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В случае получения ответа о выполнении предупреждения и выявления повторных фактов распространения ИП <..> сведений «Городская похоронная служба» при отсутствии информации о лице фактически оказывающем услуги, указанное обстоятельство может быть рассмотрено как неисполнение предупреждения и основание для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В силу части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции индивидуальные предприниматели за нарушение антимонопольного законодательства несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Ответственность за нарушение статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.

Частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ предусмотрено, что недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны