Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1227/2023 от 2 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1127/2023 г. Челябинск Резолютивная часть решения оглашена «30» мая 2023 года В полном объеме решение изготовлено «02» июня 2023 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) рассмотрев жалобу ООО «Конструктив» вх. 6592-ЭП/23 от 19.05.2023 на действия ГАУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница» и его закупочной комиссии (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по капитальному ремонту помещений под размещение генетической лаборатории (извещение № 32312269652), 2023-8019 2 УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Конструктив» на действия ГАУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница» и его закупочной комиссии при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по капитальному ремонту помещений под размещение генетической лаборатории (извещение № 32312269652). В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Жалоба ООО «Конструктив» поступила в Челябинское УФАС России 19.05.2023. Итоговый протокол размещен в ЕИС 27.04.2023. Заключение договора по результатам закупки № 32312269652 не осуществлено. Согласно части 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения. Таким образом, сроки для подачи жалобы в антимонопольный орган соблюдены, следовательно, Заявитель был вправе подать жалобу на действия Заказчика и его закупочной комиссии. ООО «Конструктив» в своей жалобе выражает несогласие с действиями Заказчика и его закупочной комиссии по признанию его как участника закупки уклонившимся от 2023-8019 3 заключения договора по результатам проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по капитальному ремонту помещений под размещение генетической лаборатории (извещение № 32312269652), в связи с представлением ненадлежащего обеспечения исполнения договора. Заявитель отмечает, что в соответствии с графиком выполнения работ на объекте началом выполнения работ является период с 15.05.2023 по 14.07.2023, а срок действия представленного обеспечения договора (независимая гарантия) по 14.08.2023, что соответствует требованиям пункта 9 информационной карты закупочной документации. Также участник не исключал возможность досрочного выполнения работ, кроме того условиями независимой гарантии предусмотрена возможность увеличения срока действия гарантии (подпункт «а» пункта 17.1). Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам жалобы. В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом ограничиваются доводами, составляющими предмет обжалования. Рассмотрев материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. При проведении процедуры закупки № 32312269652 закупочная комиссия Заказчика обязана руководствоваться порядком, установленным закупочной документацией, Положением о закупке товаров, работ, услуг для Государственного автономного учреждения здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница», подведомственного Министерству здравоохранения Челябинской области от 27.02.2023 № 5 (далее — Положение о закупке), Законом о закупках, Законом о защите конкуренции и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с протоколом подведения итогом по результатам проведения закупки от 27.04.2023 победителем признан участник ООО «Конструктив». Закупочной документацией и Положением о закупке определен следующий порядок заключения договора с условием предоставления обеспечения договора с победителем закупки. Согласно пункту 19.2.1 Положения о закупке в течение двух рабочих дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола Заказчик размещает на электронной площадке без своей подписи проект договора, который составляется путем включения в проект договора, прилагаемый к документации о закупке, условий его исполнения, предложенных участником закупки, с которым заключается договор, в заявке на участие в закупке. 02.05.2023 на ЭТП Заказчиком размещен проект договора, что соответствует пункту 19.2.1 Положения о закупке. На основании пункта 19.2.2 Положения о закупке в течение пяти рабочих дней после размещения Заказчиком на электронной площадке проекта договора участник закупки, с которым заключается договор, подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью указанный проект договора, размещает его на электронной площадке вместе с документом, подтверждающим предоставление обеспечения исполнения договора, если данное требование установлено в документации о закупке, а также с документом, подтверждающим внесение платы за право заключения договора, если при проведении аукциона в электронной форме цена договора снижена до 2023-8019 4 нуля и аукцион проводился на право заключить договор, либо размещает протокол разногласий. Пунктом 9 информационной карты закупочной документации установлено, что договор заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора. Исполнение договора может обеспечиваться, за исключением случая, предусмотренного пунктом 20.9 Положения о закупке, банковской или независимой гарантией, соответствующей требованиям, указанным в пункте 20.12 Положения о закупке, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет. В случае непредставления участником закупки, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора в срок, установленный для заключения договора, такой участник считается уклонившимся от заключения договора. Аналогичное правило установлено в пункте 20.6 Положения о закупке. Согласно пункту 20.4 Положения о закупке договор заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора. 11.05.2023 (на 5 рабочий день) Заявителем со своей стороны подписан проект договора и представлено обеспечение исполнение договора в виде независимой гарантии, что согласуется с пунктом 19.2.2 Положения о закупке. Срок действия представленной независимой гарантии: с 10.05.2023 по 14.08.2023. Регламентированный подпунктом 4 пункта 20.12 Положения о закупке указанный срок действия в независимой гарантии не может составлять менее одного месяца с даты окончания предусмотренного извещением об осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов МСП, документацией о такой закупке срока исполнения основного обязательства. Сроком исполнения основного обязательства является срок выполнения работ, т.