Акт внеплановой камеральной проверки №АК/14852/22 решение от 29 ноября 2022 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

10

 

решение

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО «ТОЧКА НЬЮС»
620014, г. Екатеринбург, ул. Рощинская, 31, оф. 270

МБУ «Эксплуатация внешних инженерных сетей г. Челябинска»
454008, г. Челябинск, Комсомольский пр., д. 4

Управление муниципальных закупок Администрации г. Челябинска
454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, д. 32

 

ООО «РТС-Тендер»
121151, г. Москва, Набережная Тараса Шевченко, д. 23А, эт. 25, пом. № 1

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/99-3056/2022 (№ 245-ВП/2022)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 24 ноября 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 29 ноября 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

 

руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), на основании поступившего обращения Информационного Агентства «Точка Ньюс» провела внеплановую проверку по соблюдению законодательства о контрактной системе при осуществлении открытого конкурса в электронной форме 22-96800Э Выполнение работ по архитектурно-художественной подсветке на мостовых сооружения г. Челябинска (извещение № 0169300000122000765) (далее – конкурс, закупка),

при участии в заседании Комиссии:

до перерыва:

- представителей МБУ «Эксплуатация внешних инженерных сетей г. Челябинска» (далее — заказчик) <...>, действующих на основании доверенностей от 28.10.2022 3 35Д, от 27.07.2022 № 19Д;

- представителей Управления муниципальных закупок Администрации г. Челябинска (далее – уполномоченный орган) <...>, действующих на основании доверенностей от 22.12.2021 № 30, от 17.12.2021 № 28, от 08.01.2022 № 7;

- представителя Информационного Агентства «Точка Ньюс» (далее – заявитель) <...>, действующей на основании доверенности от 07.11.2022 № 15;

после перерыва:

- представителей МБУ «Эксплуатация внешних инженерных сетей г. Челябинска» (далее — заказчик) <...>, действующих на основании доверенностей от 28.10.2022 3 35Д, от 27.07.2022 № 19Д;

- представителей Управления муниципальных закупок Администрации г. Челябинска (далее – уполномоченный орган) <...>, действующих на основании доверенностей от 22.12.2021 № 30, от 17.12.2021 № 28, от 08.01.2022 № 7;

в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Согласно представленным документам 29.06.2022 объявлено о проведении конкурса путем опубликования в единой информационной системе в сфере закупок извещения0169300000122000765 об осуществлении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта – 44 500 000,00 рублей.

На дату заседания Комиссии контракт по итогам закупки заключен.

Как следует из содержания обращения (от 31.10.2022 № 14417-ЭП/22), заявитель указывает на следующее:

1. Открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ, оказание услуг проводился без поставляемого товара, то есть бюджетные средства оплачены подрядчику исключительно за «выполнение работ по архитектурно-художественной подсветке на мостовых сооружениях г. Челябинска», сама архитектурно-художественная подсветка, стоимость которой как ТМЦ составляет, очевидно, основную стоимость контракта, скорее всего, даже не принята на баланс муниципалитета, поскольку объявленной стоимости не имеет, в проектно-сметной документации стоимость не отражена.

Заявителю неясно по какой причине контракт, заключенной по итогам закупки, начальная (максимальная) цена которой превышает 35 млн. руб., является поименованным договором на выполнение монтажных работ (договором подряда), хотя фактически предмет договора однозначно смешанный: договор поставки дорогостоящих световых конструкций и их последующего монтажа, причем стоимость априори монтажа кратно ниже стоимости закупки. По мнению заявителя, подмена типа договора (со смешанного или договора поставки на договор подряда) связана с целью ухода заказчика и исполнителя от гарантийных обязательств применительно к световым конструкциям, их сертификации.

2. Как следует из Приложения к конкурсной документации (требования к составу заявки): «Предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки - не предусмотрено»; «Предложение участника открытого конкурса в электронной форме о расходах на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ — не предусмотрено». Что именно установлено на Свердловском проспекте, кто отвечает за эксплуатацию и ремонт этого «нечто» за 15 млн. руб., установить не представляется возможным. Как и на иных объектах, входящих в объект закупки.

3. Что именно «упало в реку» также установить не представляется возможным, поскольку конструкция не поставлена на баланс, соответственно, ее нельзя «украсть», как нельзя «украсть» предмет контракта – работы и услуги.

При этом, несмотря на тот факт, что данный участок по периметру окружен камерами наблюдения (Союзпищепром, Мегаполис и Колесо обозрения, камеры Интерсвязи, ситуационные камеры ГИБДД), ни одна из камер не зафиксировала момент «кражи» части конструкций. Отсутствует информация о подаче МБУ «ЭВИС», Администрацией г. Челябинска заявления в ГУ МВД РФ по Челябинской области о краже материальных ценностей.

Администрацией г. Челябинска не предоставлено средствам массовой информации ни одного доказательства, подтверждающего факт кражи указанных конструкций, а не их «падения» в реку Миасс (поломки) в результате некачественно выполненных работ по монтажу конструкций, дефектов самих конструкций (несоответствия ветровой нагрузке и пр.).

Если утверждение о «краже» конструкций является голословным, не подтвержденным доказательствами, по какой причине ООО «Компания ОМЕГА» не предъявлены претензии в порядке пункта 6.2. заключенного контракта (гарантийные обязательства).

4. В требованиях к исполнителям закупок заявителю не удалось найти требование о наличии у них лицензии на электро-пожарную безопасность, высотные работы и пр., несмотря на то, что указанные работы в рамках реализации контрактов однозначно их требуют.

5. В обращении (от 01.11.2022 № 14444-ЭП/22) заявитель указывает на наличие вертикального сговора при осуществлении рассматриваемой закупки, отмечает, что авторами электронных документов, размещенных в качестве приложений к извещению, являются сотрудники уполномоченного органа, а также отмечает, что иллюстрации, размещенные заказчиком при описании объекта закупки, свидетельствуют об изображении на них готовой архитектурной-художественной подсветки, смонтированной до заключения контракта.

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами обращения не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали и указали следующее.

1. Контракт, заключенный по итогам осуществления закупки на выполнение работ по архитектурно-художественной подсветке на мостовых сооружения г. Челябинска, является подрядным договором, не включает в себя элементы договора поставки, не носит смешанного характера, регулируются положениями главы 37 ГК РФ «Подряд».

Согласно пункту 6.2 указанного контракта гарантия на выполненные подрядчиком работы, на приобретенные и установленные материалы, оборудование и конструкции составляет 24 (двадцать четыре) календарных месяца со дня подписания заказчиком документа о приемке. Также наличие необходимых сертификатов на устанавливаемые элементы конструкции предусмотрено пунктами 4.3.1, 5.2 контракта и является частью исполнительной документации подрядчика.

По факту кражи световых элементов комплекта конструкций декоративного светодинамического оформления моста на Свердловском проспекте подано заявление в Отдел полиции «Центральный» УМВД России по городу Челябинску для установления виновных лиц и привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Виновные лица на данный момент на основании поданного заявления не установлены.

2. Смонтированные в ходе исполнения контракта конструкции поставлены на баланс МБУ «ЭВИС» в соответствии с требованием Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», а также с учетом требований Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и включены в реестр муниципального имущества Челябинской области.

3. Требования к участникам закупки, предъявляемые заказчиком, регламентируются статьей 31 Закона о контрактной системе. Так, работы, являющиеся предметом контрактов, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не подлежат обязательному лицензированию, следовательно, устанавливать требование о наличии лицензии к участникам закупок неправомерно.

4. Иллюстрации, включенные в Приложение № 1 к извещению, взяты заказчиком из Концепции праздничного зимнего оформления Челябинска на 2023 год, разработанной Управлением по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска и утвержденной главным архитектором.

Кроме того, представители уполномоченного органа пояснили, что статьей 26 Закона о контрактной системе определены порядок и условия проведения централизованных закупок, а также определены органы, на которые могут быть возложены полномочия по проведению такой закупки.

При централизованной модели создается уполномоченный орган в пределах города, который наделяется соответствующими полномочиями по централизации закупок и осуществляет закупки в пользу заказчика.

Управление муниципальных закупок является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Челябинска, уполномоченным на осуществление функций, в том числе по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков города Челябинска.

Порядок регулирования отношений в контрактной системе города Челябинска (далее - Порядок) утвержден постановлением Администрации города Челябинска от 31.12.2013 № 279-п «Об утверждении Порядка регулирования отношений в контрактной системе города Челябинска».

Заказчики в целях обеспечения уполномоченным органом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) представляют в уполномоченный орган в электронной форме заявку на осуществление закупки в порядке и по форме, установленными уполномоченным органом, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной систем, обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе, проект контракта.

Уполномоченный орган в целях определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании заявки на осуществление закупки включает в извещение об осуществлении закупки информацию, предусмотренную частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и электронные документы, предусмотренные частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Конструкция части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе допускает формирование указанных в ней электронных документов уполномоченным органом, а именно уполномоченным органом для заказчиков города Челябинска разработаны требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.

Кроме этого, уполномоченным органом разработана типовая форма «Приложение к Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению», которая размещена для заказчиков города Челябинска в закрытой части муниципальной информационной системы в сфере закупок города Челябинска.

 

Изучив представленные документы и материалы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

 

1. В силу пунктов 1, 3, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

- проект контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки может включать в себя эскизы результата работ.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.

С учетом изложенного, в силу части 1 статьи 12, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к товарам (работам, услугам).

Объектом рассматриваемой закупки являются выполнение работ по архитектурно-художественной подсветке на мостовых сооружения г. Челябинска.

Описание объекта закупки заказчиком установлено в Приложении № 1 к извещению о проведении конкурса «Техническое задание».

Так, пунктом 5 Технического задания установлено, что выполнение работ по монтажу конструкций производится в соответствии с ведомостью объемов работ (приложение № 3 Технического задания), адресной программой (приложение № 1 технического задания) и требованиями к значениям показателей (характеристик) материалов, используемых при выполнении работ (приложение № 2 технического задания).

Согласно ведомости (Приложение № 3 технического задания) в объем работ включаются:

- монтаж комплекта светодинамического оформления мостов;

- пуско-наладочные работы.

Приложение № 2 Технического задания «Требования к значениям показателей (характеристик) материалов, используемых при выполнении работ», помимо эскизов, позволяющих определить внешний вид изделий, соответствующий потребности заказчика, устанавливают требования к габаритным размерам, мощности комплектов светодинамического оформления мостов, требования к световым элементам (трубки, шары, светодиодный шнур, гирлянда и т.д.), к крепежным элементам, к материалам каркаса (алюминиевые трубы, полосы, прутки), к стальным полосам и трубам, требования к тросовой системе, к системе управления светом и прочее.

Необходимо отметить, что в соответствии с Письмом ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)», по мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в извещении о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Таким образом, требования к качественным характеристикам материалов, используемых при выполнении работ, установлены заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества материалов и надлежащего исполнения подрядчиком обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.

Приложением № 3 к извещению о проведении электронного конкурса является проект контракта.

Согласно пункту 1.1. проекта контракта «Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по архитектурно-художественной подсветке на мостовых сооружениях г. Челябинска. Заказчик обязуется принять надлежаще выполненные работы и оплатить их в порядке и сроки, установленные настоящим контрактом».

Пунктами 2.2 и 2.3 контракта предусмотрены сроки начала и окончания выполнения работ.

В соответствии с пунктом 3.1 проекта контракта стоимость подлежащих выполнению подрядчиком работ по контракту составляет _______ (_________) рублей ____ копейки, в том числе НДС - (__%) _________ рублей ___ копеек / НДС не облагается (Указывается в случае, если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации плательщиками НДС), согласно Расчета цены контракта (Приложение № 2 Контракта)..

Пунктом 3.2 проекта контракта предусмотрено, что в цену контракта включены все расходы, связанные с выполнением работ, стоимость материалов и оборудования, перевозка, страхование, уплата таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, возникших в ходе исполнения контракта.

Приемка выполненных работ осуществляется сторонами в соответствии с Ведомостью объемов работ (пункт 5.2. проекта контракта).

Разделом 4. проекта контракта установлены права и обязанности сторон, в том числе:

Заказчик обязан:

- сообщать в письменной форме подрядчику о недостатках, обнаруженных в ходе выполнения работ;

- осуществлять контроль за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика;

- оплачивать фактически и надлежащим образом выполненные подрядчиком работы на условиях настоящего контракта.

- по окончании выполнения подрядчиком работ организовать и осуществить приемку их результата.

Подрядчик обязан:

- выполнить работы надлежащим образом по цене, в срок, с объемом и качеством, с применением материалов, оговоренными условиями настоящего контракта.

