Решение №3070/04 Решение по жалобе от 19 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ

им. ак. Е.И. Забабахина»

456770, г. Снежинск, ул. Васильева, 13

Zakupki@vniitf.ru

vniitf@vniitf.ru

ООО «Движение»

456770, Челябинская область,

г. Снежинск, ул. Садовая, д. 5

dvijenie-szn@mail.ru

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 074/07/3-455/2020

16 марта 2020 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

   

Председателя Комиссии:

Членов Комиссии:

Козловой Анны Алексеевны – руководителя Челябинского УФАС России;

Копылова Станислава Александровича – заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

Нуштаевой Дарьи Владимировны – специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

   

рассмотрев жалобу № 074/07/3-455/2020 ООО «Движение» (далее – Заявитель) от 04.03.2020 вх. № 2905 на действия заказчика Федерального государственного унитарного предприятия «Российский Федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени Академика Е.И. Забабахина» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению автотранспортом и спецавтотранспортом для перевозки грузов (извещение № 32008929398), в присутствии представителей Заказчика и Заявителя по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Движение» на действия заказчика ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению автотранспортом и спецавтотранспортом для перевозки грузов (далее – закупка).

По мнению подателя жалобы, заказчиком в закупочной документации неправомерно установлено требование к участнику закупки о наличии у него действующей лицензии на транспортирование отходов 1-4 класса опасности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, при условии, что предметом закупки является обеспечение автотранспортом различного назначения.

Заявитель полагает, что действия заказчика по включению в один лот автотранспорта, не связанного между собой технологически и функционально, предъявление к участнику закупки требования о наличии у него специальной правоспособности, создают конкурентные преимущества для отдельных организаций.

ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина» с доводами жалобы не согласилось, представило пояснения, которые приобщены к материалам жалобы.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах Российской Федерации для размещений информации о размещении заказов http://www.zakupki.gov.ru (извещение № 32008929398) ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина» размещено извещение о проведении Закупки, а также соответствующая закупочная документация.

Предметом закупки является право заключения договора на оказание услуг по обеспечению автотранспортом и спецавтотранспортом для перевозки грузов.

Заказчик: ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина».

Способ закупки – открытый конкурс в электронной форме.

Начальная (максимальная) цена договора 97 809 231 (Девяносто семь миллионов восемьсот девять тысяч двести тридцать один) рубль 38 копеек, включая НДС.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 16.03.2020 в 6-00 по московскому времени.

1. В силу части 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Жалоба ООО «Движение» поступила в Челябинское УФАС России 04.03.2020. То есть до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Таким образом, заявителем правомерно подана жалоба на положения закупочной документации в антимонопольный орган.

2. Закупочная деятельность заказчика - РФЯЦ-ВНИИТФ регламентируется Законом о закупках и Единым отраслевым стандартом закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее - ЕОСЗ), утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» (протокол от 07.02.2012г. № 37, с изменениями, утвержденными протоколом от 31.07.2019 № 120).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с подпунктом 1.8) пункта 1.1 Приложения 10 к ЕОСЗ Заказчиком указываются обязательные требования к участникам закупки, не зависящие от предмета закупки, устанавливаемые в каждой документации о закупке, а именно: «обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством РФ (или законодательством государства, на территории которого будет использоваться поставляемая по договору продукция), связанной с осуществлением видов деятельности, предусмотренных договором, в том числе необходимыми лицензиями на выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и документации о закупке срока окончания подачи заявок».

Заказчик в закупочной документации установил требование о наличии специальной правоспособности у участника закупки, которая подтверждается действующей лицензией на транспортирование отходов 1-4 класса опасности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

В подтверждение своих доводов Заказчик пояснил, что в целях целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение работ/услуг реализованы меры, направленные на сокращение издержек заказчика.

Закупки заказчика разделяются на перевозку грузов общего назначения, отходов 1-3 класса опасности (требующих особых условий транспортирования и требований, предъявляемых к транспорту) и оказание услуг по обеспечению автотранспортом и спецавтотранспортом для перевозки малоопасных грузов, что в общем итоге позволяет снизить стоимость транспортных услуг. Использование универсального, многоцелевого автотранспорта в рамках данной закупки: бортовые с КМУ, самосвалы, илососы и прочие, позволяющего перевозить широкий спектр грузов, в том числе отходов 4 класса (при наличии соответствующей лицензии на транспортирование).

С помощью данных мероприятий уменьшается общее количество транспорта и сокращается время, оплаченное заказчиком (исключение холостых пробегов), задействованного для реализации потребностей ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина».

Кроме того, при формировании лота (позиции ГПЗ) в соответствии с частью 8 статьи 4.1 ЕОСЗ: учитывались ранее заключенные договоры для исполнения в планируемом периоде (договор-аналог № А-02/2019-20 от 30.04.2019); исключалось дробление закупки с целью снижения плановой стоимости закупки и/или НМЦ (консолидирование потребности заказчика, в том числе для соблюдения единого технологического процесса).

При этом, перевозка грузов, в том числе отходов 4 класса опасности, во ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина» связана между собой единым технологическим процессом:

- на промышленных площадках заказчика происходит образование отходов производства и потребления 4 класса опасности и транспортирование их к месту централизованного накопления;

- ПО 4 класса опасности перегружаются и перевозятся с помощью бортовых автомобилей и самосвалов, в том числе оборудованных КМУ, которые в течение одной рабочей смены используются для перевозки иных грузов, после проведения соответствующей дезинфекции (в случае необходимости).

При таких обстоятельствах, в связи с недоказанностью Заявителем обратного, Комиссия Челябинского УФАС России соглашается с доводом Заказчика о наличии у него потребности в закупке услуг по обеспечению автотранспортом и спецавтотранспортом для перевозки грузов на условиях, которые указаны в закупочной документации.

Кроме того, Закупочной документацией не установлено запрета на исполнение договора с привлечением субподрядчиков.

Из положений ЕОСЗ следует, что установление требований закупочной документации относится к исключительной компетенции заказчика, при этом закупочная документация не может и не должна учитывать пожелания всех участников рынка. Установленные в закупочной документации требования являются одинаковыми для всех участников закупки и не создают какому-либо лицу преимущественных условий участия в закупке. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Довод заявителя о том, что действия заказчика по включению в один лот автотранспорта, не связанного между собой технологически и функционально, предъявление к участнику закупки требования о наличии у него специальной правоспособности, создают конкурентные преимущества для отдельных организаций, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что жалоба ООО «Движение» является необоснованной.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу Заявителя на действия заказчика – ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина» необоснованной.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии А.А. Козлова

Члены Комиссии С.А. Копылов

Д.В. Нуштаева

Связанные организации

Связанные организации не указаны