е. в течение 45 рабочих дней с даты подписания договора (пункт 4 информационной карты закупочной документации). Указанное установлено также в пункте 1.2 проекта договора, который является неотъемлемой частью документации по закупке 32312269652, иных сроков выполнения работ закупочной документацией не предусмотрено. График выполнения работ на который указывает Заявитель в данном случае не может являться основанием расчета срока выполнения работ, поскольку пунктом 2 Технического задания (Приложение № 1 к проекту договора) установлено, что перед началом производства работ исполнителю необходимо согласовать с Заказчиком график производства работ в течении одного рабочего дня с момента заключения договора. График исполнения работ между Заявителем и Заказчиком не согласован, т. к., по результатам аукциона не был заключен договор. Согласно пункту 19.2.6 Положения о закупке в течение двух рабочих дней после размещения на электронной площадке проекта договора, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, с которым заключается договор, и предоставления таким участником соответствующего требованиям документации о закупке обеспечения исполнения договора, Заказчик размещает на электронной площадке договор, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, но не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам закупки. Таким образом, Заказчик обязан подписать проект договора со своей стороны не позднее 15.05.2023. 2023-8019 5 Следовательно, с 16.05.2023 начинает течь 45-дневный срок (рабочие дни) выполнения работ включительно до 18.07.2023, а срок действия независимой гарантии должен включать 45 рабочих дней (срок исполнения обязательства в виде выполнения работ) и 30 календарных дней (месяц). Таким образом, срок действия независимой гарантии не должен заканчиваться ранее 17.08.2023. В данном случае, срок действия (с 10.05.2023 по 14.08.2023) независимой гарантии представленной Заявителем не соответствует требованиям документации Заказчика. Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что независимая гарантия является обеспечением исполнения договора и направленна на минимизацию рисков Заказчика, связанных с невыполнением исполнителем взятых на себя обязательств, а в случае невыполнения обязательств Заказчик получает денежную компенсацию. Следовательно, в рассматриваемой ситуации по причине недостающего срока действия независимой гарантии в 3 дня Заказчик может столкнутся с риском ненадлежащего исполнения своих обязательств («незаконченных работ») со стороны исполнителя. Кроме того, Заказчик не вправе игнорировать требования документации при заключении договора, в противном случае его действия могут быть расценены как нарушение положений Закона о закупках, Закона о защите конкуренции. Доводы Заявителя о том, что ООО «Конструктив» не исключает возможность досрочного выполнения работ и условиями независимой гарантии предусмотрена возможность увеличения срока действия гарантии (подпункт «а» пункта 17.1) Комиссией антимонопольного органа не могут быть удовлетворены, поскольку Положением о закупке и закупочной документацией не предусмотрено, что досрочное выполнение работ и/или наличие условия в независимой гарантии о возможности увеличения срока действия гарантии позволяет предоставить независимую гарантию с меньшим сроком действия чем установлено документацией. Требование о предоставления независимой гарантии со сроком действия в совокупности 45 рабочих дней с начала выполнения работ и 30 календарных дней с даты окончания исполнения своих обязательств установлено Заказчиком в отношении всех участников закупки (выбравших способ обеспечения - независимую гарантию) и применяется в равной степени ко всем участникам закупки, что не противоречит ни Закону о закупках, ни Закону о защите конкуренции. Указанное также не позволяет победителю закупки использовать иные сроки действия обеспечения исполнения договора. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора в срок, установленный для заключения договора, такой участник считается уклонившимся от заключения договора (пункт 9 информационной карты закупочной документации). Аналогичное правило установлено в пункте 20.6 Положения о закупке. ООО «Конструктив» конклюдентно согласилось (пункт 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации) на все условия закупочной документации и Положения о закупке в момент подачи им заявки на участие в закупке, а равно приняло на себя риски по невозможности заключения договора в случае несоблюдения таких условий. Комиссия приходит к выводу, что в условиях представления Заявителем независимой гарантии с ненадлежащим сроком ее действия им нарушены требования пункта 9 информационной карты закупочной документации и пункта 20.6 Положения о закупке. 2023-8019 6 Материалами жалобы установлено, что Заказчик и закупочная комиссия действовали в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положением о закупке, закупочной документации, которая не была оспорена заявителем ни в административном, ни в судебном порядке в установленном законом порядке. Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России не имеет правовых оснований в квалификации действий Заказчика и его закупочной комиссии по признанию участника закупки уклонившимся от заключения договора по результатам проведения закупки № 32312269652 как противоречащих требованиям закупочной документации, Положения о закупке, Закону о закупках и Закону о защите конкуренции. Следовательно, жалоба ООО «Конструктив» на действия Заказчика и закупочной комиссии ГАУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница» является необоснованной. Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: Признать жалобу ООО «Конструктив» на действия ГАУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница» и его закупочной комиссии при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по капитальному ремонту помещений под размещение генетической лаборатории (извещение № 32312269652), необоснованной. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны