Решение б/н 1. Признать доводы жалобы ООО «Эксперт Закупок»на действия з... от 5 апреля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комитет экономики Администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области

457170, Челябинская обл., с.Октябрьское, ул. Ленина, 43

Казённое учреждение Комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодёжной политике администрации Октябрьского муниципального района

457170 Челябинская область Октябрьский район с.Октябрьское ул.Ленина 48А

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

ООО «Эксперт Закупок»

659309, Алтайский край, г. Бийск, ул. Амурская, 5

Р Е Ш Е Н И Е № № 074/06/105-348/2019 (188-ж/2019)

Резолютивная часть решения оглашена 02 апреля 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 04 апреля 2019 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

«…»

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

«…»

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Эксперт Закупок» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на строительство стадиона в с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (извещение №0169300040419000028)

в присутствии:

- представителя администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области «…» действующего на основании доверенности № 40/18 от 30.07.2018;

- представителя Казённого учреждения Комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодёжной политике администрации Октябрьского муниципального района «…» действующего на основании Распряжения № 69-р от 06.03.2006;

- представителя Казённого учреждения Комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодёжной политике администрации Октябрьского муниципального района «…» действующего на основании доверенности № 40/19 от 01.04.2019;

- представителя Казённого учреждения Комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодёжной политике администрации Октябрьского муниципального района «…» действующего на основании доверенности № 41/19 от 01.04.2019;

в отсутствие представителя ООО «Эксперт Закупок», надлежащим образом уведомлённого о месте и времени заседания Комиссии.

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 27.03.2019 поступила жалоба ООО «Эксперт Закупок» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на строительство стадиона в с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (извещение №0169300040419000028) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам, заказчик, уполномоченный орган 11.03.2019 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. №0169300040419000028) определена в размере 48 357 876,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 27.03.2019 в 23:59.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.

По мнению заявителя, описание объекта закупки сформировано с нарушением требований статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.

Также заявитель указывает на отсутствие в проекте контракта условия, предусмотренного пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Представители заказчика уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе не согласились и пояснили следующее.

На стадии утверждения документации об аукционе у заказчика отсутствует обязанность включения в проект контракта условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком, поскольку на данном этапе закупки заказчик не может обладать информацией о том, будет ли заключен контракт с физическим лицом или юридическим лицом, на которое распространяется действие данная норма.

По второму доводу представитель заказчика указал, что требование к товару сформированы на основании потребности заказчика и требований соответствующих ГОСТов.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

  1. Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

В нарушение пункта 2 части 12 статьи 34 проект муниципального контракта не содержит указанное обязательное условие.

Довод представителя заказчика, согласно которому у заказчика отсутствует обязанность включения в проект контракта данного условия, поскольку на момент формирования документации о закупке заказчик не может обладать информацией о том, будет ли заключен контракт с физическим лицом или юридическим лицом, на которое распространяется действие данная норма, не принимается Комиссией во внимание по следующим обстоятельствам. Исходя из системного толкования части 1 статьи 34, а также части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается путем включения в проект контракта цены, предложенной участником на аукционе, а также информации о товаре, указанной в заявке победителя.

Таким образом, процедура заключения контракта не предусматривает внесение изменений в проект контракта, размещенный в составе документации об аукционе. Следовательно, проект контракта должен соответствовать всем условиям его исполнения, в том числе по пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В составе документации о закупке (часть II) представлено техническое задание. Приложением №1 к техническому заданию служит таблица со сведениями о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме (далее - таблица). Таким образом, техническое задание содержит, помимо прочего, требования к материалам, используемым для выполнения работ.

В соответствии с пунктом 19 информационной карты первая часть заявки должна содержать сведения о конкретных показателях предлагаемого к использованию товара в соответствии с указанной таблицей.

Таблица содержит сведения о наименовании материала, а также требования заказчика к характеристикам данного материала.

На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, что указанные требования включены в аукционную документацию с целью обеспечения качества материалов, используемых подрядчиком при выполнении работ.

Вместе с тем, согласно аукционной документации сведения о наименовании используемого материала, а также характеристики данного материала не находят своего отражения в проекте контракта, не являются условиями исполнения контракта, соответственно, не подлежат включению в аукционную документацию.

Согласно приложению №1 к техническому заданию все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д. Далее заказчиком перечислены нормативные документы, необходимые к использованию при заполнении заявки участниками закупки.

В пункте 123 таблицы установлены требования к песку. Так, группа песка в зависимости от крупности зерен (модуля крупности) должна быть повышенной крупности, крупный, средний; повышенной крупности, крупный, мелкий. Модуль крупности песка должен быть от 1,50 Мк… 3,50*Мк. Данной позиции соответствует ГОСТ 8736-2014.

Указанный гост содержит таблицу 1:

Группа песка

Модуль крупности Мк

Повышенной крупности

Крупный

Средний

Мелкий

Очень мелкий

Тонкий

Очень тонкий

Св. 3 до 3,5

Св. 2,5 до 3

Св.2 до 2,5

Св. 1,5 до 2

Св. 1 до 1,5

Св. 0,7 до 1

До 0,7

Таким образом, группа песка устанавливается в зависимости от модуля крупности. Следовательно, оба показателя фактически указывают на одну и ту же характеристику. Однако заказчиком указаны обе характеристики. Кроме того, группы песка повышенной крупности и крупный указаны дважды. Дублирование показателей товара может привести к тому, что участник допустит техническую ошибку и заявка будет формально не соответствовать требованиям документации о закупке.

Согласно приложению №1 к техническому заданию участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ. При этом самим заказчиком при описании модуля крупности песка объединены показатели по всем имеющимся группам песка, то есть указан минимальный (1,50 Мк) и максимальный (3,50*Мк) показатели. Кроме того, из приложения №1 к техническому заданию невозможно определить необходимость указания всех групп песка или одной.

Информация о модуле крупности может быть представлена на основании паспорта на песок после проведения испытаний на конкретную партию товара, что не отрицается представителями заказчика, уполномоченного органа. Вместе с тем, на момент подачи заявки участник данные сведения может не иметь.

В пункте 70 таблицы установлены требования к кирпичу. Так, например, марка морозостойкости должна быть от F50* до F300*. Согласно инструкции по заполнению заявки, указанной в приложении №1 к техническому заданию, в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: «от» и «до», «от» или «до», то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона, не включая крайние значения. В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра.

Вместе с тем, показатель «марка морозостойкости» не является диапазонным значением, то есть линейным показателем. Вследствие чего, невозможно определить минимальное и максимальное значения показателя. Кроме того, в соответствии с ГОСТом 7025-91 морозостойкость определяется методом испытания и может отличаться в зависимости от партии товара. Данный вывод подтверждается представленными на заседание Комиссии паспортами качества, а также свидетельством об испытании.

Аналогичным образом указаны требования к морозостойкости по позиции 84 таблицы «Бетон», а именно марка по морозостойкости должна быть от F150* до F1200*. Кроме того, указано, что марка по водонепроницаемости должна быть от W2* до W10*. Данные требования также не позволяют определить потребность заказчика и сформировать заявку участником закупки в случае отсутствия товара в наличии.

В пункте 133 таблицы прописаны требования к товару камни бортовые прямые рядовые. Согласно данным требованиям класс бетона по прочности на сжатие должен быть ≥ В 22,5. В инструкции по заполнению заявки прописано, что символ «≥» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему. Однако что является большим значением в отношении класса бетона из документации об аукционе определить невозможно.

По пункту 12 таблицы заказчику требуется мастика следующих марок: МБК -Г6 5 ; МБК- Г- 7 5 ; МБК- Г- 8 5 ; МБК-Г6 5А; МБК- Г- 7 5А; МБК- Г- 8 5А; МБК- Г 6 5 Г; МБК - Г- 7 5 Г; МБК- Г- 8 5Г.

Требования к мастике регламентируется ГОСТом 2889-80. В таблице 1 ГОСТа 2889-80 указаны следующие марки мастики:

Марка МБК-Г-55 МБК-Г-65 МБК-Г-75 МБК-Г-85 MБK-Г-l00

Таким образом, заказчиком установлены марки мастики не в соответствии с ГОСТом.

На заседание Комиссии представители заказчика пояснили, что наличие в конце наименования марки букв «А» и «Г» свидетельствует о содержании в мастики антисептиков или гербицидов.

Вместе с тем, Комиссия не принимает данный довод во внимание, поскольку согласно ГОСТу 2889-80 мастика может быть 5 марок. При этом каждая марка в зависимости от наличия/отсутствия добавок подразделяется на виды, что обозначается наличием/отсутствием дополнительной буквы. Однако заказчика наряду с марками указал и их подвиды, указав, что это самостоятельные марки, что буквально не соответствует ГОСТу 2889-80.

Также следует отметить, что требование о наличии/отсутствии добавок указано заказчиком дважды, а именно путем буквенного обозначения (наличие в конце наименования марки букв «А» и «Г»), а также в виде отдельного требования.

Дублирование одних и тех же характеристик различными способами может привести к неправильному заполнению заявки участником закупки, а также отклонению участника, предложившего товар, соответствующий потребности заказчика.

Кроме того, заказчиком установлено требование к температуре размягчения мастики 68*°С …92*°С. Согласно пункту 2.2 ГОСТа каждой марке мастики соответствует определенный диапазон значений показателя температура размягчения. Так, например, для мастики марки МБК-Г-55 соответствует температура размягчения 55-60, для мастики марки МБК-Г-65 – 68-72 и др. При этом заказчик объединил данное требование ко всем маркам указав единый диапазон допустимых значений для всех марок, что фактически не соответствует ГОСТу 2889-80. Данное обстоятельство дает возможность предложить товар соответствующий требованиям документации об аукционе, но не соответствующий ГОСТу 2889-80.

В случае установления требований к марке мастики, а также о соответствии товара ГОСТу 2889-80, поставляемый товар должен соответствовать, в том числе показателю «температура размягчения мастики». При этом требование о предоставлении данного показателя в составе заявки обязывает участника на момент формирования заявки иметь товар в наличии.

Обозначение в ГОСТах определенных показателей товара со словами «свыше», «до» обусловлено тем, что итоговые технические характеристики товара могут быть определены лишь после проведения испытаний, результаты которых распространяются на всю партию товара и отражаются в документах, которые передаются производителем вместе с товаром.

Следовательно, участники закупки при заполнении заявок на участие в электронном аукционе не могут заранее обладать сведениями о результатах проведенных производителем товара испытаний.

При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки. В связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Данная позиция подтверждена в письме Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16.

Таким образом, требования к товару изложенные в приложении №1 к техническому заданию не соответствуют требованиям пунктов 1, 2 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Кроме того, Комиссия отмечает следующее. Согласно документации об аукционе участник заполняет заявку в соответствии с требованиями, установленными в приложении №1 к техническому заданию. При этом данное приложение сформировано на 52 листах. Участник должен представить сведения по 205 позициям используемого товара. Каждая позиция имеет большое количество показателей. При этом установленные характеристики в зависимости от их оформления трактуются по-разному. Например, согласно инструкции по заполнению заявки в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа «запятая», союза «и», - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз. При этом ниже указано, что в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов «точка с запятой», «запятая», - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом «точка с запятой». Данная инструкция по заполнению заявки имеет большой объем и содержится на 2 страницах.

Таким образом, содержание приложения №1 затрудняет восприятие требований заказчика, что может привести к увеличению времени, необходимого для подготовки к участию в данной закупке, а также к заполнению первой части заявки в нарушение требований аукционной документации

Исходя из информации, представленной заявителем, заказчиком, уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

  1. Признать доводы жалобы ООО «Эксперт Закупок»на действия заказчика при проведении электронного аукциона на строительство стадиона в с. Октябрьское Октябрьского муниципального района Челябинской области (извещение №0169300040419000028) обоснованными.
  2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пунктов 1,2 части 1, части 3 статьи 33, пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
  3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе выдано по итогам рассмотрения жалобы ООО «Новая Линия» на основании Решения №074/06/105-347/2019 (186-ж/2019) от 02.04.2019*.
  4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «…»

Члены комиссии «…»

 

«…»

* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке «реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний» - поиск по № извещения – № жалобы - вкладка «документы»

Связанные организации

Связанные организации не указаны