Решение (комиссия) №ВЛ/14840/23 решение по делу № РНП-74-395/2023 от 26 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

8

 

решение по делу № РНП-74-395/2023

 

Федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации» (Филиал Гохрана России – «Объект «Урал»)

456311, Челябинская область,

г. Миасс,

ул. Озерная

 

Общество с ограниченной ответственностью «НОКС-ОЦЕНКА»

344043, г. Ростов-на-Дону,

ул. Портовая, д. 393, офис 22

 

Генеральному директору, участнику ООО «<…>»

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-2453/2023

(№РНП-74-395/2023)

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 23 октября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 25 октября 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Филиала Гохрана России – «Объект «Урал» (далее - заказчик) о включении Общества с ограниченной ответственностью «НОКС-ОЦЕНКА» (далее - ООО «НОКС-ОЦЕНКА», Общество, участник закупки, исполнитель), участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО «НОКС-ОЦЕНКА» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением государственного контракта № 116 на оказание услуг по оценке рыночной стоимости сооружения-газопровода от 28.06.2023, в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Филиала Гохрана России – «Объект «Урал» «<…>», действующих на основании доверенностей № 32-55-159-11/32 от 28.12.2021, № 32-55-159-11/32 от 02.12.2022;

- представителя ООО «НОКС-ОЦЕНКА» «<…>», действующего на основании доверенности № 77 от 20.10.2023.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 17.10.2023 поступило обращение Филиала Гохрана России – «Объект «Урал» о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО «НОКС-ОЦЕНКА», участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО «НОКС-ОЦЕНКА» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением государственного контракта № 116 на оказание услуг по оценке рыночной стоимости сооружения-газопровода от 28.06.2023 в порядке, определенном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно материалам дела, Филиалом Гохрана России – «Объект «Урал» 28.06.2023 заключен государственный контракт № 116 на оказание услуг по оценке рыночной стоимости сооружения-газопровода в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Цена контракта составляет 17 980,00 (семнадцать тысяч девятьсот восемьдесят рублей) рублей 00 копеек.

Решением от 11.08.2023 заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке и направлены сведения в антимонопольный орган.

 

Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 Закона о контрактной системе, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного частью12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).

В силу части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Пунктом 3 статьи 715 ГК РФ установлено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Согласно пункту 2 статьи 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Статьей 783 ГК РФ определено, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Между Филиалом Гохрана России – «Объект «Урал» и ООО «НОКС-ОЦЕНКА» 28.06.2023 заключен № 116 на оказание услуг по оценке рыночной стоимости сооружения-газопровода (далее – контракт).

Пунктом 1.1 контракта определено, что исполнитель обязуется оказать услуги по оценке рыночной стоимости сооружения - газопровода (далее – услуги) в соответствии с Техническим заданием на оказание услуг по оценке рыночной стоимости сооружения – газопровода (далее – Техническое задание, Приложение № 1 к контракту) и калькуляцией (Приложение № 2 к контракту), а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.

Виды и объем оказанных услуг определены в Техническом задании и калькуляции (пункт 1.4 контракта).

Согласно пункту 2.1 контракта срок оказания услуг – с даты заключения контракта по 31 июля 2023 года.

В соответствии с пунктом 2.2 контракта оказание услуг осуществляется по месту нахождения исполнителя по адресу: 344033, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Портовая, д. 393 оф.22, а также по месту нахождения сооружения – газопровода по адресу: Челябинская область, г. Миасс, ул. Озерная.

Разделом 2 контракта также установлен следующий порядок сдачи-приемки оказанных услуг.

Услуги оказываются исполнителем в рабочие дни, с обязательным телефонным уведомлением за 1 (один) рабочий день до даты оказания услуг. Конкретное время оказания услуг согласовывается с заказчиком (пункт 2.3 контракта).

По факту оказания услуг в полном объеме исполнитель предоставляет заказчику подписанный со своей стороны акт приема-передачи оказанных услуг (в двух экземплярах) (пункт 2.4 контракта).

Для проверки результатов оказанных услуг в части их соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу. Экспертиза оказанных услуг, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению привлекаются эксперты, экспертные организации (пункт 2.5 контракта).

В силу пункта 2.6 контракта заказчик в течение (десяти) рабочих дней после получения от исполнителя подписанного с его стороны акта сдачи-приемки оказанных услуг (в двух экземплярах) рассматривает и направляет исполнителю подписанный со своей стороны акт сдачи-приемки оказанных услуг или мотивированный отказ. Исполнитель обязан в сроки, установленные в мотивированном отказе, устранить недостатки, замечания без дополнительной оплаты и сдать заказчику услуги, направив в адрес заказчика уведомление об устранении недостатков, замечаний. Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения от исполнителя уведомления об устранении недостатков, замечаний вправе либо принять оказанные услуги, подписав акт сдачи-приемки оказанных услуг, либо отказаться от приемки оказанных услуг, составив повторный мотивированный отказ и направив его исполнителю.

Одновременно с подписанным со своей стороны актом сдачи-приемки оказанных услуг (в двух экземплярах) исполнитель предоставляет заказчику счет на оплату (пункт 2.7 контракта).

Исполнитель предоставляет заказчику счет-фактуру в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 2.8 контракта).

В соответствии с пунктом 3.1 контракта исполнитель обязан:

- своевременно и надлежащим образом оказать услуги своими силами и техническим средствами с использованием собственных материалов и техники в соответствии с условиями контракта (пункт 3.1.1 контракта);

- принять в течение 3 (трех) рабочих дней с даты заключения контракта от заказчика имеющиеся у него в наличии документы, необходимые для проведения оценки рыночной стоимости сооружения – газопровода (пункт 3.1.2 контракта);

- осуществлять в целях проведения оценки рыночной стоимости сооружения – газопровода осмотр имущества по месту фактического нахождения сооружения – газопровода (пункт 3.1.3 контракта);

- предоставить письменный отчет об оценке рыночной стоимости сооружения – газопровода, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки и законодательства Российской Федерации, в сроки, установленные контрактом. Отчет об оценке рыночной стоимости сооружения – газопровода предоставляется в печатном виде на бумажном носителе в 2(двух) экземплярах и в электронном виде на электронном носителе (оптический диск CD или диск DVD, или флеш – накопитель) с приложением электронных копий документов, полученных в ходе проведения оценки (пункт 3.1.4 контракта);

- предоставить вместе с отчетом об оценке рыночной стоимости сооружения – газопровода в электронном виде (оптический диск CD или диск DVD, или флеш – накопитель) не менее 5 фотоизображений сооружения – газопровода в разных ракурсах, содержащих его отличительные особенности и имеющих четкость (резкость) и контрастность, обеспечивающие передачу цветовых и пространственных характеристик сооружения – газопровода (пункт 3.1.5 контракта);

- в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения контракта предоставить заказчику список работников, непосредственно оказывающих услуги (Ф.И.О., паспортные данные) и данные на автотранспорт для въезда на территорию (с указанием марки автомобиля и государственного регистрационного знака), а также согласие на обработку персональных данных (Приложение № 3 к контракту) (пункт 3.1.9 контракта);

- предоставить копии документов, подтверждающих квалификацию лиц, оказывающих услуги (пункт 3.1.10 контракта).

В силу пункта 8.2 контракта контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с отказом одной стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Пунктом 10.3 контракта стороны достигли договоренность относительно контактных лиц заказчика, исполнителя, контактов, по которым могут направляться уведомление, запрос или согласие.

В соответствии с пунктом 3 Технического задания (Приложение № 1 к контракту) заказчик в течение 3 (трех) рабочих дней с даты заключения контракта передает исполнителю документы, необходимые для проведения оценки рыночной стоимости сооружения – газопровода: - выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на сооружение – газопровод; - копию технического паспорта сооружения – газопровода.

Условия проведения оценки, этапы оказания услуг, требования к проведению оценки установлены пунктами 4, 5, 6 Технического задания. Так, например, отчет об оценке должен комплектоваться приложениями, в которых должны приводиться документы и/или копии документов, использованных при проведении независимой оценки, в том числе правоустанавливающих документов, материалы, которые являются необходимыми для обоснования достоверности проведенной оценки (пункт 4.6 Технического задания); результаты услуг оформляются в виде текстового документа в форме отчета об оценке рыночной стоимости сооружения – газопровода, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки и законодательства Российской Федерации, в сроки, установленные контрактом. Отчет об оценке рыночной стоимости сооружения-газопровода представляется в печатном виде на бумажном носителе и в электронном виде на электронном носителе (оптический диск CD или диск DVD, или флеш – накопитель) с приложением электронных копий документов, полученных в ходе проведения оценки (пункт 5.7 Технического задания).

В материалах дела сторонами представлена переписка между заказчиком и исполнителем по вопросам, касающимся исполнения контракта.

В письме от 25.07.2023 № 32-55-199-159/563 Филиал Гохрана России – «Объект «Урал», сославшись на установленные контрактом сроки оказания услуг, указал исполнителю на обязанность по предоставлению списка сотрудников, оказывающих услуги и данные на автотранспорт и отсутствие такого списка. Зафиксировал, что Общество не приступило к оказанию услуг, осмотру сооружения. Попросил проинформировать о ходе исполнения контракта, сообщить дату проведения осмотра сооружения – газопровода по месту фактического нахождения имущества в целях проведения оценки рыночной стоимости сооружения – газопровода.

Ответным письмом № 77 от 31.07.2023 ООО «НОКС-ОЦЕНКА» сообщило заказчику, что на данном этапе исполнения контракта для проверки результатов оказанных услуг направляет отчет; высказало просьбу согласовать редакцию отчета об оценке и письменно сообщить на электронную почту исполнителя.

Согласно претензии от 01.08.2023 № 32-55-199-159/586 заказчик указал исполнителю на порядок предоставления результатов исполнения обязательств по контракту, на нарушение Обществом условий контракта. Начислил штраф, попросил оказать услуги до 07.08.2023.

В ответе, сообщенном в электронном письме посредством электронной почты, ООО «НОКС-ОЦЕНКА» указало, что на данном этапе не сдает работы, а предлагает выполнить проверку отчета. Сообщило, что отчет направлен первоначально 24.07.2023, но представитель заказчика не согласился с итоговой стоимостью объекта оценки.

Письмом от 03.08.2023 № 32-55-199-159/597 Филиал Гохрана России – «Объект «Урал» сообщил, что документы, предусмотренные условиями контракта (пункты 2.4, 2.7, 3.1.4 контракта) в адрес заказчика по состоянию на 03.08.2023 не представлены, в связи с чем провести экспертизу результатов оказанных услуг по контракту не представляется возможным. Указал на то, что осмотр объекта оценки исполнителем не произведен, что является нарушением условий контракта, что замечания на поступивший по электронной почте проект отчета от Общества сообщены исполнителю посредством телефонного разговора 25.07.2023. Подтвердил, что местоположение объекта оценки, указанное на фрагменте карты не соответствует фактическому местоположению объекта оценки (сооружение – газопровод); срок действия свидетельства оценщика о членстве в СРО оценщиков истек 30.06.2023. Обратил внимание, что в поступившем 31.07.2023 на электронную почту заказчика отчете замечания не устранены; формат представленного отчета не соответствует условиям контракта и не может быть принят заказчиком как результат оказанных услуг. Также Филиал Гохрана России – «Объект «Урал» напомнил об установленном заказчиком сроке оказания услуг 07.08.2023, попросил провести осмотр объекта оценки, предоставить отчет об оценке, фотографии, акт сдачи-приемки оказанных услуг, счет на оплату.

Из содержания письма № 87 от 07.08.2023 следует, что исполнитель принял во внимание объективные замечания по редакции отчета об оценке, выполнил корректировку редакции и направил откорректированный отчет, заключение об оценке. Общество сообщило, что в соответствии с данными технического паспорта на объект оценки газопровод, общей протяженностью 15 823м имеет протяженность подземной части 15 823м, надземной части 0м, поэтому осмотр объекта оценки, по мнению ООО «НОКС-ОЦЕНКА» невозможен физически. Исполнитель указал также, что на основании имеющейся у оценщика информации было принято решение о выполнении объекта оценки без его осмотра; попросил согласовать редакцию отчета, после чего Общество направит «бумажные и электронные версии отчета об оценке с закрывающим пакетом документов на почтовый адрес заказчика, указанный в контракте».

В ответе от 08.08.2023 № 32-55-199-159/608 Филиал Гохрана России – «Объект «Урал» попросил направить отчет согласно пунктов 2.4, 2.7, 3.1.4 контракта (на бумажном и электронном носителях, с закрывающим пакетом документов) на почтовый адрес заказчика и дополнительно сообщить почтовый идентификатор, в случае направления документов Почтой России.

Сопроводительное письмо к решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта подготовлено 11.08.2023 за № 32-55-199-159/609.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта № 116 на оказание услуг по оценке рыночной стоимости сооружения-газопровода от 28.06.2023 принято Филиалом Гохрана России – «Объект «Урал» 11.08.2023.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 11.08.2023 направлено в адрес Общества заказным письмом с уведомлением.

Надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является получение заказчиком 27.09.2023 информации об отсутствии исполнителя по его адресу, указанному в контракте.

Таким образом, контракт является расторгнутым 10.10.2023.

Однако информацию о расторжении контракта не представляется возможным разместить в единой информационной системе, так как контракт заключен с единственным поставщиком по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчиком соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе.

Из содержания мотивированного отказа от подписания документа о приемке от 25.08.2023 № 32-55-199-159/639 следует, что заказчиком 21.08.2023 получен отчет об оценке рыночной стоимости сооружения – газопровода в печатном виде на бумажном носителе в 2 (двух) экземплярах и в электронном виде на оптическом диске CD, подписанный со стороны исполнителя акт приема-передачи услуг от 31.07.2023 в 1 (одном) экземпляре; счет на оплату. Проведена экспертиза, по результатам которой установлено, что оказанные услуги не соответствуют требованиям и срокам, установленным в контракте, не осуществлен осмотр по месту фактического нахождения сооружения – газопровода; не представлены фотоизображения сооружения – газопровода в разных ракурсах, содержащих его отличительные особенности; не предоставлен список работников; не назначено лицо, ответственное за соблюдение правил пожарной безопасности и охраны труда, за своевременную и качественную организацию оказания услуг на территории заказчика. Руководствуясь частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе заказчик отказался от подписания документа о приемке.

Заключение по результатам экспертизы о соответствии оказанной услуги условиям государственного контракта также содержит выводы о том, что объем и качество оказанных услуг не соответствует объему, качеству, указанному в контракте; оказанные услуги не соответствуют требованиям и срокам, установленным в контракте, результат исполнения по контракту заказчиком не принят.

Согласно претензии от 12.10.2023 № 32-55-199-159/791 за ненадлежащее исполнение, просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, Филиалом Гохрана России – «Объект «Урал» исполнителю начислены штраф и неустойка.

В письме № 97 от 16.10.2023 исполнитель запросил у заказчика копию экспертного заключения о соответствии отчета условиям контракта.

Из письменных пояснений Общества, подготовленных к заседанию Комиссии следует, исполнитель не согласен с позицией государственного заказчика, считает себя полностью выполнившим обязательства по контракту, а решение заказчика незаконным.

Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что фактически по состоянию на 10.10.2023 контракт считается расторгнутым.

Положения Закона о контрактной системе, Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителе) без оценки его действий в каждом конкретном случае.

При рассмотрении вопроса о признании исполнителя уклонившимся от исполнения контракта, антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта неисполнения контракта, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, с учетом оценки действий исполнителя и заказчика. Кроме того, при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.

Вместе с тем, основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение подрядчиком (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

С учетом характера правовых последствий включения юридического лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).

Челябинское УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.

Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (подрядчиком).

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 № 15-П).

При этом, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что материалами дела подтверждается совершение исполнителем действий, направленных на исполнение обязательств по контракту.

Из информации, представленной сторонами, следует, что документы, направленные Обществом заказчику, рассматривались Филиалом Гохрана России – «Объект «Урал» на предмет соответствия условиям заключенного сторонами контракта.

Следовательно, не представляется возможным сделать однозначный вывод о совершении Обществом виновных действий, направленных исключительно на умышленное уклонение от исполнения контракта, о наличии в действиях исполнителя недобросовестного поведения, достаточного для включения сведений о таком подрядчике в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «НОКС-ОЦЕНКА», его директоре и участнике.

 

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Филиалом Гохрана России – «Объект «Урал» об ООО «НОКС-ОЦЕНКА» (ИНН «<…>»), его генеральном директоре и участнике, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

В.А. Ливончик

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

Н.В. Фадеева

 

 

 

 

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

 

 

2023-16934

 

 

Связанные организации

филиал Гохрана России - «Объект «Урал»
ИНН 7730087409, ОГРН 1037739295770
ООО "НОКС-ОЦЕНКА"
ИНН 6162086323, ОГРН 1216100022621