- выполнить работы (из своих материалов, своими силами и средствами) в соответствии с условиями контракта, Техническим заданием (Приложение № 1 к Контракту), расчетом цены контракта (Приложение №2 к Контракту). Подрядчик самостоятельно доставляет на объекты необходимые материалы, оборудование, изделия.

- обеспечивать представителям заказчика возможность контроля над ходом выполнения работ, качеством используемых материалов, в том числе беспрепятственно допускать представителей заказчика на объект, представлять по требованию отчеты о ходе выполнения работ, исполнительную документацию (в т.ч. сертификаты, паспорта на изделия и их элементы, журналы работ и входного контроля (при необходимости)).

Заказчик имеет право:

- не оплачивать некачественно выполненные подрядчиком работы в случае невыполнения последним п.1.1, настоящего контракта.

- провести экспертизу выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно статье 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Пунктом 1 статьи 703 ГК РФ предусмотрено, что договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.

В соответствии с пунктом 1 статьи 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.

Контракт, заключенный по итогам конкурса, содержит такие признаки подрядного договора, как единство работы и ее результата, где определяющим элементом является работа, которой стороны по контракту придают основную правовую и фактическую нагрузку.

Кроме того, контракт содержит существенные условия договора подряда: сроки начала и окончания работ, порядок сдачи и приемки результата выполненных работ.

Более того, условия контракта затрагивают не только результат работ, но и процесс их выполнения, в том числе процесс изготовления комплектов светодинамического оформления мостов, который заказчик в силу статьи 715 ГК РФ, пунктов 4.1.3, 4.3.6, 4.3.8, 4.3.9 контракта вправе контролировать.

В рассматриваемом случае подрядный контракт включает в себя изготовление индивидуально-определенных изделий с характеристиками, установленными заказчиком в приложении к Техническому заданию.

Согласно пункту 3 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Однако рассматриваемый контракт не содержит условий о сроке и порядке поставки товара, цене за единицу товара, о порядке приемки товара по количеству и качеству, а также не включает в себя информацию о первичных документах бухгалтерского учета (товарные накладные, доверенности на получение товара, акт приема-передачи, счет-фактура и т.п.).

С учетом изложенного, контракт, заключенный по итогам осуществления закупки, является подрядным договором, не включает в себя элементы договора поставки, не носит смешанного характера, регулируется положениями главы 37 ГК РФ «Подряд».

 

2. В силу статьи 722 ГК РФ в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве. Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на все, составляющее результат работы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 724 ГК РФ если иное не установлено законом или договором подряда, заказчик вправе предъявить требования, связанные с ненадлежащим качеством результата работы.

Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

Разделом 6 проекта контракта предусмотрены гарантийные обязательства.

Так, согласно пункту 6.2. проекта контракта подрядчик должен гарантировать заказчику качество выполненных работ, а именно: гарантия на выполненные подрядчиком работы, на приобретенные и установленные материалы, оборудование и конструкции - 24 (Двадцать четыре) календарных месяцев со дня подписания заказчиком документа о приемке.

При этом, если гарантийный срок, установленный ГОСТ, изготовителем или поставщиком материалов, конструкций, изделий, оборудования, используемых при выполнении работ, превышает срок, указанный в пункте 6.2 контракта, то для таких материалов, конструкций, оборудования или иных вещей, гарантийный срок считается равным гарантийному сроку, установленному ГОСТ, изготовителем или поставщиком (пункт 6.3 проекта контракта).

Пунктом 4.3.1 проекта контракта предусмотрена обязанность подрядчика гарантировать качество используемых материалов, наличие сертификатов, технических паспортов и иных документов, удостоверяющих их качество, и по требованию заказчика предоставлять ему эти документы.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Технического задания работы по монтажу должны проходить в строгом соответствии с требованиями нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, в том числе регламентирующих требования к благоустройству Челябинска, с соблюдением «СП 20.13330.2016 Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85* (с Изменениями № 1, 2, 3)». Работы по монтажу материалов должны проходить в строгом соответствии с требованиями нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, в том числе регламентирующих требования к благоустройству Челябинска, с соблюдением «СП 76.13330.2016 Электротехнические устройства. Актуализированная редакция СНиП 3.05.06-85»; Федеральным законом от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; «СП 70.13330.2012 Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87 (с Изменениями № 1, 3, 4)», утвержденный приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) от 25 декабря 2012 г. № 109/ГС; «СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95* (с Изменениями № 1, 2)», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. № 777/пp.

Используемые материалы, оборудование и выполняемые работы должны соответствовать расчетам на максимальные ветровые нагрузки в данном регионе, установленные строительными нормами и правилами «СП 20.13330.2016 Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85* (с Изменениями № 1, 2, 3)», утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 декабря 2016 г. № 891/пр.

С учетом изложенного, проект контракта содержит гарантийные обязательства сторон, а также обязательства сторон по соблюдению требований нормативных правовых актов и нормативно-технических документов при применении материалов и производстве работ.

 

3. В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Как следует из доводов обращения, заказчиком при осуществлении закупки не установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на «электро-пожарную безопасность, высотные работы и пр.».

Статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определены виды деятельности, подлежащие лицензированию.

Представители заказчика возразили на доводы заявителя и указали, что работы, входящие в объект закупки, не подлежат лицензированию.

При этом в силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Следовательно, при отсутствии требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки, заказчик не вправе устанавливать требования к специальной правоспособности участников закупки.

Более того, в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки требований к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работы, являющейся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Необходимо отметить, что заказчиком в качестве условий исполнения контракта предусмотрены обязательства подрядчика в части привлечения к исполнению работ, указанных в контракте, только квалифицированных рабочих, имеющих соответствующий разряд и прошедших медицинское освидетельствование в случаях, установленных правовыми актами РФ для данных видов работ (пункты 4.3.15, 4.3.17 контракта).

 

4. В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентным способом является открытый конкурс в электронной форме.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки при проведении конкурса заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Как следует из Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (Приложение № 4 к извещению об открытом конкурсе) заказчиком установлены такие критерии оценки, как цена контракта и квалификация участников закупки.

При этом критерии оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» и «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» не предусмотрены извещением об осуществлении закупки, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе и Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604.

 

5. Как следует из содержания обращения, заявителю неясно, каким образом конструкции светодинамического оформления мостов будут поставлены на баланс муниципалитета, если стоимость каждой конструкции отдельно не объявлена, включена в стоимость монтажа.

Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что смонтированные в целях исполнения контракта конструкции поставлены на баланс МБУ «ЭВИС» в соответствии с требованием Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», а также с учетом требований Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и включены в реестр муниципального имущества Челябинской области. В качестве подтверждения в материалы дела представлены инвентарные карточки учета.

Кроме того, представители заказчика отметили, что при определении первоначальной стоимости изделий светодинамического оформления мостов учтены затраты по договору на разработку рабочей документации № КО-69/22 от 01.06.2022 с ООО СК ВЕКТОР в размере 150000,00 рублей и по контракту на монтаж изделий светодинамического оформления мостов № 0169300000122000765 от 01.08.2022 с ООО «КОМПАНИЯ ОМЕГА» в размере 35 600 000, 00 рублей. Обусловлено это тем, что при признании в бухгалтерском учете объекты основных средств оцениваются по первоначальной стоимости, которой считают сумму капитальных вложений в соответствующий объект (пункт 12 ФСБУ 6/2020, пункт 18 ФСБУ 26/2020). К капитальным вложениям относят фактические затраты на приобретение основных средств, их приведение в состояние и местоположение, необходимые для использования (пункт 9 ФСБУ 26/2020, пункты 6, 7 Информационного сообщения Минфина России от 03.11.2020 № ИС-учет-28).

Таким образом, в бухгалтерском и налоговом учете в первоначальную стоимость объекта, признаваемого основным средством, включаются все расходы, непосредственно связанные с сооружением объекта основных средств.

Комиссия антимонопольного органа обращает внимание заявителя, что в соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В силу части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27.02.2020 № 208 утвержден федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Планирование проверок, ревизий и обследований», согласно подпункту «о» пункта 13 которого к типовым темам плановых контрольных мероприятий относится проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденный Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235, устанавливает правила проведения плановых и внеплановых проверок, ревизий и обследований, а также порядок оформления их результатов в рамках реализации органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля полномочий по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

С учетом изложенного, ревизия финансово-хозяйственной деятельности заказчика относится к полномочиям органов внутреннего муниципального финансового контроля.

Подпунктом 7 пункта 12 Распоряжения Администрации города Челябинска от 03.10.2018 № 11226 предусмотрено, что Контрольно-ревизионное управление Администрации города Челябинска проводит плановые и внеплановые проверки в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом о контрактной системе отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Из содержания обращения следует, что обращение заявителем направлено, в том числе Контрольно-ревизионному управлению Администрации города Челябинска, которое является органом внутреннего муниципального финансового контроля и осуществляет контроль в сфере закупок, предусмотренный, в том числе частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Кроме того, относительно доводов заявителя о целевом характере использования бюджетных средств, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что вопросы целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на осуществление закупок подведомственны в силу части 1 статьи 98 Закона о контрактной системе контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и контрольно-счетным органам муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях).

Таким образом, проверка целесообразности расходования бюджетных средств не входит в полномочия антимонопольных органов.

 

6. Относительно доводов заявителя, касающихся кражи конструкции, установленной на Свердловском мосту, представители заказчика пояснили, что по данному факту подано заявление в Отдел полиции «Центральный» УМВД России по городу Челябинску для установления виновных лиц и привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В качестве подтверждения в материалы дела представлена копия заявления МБУ «ЭВИС» от 18.10.2022.

Представители заказчика отметили, что виновные лица на данный момент на основании поданного заявления не установлены, равно как и обстоятельства случившегося. В связи с чем не представляется возможным предъявление гарантийных обязательств, предусмотренных пунктом 6.2 контракта.

 

7. Доводы заявителя относительно того, что иллюстрации, размещенные заказчиком при описании объекта закупки, свидетельствуют об изображении на них готовой архитектурно-художественной подсветки, смонтированной до заключения контракта, опровергаются представленными в материалы документами и сведениями.

Так, заказчиком на заседание Комиссии представлена «Концепция праздничного зимнего оформления Челябинска 2023», разработанная Управлением по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска, содержащая иллюстрации светодинамического оформления мостов, которые применены заказчиком при описании объекта рассматриваемой закупки.

Необходимо отметить, что «Концепция праздничного зимнего оформления Челябинска 2023» и эскиз светодинамического оформления моста по Свердловскому проспекту, включенный заказчиком в описание объекта закупки, содержат изображение набережной реки Миасс до выполнения работ по ее реконструкции. Следовательно, сделать вывод о том, что на эскизах заказчика изображена смонтированная до заключения контракта архитектурно-художественная подсветка, не представляется возможным.

 

8. Относительно доводов обращения, касающихся наличия вертикального сговора при осуществлении закупки, Комиссия антимонопольного органа отмечает следующее.

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции), если:

1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;

2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

Согласно пункту 19 статьи 4 Закона о защите конкуренции «вертикальное» соглашение - соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар.

Исходя из пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции антимонопольный запрет «вертикальных» соглашений относится к добровольным договоренностям, достигнутым между продавцом и покупателем товара в связи с существующими между ними гражданско-правовыми отношениями (пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).

Согласно Разъяснениям № 2 Президиума ФАС России «Вертикальные» соглашения, в том числе дилерские соглашения», утвержденными протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3 «вертикальные» соглашения обеспечивают перемещение товара в цепочке от производителя к конечному потребителю.

«Вертикальные» соглашения представляют собой соглашения между хозяйствующими субъектами, находящимися на различных уровнях технологического цикла, содержащие условия, в соответствии с которыми такие хозяйствующие субъекты будут осуществлять приобретение, продажу или перепродажу определенных товаров или услуг.

В рассматриваемом случае заказчик осуществляет закупку работ для удовлетворения муниципальных нужд без целей дальнейшей перепродажи результата работ.

В обращении заявителя отсутствуют данные, указывающие на осуществление заказчиком и участником конкурса действий, указанных в пунктах 1, 2 части 2 статьи 11, статьях 16, 17 Закона о защите конкуренции.

Необходимо отметить, что указанные обстоятельства нашли отражение в ответе Челябинского УФАС России, направленном ранее в адрес заявителя письмом 07.11.2022 № АК/13775/22.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

 

 

РЕШИЛА:

 

Доводы обращения не находят своего подтверждения на заседании Комиссии.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

2022-16063

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
Управление муниципальных закупок Администрации г. Челябинска
ИНН 7453157348, ОГРН 1067451014135
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО «ТОЧКА НЬЮС»
ИНН 6679109930, ОГРН 1176658076495
МБУ "ЭВИС"
ИНН 7448164942, ОГРН 1137448011470