Определение №ВЛ/7067/23 Определение о ВД от 1 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ 074/05/5-1299/2023

01 июня 2023 года                                                                 г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, <...>, рассмотрев заявление физического лица, перенаправленное Администрацией<...> (далее — Администрация), по факту размещения рекламы на рекламной конструкции, с признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:

Челябинским УФАС России рассмотрено заявление физического лица, перенаправленное Администрацией (от <...>), по факту размещения рекламы следующего содержания: «Мужской spa-салон Колизей, ул. имени газеты «Правда», 28. <...>. kolizey-men.ru.18+» на рекламной конструкции по адресу: <...>, с признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен переход по ссылке, указанной в рекламе kolizey-men.ru, о чем составлен Акт осмотра от 24 апреля 2023 года № 44-2023.

Челябинским УФАС России направлен запрос Администрации (от 06.04.2023 исх. № АК/4455/23) о представлении необходимых документов и сведений.

Согласно сведениям, представленным Администрацией, разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдано ООО «Торговый дом «Конто» (ИНН <...>) на основании договора от 28.02.2018 № 08-2018.

ООО «Торговый дом «Конто» представлены письменные пояснения, в соответствии с которыми Обществом и ООО «Свободная линия» заключен договор от 01.03.2023 № 113. В рамках указанного договора в период с 01.03.2023 по 31.03.2023 ООО «ТД «Конто» оказало услуги ООО «Свободная линия» по размещению рекламы. Согласно Приложению № 10 к указанному договору макет размещаемой рекламы не содержит ссылки на сайт kolizey-men.ru. «Свободная линия» 31.03.2023 демонтировало рекламно-информационный материал, размещенный на рекламной конструкции, о чем уведомило письмом ООО «ТД «Конто». Монтаж и демонтаж рекламно-информационных материалов на рекламной конструкции по адресу: г. <...>, производился ООО «Свободная линия». ООО «ТД «Конто» неизвестно о замене рекламно-информационного материала в согласованный договорами период. К письменным пояснениям ООО «ТД «Конто» представлен договор от 28.08.2018 № 08-2018, дополнительное соглашение к договору, договор от 28.12.2013 № 305, дополнительное соглашение к договору, приложения к договору, договор от 01.03.2023 № 113, дополнительное соглашение к договору, приложение к договору, уведомление о демонтаже рекламно-информационного материала.

В рассматриваемой рекламе содержится указание на телефонный номер<...>. Необходимо отметить, что данный телефонный номер также указан на сайте kolizey-men.ru.

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, телефонный номер <...> входит в ресурс нумерации оператора связи ПАО «Мегафон».

Челябинским УФАС России направлен запрос ПАО «Мегафон» (от 26.04.2023 исх. № АК/5342/23) о представлении необходимых документов и сведений.

Согласно сведениям, представленным ПАО «Мегафон», абонентский номер <...> выделен физическому лицу __________________________________ на основании договора на оказание услуг связи № GF0112294368 от 26.09.2019.

Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (то есть возможность купить товар или воспользоваться услугой).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Таким образом, данное положение Федерального закона «О рекламе» запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы, сравнения, выражения.

К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Слово «непристойный» в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает «неприличный, бесстыдный». Слово «Бесстыдный» согласно вышеуказанному словарю означает противоречащий общественной морали, непристойный». «Неприличный» - противоречащий правилам приличия. «Приличие» - правило поведения, благопристойность.

К непристойным образам могут быть отнесены такие образы и выражения, которые нарушают общепринятые модели и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

На территории Российской Федерации действует «ГОСТ Р 55317-2012. Национальный стандарт РФ. Услуги населению. СПА-услуги. Термины и определения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29 ноября 2012 года № 1597-ст) (далее - ГОСТ Р 55317-2012), в котором установлены термины и определения понятий, относящихся к СПА-услугам, которые оказываются в СПА-салонах, СПА-центрах в отелях, клубных СПА, круизных СПА.

В соответствии с пунктом 2.1 ГОСТ Р 55317-2012 СПА-услуга: услуга общеоздоровительного, косметического и/или релаксирующего характера, оказываемая в условиях высокой комфортности и относящаяся к одной или нескольким СПА-технологиям.

СПА - современная концепция комплексного оздоровительного воздействия на организм здорового человека, основанная на холистическом подходе к организму и нацеленная на гармонизацию и поддержание физического и душевного состояния.

СПА - технологии - совокупность методов воздействия на клиентов при оказании СПА-услуг, основанных на применении природных и преформированных физических факторов, а также на работе с кожными покровами и тканями организма с помощью мануальных (массажных, косметических) и аппаратных методов.

К основным СПА-технологиям относят следующие: водные процедуры, бальнеопроцедуры, талассопроцедуры, термопроцедуры, мануальные процедуры, релаксирующие процедуры.

СПА-процедура: комплекс действий, относящихся к одной или нескольким СПА-технологиям, направленных на получение запланированного результата.

СПА-специалист: работник СПА, непосредственно участвующий в технологическом процессе исполнения СПА-услуги.

Согласно пунктам 5.7 - 5.9 «ГОСТ Р 55321-2012. Национальный стандарт РФ. Услуги населению. СПА-услуги. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 года 1605-ст) специалисты, занятые в оказании СПА-услуг, должны иметь профессиональную подготовку, владеть навыками и умениями и быть аттестованными в соответствии с квалификацией и профессиональными стандартами. Допускается прием на работу как отечественных, так и зарубежных специалистов, получивших профессиональную квалификацию в рамках международных и национальных программ в области СПА.

Рабочее место СПА-специалиста должно быть оснащено материалами, веществами и комплектом оборудования и инструмента, отвечающими требованиям безопасности, производственной санитарии, эстетики и эргономики.

Согласно пункту 2.5.5.7 СПА-массаж - массаж, который проводится в обстановке СПА с соблюдением определенных этических и эстетических норм с целью укрепления здоровья, моделирования фигуры и/или коррекции психо эмоционального состояния клиента. Конечной целью СПА-массажа является гармонизация тела, сознания и души человека.

 

Так, на рекламной конструкции по адресу: г. <...> размещалась информация следующего содержания: «Мужской spa-салон Колизей, ул. имени газеты «Правда», 28. <...>. kolizey-men.ru.18+» с изображение девушки, лицо которой наполовину прикрыто маской.

Исходя из содержания, места распространения, указанная информация имеет все признаки рекламы:

- распространена посредством рекламной конструкции;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- привлекает, формирует и поддерживает интерес к мужскому СПА-салону «Колизей»;

- способствует продвижению данного СПА-салона на рынке.

Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является мужской СПА-салону «Колизей», сайт kolizey-men.ru.

В содержании рассматриваемой рекламы содержится указание на сайт kolizey-men.ru. Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен переход на указанный сайт. На главной странице сайта присутствуют фотографии девушек в нижнем белье и непристойных позах, а также указание следующих разделов:

- «девушки», где представлены фотографии девушек с описанием (в том числе имена, указание на оказание услуг эротического массажа), а также на фотографии каждой девушки присутствует кликабельные ссылки с указанием: «горячие фото»; «больше фото»; «жгучие фото»; «жми»; «жду тебя»; «записаться», при переходе по которым также обнаружены девушки в нижнем белье и непристойных позах;

- «программы», где представлены также фотографии девушек в нижнем белье и непристойных позах с указанием программ: «тайский релакс 40 мин/3500 руб.»; «авторская 90мин/9000 руб.»; «французский поцелуй 60-90 мин/5000-6000 руб.» и тд.;

- «галерея»;

- «вакансии»;

- «контакты», с указанием адреса: г.<...> номер телефона <...> электронной почты, времени работы (круглосуточно);

- «статьи», где присутствуют девушки в нижнем белье и непристойных позах;

- «видео», содержащие видеозаписи непристойных образов девушек.

Необходимо отметить, что, переходя в каждый раздел данного сайта, в левом углу присутствует надпись: «Удовольствие для мужчин».

На сайте kolizey-men.ru отсутствует информация об услугах, соответствующих описанию СПА- услуг.

Согласно определению СПА-массажа, массаж должен проводиться с соблюдением определенных этических и эстетических норм.

Под этическими нормами понимается система общих ценностей и правил этики, система норм поведения и обычаев делового оборота, основанная на морали, нравственности, а не на законодательстве.

Мораль - это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Нравственность - совокупность норм, определяющих поведение человека.

Эстетические нормы - закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту.

Присутствующие в рекламе визуальные женские образы в нижнем белье вызывают у потребителей ассоциации, не связанные с предоставлением услуг по предоставлению СПА-услуг, в том числе массажных услуг, являются непристойными, поскольку демонстрация таких образов для широкого публичного обозрения противоречит общепринятой модели поведения, иными словами, является безнравственной.

Важным обстоятельством является тот факт, что способ распространения рекламы, для которой использована рекламная конструкция, ограничивает потенциального потребителя рекламы в возможности ее игнорировать.

Таким образом, реклама следующего содержания: «Мужской spa-салон Колизей, ул. имени газеты «Правда», 28. <...>. kolizey-men.ru.18+», размещаемая на рекламной конструкции по адресу: г. <...>, содержит признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 указанного Федерального закона, несет рекламодатель.

В соответствии с пунктами 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 5.3 договора от 01.03.2023 № 113 ООО «Свободная линия» несет полную ответственность за содержание и оформление предоставляемых ООО «ТД «Конто» для размещения рекламных и/или информационных материалов.

Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Свободная линия» (ИНН 7446054567).

Лицом, располагающим сведениями о рассматриваемых в ходе дела обстоятельствах, следует признать ООО «Торговый дом «Конто» (ИНН <...>), а также физическое лицо ________________________.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу 074/05/5-1299/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Продлить срок рассмотрения дела 074/05/5-1299/2023 до 01.09.2023.

3. Назначить дело № 074/05/5-1299/2023 к рассмотрению на 12 июля 2023 года в 14:00 по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 330.

4. Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель;

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства: ООО «Свободная линия» (ИНН <...>);

- заинтересованные лица: ООО «Торговый дом «Конто» (ИНН <...>), физическое лицо _____________________________.

5. Заявителю надлежит направить в Челябинское УФАС России в срок до 30 июня 2023 года:

5.1) письменные пояснения по доводу, указанному ООО «Торговый дом «Конто», в части осуществления демонтажа рассматриваемой рекламы 31.03.2023, с приложением подтверждающих документов;

5.2) иные пояснения и документы, имеющие значение для настоящего дела.

6. ООО «Свободная линия» надлежит направить в Челябинское УФАС России в срок до 30 июня 2023 года:

6.1) письменные пояснения по факту распространения рекламы следующего содержания: «Мужской spa-салон Колизей, ул. имени газеты «Правда», 28. <...>. kolizey-men.ru.18+», с признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», с приложением подтверждающих документов;

6.2) письменные пояснения по факту разработки и определения объекта рекламирования рассматриваемой рекламы, с приложением подтверждающих документов (в том числе, копию утвержденного макета данной рекламы);

6.3) сведения о лице, определившем содержание указанной рекламы, с приложением подтверждающих документов;

6.4) письменные пояснения с указанием информации, которая была передана ООО «Торговый дом «Конто» для размещения на рекламной конструкции, во исполнение пунктов 1.3, 2.3.1 договора от 01.03.2023 № 113, с приложением подтверждающих документов;

6.5) письменные пояснения по факту размещения рекламы, указанной в пункте 6.1. Определения, содержание которой отличается от содержания, согласованного макета рекламы, в соответствии с Приложением № 01 к договору от 01.03.2023;

6.6) акты выполненных работ (оказанных услуг) по факту размещения данной рекламы на рекламной конструкции, в том числе представленные ООО «Торговый дом «Конто» во исполнение пункта 2.3.3 договора от 01.03.2023 № 113;

6.7) информацию о периоде распространения рекламы,указанной в пункте 6.1. Определения, с приложением подтверждающих документов;

6.8) сведения обо всех средствах и способах распространения рекламы, указанной в пункте 6.1. Определения, с приложением подтверждающих документов;

6.9) иные документы и сведения, имеющие значения для рассмотрения настоящего дела.

7. ООО «Торговый дом «Конто» надлежит направить в Челябинское УФАС России в срок до 30 июня 2023 года:

7.1) акты выполненных работ (оказанных услуг) по факту размещения рекламы мужского СПА-салона «Колизей» на рекламной конструкции по адресу: г. <...>, направленные в адрес ООО «Свободная линия» во исполнение пункта 2.3.3 договора от 01.03.2023 № 113;

7.2) иные документы и сведения, имеющие значения для рассмотрения настоящего дела.

8. Физическому лицу _________________________ надлежит направить в Челябинское УФАС России в срок до 30 июня 2023 года:

8.1) письменные пояснения по факту указания в рекламе, указанной в пункте 6.1. Определения, на сайте kolizey-men.ru телефонного номера <...> который выделен Вам на основании договора на оказание услуг связи № GF0112294368 от 26.09.2019;

8.2) иные документы и сведения, имеющие значения для рассмотрения настоящего дела.

Все запрошенные документы необходимо представить в копиях, заверенных печатью и подписью, с сопроводительным письмом.

В случае отсутствия документов из приведенного перечня представить письменные объяснения о причинах их отсутствия.

При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителей указанных лиц, полномочия представителя должны быть оформлены доверенностью на право представления интересов указанных лиц в антимонопольном органе.

Дополнительно сообщаем, что в целях обеспечения реализации прав на участие в рассмотрении дела путем дистанционного участия посредством видеоконференцсвязи с использованием программного обеспечения TrueConf необходимо на адрес to74@fas.gov.ru заблаговременно представить ходатайство об участии в данном рассмотрении.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны