Предупреждение №1744/04 Действия САО «ВСК», выразившиеся в необоснованном получении... от 18 февраля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

САК «ВСК»,

121552, г. Москва,

ул. Островная, д. 4

Челябинский филиал

САК «ВСК»,

454008, г. Челябинск,

пр. Свердловский, д. 30 «Б»

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 04-04/2020

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

18 февраля 2020 года г. Челябинск

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) из Федеральной антимонопольной службы России поступило заявление ООО «Страховая фирма «Адонис» вх. № 17071 от 25.11.2019 о недобросовестных конкурентных действиях страхового акционерного общества «ВСК» (далее – САО «ВСК»), выразившихся в необоснованном получении преимуществ при участии в электронном аукционе № 0369300013719000107 на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – Аукцион), проводимом Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская детская больница г. Златоуст» (далее – Заказчик).

В обращении указано, что САО «ВСК» при участии в Аукционе неправомерно представило предложение со снижением начальной (максимальной) цены контракта с 53152, 78 рублей до 31 112, 56 рублей, что не соответствует Указанию Центрального Банка Российской Федерации от 04.12.2018 № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиям к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Указание).

Заявитель указывает, что минимально возможная цена договора, согласно Указания, составляет 32 486, 11 рублей.

По мнению Заявителя, в действиях САО «ВСК» присутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

САО «ВСК» в письме вх. № 18949 по запросу Челябинского УФАС России указало, что ценовое предложение, представленное обществом в ходе проведения Аукциона соответствует действующему законодательству. Согласно практике Верховного Суда по делу от 14.08.2018 № 310-КГ18-11042 контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам ОСАГО осуществляет Банк России, соответственно какие – либо выводы о неправильности расчета страховой премии по договору ОСАГО может сделать только Банк России. Договор с Заказчиком заключен и полностью исполнен.

Челябинское УФАС России в рамках рассмотрения обращения ООО «Страховая фирма «Адонис» установило следующее.

28.06.2019 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) был объявлен Аукцион. Согласно извещению о проведении электронного аукциона, предметом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 53 152,78 рублей.

На участие в Аукционе было подано 5 заявок, все участники заявки допущены к участию в Аукционе. Согласно протоколу № 107/2 о подведении итогов электронного аукциона от 12 июля 2019 года рассмотрены вторые части заявок 3 участников Аукциона САО «ВСК» с предложением цены контракта 31 112, 56 рублей (снижение 41, 46 %), АО «Альфа Страхование» с предложением цены контракта 32486, 11 рублей (снижение 38,88%), СПАО «Ингосстрах» с предложением цены контракта 32486, 11 рублей (снижение 38,88%).

По результатам проведения электронного аукциона и рассмотрения аукционной комиссией вторых частей заявок на участие в Аукционе победителем признано САО «ВСК» с предложенной ценой договора 31 112, 56 рублей.

Между Заказчиком и САО «ВСК», признанным победителем Аукциона, заключен договор № 327 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – Договор).

Согласно документации электронного аукциона № 107 «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» электронный аукцион проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

Согласно статье 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.

Таким образом, при расчете страховой премии финансовые организации, подающие заявки на участие в конкурсных процедурах, должны руководствоваться как действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения по страхованию, так и требованиями Заказчика, в данном случае, техническим заданием (спецификацией), являющимся неотъемлемой частью аукционной документации, в связи с чем у таких организаций отсутствует возможность при расчете цены контракта применять иные, отличные от указанных государственным заказчиком коэффициентов.

Документация электронного аукциона № 107 «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» включает:

информационную карту электронного аукциона;

спецификацию (приложение №1 к информационной карте);

проект договора (приложение №2 к информационной карте);

обоснование начальной (максимальной) цены договора (приложение №3 к информационной карте).

Информационная карта электронного аукциона содержит «Объект закупки» - оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии со спецификацией (Приложение №1 к информационной карте, являющееся неотъемлемой частью документации электронного аукциона). Объем оказываемых услуг в соответствии со спецификацией (Приложение №1 к информационной карте, являющееся неотъемлемой частью документации электронного аукциона).

Анализ расчета предложенной САО «ВСК» при участии в Аукционе цены контракта, представленной обществом и Заказчиком в антимонопольный орган и положений аукционной документации, позволяет прийти к выводу о применении САО «ВСК» коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения (коэффициент КБМ) отличных от установленных Заказчиком, а именно:

№ п/п

Марка ТС, гос.номер

VIN КОД ТС

л/с

КБМ, установленные Заказчиком

КБМ, примененное

САО «ВСК»

Страховая премия

1

ВАЗ 21310, А649АХ

ХТА213100800 88312

81,6

0,7

0,72

3993, 34

2

УАЗ 315195, Р508РХ

ХТТ315195Е050 0214

128

0,75

0,72

5082, 44

3

ГАЗ 31105, Х156СТ

Х9631105081422 98

131,9

0,95

0,72

5082, 44

4

ЛАДА 213100, Р870РХ

ХТА213100Е015 6390

82,9

0,9

0,72

3993, 34

5

ВАЗ 21310, Е613ХС

ХТА2131006007 8087

80,9

0,5

0,72

3993, 34

6

УАЗ 315195, Р857РХ

ХТТ315195Е050 1215

128

0,75

0,72

5082, 44

7

УАЗ 315196, М403А

ХТТ315196С051 0591

112

0,75

0,72

3885,22

Таким образом, выполнив расчет предложенной цены контракта без учета положений аукционной документации в ходе проведения Аукциона САО «ВСК» предложило наименьшую цену договора, ввиду чего было признано победителем электронного аукциона и получило возможность заключения договора. Указанные действия САО «ВСК» свидетельствуют о получении обществом необоснованного преимущества при участии в конкурсной процедуре, поскольку иные участники Аукциона, выполнив расчет предлагаемой цены контракта с учетом требований аукционной документации, не имели возможности принять участие в закупке на равных с САО «ВСК» условиях.

Так, Заявитель указывает, что минимально возможная цена договора согласно Указания составляет 32 486, 11 рублей.

Как усматривается из спецификации, представленной САО «ВСК» общество применило КБМ 0, 72 по всем позициям транспортных средств, тогда как спецификации Заказчика указан иной КБМ по аналогичным позициям.

В силу части 7 статьи 50 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

Согласно части 8 статьи 50 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса.

Запросы о разъяснении положений аукционной документации, в частности о применении коэффициентов КБМ САО «ВСК» Заказчику не направлялись.

Документов, указывающих, что вопросы правильности определения Заказчиком коэффициентов КБМ ставились САО «ВСК» при участии в Аукционе перед Заказчиком, а также доводились до сведения иных участников Аукциона, в материалах дела не имеется (запрос, разъяснение и т.п.), кем-либо из сторон не представлено.

Так, ГБУЗ «Городская детская больница г. Златоуст» в письме вх. № 1958 от 13.02.2020 по запросу Челябинского УФАС России указало, что в адрес Заказчика каких - либо запросов от участников Аукциона не поступало.

Учитывая законодательно регламентированный механизм регулирования страховых тарифов, при участии в закупках на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности, участники не могут конкурировать по цене контракта, поскольку она рассчитывается в одинаковом для всех порядке, с применением одинаковых для всех коэффициентов.

Гражданским законодательством Российской Федерации декларированы основополагающие принципы осуществления гражданских прав.

Так пунктом 3 статьи 1 ГК РФ закреплено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно пункту 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

В действиях САО «ВСК», выразившихся в необоснованном получении преимуществ при участии в Аукционе, присутствуют все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»:

1. Действия САО «ВСК» по получению необоснованного преимущества при проведении Аукциона ввиду нарушения порядка расчета страховой премии и осуществления расчета предложенной цены контракта без учета позиций спецификации, способствовали признанию общества победителем Аукциона.

2. Действия САО «ВСК» противоречат действующему законодательству, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

3. Действия САО «ВСК» причинили убытки иным участникам Аукциона в виде снижения размера получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании общества от указанных действий, поскольку при обычных условиях гражданского оборота в случае не нарушения порядка расчета страховой премии, иные участники Аукциона имели бы возможность участвовать в нем на равных условиях.

Позиция антимонопольного органа по вопросу квалификации действий страховых организаций, выразившихся в занижении сумм страховых премий при участии в торгах на право заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств в качества акта недобросовестной конкуренции по статье 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» подтверждается сложившейся судебной практикой, в частности по делам №А35-2481/2016, №А40-206424/16, №А52-3514/2015, №А52-13/2016 и пр.

В соответствии со статьей 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 настоящего Федерального закона.

Действия САО «ВСК», выразившиеся в необоснованном получении преимуществ при участии в Аукционе, свидетельствуют о наличии признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях САО «ВСК» по получению необоснованного преимущества при участии в Аукционе признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Челябинское УФАС России предупреждает САО «ВСК»:

о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, путем издания локального нормативного акта (внесения изменений в существующий) содержащий требования осуществлять расчет страховых сумм в соответствии с требованиями аукционной документации при участии в электронных аукционах на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и осуществлять контроль за результатами работы сотрудников, ответственных за расчеты цен контрактов, предлагаемых обществом при участии в электронных аукционах.

Срок для выполнения предупреждения – до 31 марта 2020 года.

Информируем, что предупреждение подлежит обязательному исполнению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением приказов САО «ВСК» и иных документов, подтверждающих проведенную обществом работу по недопущению нарушения действующего законодательства при расчете цены контракта по электронному аукциону на право оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.).

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

Руководитель <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны