Решение №СК/630/21 заключение по делу № 04/10/00-26/2021 от 25 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Акционерное общество «Сигнал»

454139, г. Челябинск,

ул. Новороссийская, д. 2

corp@ao-signal.ru

Акционерное общество

«Промышленное обеспечение Альфа-

Металл»

109089, г. Москва, ул. Угрешская,

д. 2, стр.101, пом.01

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков № 04/10/00-26/2021

22 января 2021 года                                                                                      г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

<…> – специалист 1-го разряда отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Акционерного общества «Сигнал» (далее – АО «Сигнал») о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Акционерном обществе «Промышленное обеспечение Альфа-Металл» (далее – АО «Промышленное обеспечение Альфа-Металл», АО «ПО Альфа-Металл») (ИНН 7703519716, ОГРН 1047796386329) в связи с уклонением от заключения договора по результатам проведения запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку прутков алюминиевых АД 1 (извещение № 32009695961).

в присутствии представителей АО «Сигнал»,

в присутствии представителей АО «Промышленное обеспечение Альфа-Металл»

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило обращение АО «Сигнал» вх. № 419-ЭП/21 от 15.01.2021 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об АО «ПО Альфа-металл» в связи с уклонением от заключения договора по результатам проведения запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку прутков алюминиевых АД 1 (извещение № 32009695961).

Поводом к обращению послужили следующие обстоятельства.

19.11.2020 АО «Сигнал» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki-gov.ru (далее – ЕИС) и электронной торговой площадке 223.zakazrf.ru (далее – ЭТП) объявило проведение запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – запрос предложений в электронной форме), на право заключения договора на поставку прутков алюминиевых АД1 под номером 32009695961.

По окончании срока подачи заявок на участие в запросе предложений в электронной форме поступило 3 (три) первые части заявок участников процедуры закупки. Согласно протоколу подведения итогов запроса предложений в электронной форме № 1092 от 08.12.2020 заявки участников закупки были ранжированы по степени предпочтительности представленных предложений, с учетом присвоенных им итоговых баллов.

На основании приведенной ранжировки заявок победителем был признан участник закупки с идентификационным номером 193799 (АО «ПО Альфа-металл»), заявка которого заняла первое место в ранжировке с предложенной ценой договора: 5 534 682,00 (пять миллионов пятьсот тридцать четыре тысячи шестьсот восемьдесят два) рубля 00 копеек, с учетом НДС.

Согласно Единому Положению о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение) проект договора, заключаемого по итогам закупки, направляется заказчиком лицу, с которым заключается договор, в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты официального размещения протокола, которым были подведены итоги конкурентного способа закупки и определено лицо, с которым заключается договор (пункт 20.2.8 Положения); лицо, с которым заключается договор, в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения проекта договора направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (пункт 20.2.12 Положения).

08.12.2020 в ЕИС и на ЭТП был размещен протокол подведения итогов.

09.12.2020 была создана карточка договора №2020.27427 и направлена АО «ПО Альфа-металл» посредством функционала ЭТП в соответствии с пунктом 4.22.7 (1) документации о закупке.

16.12.2020 и 17.12.2020 АО «Сигнал» связывались посредством телефонной связи с контактным лицом АО «ПО Альфа-металл», указанным во второй части заявки, о направлении подписанного со своей стороны проекта договора на ЭТП, однако был получен отказ с указанием на то, что сроки, установленные пунктом 4.22.9 (1) документации о закупке, соблюдены не будут, поскольку пунктом 36 информационной карты на заключение договора дается 10 – 20 дней после официального размещения итогового протокола.

22.12.2020 закупочная комиссия АО «Сигнал» признала участника закупки АО «ПО Альфа-металл» уклонившимся от подписания договора, так как общество не предоставило в установленные документацией о закупке сроки подписанный договор, что является основанием для признания данного участника уклонившимся от подписания договора на основании пункта 4.22.18 (1) документации о закупке.

Протокол уклонения участника закупки от подписания договора № 1117 от 22.12.2020 размещен АО «Сигнал» в ЕИС и на ЭТП 22.12.2020.

АО «ПО Альфа-металл» обратилось с жалобой на действия АО «Сигнал» в Челябинское УФАС России, которое решением от 11.01.2021 признало жалобу необоснованной.

АО «ПО Альфа-металл» в письменных возражениях указало следующее.

АО «ПО Альфа-металл» (ИНН 7703519716) за весь период своей деятельности ни разу не уклонялось от подписания договоров по результатам закупки. За период с 2020 года по настоящее время выиграно тендеров и заключено 118 договоров на общую сумму более 797 100 000 рублей.

Относительно закупки № 32009695961 АО «ПО Альфа-металл» готово заключить договор и осуществить поставку всего объема продукции, наличие необходимой Заказчику продукции подтверждается соответствующей справкой. По срокам подписания договора общество руководствовалось требованиями Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которому закупочная документация не может противоречить.

АО «ПО Альфа-металл» считает, что 10-дневный срок с даты опубликования протокола № 1092 от 08.12.2020 начинает течь с 09.12.2020 и заканчивается 18.12.2020, 19.12.2020-20.12.2020 выходные дни, следовательно, по мнению общества, договор должен был быть заключен в период с 21.12.2020 по 31.12.2020 включительно. Однако уже с 21.12.2020 доступ для подписания договора был закрыт Заказчиком с пометкой «участник признан уклонившимся от подписания».

По факту блокировки АО «ПО Альфа-металл» на ЭТП общество провело телефонные переговоры с Заказчиком с целью дальнейшего заключения в указанные в Федеральном законе № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» сроки договора поставки. Также АО «ПО Альфа-металл» 25.12.2020 направило Заказчику по электронной почте сканированную копию, подписанного со стороны АО «ПО Альфа-металл» договора на бумажном носителе, что подтверждается скрин-шотом.

Представители АО «Сигнал» в заседании Комиссии факт получения от АО «ПО Альфа-металл» 25.12.2020 по электронной почте сканированной копии, подписанного со стороны АО «ПО Альфа-металл» договора на бумажном носителе, подтвердили.

 

Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте.

В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках.

Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров даёт соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков.

Обращение АО «Сигнал» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о АО «ПО Альфа-металл» направлено в антимонопольный орган в сроки и в порядке, предусмотренные Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1211.

Из анализа положений Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков является инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Включение сведений о лице в РНП по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О).

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

В ходе рассмотрения обращения Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу об отсутствии вины АО «ПО Альфа-металл» в не заключении договора с АО «Сигнал» по следующим основаниям.

Вопрос исчисления сроков подписания договора между АО «Сигнал» и АО «ПО Альфа-металл» по итогам закупки № 32009695961 уже был предметом исследования антимонопольного органа в рамках рассмотрения жалобы № 074/07/3-3134/2020 от 11.01.2021 и установлено, что признание АО «ПО Альфа-металл» уклонившимся от заключения договора является обоснованным, а в действиях Заказчика отсутствует нарушение Закона о закупках.

Так, протокол подведения итогов был опубликован на ЕИС и ЭТП 08.12.2020. 09.12.2020 создана карточка договора № 2020.27427. 09.12.2020 договор направлен для подписания АО «ПО Альфа-металл», с соблюдением требований пункта 20.2.8 Положения. На основании пункта 4.22.9 (1) документации о закупке, пункта 20.2.12 Положения: лицо, с которым заключается договор, в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения проекта договора направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора, то есть не позднее 16.12.2020.

АО «Сигнал» еще в течение 3 (трех) рабочих дней с 17.12.2020 по 21.12.2020 оставляло возможность за АО «ПО Альфа-металл» направить, подписанный со своей стороны, проект договора. Данной возможностью АО «ПО Альфа-металл» не воспользовалось. 22.12.2020 закупочная комиссия по осуществлению закупок, товаров, работ, услуг АО «Сигнал» признала участника закупки АО «ПО Альфа-металл» уклонившимся от подписания договора, так как АО «ПО Альфа-металл» не предоставило в установленные документацией о закупке сроки, подписанный договор, что является основанием для признания данного участника уклонившимся от подписания договора на основании пункта 4.22.18 (1) документации о закупке. Протокол об уклонении участника закупки от подписания договора №1117 от 22.12.2020 размещен АО «Сигнал» в ЕИС и на ЭТП 22.12.2020.

Согласно пункту 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Согласно пункту 41 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) нарушение участником закупки своих обязательств, при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения, не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.

По мнению Челябинского УФАС России, в данном случае, АО «ПО Альфа-металл», добросовестно заблуждалось относительно исчисления сроков подписания договора, неправильно истолковывая требования Закона о закупках и не принимая во внимание сроки, установленные положениями документации о закупке.

Из пояснений, представленных АО «ПО Альфа-металл», усматривается, что общество намеревалось подписать договор в срок до 31.12.2020, а также имело в наличии необходимую продукцию для исполнения договора. Кроме того, 25.12.2020 АО «ПО Альфа-металл» после телефонных переговоров с Заказчиком приняло меры по направлению последнему по электронной почте, подписанного договора в бумажном виде.

Принимая во внимание пояснения АО «ПО Альфа-металл» и АО «Сигнал», представленные доказательства, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о невозможности принятия решения о включении АО «ПО Альфа-металл» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь положениями Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, положениями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках».

РЕШИЛА:

Направить в Федеральную антимонопольную службу заключение об отсутствии оснований для включения АО «ПО Альфа-металл» в реестр недобросовестных поставщиков.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны