Решение б/н Решение по делу № 074/01/17.1-1335/2020 от 12 ноября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация Златоустовского городского округа

ул. Таганайская, д. 1, г. Златоуст, 456200

zlat-go@mail.ru

МКУ ЗГО «Управление жилищно-коммунального хозяйства»

ул. Таганайская, д. 1, г. Златоуст, 456200

Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа

ул. Таганайская, д. 1, г. Златоуст, 456200

ЗГООПБЖ «Подари жизнь»

пр. им. Ю.А. Гагарина 2 линия, д. 3,
кв. 61, г. Златоуст, 456219

zlat_zabota@mail.ru

<...>

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/01/17.1-1335/2020 о нарушении

антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена «06» ноября 2020 года

В полном объеме решение изготовлено «12» ноября 2020 года

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии

<...>

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<...>

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 074/01/17.1-1335/2020 по признакам муниципальным казенным учреждением Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – МКУ ЗГО «УЖКХ») части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России поступило заявление ЗГООПБЖ «Подари жизнь» по вопросу правомерности передачи органом местного самоуправления Златоустовского городского округа муниципального имущества – 30 вольеров для животных, предназначенных для пункта временного содержания животных, без проведения торгов.

Администрацией Златоустовского городского округа представлены следующие письменные пояснения (вх. от 03.06.20202 № 03.06.2020, от 10.07.2020 № 9624).

Между МКУ ЗГО «УЖКХ» и ИП <...> 27.08.2019 заключен договор ответственного хранения вольеров для содержания безнадзорных животных в количестве 3 штук и будок для содержания безнадзорных животных в количестве 30 штук, сроком до 20.01.2020 (далее – договор ответственного хранения от 27.08.2019).

Указанный договор ответственного хранения является безвозмездным.

Муниципальное имущество, являющееся предметом договора ответственного хранения, ИП <...> не используется.

Торги на право предоставления муниципального имущества, являющееся предметом договора ответственного хранения, органом местного самоуправления Златоустовского городского округа не проводились, поскольку указанное имущество является движимым.

МКУ ЗГО «УЖКХ» представлены следующие письменные пояснения (вх. от 28.08.2020 № 12150).

Торги на право предоставления муниципального имущества, являющееся предметом договора ответственного хранения, МКУ ЗГО «УЖКХ» не проводились.

Договор ответственного хранения от 27.08.2019 не расторгнут.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляется только по результатам проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

В соответствии с частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 названой статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в том числе в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Согласно справке МКУ ЗГО «УЖКХ» (исх. б/н от 28.05.2020) муниципальное имущество – вольер для пункта временного содержания безнадзорных животных находится в оперативном управлении МКУ ЗГО «УЖКХ».

Между МКУ ЗГО «УЖКХ» (далее также - Поклажедатель) и ИП <...> (далее также - Ответственный хранитель) 27.08.2019 заключен договор ответственного хранения вольеров для содержания безнадзорных животных в количестве 3 штук и будок для содержания безнадзорных животных в количестве 30 штук (далее – Муниципальное имущество), сроком до 20.01.2020 (далее – договор ответственного хранения от 27.08.2019).

Согласно пункту 1.1 договора ответственного хранения от 27.08.2019 Ответственный хранитель принимает на хранение, обязуется обеспечить сохранность имущества, возвратить его в надлежащем состоянии и нести ответственность за его утрату, недостачу или повреждение, а Поклажедатель обязуется взять свое имущество обратно по истечении срока ответственного хранения, установленного данным договором.

Дополнительными соглашениями от 17.01.2020, 08.05.2020 к договору ответственного хранения от 27.08.2019 срок действия договора продлен до 31.05.2020 и 31.08.2020 соответственно.

В соответствии со статьей 886 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Согласно статьи 892 ГК РФ хранитель не вправе без согласия поклажедателя пользоваться переданной на хранение вещью, а равно предоставлять возможность пользования ею третьим лицам, за исключением случая, когда пользование хранимой вещью необходимо для обеспечения ее сохранности и не противоречит договору хранения.

На основании изложенного, заключение договора хранения предусматривает переход прав владения от поклажедателя к хранителю без предоставления права пользования переданной на хранение вещью, если иное не установлено договором.

При этом, как следует из положений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров, предусматривающих переход прав владения, как с правом пользования, так и без права пользования в отношении государственного или муниципального имущества, осуществляется по результатам проведения торгов.

Следовательно, право заключения указанных договоров осуществляется в соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, т.е. по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Доказательств и материалов, подтверждающих, что МКУ ЗГО «УЖКХ» принимались меры по проведению торгов на предоставление Муниципального имущества на хранение без проведения торгов, не предоставлено.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в различных сферах, были лишены права доступа к Муниципальному имуществу на конкурентной основе. Доступ к такому ресурсу в результате рассматриваемых действий МКУ ЗГО «УЖКХ» предоставлен исключительно ИП <...> с нарушением требований действующего законодательства.

Кроме того, согласно части 2 статьи 899 ГК РФ при неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, в том числе при его уклонении от получения вещи, хранитель вправе, если иное не предусмотрено договором хранения, после письменного предупреждения поклажедателя самостоятельно продать вещь по цене, сложившейся в месте хранения, а если стоимость вещи по оценке превышает сто установленных законом минимальных размеров оплаты труда, продать ее с аукциона в порядке, предусмотренном статьями 447 - 449 ГК РФ.

Сумма, вырученная от продажи вещи, передается поклажедателю за вычетом сумм, причитающихся хранителю, в том числе его расходов на продажу вещи.

Так, согласно пункту 3.3 договора ответственного хранения от 27.08.2019 при неисполнении Поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, в том числе при его уклонении от получения вещи, Ответственный хранитель вправе после письменного предупреждения Поклажедателя самостоятельно продать вещи по цене, сложившейся в месте хранения, а если стоимость вещи по оценке превышает сто установленных законом минимальных размеров оплаты труда, продать ее с аукциона в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ.

При этом, сведений о том, что сумма, вырученная от продажи вещи, передается Поклажедателю за вычетом сумм, причитающихся Ответственному хранителю, в том числе его расходов на продажу вещи, договором ответственного хранения от 27.08.2019 не предусмотрено.

Указанное может привести к фактической реализации индивидуальным предпринимателем муниципального имущества, без передачи вырученной суммы органу местного самоуправления Златоустовского городского округа.

При этом, указание Администрации в письме (вх. № 7706 от 03.06.2020) о том, что договор ответственного хранения от 27.08.2019 заключен без права пользования ИП <...> на вольеры для содержания безнадзорных животных и будок для содержания безнадзорных животных, не может быть принято во внимание, поскольку из смысла пункта 1 статьи 886 ГК РФ следует, что заключение договора хранения предполагает передачу вещи на хранение хранителю, соответственно, передача вещи в рамках договора ответственного хранения предполагает наделение хранителя, возможностью обладать вещью, то есть фактически наделяет правомочием владения.

Однако договоры, предусматривающие переход прав владения в отношении государственного или муниципального имущества, должны быть заключены посредством проведения процедуры торгов.

Более того, положения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривают императивный запрет на заключение сделок, предусматривающих переход как прав владения, так и прав пользования в отношении государственного или муниципального имущества без проведения торгов.

С учетом вышеизложенного, заключение договора ответственного хранения от 27.08.2019 без проведения торгов, является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Тем самым, действия МКУ ЗГО «УЖКХ» по заключению договора ответственного хранения от 27.08.2019 противоречат части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении настоящего дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Временной интервал исследования товарного рынка определен с учетом особенностей товарного рынка и включает в себя период с 27.08.2019 по 07.10.2020, то есть с даты заключения договора ответственного хранения до даты проведения анализа состояния конкуренции.

Предмет договора, заключенного в отношении имущества: право аренды вольеров для содержания безнадзорных животных в количестве 3 штук и будок для содержания безнадзорных животных в количестве 30 штук.

Частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции установлено, что перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Челябинским УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела
№ 074/01/17.1-1335/2020 от 07.10.2020, в связи с чем предложено лицам, участвующим в деле, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции представить в Челябинское УФАС России пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела № 074/01/17.1-1335/2020 о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В адрес Челябинского УФАС России документов и доводов по обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела № 074/01/17.1-1335/2020 от 07.10.2020, не поступило.

Таким образом, действия МКУ ЗГО «УЖКХ» по заключению 27.08.2019 договора ответственного хранения с ИП <...> без проведения торгов являются нарушением части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции действия муниципального казенного учреждения Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства» по заключению 27.08.2019 договора ответственного хранения с ИП <...> без проведения торгов.

2. Выдать муниципальному казенному учреждениию Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства» предписание, предусмотренное частью 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

3. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны